
Сборочное производство телематического оборудования для спутникового мониторинга и контроля запустили с начала года. Такие системы мониторинга становятся обязательными для российского автотранспорта. Хотя у «Кванта» был только один крупный заказчик (7000 модулей предназначалась «Ростелекому» для оснащения корпоративного транспорта), но на предприятии планировали расширяться, работать с автопроизводителями, участвовать в конкурсах госструктур и вести собственные разработки. Однако в октябре «Ситроникс-Н», дочерней компанией которого является «Квант», принял решение свернуть производство.
История «Кванта» началась в 80-х годах, когда завод выпускал советские компьютеры ДВК и УКНЦ. В 90-х он сотрудничал с IBM по сборке персональных компьютеров, а в «нулевых» стал объектом ряда рейдерских захватов, после чего хозяевами предприятия стали АФК «Система» и концерн «Ситроникс» — а сам завод сделался единственным производителем отечественной потребительской техники, которая выходила под брендом Sitronics: здесь делали ЖК-экраны и телевизоры, а «последним из могикан» был смартфон-коммуникатор с доступом в интернет. В 2008 году сборочные линии сильно пострадали от пожара, длительные проблемы с рентабельностью привели к тому, что производство было остановлено, весь персонал сокращен.
Площади «Кванта» отдали в аренду — зачастую совершенно непрофильным бизнесам, в связи с чем название завода всплывало чаще в уголовных сводках, чем в деловых новостях. В 2012 году «Квант» был задействован для масштабной, но кратковременной сборки программно-аппаратных комплексов видеонаблюдения к президентским выборам, после чего опять последовала пауза.
Ставка на телематику
О планах по организации на «Кванте» выпуска телематического оборудования стало известно в конце прошлого года, когда московская компания «М2М телематика», также принадлежащая холдингу АФК «Система» заявила о намерении расширять производство с участием Зеленограда (профиль компании — транспортная телематика, спутниковая навигация ГЛОНАСС, комплексные системы спутникового мониторинга и управления транспортом). В итоге «Квант» заработал самостоятельно, в тесной кооперации с «М2М Телематика» и компанией «Навигационно-информационные системы» («НИС ГЛОНАСС»), системным интегратором крупных проектов внедрения спутниковых технологий ГЛОНАСС в России, еще одним представителем бизнеса АФК «Система».
С начала 2014 года «Квант» приступил к изготовлению телематических модулей «КУРС 7» опытными партиями, а затем и серийно. «ГЛОНАСС мониторинг транспорта, контроль работы персонала, полное спутниковое слежение за автомобильными средствами вплоть до измерения уровня топлива в баке автомобилей и определения показаний многих других датчиков, входящих в состав аппаратно-программного комплекса систем мониторинга транспорта — это только часть возможностей абонентских терминалов КУРС 7», — сообщается на обновлённом сайте компании.



Собственное производство «Кванта» заняло лишь небольшую часть площадей завода — на нём работали около 30 человек, которых набрали в Зеленограде. Запуск нового производства осуществили за счет доходов «Кванта» от арендной деятельности. Сборочный цех действовал в кооперации с рядом других зеленоградских предприятий, в частности, модули ГЛОНАСС поставляла дочерняя структура «Микрона», но в основном компонентную базу для сборки «Курсов» закупали в Юго-Восточной Азии — на «Кванте» собирал из плат готовые изделия, проводили их тестирование и разрабатывали программное обеспечение. До конца 2014 года планировалось запустить и собственный цех поверхностного монтажа печатных плат, приобретя одну из компаний-арендаторов «Кванта» с таким профилем.






На заводе действовал свой отдел разработки и коммерческий департамент, который занимался самостоятельной работой с рынком гражданской продукции, в том числе и с конечными клиентами: уже шли совместные конструкторские работы с отечественным автопроизводителем «Соллерс» по встраиванию телематических модулей в выпускаемые автомобили.
«Квант» успел поучаствовать и в опытно-конструкторских разработках МВД на персональный трекер для полицейских, с помощью которого предполагалось с точностью до 0,6 метра отслеживать, где находится сотрудник полиции и как он движется по маршруту патрулирования. «Если в этот трекер будет поставлен гироскоп или какие-то датчики, можно будет следить за другими параметрами — вплоть до подключения датчика к пульсу полицейского», комментировали специалисты «Кванта».




В мае-июне 2014 производство «Кванта» получило положительное заключение «Транснефти» — «НИС» уже два года реализуют для этой компании проект в области мониторинга корпоративного транспорта, и предполагалось, что «Квант» может попасть в состав участников будущего тендера на поставку телематической продукции, но «Транснефть» его так и не провела.
На Дне города в Зеленограде «Квант» выступал одним из генеральных спонсоров «Научного городка«, выставки детского и молодежного научно-технического творчества. Завод представил там свой стенд с демонстрацией действующей сети телематических спутниковых модулей серии «КУРС 7»: система мониторинга и управления транспортом работала на примере автопарка зеленоградского такси «Автосфера». Автомобили такси были оснащены терминалами «КУРС 7», и все гости праздника могли следить за их местоположением в режиме реального времени на мониторе, а также на экранах собственных мобильных устройств, подключаясь к системе через специальный интернет-портал.

«Следующим шагом мы планируем освоить проект «12 тонн» и тахографы для коммерческого транспорта, — рассказывали Zelenograd.ru на «Кванте». — В июне прошлого года принято постановление Правительства РФ, по которому все автомобили массой более 12 тонн, которые пользуются дорогами федерального значения в России, должны будут оснащаться определенными средствами контроля за их передвижениями по федеральным трассам с целью взимания потом определенных средств. Подсчитано, что такие автомобили очень сильно амортизируют дороги. А тахографы — это устройства контроля труда и отдыха водителей, которые стали обязательными для транспорта с апреля 2013 года».
Еще одним проектом будущего могла стать «ЭРА-ГЛОНАСС», общероссийская система экстренного реагирования при авариях, для неё на «Кванте» уже разработали свои модули.
Но в октябре, неожиданно для сотрудников «Кванта», на предприятии прошла аудиторская проверка, после чего производство было свёрнуто, а персонал уволен.
Когда рынок оживёт
В «Ситроникс-Н» это объяснили отсутствием спроса и, в частности, запросов на масштабные поставки: «На текущий момент рынок не демонстрирует потребности в больших партиях телематического оборудования. Крупные проекты в области телематики в 2014 году практически отсутствовали. Это связано как с изменением экономической ситуации в стране, так и со сменой приоритетов проектов, реализуемых государством», — пояснил Zelenograd.ru Андрей Андреев, директор по коммуникациям «Ситроникс-Н».
По мнению Андреева, в настоящий момент рыночные перспективы телематики в России выглядят достаточно зыбко: так, «ЭРА-ГЛОНАСС», который можно было бы считать одним из ближайшим проектов-стимулов для развития рынка телематических терминалов, покажет себя в полной мере только через три-четыре года — оснащению телематикой подлежат с 2015 года только новые модели автомобилей, поставляемые в Россию. При этом есть сведения, что большинство автопроизводителей планируют самостоятельно производить и устанавливать устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» на те модели, производство которых начнется в 2015 году.
«В случае изменения экономической ситуации в стране и возобновления проектной деятельности в сфере телематики производство автомобильных треккеров на площадях «Кванта» будет продолжено», — заявил Андреев.
Текст: Елена Панасенко, фото: Ивана Тимофеева
На фотографии 10 - сборка стола того же принтера.
Не глонасс...
Кстати, от сборки принтеров на Кванте тоже пришлось отказаться.