"Трамвай" не объедешь?

ТАК БЫЛО
В только что построенный дом в 9-м мкрн мы переехали в середине 70-х. Рядом остались участки бывшего дачного поселка. К осени в заброшенных садах поспевали яблоки. Поговаривали, что скоро эту территорию "освоят", что вот-вот снесут оставшиеся дома, отгороженные от наступающей цивилизации забором. Но время шло, а дома по-прежнему оставались. А в последние годы за забором стали вырастать симпатичные коттеджи...

Началась история дачного некоммерческого товарищества "Трамвай" аж в 1937 году, когда работникам московского трамвайного депо был выделен в бессрочное пользование участок земли.

По схеме Москомприроды территория кооператива относится к объектам природного комплекса. Некоторые ее участки подпадают под водоохранные зоны и, следовательно, являются особо охраняемой природной территорией, что подтвердил начальник отделения Москомприроды И.КОРНЕЕВ.

...Забор, как граница, за которой начинается другой мир. Нет традиционных грядок, участок - кусочек леса с вековыми соснами, добротные, аккуратные домики и тишина.

Рассказать об истории этого маленького "государства в государстве" соглашается Екатерина Васильевна, хозяйка симпатичного домика, обшитого модным ныне сайдингом. Коренная москвичка, она всю жизнь живет в арбатской коммуналке. А здесь стоял дом ее родителей, который она помнит и любит с детства.

- Это был настоящий медвежий уголок. Кругом - лес. В поселке не было электричества, и непременным атрибутом вечерних посиделок была керосиновая лампа. За керосином ходили в лавку за Школьное озеро.

Начало строительства города-спутника проходило в стороне, и не верилось, что очень скоро он разрастется и сметет на своем пути многие дачные дома.

- С 1970 года мы жили под угрозой сноса, - продолжает свой рассказ моя собеседница. - У кооператива отобрали 20 гектаров земли. Но наш дом, слава Богу, оказался вне зоны сноса.

ТАК ЕСТЬ
- Потом вроде страсти улеглись, нас оставили в покое. И в последнее время многие начали благоустраивать свои участки - ремонтировать дома, отстраивать новые. Естественно, не нарушая планов застройки. Все правила соблюдаем строго. По статусу мы - природоохранная зона и несем ответственность буквально за каждое дерево.

У дачников появились телефоны - перебросили воздушную сеть. Многие владельцы домов получили статус собственника. А в прошлом году товарищество прошло перерегистрацию и получило статус дачного некоммерческого. Мы платим аренду за землю, налоги. Следовательно, не являемся для города балластом.

А сравните нашу территорию (действительно, чистую и ухоженную) с окружающим лесом: сплошные кострища, поваленные деревья, остовы машин в русле Сходни. Я прекрасно помню, как мы ловили плотву в этой чистой некогда речушке. Здесь бегали зайцы, ежи, белки, было полным-полно земляники.

Многое утрачено, разрушено. Например, неподалеку от нашего кооператива за глухим забором возвышалась дача авиаконструктора Лавочкина. Шикарный дом в готическом стиле, который строили пленные немцы. В нем вполне можно было бы устроить мемориальный музей. Но, увы, какое-то время после смерти легендарного конструктора здесь располагался пионерский лагерь, а потом и вовсе усадьбу растащили.

Многие дома кооператива тоже связаны с историей. Из них уходили на фронт, москвичи оставались здесь, когда враг подступил к самой столице, долетали снаряды.

Этот дачный островок в центре города уцелел. Но куда меньше повезло рабочему поселку, некогда находившемуся поблизости, даче маршала Жаворонкова и тем поселениям, что находились возле старой пуговичной фабрики, за Школьным озером, в Крюково и т.д. Их уничтожил город. Правда, весь цивилизованный мир предпочитает работать в "сити", а жить - в зеленом пригороде.

