Как назвать общество, лишающееся памяти? А без музеев государство, город существовать не могут - хотя бы исходя из вышеназванных клинических предпосылок.
- Меня обожают старики, - смеется Т.ВИЗБУЛ. - Я ведь знаю об их молодости. Они общаются со мной на равных. Посмотрите, - директор показывает на несколько фотографий, расположенных на музейном стенде: на одной из них - маленький, "дореволюционный" мальчик, на другой - благородного вида старец. - Это Спечинский, - говорит Татьяна Владимировна. - Его древний дворянскийрод владел имением Чашниково - ближайшей к Зеленограду деревней. Спечинские славились тем, что разводили первоклассных лошадей, а также охотничьих собак, и занимались поставками даже к царскому двору. Кроме того, они создали на своих землях уникальную луговую культуру. Передовой род, созидательный. После октябрьских событий 17-го года Спечинские обосновались в Бельгии. Виктор Сергеевич состоит членом общества потомственных русских дворян, находящегося во Франции. После смерти последнего общество решено не возобновлять. Казалось бы, что он может помнить о России, как ее любить, - ведь ему и 10 лет не было, когда уехал. Темне менее, рассказали мне такой случай. Спечинский, естественно, человек очень преклонного возраста - ныне ему 88 лет. В какой-то момент ему сделалось крайне плохо - находился при смерти, и слезно умолял принести ему заветную шкатулку - проститься. Принесли, открыли - там оказался старый картонный билетик на поезд "Москва-Крюково". Память.
Мы находимся в Зеленоградском историко-краеведческом музее, а его бессменный - вот уже 21 год - директор Татьяна Владимировна ВИЗБУЛ - энергичная, напористая, деятельная - рассказывает о прошлом, настоящем и будущем музея.
- Это мое детище, - говорит она. И это более чем справедливо. Коренные зеленоградцы в курсе: музей создавался на общественных началах, располагался в обыкновенной 3-комнатной квартире. Многие годы директор работала одна. Лишь в 1992 г. музей стал государственным, ныне в нем работает коллектив в 16 человек.
- Как живется? Сами знаете, трудно, хотя нам, безусловно, повезло, что находимся в городском, а не федеральном подчинении: благодаря помощи московского правительства и префектуры с финансами у нас получше, чем у многих известных музеев-гигантов.
- Бог мой, как мы работали! - вспоминает Татьяна Владимировна. - По 12 тысяч посетителей в год принимали, проводили до 200 экскурсий. Все здесь сделано и оформлено своими руками, продуман каждый штрих, "лицо" каждого зала.
В самом деле, музей невелик, компактен, но он, что называется, своеобразен. Он не типичен, не формален,здесь ощущается прикосновение настоящего энтузиазма.
- Я ведь московская, - улыбается ВИЗБУЛ. - Думали с мужем, годочек поживем здесь и - назад. Вот уже 25 лет пролетело. Отсюда - ни ногой. Город наш красивый, замечательный. И музей должен быть под стать городу, это же его история.
Сколько людей приходило к ней - бескорыстных, искренних, желавших просто помочь, быть полезными. Разве забыть В.ФИЛИППОВА, чья поразительная коллекция миниатюрных моделей солдатиков разных времен русской истории является гордостью музея. В последний год жизни у ФИЛИППОВА обнаружили рак крови. Понимая, что времени осталось в обрез, работал, как одержимый, а потом позвал ВИЗБУЛ и подарил музею все, что успел сделать. Она испугалась, расплакалась - как расплатиться, как соответствовать? Первую же коллекциюу ФИЛИППОВА выкупил центр НТТМ "Дока" А.ЧУЕНКО, безвозмездно передал музею и на свои же средстваоформил экспозицию. Татьяна Владимировна называет ЧУЕНКО зеленоградским Третьяковым. Ныне музейная, коллекция ФИЛИППОВА насчитывает 514 фигурок. Это и битва на Чудском озере, солдаты петровских времен, первой и второй мировых. Память.
В 1999 году музею исполняется 30 лет.
- Нам в последнее время очень помогает префект города А.ИЩУК, - говорит директор. - К 40-летию Зеленограда с его помощью приобрели около 1000 музейных предметов. Но старое помещение, которое находится на первом этаже жилого дома, и физически и морально устарело.
Знаете, помню, проводила экскурсию - вдруг что-то капнуло с потолка и прямо на меня, машинально слизнула - сладко. Потом соседка пришла: оказывается, разлила банку компота на пол. Ну, я очень порадовалась, чтоэто был компот.
Фондохранилище у нас в ужасном состоянии. Вот, крыса знакомая бегает: мы ее и по-хорошему и по-плохому: уйди, милая! Не хочет. Да и просто места мало: прибавилось экспонатов, собираем картины зеленоградскиххудожников - их же нужно размещать в больших, хорошо освещенных залах. Ох, боюсь сглазить: есть у нас ужерабочий эскиз здания специально для музея. Скоро состоится весьма знаменательное событие: пройдет 1-й московский международный фестиваль "Интермузей-98" под девизом "Музеи - 3-му тысячелетию". Это шанс, реальный шанс заявить о себе в музейном мире, заинтересовать российских и иностранных спонсоров, привлечь внимание к городу, наконец.
Татьяна Владимировна - и не без основания - надеется на поддержку городских властей, - ведь участие в фестивале очень недешево. Наш музей намерен экспонировать часть великолепной коллекции Филиппова и обустроить раздел отечественной микроэлектроники. Директор верит, что руководители серьезных зеленоградских предприятий придут здесь на помощь.
- Татьяна Владимировна, - спрашиваю, - представьте, что у вас неограниченные финансовые возможности.Каким вы видите музей XX века?
- Каким? - отвечает она. - Я бы с толком потратила эти деньги. Мне кажется, что обширное пространство рядом с лодочной станцией - неподалеку от префектуры, - наилучший архитектурный комплекс в городе. Музеямвсегда отводят лучшие, центральные городские площади. Вот на этой поляне я бы и развернула свой "Город искусств". Здесь была бы и историческая экспозиция, раздел современного, молодого города, картинная галерея, залы самодеятельного творчества - люди бы приходили сюда и свободно выставляли свои произведения. Обязательно большие помещения для проведения литературно-музыкальных вечеров. А кроме того, я бы обустроила здесь "Город мастеров" - всамделишную кузницу, мастерскую сапожника, ткача, гончара, куда можно было бы зайти и унести с собой при тебе же сработанную вещь. Завела бы здесь конюшню; зимой - катание на санях - да с бубенцами-колокольцами, летом - прогулки в дилижансе. Если бы были деньги. Да...
Теперь я знаю, что такое панёва. Ее в начале нынешнего века соткала бабушка Татьяны Владимировны, это- старинная праздничная женская одежда крестьянок. Она состоит из 3 элементов: длинной льняной домотканой рубахи, юбки - собственно паневы, сотканной из шерстяных нитей (овечья шерсть), и глухого передника - так называемой ситцевой занавески...
Старинная праздничная одежда... Значит, были у людей праздники. Будет и на нашей улице праздник!
В.РАТМАНСКИЙ