2
«Школа новых технологий» в Зеленограде: планшеты, микроскопы и лингафонный кабинет 08.10.2014 ZELENOGRAD.RU
В школе 1353 с углубленным изучением английского языка продемонстрировали технические новинки, полученные после победы на московском конкурсе «Школа новых технологий». Оборудование поступило недавно, но его уже используют на уроках в начальных классах и для старшеклассников — в преподавании иностранных языков и биологии, традиционно сильных школьных направлений.

Биология

«Раньше нам давали совсем другие лабораторные наборы, наверное, еще советские… В новых больше препаратов, совсем другие стёкла — более прочные, их легче мыть. А вот световые микроскопы у нас уже были, они вполне современные. Я занимаюсь в профильной группе по биологии, собираюсь поступать во „второй мед“ — конечно, мне всё это нужно и интересно. Вот, посмотрите в окуляр, теперь всё готово — видите, как теперь выглядят клетки? Это и есть процесс плазмолиза!» — Мы сидим за партой и негромко переговариваемся на уроке, пока учитель объясняет что-то у доски, совсем как школьники.

На самом деле школьник из нас двоих только один, 11-классник Саша, у которого проходит дополнительный час углубленного изучения биологии в профильной группе. Сегодня этот час отдан «мастер-классу», ребята и Марина Дмитриева, учитель биологии школы 1353, принимают уже третью группу гостей — зеленоградских родителей, представителей образования и управ, журналистов. Школа проводит «семинар для общественности» по информационным образовательным технологиям, которые появились благодаря проекту «Школа новых технологий».

«В современной школе стало гораздо интереснее работать с появлением интернета, — рассказывает преподаватель, а ученики в это время выполняют лабораторную работу. — У нас на школьном сервере уже много дистанционных курсов учителей, я разработала такие курсы для всех параллелей с пятого по одиннадцатый класс. Цифровые ресурсы беру из коллекций в интернете, нахожу учебные фильмы по биологии на Youtube на русском и английском языке. Ребята открывают курс в интернете, находят определенный урок — сегодня это урок „Плазмолиз и деплазмолиз“ — и поэтапно его проходят. А еще в каждом курсе есть новостной форум, через который я переписываюсь с детьми, пишу объявления о конкурсах, турнирах, олимпиадах по моему предмету, предлагаю им экскурсии. Мне удобно держать ребят в курсе всех событий, например, сообщить им о юбилее Московского зоопарка и о программе этого праздника».

Учитель биологии Марина Дмитриева — о работе с учениками с помощью интернет-технологий

Школа закупила и комплекты датчиков по биологии и физиологии с обучающими программами — компания Polymedia, поставщик цифровых датчиков PASCO, провела их презентацию «на родителях», которые поучаствовали в лабораторной работе «Ощущение и измерение температуры». Помимо температурного датчика в комплектах для учеников и для учителя есть датчик частоты сердцебиения, датчик углекислого газа для изучения фотосинтеза и ряд других, а сами лабораторные работы — это программы на ноутбуках, к которым подключаются датчики: сразу можно увидеть график измерений, ответить на вопросы урока и отправить отчёт учителю.

Пример лабораторной работы с датчиками

Набор датчиков PASCO

Использование датчика температуры

Датчик углекислого газа

Английский язык

В новом, только что полученном лингафонном кабинете работает другой педагог, Ирина Баронина, и группа старшеклассников — у группы физико-математический профиль и три урока английского в неделю.

