загрузить файл со звуком (22588 кб) |
— Расскажите о ваших командах: как образовались, почему решили принять участие в зеленоградских КВН-играх.
Н.Ш. — У нас команда довольно молодая, ей всего два года. Образовалась она совершенно случайно, в лиге РЭУ имени Плеханова перед играми. Я из команды «Поиграй с овощами»; сидел на редактуре и увидел, как команда «Димкина радость» в лице Алины и Андрея показывает какие-то непонятные миниатюры. Мне сначала команда не понравилась вообще, я подумал, что это непонятные люди, и совершенно не собирался с ними общаться. Но так сложилось, что в конце концов мы решили писать КВН вместе и пошли вместе в Московскую студенческую лигу, которая входила в «ГУУ» как раз. И после этого поехало понемножку-понемножку, в РЭУ имени Плеханова мы прошли в финал, но не выиграли, к сожалению. После этого думали заканчивать карьеру КВНщиков, год пропустили и решили попробовать в Зеленограде. Ребята не из Зеленограда — Андрей из Солнцево, Алина не из Москвы, подальше немного. Решили поиграть здесь. Материала перед игрой мы написали процентов 20 из 100, а все остальное было готовое, отрепетированное. Попробовали на четвертьфинале, прошли, зал понравился, все очень мило.
— А кто такой Димка, и что у него за радость — в смысле, что означает название вашей команды?
Н.Ш. — Да, в каждой лиге, где мы играем, нам задают этот вопрос. У нас есть друг Дима, не буду называть его фамилию, пусть это будет секрет. Он очень скромный человек и никогда не улыбается. Однажды мы придумали миниатюру, которая ему понравилась; мы думали, как назвать команду, и, соответственно, раз ему понравилась миниатюра, он наконец порадовался, то команду назвали «Димкина радость». Это очень глупо, но...
— То есть, вы все-таки его рассмешили?
Н.Ш. — Да.
— Дмитрий, а как у вас сложилась команда?
Д.Б. — Мы с моим коллегой по команде Антоном учились в одной школе, и там нас заставили организовать команду. Попробовали, первая игра была вообще ужасная, мы заняли последнее место. Но расстраиваться не стали, а стали пробовать, потом окончили школу и решили продолжить. Переехали, Антон поступил в РЭУ, я в МИЭТ, и создали новую команду со своими старыми знакомыми. И вот получилось то, что получилось.
— Почему она называется «Понаехавшие»?
Д.Б. — Да потому что мы все из разных городов: Антон и Максим из Тамбова, Вася вообще откуда-то из Сибири, а я из Кишинева.
— Вы учитесь в Зеленограде и живете сейчас здесь?
Д.Б. — Да, в общежитии.
— У вас уже был опыт игры в КВН. Насколько интересно принимать участие в зеленоградских играх? Представляет ли это интерес в смысле продвижения куда-то дальше?
Д.Б. — Вообще, в КВН чем больше практики, тем лучше. Нужно как можно больше играть, практиковаться. В каждой лиге есть свои особенности, своя редактура, какие-то свои внутренние шутки, и это интересно в любом случае.
Н.Ш. — Мне кажется, Зеленоград очень добрый город, и здесь добрая лига. Редакторы не очень строгие по сравнению с другими лигами, и здесь может быть материал, который, допустим, в Москве не пошел бы, был бы несмешной. Какие-то внутренние шутки, конечно, интересны, но мы, например, стараемся придумать шутки для всех. И Зеленоград здесь как этап продвижения к следующей какой-нибудь лиге, как переменный этап. Естественно, не финальный, будем дальше стараться, но год поиграть можно и здесь.
— В чем заключается строгость московских редакторов КВН, они «выкидывают» какие-то шутки?
Н.Ш. — Они выкидывают сценарии, скажем так. Ты приходишь со сценарием к редактору, он говорит, что все неправильно, пиши заново. Тебе, может быть, шутки кажутся смешными, а на самом деле это не так, они думают, что несмешные, и так далее. А в Зеленограде редакторы немножко помягче, и они позволяют показать шутки, которые ты считаешь смешными, на твое усмотрение. И потом, когда ты показал их, а зал не принял, ты сам понимаешь, что они несмешные.
— По вашему опыту, эти редакторы правы?
Н.Ш. — Да, они правы, когда они говорят «нет», а тебе кажется, что «да»; потом оказывается, что все-таки «нет». То есть, редакторы правы всегда, и это самое главное правило в КВН.
— Дмитрий, у вас резали сценарии?
Д.Б. — Да, конечно. Но это постоянно так, перед каждой игрой, на редакторском просмотре в любом случае что-то обрезают, просят поменять. Бывает, конечно, что я не согласен с редакторами, но это правда, что они всегда правы и спорить абсолютно бессмысленно. Тебе кажется, что твоя шутка смешная, просто гениальная, но на самом деле она действительно может вообще не «зайти». Редактор — человек опытный, он знает, что нужно залу.
— По поводу шуток вообще и шуток, понятных только в Зеленограде. На четвертьфинале юношеской лиги, обратила внимание, что практически не было ни одной «зеленоградской» шутки. Почему? Может быть, у нас шутить не над чем?
Н.Ш. — Мне кажется, есть над чем. Просто раньше, лет пять назад, было очень популярно шутить про Зеленоград. Можно посмотреть старые игры, там через шутку — «Зеленоград», «Зеленоград». Сейчас, наверное, просто мода такая пошла, шутить «в общем». Это мое личное мнение. И еще можно ссылаться на то, что все-таки четвертьфинал, еще в будущем, мне кажется, будут шутки про Зеленоград. Можно еще сказать, что в Зеленограде ничего особого не происходило, такого очень-очень интересного.
— Были пару раз шутки насчет аквапарка, который никогда не построят, но, по-моему, они уже повторяются. Все-таки, есть над чем пошутить в Зеленограде?
Д.Б. — Конечно, есть, но здесь такой момент: даже редактура советует, что если хочешь продолжать, делать что-то большее, то не нужно шутить над местными делами, нужно, чтобы было понятно и в Волгограде, и в Пензе, и в Москве, и в Зеленограде.
— Но на местный КВН приходят только люди из Зеленограда.
Д.Б. — Если ты здесь живешь, то легче придумывать «местные» шутки. В любом случае, каждый КВНщик стремится к тому, чтобы его показали по Первому каналу рядом с Масляковым, но такие шутки там не «зайдут».
— Это уже там, на уровне «большого» КВНа. А вы, например, учитесь в МИЭТе, живете в общежитии. Там наверняка есть над чем пошутить. Большинство зрителей в зале — зеленоградские студенты, в жюри тоже сидят люди, имеющие прямое отношение к МИЭТу.
Д.Б. — Да, они бы поняли, но другое дело, что это очень тяжело. Мои коллеги по команде учатся не в Зеленограде. То есть, я понимаю, о чем я говорю, а они абсолютно не понимают.
— Как происходит подготовка к играм? У вас есть задача: нужно уложиться в определенное время, нужно придумать энное количество шуток? Как придумываются шутки, насколько это сложно?
Н.Ш. — Это очень трудоемкий процесс, и как показывает практика, если до игры месяц, то шутки придумываются за три последних дня. Может быть, не за три, но за неделю до игры ты начинаешь понимать, что пора бы уже начинать писать. И самый оптимальный выбор — это, естественно, мозговой штурм, один из наиболее популярных методов в КВН, когда вся команда садится, минут пять молчит, думает очень усердно, записывает, потом все рассказывает друг другу, и далее капитан или все участники общим мнением выбирают самые смешные идеи. Потом их дорабатывают. Этот метод очень популярен.
Ну и конечно, в течение месяца у команды возникают какие-то шутки, свои мысли; в дороге, например, придумал, принес, показал, понравилось — не понравилось, вписали или не вписали в сценарий.
— Наверное, сначала вы придумали «образы» участникам команды, чтобы они были смешные. У вас, например, в «Димкиной радости», реально смешная девушка Алина, что, по-моему, в КВН бывает нечасто — девушки обычно стесняются казаться смешными. Что придумывается раньше: персонажи, которые могут быть смешными, или всякие репризы и шутки?
