Т.НИЧИПОРЕНКО...На ее картинах всегда присутствует свет. Свет животворящий, солнечный - божье благословение оленям, которые насторожили ушки, заслышав охотников. Тонкий утренний свет, рассеянный в горном воздухе. Загадочный, преломленный толщей воды луч солнца, на миг осветивший мрачноватое подводное царство.
Вода - любимая стихия Л.ГЕРАСИМОВОЙ. Неудивительно, ведь по гороскопу она - Рыба, "существо уклончивое, чувствительное и загадочное", как утверждает классическая астрология. И то, что для людей обычных - блажь и нерациональное излишество, для этой женщины - самая суть ее нестандартной, причудливой натуры. "Мне все время кажется, что это не я живу в том, взрослом, реальном мире, - говорит Людмила Александровна. - По-настоящему живешь в момент творчества, в тот миг, когда играешь с детьми, реализуешь какие-то идеи... Вот мне сейчас неинтересно вам показывать эти картины. Это уже мертво, все это уже прожито..."
А мне не верится, что кто-то еще (кроме автора) может так сказать об этих настенных росписях. Они словноокна в Америку первых переселенцев, иллюминатор подводной лодки на морском дне, вид в далекое Лукоморье. Они завораживают, в переплетение веток растительного царства на стенах кабинета биологии хочется смотреть долго-долго.
О себе, по-взрослому? Это несущественно и неинтересно. Лучше - о детях. Рядом с ними хорошо, точно в солнечном облачке. У них еще есть какие-то идеалы. Это мы, взрослые, растеряли их, как и свежий взгляд на мир, как и уверенность в собственном таланте и исключительности. Работая с детьми, надо и самому быть ребенком, и помнить, как это - играть... Одними из лучших своих работ Людмила Александровна считает декорации для спектаклей школьного драмкружка (ведет его Г.ЧЕЧУЛИНА). Делаются они с помощью самых что ни на есть подручных средств - картона, гуаши... Кстати, и картины на школьных стенах нарисованы не масляными красками, а обычной гуашью, покрытой лаком. В целях экономии.
А все-таки - о себе? "Моя основная профессия - модельер-конструктор. 15 лет я работала в ателье №1 на пл.Юности. Потом наше ателье развалилось, и я осталась не у дел. Да еще к тому же у ребенка были очень большие проблемы со здоровьем... И я решила пойти работать в школу №1050. С прошлого года помимо библиотекарской работы веду уроки ИЗО. Я не жалею, что работаю здесь. Это выход - возможность не залезать с головой в ту,взрослую жизнь, оставить себе лазейки..."
В ее словах - постоянные многоточия, но взгляд - прямой и открытый. "Я уверена - все, что с нами происходит, кем-то заранее запланировано. Так нужно, и в первую очередь - для нас самих. А нам остается только честно выполнять свой долг. Больше ничего. И вот тогда с нами начинают происходить самые удивительные вещи. Мой ребенок был очень болен, врачи от него отказались. Мы начали заниматься в секции ушу - казалось, выбор был случайным. Но почему-то именно в это время в Россию приехал один из учителей-китайцев. И он давал уроки именно в этой секции. Ребенок научился правильно дышать, и приступов больше не было! Я год волновалась, другой, а потом поняла: все, болезни больше нет, она не вернется! И все это было не случайно..."
Эта маленькая хрупкая женщина - одна из немногих, кто сейчас, тяжкой осенью 1998-го, говорит не о финансовом кризисе, а о декорациях к школьному спектаклю. Об успехах своих подопечных в конкурсе чтецов. О своей последней работе - портрете Пушкина в кабинете литературы. Об ассоциациях, вызванных картинами, о совместном творчестве с детьми... О чем угодно - только не о взрослом и тяжелом. Луч света в школьном царстве...
Полетела искра света в темный город,
И очнулся город от раздумий тяжких.
От любви из душ уходит черный ворог,
Остается искра света в душах наших...
М.КОЛЕГАНОВА