«О такой лингафонной лаборатории я мечтала все годы своей работы учителем! — восхищается Баронина. — Программа потрясающая, я уже ею овладела, хотя я вовсе не учитель информатики. Она позволяет подключать 15 ноутбуков и работать со всеми ученикам вместе или по индивидуальным заданиям. Можно пообщаться в режиме обсуждения, можно „подслушать“ каждого говорящего, используя наушники и микрофон, при этом остальные продолжают работать — например, в группе из 14 человек нужно опросить всех на выполнение домашнего задания, в обычном режиме я буду заниматься этим весь урок, а с помощью этой программы могу опросить всех одновременно за 15 минут, и мы пойдём дальше. Часто надо давать ученикам разные заданиями, например, у кого-то „западает“ аудирование, и он отрабатывает его в программе, а у другого грамматика, и он занимается со мной. Дети разные, с разными темпами работы, и программа позволяет работать с учениками очень гибко. Кроме того, лингафонная тренировка очень важна и для подготовки к новой части ЕГЭ по иностранным языкам — „говорению“: ребята могут позаниматься здесь, чтобы снять стресс и поднатореть в этом».

Таких лингафонных классов школа 1353 получила два, второй размещен в другом школьном здании — в нём занимаются начальные классы. До этого для лингафонных занятий пользовались компьютерным классом школы, который теперь освободился от этой нагрузки, так что выгода получилась двойная.

Тема урока «Автобусная экскурсия по Британии»: ребята смотрят на ноутбуках видеоролик на английском языке, прослушивая звук через наушники, а потом кратко отвечают на вопросы, наговаривая ответы в микрофон

Учитель прослушает все ответы и поставит оценки

Поначалу в классе стоит тишина, а потом все ученики одновременно начинают говорить, причем техника позволяет им не мешать друг другу, а учителю — быстро проверить работу каждого, не опрашивать всех по очереди

Начальная школа

Здесь появились интерактивные доски и проекторы, графические планшеты для уроков ИЗО и цифровые микроскопы для уроков окружающего мира. И планшеты, и микроскопы подключаются к ноутбукам MacBook, где стоят программы со множеством инструментов — например, в микроскоп можно не только рассматривать объекты с увеличением х10, х60 и х200, но и фотографировать их, делиться фотографиями с родителями и одноклассниками, использовать их в проектах.

«Мои ученики-второклассники делали проект „Посмотри на себя в микроскоп“, он вызвал у детей бурю эмоций, — говорит учитель начальных классов Наталья Юдинцева. — А третьеклассники самостоятельно выращивали плесень и наблюдали за процессом в микроскоп. У нас есть тема „Грибы“ по окружающему миру, и теперь ребята могут увидеть не только лесные грибы, но и микроскопические грибки вроде плесени — раньше таких возможностей и уроков в начальной школе никогда не было. Детей вся эта новая техника очень мотивирует, конечно».

Микроскоп и MacBook Pro в сумме стоят около 100 тысяч рублей

Урок «Окружающий мир»

Урок ИЗО на планшетах Wacoom Bamboo — правда, ученики работают на них только 10-15 минут, чтобы не уставали глаза, а в остальное время рисуют эскизы на бумаге

С помощью планшета тоже можно рисовать любыми инструментами и техниками, от карандашей до масла. А потом записать рисунок на флешку и распечатать его

Учитель младших классов рассказывает о работе с проектором и интерактивной доской. Такие доски есть в 40 классах комплекса и используются наряду с обычными, но уже вполне могут и заменить их

Доской можно управлять руками и рисовать на ней пальцами, а также стирать нарисованное, не пачкая руки и тряпку:)

Интерактивные задания для школьников заложены в библиотеку доски или включаются с обучающих дисков

Конкурс московский — проекты собственные

В прошлом учебном году школа 1353 вошла в число 20 победителей московского конкурса «Школа новых технологий» (ШНТ), организованного столичным Департаментом информационных технологий (ДИТ) и Департаментом образования — его участниками были несколько сотен образовательных учреждений Москвы. Лидерам обещали финансовую и техническую поддержку в воплощении их проектов, которые предполагалось осуществить к сентябрю — каждая школа предложила свои идеи, от создания цифровых лабораторий и виртуальных музеев до пресс-центров и классов робототехники.

«Уникальность конкурса ШНТ — в том, что школы получают оборудование по своим проектам и обязуются при их реализации значительно повысить свои показатели в образовании. Город выделил значительные субсидии на это», — отметил, выступая в школе 1353, глава проектного офиса ШНТ в ДИТ Игорь Марчак.