Д.Б. — Если есть персонажи, то на них уже, соответственно, и придумываются шутки. Есть классический КВН, когда нет никаких образов, все такие, как и в жизни, а в миниатюрах они играют. Но мы пытались немножко отойти от классики, не знаю, получилось или нет, и уже на этих персонажей мы и пишем миниатюры.
— У вас как раз понятные персонажи. Как вы их распределили: кто будет «брутал», кто «гопник», кто «метросексуал»?
Д.Б. — Кто ботаник...
— Вы ориентировались на внешность?
Д.Б. — Попробовали, у кого что лучше получается. Например, Максиму, который играет ботаника, просто бы не пошло играть гопника, это бы никак не получилось.
Н.Ш. — У нас немного по-другому. Дело в том, что я пришел в команду, когда она уже была сформирована. В предыдущей моей команде мы вообще не проявляли эмоций, стояли камнем на сцене, и это было очень смешно, мы писали под такой стиль игры. У нас не было образов, просто люди, которые не смеются на сцене. Это не сравнить с командой, например, Вятки, где реально мрачные люди или готы. Нет, мы просто были безэмоциональными, и в шутках, которые по логике должны вызывать смех, мы не смеялись вообще. И почему-то «заходило», людям нравилось, пока мы себя не изжили. Я перешел в команду «Димкина радость», где уже был Андрей, он великолепный актер, конечно, этого нельзя не учесть, и Алина со своим странным голосом. Я, честно говоря, не знаю, как они придумали; они говорили, что это получилось случайно. Просто Алина стала говорить навзрыд, а Андрей показал мерзкого человека, который понравился многим людям. Мы соединили две команды, и получилось то, что получилось.
— Дмитрий, как вас в вашем метросексуальном образе воспринимают? После игры что-нибудь говорят?
Д.Б. — Когда подходят, разговаривают, все почему-то думают, что если ты на сцене такой, то и в жизни такой же. Часто они не думают о том, что я нормальный человек, а уже потом, после общения, понимают, что это всего лишь игра.
— Не разделяют сценический образ и реального человека?
Н.Ш. — Да. Андрей попросил передать, когда я сюда шел, чтобы я сказал всем, что он очень умный человек. На сцене он, может быть, туповат, но это на сцене. Вот Алина — она по образованию геолог, и она тоже просила передать, что она не сумасшедшая. Она тоже адекватный и умный человек, учится в МГУ.
— Насколько в КВНовской среде принято брать шутки у других, распространен ли плагиат?
Н.Ш. — Мне кажется, что когда команда только формируется, у нее есть огромное желание взять шутку откуда-то: она же смешная, почему нет, можно взять анекдот и показать, никто не заметит. Но потом наступает момент, когда команда либо понимает, что хочет чего-то своего, либо редактор говорит: «Ребята, хватит брать чужие шутки!», это в худшем случае. И это может закончиться или тем, что команду выкидывают из лиги, что очень плохо, или её прощают, и она начинает писать сама.
Второй случай, когда команда пишет сама — это, конечно, лучше, но вообще, брать шутки откуда-то — это не КВНовски, я считаю. И мне кажется, не только я, редакторы тоже меня поддержат в этом.
Д.Б. — Да, я согласен. Изначально люди приходят в КВН, чтобы показать что-то свое, свои идеи, пошутить как-то. А брать чужие шутки — это просто непрофессионально.
— А это вообще отслеживается?
Н.Ш. — Конечно, редакторы следят. Есть сайт Amik.ru, где ты вбиваешь в поиск шутку, какие-то основные слова, и высвечивается, есть такое или нет. Если шутка была в какой-то неофициальной лиге, и ты взял её оттуда, скорее всего, никто не найдет. Если же она была в премьер-лиге или в лиге Москвы и Подмосковья, то, соответственно, найдут, потому что все это записывается.
— Вы «подсматривали» за другими командами, когда готовились к играм? Можно, например, взять какую-то команду из «большого» КВНа и работать «под неё», повторять её манеру, образы.
