Горящие буквы "Зенита"

Недавно в "МК" была опубликована заметка, где говорилось, что в ноябре - декабре с.г. на МКАД будут установлены 18 информационных дорожных табло с изменяемым изображением на светоизлучающих диодах.

Цитирую: "На площади табло 7х1,5 м уместится словесное предупреждение о заторе, гололеде, произошедшей впереди аварии и т.п., рассчитанное на то, чтобы водитель на разрешенной скорости мог его прочесть... Табло эти - французского производства, в дальнейшем за их изготовление возьмутся отечественные предприятия "Зенит", "Агат" и НПО машиностроения". Информация в общем-то верная, кроме одного: зеленоградский "Зенит" уже разработал и выпустил первое отечественное информационное табло. В масштабахМосквы это событие, пожалуй, малозаметное, и все же... Мы беседуем с разработчиком и конструктором этого детища Н.КОНОНОВЫМ (на фото).

Из досье "41": Николай Васильевич КОНОНОВ закончил Бауманский институт, кандидат экономических наук, увлекается проблемами управления наукой. В 1981 г. - главный конструктор станции защиты вертолетов от ракет "земля - воздух" в Афганистане, за что удостоен звания лауреата Госпремии СССР. Последняя разработка - информационное дорожное табло.

- Как долго вы работали над своим изобретением?

- "Зенит" не новичок в области светотехнических устройств. В свое время здесь были разработаны светофоры на светодиодах. Поэтому в марте 1997 г. мы уверенно заключили договор с Департаментом экономической политики Москвы о разработке дорожного табло, а в мае 1998 г. сдали его межведомственной комиссии. Начинали работу с нуля и выполнили ее "не благодаря, а вопреки" всем финансово-экономическим обстоятельствам.

- Какие функции выполняет табло?

- Информирование водителей в нестандартных ситуациях, перераспределение транспортных потоков. Дело в том, что количество автомобилей увеличивается в столице ежегодно на 250-300 тыс. единиц. Средняяскорость движения в Москве в часы пик в зоне Садового кольца составляет сегодня 12-13 км/ч. Посколькуулицы раздвигать уже поздно, то необходимо продумать вопрос о перераспределении транспортных потоков. А сделать это возможно с помощью информирования водителей. Кроме того, табло позволит регулировать скорость и избежать аварий и пробок.

- В России вы - пионеры данной разработки. С какими сложностями пришлось столкнуться?

- С отсутствием отечественной нормативной документации и литературы по этому вопросу и труднодоступностью зарубежной.

К знакам дорожной безопасности предъявляются повышенные требования: например, запрещена бегущая строка. Зарубежный опыт показал, что водитель легче усваивает информацию, когда буквы расположены раздельно, а не сплошным полем. Кроме того, табло должно обеспечить нормальную читаемость при любых погодных условиях. Когда французы вышли на наш рынок, они были вынуждены адаптировать свои табло под наши "экстремальные" климатические условия. Есть еще одна особенность: заученные стандартные знаки человек воспринимает автоматически; а в данном случае - водитель должен не просто принять, но и осмыслить информацию. Создавая табло, мы учитываем, как, исходя из психофизических возможностей человека, перейти к восприятию информации на больших скоростях.

- В Париже установлено 204 дорожных табло, Москва же находится в начале этого пути. Уступает ли зенитовская разработка западным?

- К нам в институт дважды приезжали французы и были удивлены тем, что в России есть достойная разработка табло. Особенно их поразили короткие сроки работы. Зенитовское табло выполнено на мировом уровне, к тому же в 1,5 раза дешевле. Уступаем французам только опытом работы.

Кстати, ознакомившись с последней разработкой Н.КОНОНОВА, президент французской фирмы SES (той самой, чьи табло сейчас устанавливают на МКАД) заметил, что с удовольствием взял бы его к себе на работу.

- И все же предпочтение отдано французским разработкам. Чем это можно объяснить?

- Тем, что в Москве сегодня нет единой автоматизированной системы управления дорожным движением. Иными словами, у нас есть телевизор, но нет телецентра. Должна быть разработана концепция созданиясети дорожных информационных табло. И над этим вопросом сейчас (при нашем участии) работает НИИ информационных технологий. Сеть табло должна вписаться в единую систему управления на базе современных информационных технологий. Пока же мы можем управлять только от собственного компьютера. В других городах, где нет единой системы управления транспортом, наши табло можно устанавливать. Сейчас, например, работаем над проектом 2 дорожных табло для установки их под Тверью.

- Сколько для этого понадобится времени?

- Если управление федеральных дорог России будет вовремя выделять деньги, то справимся в течение полугода. Кстати, работаем в том же темпе, что и французы. Несмотря на кажущуюся простоту изделия, табло - достаточно сложная машина, к которой предъявляются почти такие же требования, как и к военной технике. Например, табло должно выдерживать воздействие дождя напором 5 мм в секунду.

В завершение вопрос генеральному директору "Зенита" П.ДУБАКИНУ:

- Что-нибудь принес "Зениту" недавний визит Ю.ЛУЖКОВА в Зеленоград?

- В свой приезд мэр Москвы дал поручения всемерно расширять производство конкурентоспособной продукции зеленоградских предприятий и выделить деньги на программу для уже разработанных и разрабатываемых изделий. В свою очередь мы планируем в 1999 г. завершить разработки данного класса табло.

Разумеется, проблем пока, особенно финансовых, больше, чем уже решенных вопросов. Но мы не одиноки, нам активно помогает город - префект А.ИЩУК, 1-й замруководителя Особой зоны С.ШУТОВ. Есть уверенность, что скоро будем ездить по современно оборудованным дорогам не только в Москве и Подмосковье, но и по всей России.

Ю.ДМИТРИЕВА