Сегодня всё оборудование, заявленное в школьных проектах, уже получено или вот-вот прибудет на места. В ДИТ и школах-победителях решили презентовать его для общественности и заверяют, что в будущем лучшие IT-решения станут доступными во всех образовательных организациях.

В школе 1353 в рамках конкурса были заявлены три основных проекта: лингафонные классы, цифровая лаборатория по биологии и виртуальный музей. Реальный музей уже 40 лет существует в бывшей школе 617, которая после присоединения стала подразделением комплекса 1353 — школа носила имя генерала Д.Ф.Алексеева, а теперь так называется весь образовательный комплекс. Когда-то 354-й стрелковая дивизия под командованием генерала Алексеева освобождала от немецких захватчиков территорию нынешнего Зеленограда. Экспозицию школьного музея создавали ветераны дивизии, учителя и ученики, а теперь музейные экспонаты задумали перевести в цифровой формат и выложить в интернет, чтобы с ними смогли познакомиться все желающие. К тому же, в интернет-музее можно будет выставить архивы, которые невозможно показать одновременно в небольшом музейном помещении. А еще снять 3D-панораму музея, собрать аудио- и видеоматериалы, разработать виртуальные экскурсии и перевести их на другие языки, и раз уж у школы языковой профиль — этим могут заняться сами школьники.

«В нашем комплекса — 2300 учеников и воспитанников, новые технологии должны прийти к каждому», — заявила директор школы 1353 Светлана Дороничева. И технологии постепенно приходят не только к ученикам, но и в управление школой: это интернет-каналы 100Мбит/сек в каждом здании, «облачная» бухгалтерия и кадровый учёт, система «Проход и питание» — турникеты и электронные карты школьников, уже хорошо знакомые родителям смс-ки о том, что ребёнок вошёл в школу или вышел из неё, терминалы оплаты буфетных покупок в столовой.

Кроме того, школам-победителям конкурса еще весной открыли доступ к городскому сервису веб-конференций — им уже пользуются для совещаний внутри образовательного комплекса, в котором сейчас восемь зданий. «Для нас это важно, мы уже начали проводить совещания онлайн, с интерактивным участием сотрудников и представителей Департамента образования», — говорит Святослав Липский, администратор школы 1353.

Система «Проход и питание» — видеонаблюдение на посту охраны и турникеты

Недавно в школах появились инфоматы с расписанием уроков и меню столовой

Весной стартовала партнёрская программа для «школ новых технологий»: учеников приглашают на экскурсии в офисы ведущих компаний — зеленоградцы уже побывали в гостях у Google, в Cisco (Сколково) и в Центре обработки данных компании «Мегафон». В этом году пятиклассников ждёт факультатив «Полезный интернет», разработанный ДИТ, а учителя продолжают проходить разные курсы по использованию нового оборудования и программ.

В планах школы 1353 — видеозапись или трансляция уроков через интернет, создание электронной библиотеки и медиатеки с виртуальными курсами учителей, виртуальные родительские собрания, которые пока тестируют в Москве. Для этого ДИТ пришлось заняться адаптацией системы веб-конференций и сделать в ней специальный интерфейс для школ, чтобы подключать до 1000 участников одновременно, например, на общегородских собраниях.

В планах ДИТ — финал второго конкурса «Школа новых технологий», который состоится в конце октября. В число около 300 финалистов уже вошли 13 зеленоградских школ: их оценили на оснащенность, подготовку педагогов к использованию новых технологий, теперь предстоит последний этап — защита школьных проектов. На этот раз победителей в конкурсе будет не двадцать, а двести, так что шансы хорошие.

Текст — Елена Панасенко, фото — Максим Гордеев

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Андрей Лилу
9 октября 2014
Это все в школе на фиг не нужно, лучше бы распилили эти деньги путем закупки оборудования для подготовки рабочих кадров.
Кому лучше ?
Ирина Ларина
17 октября 2014
Это должно быть в каждой школе. Это уже не новые технологии.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран