Когда она первый раз попросила срочно "одолжить" немного денег, первой моей реакцией была попытка помочь. Я знал, что моя 18-летняя знакомая, как и многие ее сверстники, после окончания школы находится в бесконечном поиске работы, живет с мамой, и они едва сводят концы с концами. Когда она попросила денег во второй раз, по телефону умоляя помочь выйти из абстиненции ("ломки"), я, 40-летний мужчина, элементарно растерялся!
Кто на сегодня имеет самый большой опыт общения с наркоманами?
Ну, конечно же, работники милиции и врачи-наркологи! Как правило, "профилактические мероприятия", которые проводят в школах милиционеры, врачи и другие социальные работники, обращены к страху подросткаперед законом или за свое здоровье. Так привычнее, интеллектуально проще. Да, наличие медицинской и криминальной сторон проблемы очевидно, как очевидно и то, что многие из нас любят клубнику со сливками и рыбалку. Но ведь немногие из нас догадываются ловить рыбку на клубнику со сливками? То, что нравится нам, совсем необязательно нравится рыбе! А почему мы думаем, что социальное давление, которое необходимо по отношению к наркоманам, у детей нормальных не будет иметь обратного эффекта? Ведь поиск своего "я" и любопытство лишь подталкивают подростков в сторону высокого риска. Когда им говорят что-либо не делать, они обязательно это сделают!
Кто сегодня больше времени проводит в окружении наркоманов? Мы или наши дети? Кто лучше разбирается, чем отличаются "колеса" "с приходом" и "без прихода" и почем сегодня "чек"? Конечно, наши вполне нормальные дети! Так давайте же не делать вида, что мы знаем больше их.
Надо ли изобретать велосипед?
В мире принято строить профилактические программы для нормальных детей с учетом образа мыслей 13-14-летних подростков. Дети должны воспринимать их как собственные программы, а не как программы взрослыхдля них. Потому что в этом возрасте автоматически отвергается любая попытка контроля со стороны взрослого. Наибольший эффект имеют "косвенные" программы" - обучающие чему угодно, но вообще без упоминания наркотиков! Это во-первых.
Среди главных причин, приводящих подростка к наркотикам, специалисты выделяют дефицит самоуважения. Невысокое самоуважение может быть как результатом излишней защиты со стороны матери, принимающейна себя всю ответственность за поступки ребенка, так и ситуаций, когда родители не уделяют ребенку внимания. Человек с неразвитым самоуважением ощущает необходимость защиты через другие механизмы - в том числеи через наркотики. Чем больше ответственности дети на себя берут - тем лучше! Это во-вторых.
Ситуацию в России сегодня сравнивают с Америкой 60-х годов. Но там не было такого крушения авторитетов, люмпенизации и дезорганизации общества, как у нас. Именно поэтому в группу высокого риска у нас попадает много детей.
Так с кем же нам воевать?..
С собственной неинформированностью; иллюзиями ("авось пронесет"). С надеждой откупиться от проблемы деньгами. С надеждой на "дядю". С собственной ленью.
...и за что?
За свой авторитет у детей (не "по должности" родителя, а по существу). За то, чтобы быть услышанными детьми. За душевное здоровье детей, за их самоуважение и независимость. Всем вместе - за создание сильного неформального общественного противовеса наркомании.
Каким образом?
Легкого и быстрого пути нет! Ведь подниматься пешком по лестнице на 12-й этаж всегда дольше и неприятнее, чем в лифте. В том случае, конечно, если развитие силы и характера для тебя не является делом престижа. Когда-то в Прибалтике тоже переходили улицы на красный свет, и это продолжалось до тех пор, пока не стало "непрестижно выглядеть приезжим". Похожая ситуация - с курением в Западной Европе.
Но ведь есть дело, которое было престижным всегда и везде, в любом возрасте! Быть лидером и учиться лидерству - престижно, интересно и ответственно! Особенно, если есть возможность применить полученные навыки в своей же подростковой среде или по отношению к родителям и учителям.
Конечно, нужна сильная детская и молодежная организация в нашем городе. Организация самодеятельная, неформальная, неполитизированная. Организация молодых лидеров, не требующая для своего воплощения значимого начального капитала. Экспериментирующая и саморазвивающаяся.
Такая организация-программа обучения лидерству, в отличие от традиционных программ по интересам, во-первых, может дать детям ощущение уверенности в собственных силах, независимости, обогатить их жизнь и общение, а во-вторых, даст возможность привлечь к ней подростков, не включенных ни в какие программы, кроме одной, - уличной.
Большинство же наших с вами воспитательных программ, в том числе и в школе, они уже "кушали за завтраком".
Может, и мы на что сгодимся?
Хотим мы этого или нет, но все мы, родители, оказались в одной лодке и должны взять на буксир будущее наших детей, помочь им и самим себе в формировании нормальной жизненной среды. Можно грести веслами, как на галере, можно попробовать поднять паруса. Веслами - проще, с парусами - быстрее и дальше! Но, чтобы управлять парусником, нужна слаженная команда, клуб "предков"-лидеров, которые умеют не только ставить проблемы, но и владеют технологией их решения. Такая команда появится не вдруг, а только испытав неудачи и наработав технологии. Будет неплохо, если она не превратится в очередной комитет "спасения" или "социальнойзащиты", а тряхнет стариной и займется наступательным социальным экспериментированием в интересах наших детей. Главной и конкретной задачей такого клуба взрослых должна быть помощь в создании в нашем городе и вывод на самоуправляемый режим детской и молодежной неформальной организации лидеров с позитивными ценностями, способной перехватить управление и инициативу "улицы".
Если вы со мной согласны, свяжитесь через редакцию или по тел. 535-6308. Встретимся...
Вячеслав ТКАЧЕНКО, руководитель проекта "Молодежный фонд поддержки лидерства"Вам помогут родители наркоманов
Каждую 2 и 4-ю субботы месяца, в 14.00, в клубе "Силуэт" (корп. №1432) родители бывших наркоманов проводят лекции-беседы. Приглашаются все желающие получить совет. Индивидуальные беседы по тел. 532-6746 (20-23.00).