ТАК БУДЕТ?
Отбросим лирику. Пора задаться вопросом: почему дачный поселок московского трамвайного депо находится в центре Зеленоградского округа, в природоохранной зоне? Почему, к примеру, у зеленоградской автобазы нет дачного поселка где-нибудь в Сокольническом парке?

Ответ мы попытались найти в архитектурно-планировочном управлении (АПУ), филиале московской регистрационной палаты (МРП), территориальном объединении регулирования землепользования (ТОРЗ), управлении государственной земельной инспекции Москомзема (УГЗИ), ГУП "Зеленоградпроект".

Сведения, полученные от ответственных лиц перечисленных организаций, оказались весьма разрозненными и противоречивыми.

В целом же картина складывается следующая. У Зеленограда дачный поселок "Трамвай" как бельмо на глазу, и в архитектурно-планировочных интересах округа вынести его за зеленоградские границы - в Московскую область, где и должны располагаться московские дачи.

И надо сказать, в Генеральном плане застройки Зеленограда, утвержденном еще в 1997 г. распоряжением №297 правительства Москвы, площадь, занятая "Трамваем", относится к территории 3-го района, и на этом месте запланировано размещение детского парка при Дворце творчества детей и молодежи. Правда, заметил главный архитектор проекта Вячеслав КУВЫРДИН, не исключено и строительство здесь малоэтажного жилого фонда. В любом случае дачи подлежат выводу с городской земли. Представители кооператива несколько лет назад подходили с вопросом о возможности своего дальнейшего существования на земле Зеленограда к префекту А.ИЩУКУ. Алексей Алексеевич занял принципиальную и совершенно обоснованную с точки зрения законодательства позицию: дачные кооперативы не должны находиться на городской территории. Тогда возникло предложение у дачников - перестроить их владения в рамках малоэтажного жилого фонда, а владельцев оставить. Вопрос, конечно, интересный, только такой фонд индивидуальной застройки, как правило, коммерческое мероприятие, от которого Зеленоград может получить прибыль, а здесь получается - наоборот.

Прошлой осенью во время проведения московской выставки в Манеже руководство кооператива вновь обратилось к префекту - нельзя ли, тем не менее, сохранить имеющийся статус-кво. А.ИЩУК предложил дачникам, прежде чем ставить такие вопросы, узаконить свое землепользование.

Правда, согласно распоряжению мэра Москвы №23, на объекты, подлежащие выводу с занимаемой территории, не входящие в Генплан застройки, землеотвод не оформляется, пояснил ответ префекта начальник ТОРЗ Валерий КОНЬКОВ.

По словам начальника УГЗИ Михаила СЕРГЕЕВА, "трамвайные" дачники руководствуются в своем нахождении на земле округа распорядительными документами от :1937 г.

Пока все понятно, дачный поселок обречен на выселение. Дело только за временным фактором - претворение Генплана в жизнь не терпит суеты. Конечно, если бы участникам "Трамвая" удалось легализироваться хотя бы частично, у Зеленограда возникли бы проблемы.

И здесь становится интересным решение филиала МРП от 1999 г. о перерегистрации "Трамвая" в дачное некоммерческое товарищество. Руководитель филиала Александр ВЕЛИКИЙ при телефонном разговоре слегка запутался в воспоминаниях. То сначала получается, что дачники приносили документы на перерегистрацию вместе с продленным до 2003 г. договором аренды земельного участка (и именно ТОРЗ должен был его отозвать, чтобы не допустить перерегистрацию), то на другой день Александр Михайлович смог вспомнить только то, что "Трамвай" прошел перерегистрацию, а как - разве упомнишь. Это естественно, неестественно другое. Если, как признал А.ВЕЛИКИЙ, перерегистрация возможна при наличии оформленного землеотвода, а по словам руководителей других ведомств, землеоотвод для "Трамвая" просто не может быть оформлен, что же тогда получается?

Нет, прав Гамлет, заметив вскользь:

"О сколько в мире есть чудес, Горацио, что и не снились нашим мудрецам:"

А.ЭРНСТ, И.ЮНИСОВА