Жила бы страна родная...

Начальник лаборатории АООТ "НИИМЭ и завод Микрон" Александр Дмитриевич СУЛИМИН - кандидат технических наук, автор более 200 научно-технических публикаций и 100 изобретений. Лауреат премии Совета Министров СССР. А.СУЛИМИН имеет почетное звание "Отличник изобретательства и рационализации". Награжден орденом "Знак Почета", медалями "Ветеран труда" и "В память 850-летия Москвы". Он является одним из основоположников в нашей стране технологий плазмохимического осаждения и многоуровневых межсоединений СБИС.

Ранее детство Саши прошло в лесу на Центральном хуторе Дьяковского лесхоза под Саратовом. Отец - Дмитрий Петрович - лесник, мать - Мария Максимовна - вела хозяйство. На хуторе жило несколько семей лесников, рабочих лесхоза.

- С чего для вас начинается Родина?

- Именно с этого она и начинается. Наш лес - уникальное место в сухой Заволжской степи, своеобразный лесной остров, сохранивший до наших дней богатый растительный мир с древнейших времен, в нем растет сосна третичного периода.

Отец и его друзья занимались очень благородным делом, сохраняя лес от пожаров, отпорчи его вредителями, проводили новые посадки леса.

В 1944 году мать (отец был на фронте) отвела Сашу вслед за старшим братом в школу, которая находилась в 12 км от дома. В письмах с фронта отец писал матери, чтобы она учила детей несмотря ни на какие трудности.

- Как вы пережили этот переход от "лесной" жизни к "школьному" периоду?

- Если одним словом, то - тяжело. Это было, возможно, самое сильное потрясение в моей жизни. И я с благодарностью вспоминаю сестер отца, у которых мы с братом жили, свою первую учительницу Любовь Васильевну, которая помогла мне - маленькомучеловечку - пережить этот трудный период, педагогов школы Антонину МаксимовнуЛУКЬЯНОВУ, Ивана Ивановича КОЛЕСНИКОВА, Валентина Павловича ФЕТИСОВА. Они душу и сердце свое отдавали нам, ученикам.

- Вы учились в послевоенное время. Чем вы увлекались?

- Кроме учебы, я увлекался еще музыкой (балалайка, мандолина, баян, скрипка). До сих пор жалею, что не освоил гитару. Другим увлечением была живопись. К сожалению, у меня профессиональных учителей по этим направлениям не было.

В 1954 году он, после блестящего завершения учебы в школе, поступил в Саратовский университет, физический факультет которого окончил в 1959 году. Путь в микроэлектронику пролегал через Новосибирский Академгородок, где собрался цвет ученых, преданных науке. Работа в отделении вычислительной техники Института математики СОАН СССР стала хорошей школой для молодого ученого. Здесь были начаты работыпо плазмохимии для микроэлектроники, которые и привели А.СУЛИМИНА к тому, что он в 1970 г. перевелся на работу в НИИМЭ и переехал вместе с семьей в Зеленоград. Первое изобретение по новому направлению было выполнено в 1969 году и сыграловажную роль в промышленном освоении новых технологий. Большинство разработок СУЛИМИНА, выполненных за время работы в НИИМЭ, защищено авторскими свидетельствами на изобретения и патентами РФ. 16 изобретений СУЛИМИНА внедрены в производство изделий микроэлектроники.

- Александр Дмитриевич, у вас так много изобретений. Чему они посвящены?

- Вообще говоря, это своеобразный ответ моих коллег (соавторов) и мой на те проблемы, которые должна была решить отечественная микроэлектроника. Это изобретения по научно-техническому направлению так называемых плазменных, в том числе плазмохимических методов обработки, материалам и оборудованию для их реализации, микроэлектронным структурам, технологии межсоединений интегральных схем.

Последние работы СУЛИМИНА имеют целью решение ключевых проблем технологии производства субмикроэлектронных СБИС. В частности таких, как глобальная планаризация, создание структур для изделий с полной диэлектрической изоляцией элементов, формирование многоуровневых межсоединений. Эти работы лежат в русле приоритетных направлений развития отечественной микроэлектроники.

- Как удалось столько сделать в науке?

- Благодаря коллегам. Мне повезло также с учениками, которые выросли в НИИМЭ и стали классными специалистами, - В.ЯЧМЕНЕВЫМ, В.ШИШКО, В.БЛИЗНЕЦОВЫМ, А.ФАТЬКИНЫМ.

В свое время нами был выдвинут почин "Академическим разработкам - промышленную реализацию". Его поддержали Иркутский институт органической химии СОАН СССР, Институт неорганической химии СОАН СССР, ИРЕА и др.

По одному из важных направлений был выполнен большой комплекс исследований,результаты которых нашли широкое использование в технологии микроэлектроникии в смежных областях техники. По этим работам было зарегистировано около 30 изобретений и присуждена премия Совета Министров СССР коллективу авторов (от НИИМЭ - А.СУЛИМИН, В.ЕВДОКИМОВ, В.ЯЧМЕНЕВ, А.ФАТЬКИН).

- Как относится к вашей работе семья?

- Хорошо относится. Хотя надо понимать, что время, отданное такой работе, фактически отобрано от семьи. Моя жена - Зоя Павловна - мой главный тыл, а правильней сказать - самый надежный друг. Она - в прошлом преподаватель английского языка. Наее плечах домашние заботы, вырастила 3 дочек - Марину, Сашу и Машу, воспитываетвнука Андрюшу. Сейчас мы вместе живем в небольшой - для семьи из 6 человек, из которых 5 взрослых, - квартире. Тесно, конечно. К сожалению, дома работать не удается. А хотелось бы.

- У вас 100 изобретений. Вы не страдаете тщеславием?

- Нет. Я, скорее, "страдаю" удовольствием, которое я испытываю, когда раскапывается идея того, что потом становится изобретением. А тщеславие - это, как сказал когда-то Сергей ОБРАЗЦОВ, солома, на которой может сгореть любой талант.

- Сейчас время трудное. Нужны нестандартные решения. Вы знаете, что делать?

- Что делать лично мне - я знаю. Что касается решений...

Когда-то секретарь парткома СОАН СССР МИГИРЕНКО сформулировал концепцию в виде лозунга "Перегнать - не догоняя". Сейчас это звучит парадоксально. Интеллектуальный потенциал ученых и специалистов нашей страны, однако, я уверен в этом,в состоянии выполнить подобную задачу. Но отечественной микроэлектронике необходимо придать статус национального приоритета. Усилия сохранивших верность и преданность микроэлектронике людей "снизу" должны быть подкреплены "сверху" политической волей и финансированием. Актуален и кадровый вопрос. Необходимо старые кадры специалистов окружить молодежью, они с удовольствием будут передавать им свои знания и опыт. Во всяком случае, я готов это делать.

Вы задали вопрос "С чего начинается Родина?". А с чего начинать ее возрождение? Может быть, с осознания того, что для каждого из нас наша Родина - это не "эта страна", а именно наше Отечество, наша страна.

И.МАХОВСКАЯ