Н.Ш. — Смотря, где ты собираешься играть, это очень важный вопрос. Если только в Зеленограде, можно брать, почему бы и нет. Люди смотрят КВН, конечно, но они знают Высшую лигу, Премьер-лигу. Я думаю, что процентов 80 в зале не знают, что такое
Всем известна команда «Кефир», в свое время она была очень популярной, но потом она себя изжила. Чем сложнее образ, тем сложнее писать под образ, и поэтому, конечно, лучше придумать что-то свое.
Д.Б. — Если ты собираешься делать что-то большее, можно подсматривать, как-то опираться, смотреть, как они шутят, что-то похожее сделать, но это, во-первых, не должно быть полностью «слизано» с команды, а во-вторых, если хочешь чего-то большего, все равно рано или поздно придется придумывать что-то абсолютно свое, совсем новое.
— Насчет «большого КВНа» — насколько я знаю, прийти туда без финансовой поддержки невозможно. Вы ставите себе такую цель — вот как Дмитрий сказал, — чтобы по Первому каналу показали рядом с Масляковым?
Н.Ш. — Даже не знаю. Если бы нас показали с Масляковым... это, конечно, осуществимо очень просто, можно сделать это за неделю. Просто чтобы попасть в Высшую лигу, нужно пройти еще кучу других лиг, причем их очень много. И начиная с самой простой, Московской студенческой лиги, ты начинаешь копить деньги, потому что, к сожалению, каждый раз выходя на сцену, тебе приходится думать еще и о том, что нужно продавать билеты, делать взносы за команду.
В Зеленограде такого нет, и слава богу, потому что приятнее играть просто так, не думая ни о чем, кроме игры. Ты написал, показал, и все, от тебя больше ничего не требуется. А чем дальше ты продвигаешься, тем больше в команде появляется людей, которые отвечают за организацию, менеджеры, которые занимаются именно финансовой частью. Мне кажется, что играть в КВН только ради того, чтобы заработать — это себя изживет, момент придумывания шутки не должен происходить в корыстных целях, иначе шутка будет несмешная. Но это тоже мое личное мнение.
Д.Б. — У меня цель — просто как можно больше успеть, чтобы как можно больше было побед в КВН. Конечно, хотелось бы по Первому каналу, но что касается именно КВН и бизнеса... В любом случае, каждая команда изначально приходит играть просто для себя, чтобы было весело, чтобы показать друзьям, что вот я такой смешной. А если это делается только ради денег, то рано или поздно это надоест, ты просто поймешь, что бессмысленно этим заниматься.
Если речь идет о большом КВН, то да, обязательно нужно искать спонсора, хотя бы потому, что это поездки. Нужно еще множество лиг пройти и ездить постоянно. Они все в разных городах, и это затратно — передвигаться, проживание... Всё требует денег.
— Известные КВНщики потом становятся телеведущими, актерами. Вам в перспективе хотелось бы стать, например, не инженером или программистом после МИЭТа, а телеведущим или актером?
Д.Б. — Да, это, конечно, интересная перспектива. Как хобби это очень классно и весело, но в качестве основной профессии — я даже не знаю. Возможно да, возможно нет, сейчас тяжело сказать.
Н.Ш. — Мне кажется, что если ты много играл в КВН, то приходя на работу, можешь об этом открыто говорить, особенно сейчас, когда КВН столь популярен. Если это работа, например, в сфере рекламы, и вообще для любых творческих профессий будет плюс.
У меня много знакомых, которые, устраиваясь на работу, говорили, что играли в КВН, играли в Сочи, в Премьер-лиге и так далее. И это было плюсом, потому что КВН закаляет характер, даже не то, что характер, а приучает к ответственности. Ты знаешь, что через месяц должен выйти на сцену и показать смешной материал; ты должен разбиться об дерево, но обязательно показать хороший материал, иначе ты не КВНщик.
