Борьбу с видеопиратством различные структуры, в том числе и правоохранительные, ведут давно. Но пока - безуспешно.Закрываются одни точки - те же люди открывают другие. И вот новый виток бесконечной борьбы. В конце февраля проводились общегородские мероприятия по изъятию пиратской видеопродукции. В них участвовали участковые инспектора ОВД Зеленограда, представители концерна "Видеосервис". Экспертизу проводили эксперты ОО "Мирриада-Видеосервис" и ООО "Видео 20 век", ООО "БиЮАР-видеосервис".
Как рассказал нам начальник милиции общественной безопасности С.РОМАНОВ, проводятся они по распоряжению ГУВД Москвы и письму председателя Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации. Другими словами,началась тотальная проверка всех торговых точек Зеленограда, имеющих разрешение на реализацию аудио- и видеопродукции. В минувшую пятницу были проверены так называемые "лоточники", торгующие в основном на Крюковском рынке, и несколько точек в магазинах. Всего 7 объектов. Но вот интересный факт - ни одна из точек, расположенных в крупных магазинах, в тот день не работала. В беседе со мной Сергей Викторович признал, что вероятнее всего произошла "утечка информации", и наиболее осведомленные владельцы павильонов в тот день просто не открылись. Попалась же больше мелкая рыбешка.
Но все равно - улов был более чем удачен. С этих семи точек в штаб рейда было привезено для экспертизы около 2000 видеокассет. Примерно 75% из них оказались пиратскими.
Как же определить простому обывателю: лицензионная кассета или нет? Некоторые секреты своих навыков в этом деле мне поведал эксперт концерна "Видеосервис" Максим КАМЫШЕВ, принимавший в тот день участие в рейде.
- Прежде всего, - говорит Максим, - необходимо знать, а выходил ли вообще этот фильм на российский рынок. К примеру, здесь есть кассеты с фильмами, права на которые закуплены, но в продаже они еще не появились. Так, "Граф Монте-Кристо" в четырех частях с Жераром Депардье должен выйти в конце марта. А у нас он продается с февраля.
Основным критерием оценки подлинности видеокассеты являются обложки. Качество пиратской обложки, хоть и изготовленной типографским способом, отличается от оригинала. И вот почему. С фирменной обложки с помощью сканера делается исходный материал для печати. А передать все нюансы сканер не может. Поэтому, если внимательно приглядеться, детали на приведенных кадрах фильма размыты, цветопередача нарушена. Кроме того, все надписи на фирменной обложке должны четко читаться, даже сделанные самым мелким шрифтом.
Необходимо также обращать более пристальное внимание на голографические наклейки. Если фильм выпускается в прокат фирмой "Видеосервис", то и голограмма должна соответствовать.
А еще на кассете должна быть наклейка с названием фильма, указанием компании, его снявшей и приобретшей право нараспространение. И должна быть указана продолжительность фильма...
Есть еще одна тонкость. Как правило, пока новый фильм идет на экранах кинотеатров, он не может выйти на видео. Должно пройти 2 - 3 месяца. И его появлению предшествует большая рекламная кампания. Вспомните "Титаник", "Армагеддон", "Люди в черном"... Хотя сегодня наметилась тенденция к уменьшению указанного срока. Это связано с тем, что западныекомпании стали учитывать возможности пиратов на территории России.
Все это хорошо, но что делать простому россиянину, у которого нет возможности приобретать лицензионные кассеты по80-120 руб.? Уровень жизни настолько упал... Но вот что я узнал. Отпускная цена на лицензионный фильм в том же "Видеосервисе" - 55-60 руб. И если прибавить сюда нормальные торговые надбавки продавца, стоить она должна 75-80 руб. Но это, как говорится, в идеале. А пока идут граждане к "пиратам" и покупают у них фильм за 45-50 руб.
А во сколько обходится "пирату" его продукция? Выгодный ли это бизнес? И что вообще происходит на видеорынке Зеленограда? На эти темы я разговорился с одним из продавцов- "пиратов", неким П.
- Мой шеф занимается этим бизнесом уже не первый год, - говорит П., - и хочу прямо сказать: он, бизнес, и выгоден и не выгоден одновременно. Выгоден он чем - большой прибылью. Одна кассета обходится примерно в 20 руб., а продается за 50. Налог платится только с тех проданных кассет, которые проводятся через кассу. Да еще аренда, зарплата другим продавцам.Остальное - его.
- Почему такая низкая себестоимость?
- Считай сам. 12-15 руб. стоит чистая кассета. Плюс стоимость приобретенного лицензионного фильма. По своим каналам достаем его раньше, чем он выйдет в продажу. 1 руб. стоит голограмма, и обложка. Да, еще целлофан для упаковки. Ну и, конечно, расходы на технику, электричество.
- А откуда образцы для печати обложек?
- Либо сканируются уже имеющиеся обложки, либо покупаются в том месте, где их печатают или разрабатывают. Хотя последнее стоит недешево - около 1000 долларов. Но миллионными тиражами покрываются все убытки.
- А голограммы откуда?
- Да их на "Горбушке" сколько хочешь - на любой вкус и цвет.
- Где запечатывают готовую продукцию?
- На студии, конечно. Все трудятся.
- Ну а что же тогда в этом деле невыгодно?
- Дело в том, что в последнее время весь Зеленоград фактически прибрали к рукам три человека. Они и диктуют свои законы в нашем деле. Им принадлежит примерно 80% всех точек города. Они торгуют таким же товаром. У них, возможно, всеи везде схвачено, всем, кому надо, они, видимо, отстегивают, чтобы те их не трогали. Их и сегодня предупредили, они и закрылись. А завтра будут торговать как ни в чем не бывало.
- А скажи, какие убытки вы сегодня понесли?
- Примерно около 7000 руб. Это не считая штрафа, который еще придется заплатить, потерянной прибыли дня продажии зарплаты продавцу.
- Моему шефу надоело торговать пиратскими видеокассетами, - продолжает П. - Он бы с большим удовольствием заключил договор с крупным поставщиком, с тем же "Видеосервисом", например. Торговал бы лицензированной продукцией. Но сейчас это, увы, невозможно. Мы просто будем нести убытки и разоримся. Нет сил сражаться с теми, кто занимается пиратством. У них есть крыша, а у нас ее нет. Их не тронут, а нас даже с лицензионными кассетами будут постоянно трясти.
Вот такой откровенный разговор состоялся у меня после окончания рейда. "А чем же он закончился?" - спросите вы. На всех пострадавших дела были переданы в суд, который 1 марта вынес решение по каждому нарушителю. Все продавцы пиратской продукции были оштрафованы на 5 минимальных окладов (417 руб.). Продукцию конфисковали.
Но проблема, что смотреть по "видику", осталась. На следующий день после рейда я проехал по некоторым из тех магазинов, которые были накануне закрыты. И что же? Во всех вовсю торгуют пиратским видео...
Видеоман А.ЮДИН