Она была уже там, в мире, созданном гениальным композитором, она читала его мысли, видела лица, она рыдала и смеялась вместе с ними, "недавними" людьми XIX века - живыми людьми. Вдруг тот мир исчез, музыка оборвалась, виолончелистка оказалась в огромном зале. На нее смотрели сотни раскосых глаз. Молчание. "Боже мой, что случилось? - она никак не могла сориентироваться после "того" мира в реальном. -Они не приняли?"
Шквал аплодисментов внезапно обрушился на нее. Зрители... плакали. Марина растерялась, она никогда не видела плачущих китайцев...
ТАРАСОВОЙ не пришлось выбирать себе профессию. Она с 3 лет повторяла за мамой мелодии, она думала музыкой (как интересно, муж Марины пианист Александр ПОЛЕЖАЕВ рассказал, что великий Шостакович телефоны запоминал не цифрами, а мелодиями. Очень удобно - не требуется записной книжки). Школу она закончила в Москве, и это была знаменитая средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных.
- Я училась в классе удивительного Александра Кирилловича ФЕДОРЧЕНКО, - говорит Марина. - Онменя воспитал.
Затем Московская консерватория, где она встречается с самыми выдающимися исполнителями современности и довольно быстро (как это легко звучит на словах. Поэт Владимир АБРОСИМОВ сказал о ней: "Если бы вы знали, сколько усилий она прилагала в искусстве. У нее не то что мозоли, мозольные подушечки образовались на пальцах") встала в один ряд с ними. Уже в 1975 году в 15-летнем возрасте Марина ТАРАСОВА становится лауреатом Международного конкурса виолончелистов в Праге. Затем победа на конкурсе имени Гаспао Кассадо во Флоренции, "Гран-при" в 1985 году в Париже. В 1982 году она лауреат конкурса им.П.Чайков-ского в Москве.
Да, она объездила с концертами весь мир от Англии до Туниса, от Португалии до Китая. Исколесила весь Союз. Она активно записывается на радио Москвы, Франк-фурта-на-Майне (Германия), в Португалии. Английская студия "Олимпия" выпустила компактный диск с записью виолончельного концерта Н.Мясковского в исполнении ТАРАСОВОЙ, Александра ПОЛЕЖАЕВА (фортепьяно) и Московского нового оперного оркестра под управлением Е.САМОЙЛОВА. "Олимпия" выпустила уже 2 компакта с впервые в мире записанными ТАРАСОВОЙ виолончельными концертами выдающегося русского композитора XIX века Карла Юльевича Давыдова, друга Чайковского.
А теперь поговорим о делах наших скорбных. Что повторяться: трудно живется нынче большинству из нас. Культура же, искусство - как айсберг: вершина высоко, не разглядеть без сноровки, фундамент - корневой культурный слой - глубоко, тоже не видать. Вот и кажется порой: а может, и не надо этого ничего? Суета. Жили и дальше проживем, был бы хлеб с маслом.
Живет в Зеленограде девочка маленькая, воробышек, Наташа ПУШКАРЕВА. Те, кто в курсе, называютее зеленоградским чудом. В 8 лет Наташа получила специальный приз на конкурсе "Утренняя звезда", организуемом Юрием НИКОЛАЕВЫМ, как лучшая юная виолончелистка года. Произошло это в 1996 г. На концерте девочки присутствовал посол Италии в России и пришел в неописуемый восторг.
Ныне "чуду" 10 лет. Она живет в семье, где двоих дочек воспитывает отец - мама не так давно умерла. Средств не хватает, и у Наташи нет виолончели - она играет на маленькой, детской. Марина ТАРАСОВА бесплатно занимается с девочкой, но ведь исполнительское мастерство настолько индивидуально, нежно. Его нужно бесконечно пестовать. Виолончель - в порядке информации - стоит 200 долларов. Спросим себя: Наташа ПУШКАРЕВА - достояние Зеленограда? Бесспорно. Тогда пойдем дальше. Три года назад Марина ТАРАСОВА создала "школу вундеркиндов" для музыкально одаренных детей под патронажем городских властей. Но, увы, что за время нынче для культуры несчастливое: префектура задыхалась от нехватки средств. Навсе денег не достать. Школу пришлось закрыть. Помните, Марина многие годы ездила из Зеленограда в Москву на учебу.
Теперь по 5 часов на дорогу каждый день тратят зеленоградские вундеркинды. Эти дети - достояние города? Без всякого сомнения. Теперь - о самой Марине. 5 августа 1995 г. ей присвоили звание заслуженной артистки России (первой в Зеленограде) - удостоверение подписано президентом Б.ЕЛЬЦИНЫМ. "МаринаТАРАСОВА - несомненно выдающаяся виолончелистка, - пишет о ней знаменитый композитор, 43 года возглавлявший Союз композиторов страны, Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ, - ...ей подвластны все технические трудности, необыкновенная музыкальность и огромный темперамент, ее артистическое обаяние заставляют о ней думать как об одном из лучших виолончелистов мира". Достояние ли города Зеленограда Марина Георгиевна? Разумеется.
А теперь позволим себе грубый, меркантильный капиталистический язык. Что такое достояние? Ценность. Престиж. Что такое престиж? Возможность привлечь внимание, а внимание - это спрос, то, за что платят обладающие средствами или вкладывающие средства для получения прибыли. Запад вкладывает в большое искусство огромные деньги. Это политика, мода, элитарность - то, к чему стремятся. Там детей воспитывают, в том числе, и на классике, на концерты классической музыки престижно ходить. Весь мир помешан на вундеркиндах - наши юные музыканты становятся "предметом" общемировой заботы и поклонения. Некоторое время назад несколько высокоодаренных российских детей давали концерт в присутствии английской королевы.
Марина ТАРАСОВА - всемирно известный музыкант. Ей ничего не стоит навсегда уехать на Запад и жить припеваючи. Но она не хочет уезжать. Здесь ее корни. Она хочет и может по-своему помочь городу. Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Вероника Дударова, Владимир Федосеев - имена,которые знает вся планета. А ТАРАСОВА может привлечь их для участия в музыкальной жизни города, которую можно сделать международной. И заработать для города деньги и имя.
Известно, как серьезно относятся городские власти, префект города А.ИЩУК к проблеме культурного развития Зеленограда. Нам кажется, такое уникальное явление культурной жизни Зеленограда, как Марина ТАРАСОВА, Наташа ПУШКАРЕВА, "школа вундеркиндов", не останутся без внимания городских властей. Культура тоже может приносить прибыль, не говоря уже о колоссальных духовных ценностях. Мы верим.
"Тешекю эдерим", в переводе с турецкого, - большое спасибо. Гастролируя в Турции, Марина влюбилась в эту страну и даже выучила за 3 месяца турецкий язык. Марину принимали восторженно, в Эфесе снялио ней фильм. Ей уже обещали личного импресарио, который займется организацией гастролей в Турции, Италии, Греции. Скажите честно, нам разве все равно, если русской звезде придется обзавестись иностранным паспортом для того, чтобы быть востребованной? Или Наташе Пушкаревой сделаться сеньорой или донной? Нам разве не нужно, чтобы они оставались нашими "гюнеш", то есть солнцем красным?..
В.РАТМАНСКИЙ