И они по достоинству оценили наши успехи. Давайте и мы с вами посетим этот садик и две школы. Надо же поинтересоваться: почему вы - лучшие? Чем вы так отличаетесь от остальных?
С "Улыбкой" по жизни
В Зеленограде 5 детских садов имеют статус "оздоровительный". Но честь встречать высоких гостей выпалаименно "Улыбке", что в 15-м мкрн. Спросим Н.ПРОТАСОВУ, директора ДОУ №2111:
- Наталья Анатольевна, почему именно вы?..
- Условия, созданные в нашем садике, приближены к домашней атмосфере. И это результат огромной работы не только педколлектива, но и родителей. Кроме того, не все и московские-то детсады могут похвастаться таким набором оздоровительных услуг, как мы. Да, бассейны есть теперь везде. Но многие ли могут позволить себе гидромассаж (в т.ч. и специальные ванночки для ног), "жемчужные" ванны? Для детского санатория фотарий,ингаляторий - обычное дело. Но мы не санаторий, а пользуемся этим круглый год! Бич современности - неврозы. А у нас детей успокаивает "электросон" и релаксация в специальном уголке комнаты ИЗО. В "тихий час" они засыпают под специальную музыку. Магнитотерапия, дыхательная гимнастика по методу А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ - все это с успехом применяется в нашем детсаду. А витаминный чай из нашего фитобара и начальство оценило по достоинству!
Но хорошая работа - это, в первую очередь, хорошие люди. Умение любить детей всегда важнее самой дорогостоящей техники. Ослабленным детишкам вдвойне требуется сердечность, душевное тепло и спокойствие. Поэтому - огромное спасибо нашим работникам! (Очень светлым и солнечным людям, кстати. - М.К.)
Что еще? Продолжая славную традицию побеждать во всевозможных конкурсах, мы прошли 1-й тур "Юныхталантов Московии". Даже сложная - пушкинская - тематика нам оказалась по плечу! Вот закончится карантин, и зрители смогут по достоинству оценить полонез и вальс нашего "Пушкинского бала"!
Ребенок должен спать в своей кровати
Школа для слабослышащих детей (УВК №1824) обосновалась в 9-м мкрн. Ее директор, Л.РУЛЕНКОВА, сообщила мне: "Такая школа - в Москве единственная. Остальные - интернаты, где ребенок 5 дней в неделю оторван от родителей". А что еще отличает "наших"?
- Конечно, использование верботонального метода, - уверенно говорит Людмила Ивановна. - Он разработан фирмой "Суваг" (г.Загреб) и основан на слуховом восприятии мира. Мы не учим детей ни жестовой речи, ни дактилологии. Наши ученики общаются с обычными детьми на равных. Да что там, лучше! Команда нашего клуба для старшеклассников "Подросток" уже не раз побеждала в различных соревнованиях. Например, игру "Пойми меня" в ДТДиЮ выиграли наши. И конкурс "Кулинар" - тоже...
Нельзя не поблагодарить за эту работу двух наших замечательных мужчин - психолога Д.АЛЕКСЕЕВСКИХ и социального педагога А.АНДРЕЙКИНА. А впрочем, у нас весь коллектив замечательный! Хорошие люди, высококлассные специалисты... Четверо даже имеют международные сертификаты. Оздоровление? Нашим детям оно нужно, как воздух. Ведь ослабление слуха - зачастую результат перенесенных заболеваний: менингита, краснухи, гриппа... Или следствие лечения - побочное действие медикаментов. Раньше, например, многие дети к нам поступали после лечения воспаления легких мициновыми препаратами.
Естественно, мы стараемся вытащить детей из клубка болезней. Гидромассаж, "электросон", ЛФК, просто массаж, стоматологический кабинет - все это у нас есть. А главная наша гордость - собственный диагностический центр. Мы делаем полную диагностику слуха, применяя последние достижения сурдологии: аудиометрию (тональную, верботональную, речевую), тюльпанометрию, селективное слушание проверяем, "эффект эха".
Звание "городской экспериментальной площадки" и радует, и обязывает... Но мы благодарны городским властям за поддержку. А лично А.ИЩУКУ - за 3 слуховых аппарата. Каждый из них стоит 600 долларов! Но с нимидети живут в мире звука...
Школа - это первый дом, а не второй
Директор школы №367 (надомного обучения для детей-инвалидов) Т.ЗАБЕЛИНА главным достоянием своего учреждения считает методистов. То есть - в данном случае - учителей, стандартную школьную программу адаптирующих под местный разношерстный контингент.
- У нас 3 формы обучения, - говорит Татьяна Николаевна, - индивидуальная, групповая (по 4 чел.) и классно-урочная (по 10 чел.). Больших классов наши дети не переносят. У всех 220 учеников физические возможности сильно ограничены. Треть из них передвигается только в инвалидных колясках. И остальным не легче. Диагнозы? Самые разные: ДЦП, астма, сахарный диабет, эпилепсия, онкология... Но интеллектуально все здоровы!
И это действительно так. Дети - как на подбор: умные, сообразительные... Они не хотят чувствовать себя ущербными, тянутся к общению. Взрослые создают все условия для этого.
Уютные классы за большими стеклянными дверьми, ковры, цветы... Естественно, прекрасно оборудованный медкабинет. Здесь без него нельзя - приступ у ребенка может начаться в любую минуту. Но к этому все готовы - и медики, и учителя. Также с детьми занимаются психолог, дефектолог, логопед. Недавно появилось валеологическое оборудование для экспресс-анализов.
В этой школе нет места случайным людям, здесь работают подвижники. Педагог, занимающийся надомнымобучением, обходит КАК МИНИМУМ 18 домов в день! Около 100 учителей в школе №367 - и о каждом из ниху Татьяны Николаевны только добрые слова.
Ни программ, ни учебников для детей-инвалидов не существует. Педколлектив школы трудится над их созданием. Ко всему подходят творчески. Вот, например, знаете, как обходят преподаватели химии запрет проводить учебные опыты? Показывают детям видеозапись этих химических процессов!
Единственное, что я хочу добавить к своему рассказу о лучших зеленоградских оздоровительных учреждениях для детей - это благодарность. Тем, для кого здоровье наших малышей и подростков - дело всей жизни. Количество добра в мире увеличивается - благодаря их стараниям...
М.КОЛЕГАНОВАР.S. Когда материал готовился к печати, редакция "41" получила письмо от родителей 2-а класса УВК №1824, вкотором они благодарят педколлектив школы и Л.РУЛЕНКОВУ лично, а также поздравляют их с наступающим праздником 8 Марта.