Кстати, не все КВНщики становятся актерами и ведущими, потому что они, по сути, делятся на тех, кто пишет и кто играет. Это грубое разделение, но обычно так и бывает: люди, которые пишут, уходят в авторы, а те, кто играет, идут в актеры. Допустим, показывают список команд, и последние три-четыре человека — пишут «такой-то автор», а не актер. То есть, это люди, которые собираются с командой и пишут вместе с ней, но не играют. И такие люди чаще всего становятся редакторами. Допустим, фронтмен команды «ПриМа-Курск» сейчас курирует одну из лиг. Он нигде не светится, не показывается, но он помогает другим командам проходить дальше и развиваться. Вот он очень хороший редактор. Мне посчастливилось с ним общаться; он показывает, что нужно делать. Тот же Павел Павловский из команды ГУУ, конферансье — он тоже очень хороший редактор и хорошо показывает все. То есть, некоторые люди уходят в шоу-бизнес, и это, конечно, хорошо, они смешные. Но они перестают придумывать что-то новое, потому что им говорят «показывай это», и они показывают это. Игра на сцене — это только 20%, показал и все. А все остальное — мозговая работа.
— Насколько вам было комфортно играть в ДК МИЭТ в смысле зала, гримерок, места, где можно переодеться и так далее?
Н.Ш. — Каждой команде, к счастью, предоставили гримерку. В одной гримерке могло быть две команды, но никаких неудобств, в принципе, не было. Там можно было и посидеть, и поесть, если что, и расслабиться, и порепетировать. В этом плане все было очень хорошо.
Д.Б. — В МИЭТе на самом деле очень приятный зал, и приятный сам ДК, и сцена очень хорошая, удобная, и гримерки есть, что очень важно. И туда пускали не за 10 минут до начала выступления, а за
— Когда перед началом игр проводился фестиваль на кубок префекта, были проблемы с микрофонами, половина реплик, к сожалению, просто пропала. Не было страха, что опять техника откажет?
Д.Б. — Страха не было, потому что перед нами потом много раз извинялись редакторы, говорили, что такое в первый раз, что до этого такого не было, что это из ряда вон выходящая ситуация. Обычно с аппаратурой все нормально, и на прогоне, перед игрой, мы убедились, что все нормально и с микрофонами, и со всей аппаратурой.
— Вот, кстати, интересный момент: выключаются микрофоны, кто-то теряется, кто-то продолжает играть и без микрофонов, голосом. Вы готовы к тому, что если вдруг откажет техника, продолжать играть, не останавливаться?
Н.Ш. — Конечно, нужно так делать. Наша команда не была на фестивале, но мы смотрели команды, с которыми нам предстоит играть, и увидели, что отключается микрофон. У нас была идея выйти с громкоговорителем и в случае отключения начать говорить в него. Если уж отключается микрофон, то либо говори дальше, либо старайся передать его другим участникам команды. Но нас в команде трое, и микрофонов три или четыре, нам неважно. А команда, где одиннадцать человек, — там да, посложнее будет.
Д.Б. — У нас на фестивале практически так и было, но в принципе, все прошло нормально, никаких заминок. Волновались в основном школьные команды, они действительно растерялись. Но в принципе, здесь ничего такого, никто из зала не будет тебя винить, если ты будешь просто громко говорить. В зале тоже люди, они понимают, что бывают накладки.
— Как вам показался зал, дружелюбно вас встречали?
Д.Б. — Зал был очень дружелюбный и хорошо реагировал на шутки. Бывают вообще «мертвые» залы, где как ты ни пошутишь, вообще никакой реакции. У всех команд такое бывало: вроде нормально шутят, но зал, может быть, пару раз похихикает и все.
Н.Ш. — А еще зависит от того, как расставят команды. Есть те, которые «провисают», не заводят зрителей, и есть команды, которые наоборот, повышают «уровень смеха». Если поставят только «провисшие» команды, то первая выступающая после неё уйдет в никуда, она не будет смешной. Это всегда провал. Огромное спасибо редакторам, они все сделали грамотно, все команды вышли хорошо и те, кто не смешные — они и не были не смешные.
— Они шли в начале?
Н.Ш. — Да, их старались поставить в начало, потому что это грамотно: вначале поставить несмешные команды, а напоследок оставлять самые смешные.
Так что зал в Зеленограде очень добрый, хоть народу было не очень много. Особенно вначале, когда мы вышли на сцену, нам казалось, что народу вообще нет; но потом люди появились, зрители аплодировали, смеялись. За это им тоже огромное спасибо.
— Спасибо вам за интересную беседу. Желаем удачи в полуфинале, ждем зеленоградских шуток.
Юлия Кравченко