Сформулируй правило сам!

Я побывала в учебно-воспитательном комплексе №1806 и встретилась с замдиректора экспериментальной площадки Ириной Ивановной ЦВЕТКОВОЙ.

- Этот эксперимент явился продолжением программы "Учебное телевидение", начатой в 1996 году, - рассказывает Ирина Ивановна. - Благодаря созданию кабельной сети фильмы транслировались сразу на 6 кабинетов. Это позволило использовать видеофильмы на уроках и во внеучебное время. Например, можно показатьфрагменты фильмов о воспитании во время родительских собраний в различных классах. При этом комментарий учителя не исключался, а наоборот, играл важную роль во время показа сюжета.

В УВК организован телевизионный кружок. Ребята учатся не только снимать видеоролики, но и монтировать их, писать сценарии. В перспективе планируется установить телевизоры в холлах, подключить их к общей сети и демонстрировать фильмы на переменах.

Несомненно, большую роль учебное телевидение играет в совершенствовании мастерства учителя. К примеру, педагог в силу своей занятости не смог посетить урок коллеги по одной из интересующих его тем. Но он может позже посмотреть видеофрагмент. Для удобства создана картотека видеофильмов. А для самоанализа своей деятельности учитель может посмотреть свой урок, отснятый оператором.

Некоторые учащиеся стали использовать съемку видеофильма как одну из творческих форм сдачи экзаменов. Например, по москвоведению. Таким образом, использование телевидения как наглядного средства обучения не имеет границ.

- Что такое мыследеятельностная педагогика? - спрашиваю у Ирины Ивановны.

- Ее задача - побудить ребенка мыслить через действие. Например, на стандартном уроке учитель дает понятие или правило, объясняет его применение и затем учащиеся это правило просто "зазубривают". А мы идем по другому пути. Даем задания, в ходе выполнения которых учащийся выстраивает логическую цепочку исам приходит к формулировке правила или термина. Этот метод подачи нового материала наиболее эффективен. Он позволяет каждому ученику участвовать в работе на уроке и лучше запомнить пройденный материал.

Безусловно, чтобы провести урок в такой форме, от учителя требуется колоссальная подготовка. На каждый урок пишется сценарий. Учитель сам составляет задания, продумывает всевозможные варианты ответовучащихся, чтобы потом помочь направить их мысль на формулировку заданного понятия. Оценки, как правило, учитель на уроках не ставит.

Учебно-воспитательный комплекс как вид образовательного учреждения позволяет сохранить преемственность начального и среднего звена школы. Учитель ведет мониторинг по развитию каждого ребенка. Эта информация доступна и для родителей.

Таким образом, на протяжении нескольких лет учебы можно проследить уровень физического и духовногоразвития ребенка. Такая форма обучения помогает формировать самостоятельную личность, способную анализировать прошлое и настоящее, уверенно высказывать свои мысли и прогнозировать свое будущее.

М.ЛИВИНСКАЯ