Он родился в Курске в 1951 г. Его мама преподавала английский, отец был инженером-электротехником. Жили в своем доме, с садиком, печкой, собакой и кошкой.
- У учителей, в основном, очень правильные дети. "Ботаны", как говорят современные студенты. У вас не было бунтов по типу "не хочу быть хорошим мальчиком"?
- Сильно не хулиганил, но стекло однажды в школе разбил. Школа, в которой я учился, была физико-математической. Из нее очень многие поступили в МФТИ, МИФИ, МГУ, МИЭТ и т.п. Учитель физики сумел внушить нам и любовь к учебе вообще, и к своему предмету в особенности.
Так что физиком-электронщиком я мечтал стать со школьной скамьи. Поэтому, наверное, и приехал поступать в 1968 году в МИЭТ.
Тогда был всего третий набор в этот вуз, и он еще располагался в помещении школы металлистов на Северной зоне. Сегодняшнее здание МИЭТа окончательно сдали в 1971 году. Был большой праздник. Я, студент физико-технического факультета, видел себя только в науке. Даже не предполагал, что в 1984 году по приглашению В.ВЕРНЕРА (тогда он был проректором по науке) стану заниматься административной работой в должности его зама.
- Давайте вернемся к тому времени, когда вы закончили вуз...
- У меня было два предложения - лимит и аспирантура. Я выбрал аспирантуру. Женился на выпускницеМИЭТа, и какое-то время мы снимали квартиру, что радовало после 6 лет общежития. Моя жена уже и Финансовую академию закончила, работает в одной из городских фирм финансистом. Наша дочь закончила Зеленоградский бизнес-колледж, а сын учится в МИЭТе на 4-м курсе.
- Что было темой вашей докторской?
- Твердотельная электроника и микроэлектроника. Это то, чем я живу всю жизнь. Я до сих пор слежу залитературой в области физики и технологии интегральных схем и микроэлектронных датчиков. Подготовил 4 кандидатов наук.
По научным исследованиям МИЭТ всегда выглядел сильно, он - в первой десятке ведущих вузов страны. МИЭТ всегда отличался тем, что у него есть цикл доведения изделия от проектирования до опытного образца на заводе "Протон" (сейчас и в Технологическом центре). Такая цепочка есть в очень немногих вузах.
- Полтора года вы были секретарем парткома. Где сейчас ваш партбилет и какие воспоминания остались от партийной деятельности?
- Партбилет лежит дома как память. А переливанием из пустого в порожнее мы не занимались, поскольку тогда, в начале перестройки, партком был сферой человеческих отношений, жизнь била ключом.
- Как МИЭТ пережил перестройку?
- Во время перемен престиж технического образования заметно упал, на ведущие роли вышло экономическое, юридическое, гуманитарное. Но мы, сократив прием студентов, сохранили подготовку по всему спектру специальностей, нужных для электронной промышленности.
На изменившиеся потребности общества в образовании мы отреагировали открытием экономическогофакультета, в том же году у нас появился бизнес-колледж, открытый совместно с американцами, потом - юридическое, психологическое и отделение иностранных языков. Это были реальные шаги по преобразованию института электронной техники в технический университет.
- Как вы пришли к решению баллотироваться в ректоры?
- Если бы Виталий Дмитриевич ВЕРНЕР (который остается для меня учителем, примером руководителя и просто мудрым человеком) продолжал работать, я бы не баллотировался. Как-то, обсуждая ситуацию с коллегами, пришли к выводу, что надо. В вузе я 30 лет, из них 10 - проректором. Можно сказать, что с МИЭТом у меня уже как бы общее кровообращение. Видимо, внутренне почувствовал, что готов к этой тяжелой, особенно в наше время, ноше. Ответственность за все - это непростое бремя. За месяц к должности ректора я еще не очень привык, кажется, что совсем недавно я был студентом.
- Что у вас вызывает наибольшие опасения?
- Финансовое положение. Начиная с 1995 года из федерального бюджета средства нам перечисляются только на зарплату. На развитие, ремонт, поддержание научно-исследовательской базы денег не выделяется целых 3 года. А с апреля после очередных секвестирований денег даже на зарплату стали давать в 2 раза меньше.
- Много хороших специалистов ушло из МИЭТа?
- Опытные кадры почти все остались. К сожалению, уходит молодежь. Она просто не может и не хочетжить в нищенских условиях. Мы стараемся поддерживать студентов и аспирантов внутренней системой грантов.
- Как вы считаете, в XXI веке образование будет доступно всем? Или неимущим гениям из глубинки о нем лучше и не мечтать?
- 700 самых одаренных мы все равно берем бесплатно. А гениев из глубинки сами целенаправленно ищем. У нас есть сеть школ в провинции, с которыми работаем. В Тюменскую область, например, выезжали наприем вступительных экзаменов. В старые годы в МИЭТе было до 70% иногородних, потом, с началом перестройки осталось порядка 40%. В этом году мы приняли 54% студентов с предоставлением общежития.
Сейчас вновь начинается переоценка ценностей в сторону добротного технического образования. Это закономерно, нельзя же всем становиться бухгалтерами или экономистами. Кризис 17 августа показал, что, впервую очередь, работодатели избавляются от этих самых служащих, а квалифицированных инженеров или программистов не уволили даже те фирмы, которые испытывают большие сложности. Поэтому мне кажется, что сейчас интерес к образованию, которое воспитывает производителя, должен усилиться. Тем более, что новое правительство и мэр Москвы Ю.ЛУЖКОВ принимают активные меры в поддержке отечественного производителя.
- То есть кабинет ПРИМАКОВА внушает вам надежды?
- Да, новый премьер-министр однозначно развернулся лицом к отечественному производителю и образованию, в отличие от господина ЧЕРНОМЫРДИНА, который стоял ко всему этому другим местом.
- Что изменится с вашим приходом на должность ректора и какие у вас планы на перспективу?
- Я шел на выборы под лозунгом преемственности. Как в делах, так и в команде, которая поменялась весьма незначительно. Кстати, средний возраст ректората - 45 лет. Я думаю, что в Москве найдется немного вузов, где есть такой молодой, активный, и вместе с тем достаточно опытный ректорат.
Наша стратегия - продолжение сотрудничества с предприятиями электронной промышленности как в деле подготовки кадров, так и в плане научных разработок. В первую очередь - с "Ангстремом", "Микроном", "Элмой", "Компонентом", НИИ физпроблем, НИИ НЦ...
Думаю, что у МИЭТа есть два главных предназначения. Во-первых, мы должны сохранить позиции ведущего вуза России по микроэлектронике. А во-вторых, мы должны собрать у себя всех одаренных молодых зеленоградцев, которые хотели бы получить качественное образование в области электроники, вычислительной техники, прикладной математики, физики. К тому же сейчас в стенах МИЭТа можно получить специальности юриста, экономиста, психолога, лингвиста.
Будем расширять сеть школ, с которыми МИЭТ сотрудничает, работать с учителями. Ведь если с математикой в школах все более или менее нормально, то с физикой - катастрофа.
Сейчас наши сотрудники, в том числе профессора, преподают физику во многих школах, и мы, естественно, поддерживаем это. Да, этим они вынуждены подрабатывать, но лучше давать более высокий уровень знаний школьникам, чем торговать с лотка.
Т.КУТЫРЕВА