10 лет назад в словаре зеленоградцев появилось новое слово - "Элитекс". Далеко не сразу все узнали, что за ним скрывается. Но теперь не только название зеленоградской телекомпании прочно вошло в лексикон - сама она вошла в жизнь города и горожан.
- Первые мысли создать свою телестудию появились где-то в 89-90 году, когда вообще был бум в создании маленьких студий, - говорит создатель и директор "Элитекса" Александр АВРАМЕНКО. - Предполагалось, что это будет хорошим бизнесом. В 91-м году это желание обрело реальную форму.
- Напомните, какими были первые программы "Элитекса".
- Как и у всех - показ фильмов. Началось все, правда, не с телевидения, а с видеопроката. Параллельно развивались сети. Первое телевизионное вещание, если его можно назвать таковым, происходило "на коленках" из квартир наших знакомых. И так далее потихонечку.
Правда, было одно отличие. В репертуар "Элитекса" с самого начала включались только лучшие образцы мирового кино; дешевые боевики и порнуха - то, чем так грешили многие видеосалоны тех лет, сюда доступа не имели.
- Вы показывали лицензионные копии?
- Такого понятия в те годы не существовало. Никто ничего не регламентировал. Нам не хотелось быть пиратами, просто не было никаких нормативных актов, каких-то ограничений. Да и понятия "местное телевидение" не существовало вообще, даже в зачатке. Не существовало рынка телепрограмм. Как только появились законы о телевидении, об авторских правах, мы включились в рынок.
- Когда появились ваши первые некиношные программы?
- Первая программа собственного производства появилась, как только в руках оказалась камера, которую мы брали у друзей. Точных дат назвать не могу. Это было шоу "Элитекс-приз". Некоторое время мы работали в кодированном режиме, и в то время у нас существовала абонентская плата. И для того, чтобы ее стимулировать, мы стали разыгрывать призы для наших абонентов. Абонентов у нас было достаточно много. И я нижайше кланяюсь им всем: за счет платы, которую мы тогда собирали, стала возможна закупка оборудования, техники.
- Можно ли сказать, что телевидение для вас - главное увлечение в жизни?
- Это не увлечение - это дело, трудное дело. Это как родить и воспитать ребенка.
"Ребенку" уже 10 лет. Вполне самостоятельный возраст; самые опасные "детские болезни", хочется верить, уже позади. Но и сейчас за ним нужен глаз да глаз.
- Вы давно были в отпуске?
- Если можно назвать отпуском прошлогодний отдых в подмосковном санатории, в получасе езды до работы... Раза три в неделю я приезжал на студию. Перед этим лет 5 не был. Хотел бы, конечно, отъехать далеко и надолго. Но только если бы я был в полной уверенности, что здесь за месяц ничего не произойдет.
- Чего именно? Что мешает обрести эту уверенность?
- В первую очередь наша нестабильность. Совершенно непонятно, что произойдет завтра, с какой стороны, грубо говоря, "покатится баллон". Не буду вдаваться в подробности, но 2000 год был тяжелым. Совершенно не хочется уехать и получить телефонограмму, что здесь возникли какие-то серьезные проблемы.
- То есть ситуация для СМИ по-прежнему нестабильна?
- Вообще для бизнеса. А СМИ тоже бизнес. Это хорошо показал тот самый дефолт 98-го года, который не скоро забудут.
- Как вы его пережили? (Ловлю себя на мысли о том, что уже не делаю различия - спрашиваю о делах компании или о человеке лично. - И.Л.)
- Трудно было всем. СМИ пришлось труднее втрое. Все резко сократили расходы на рекламу, а для СМИ это - основной доход. Доллар подскочил в 4 раза, а видеокассета, скажем, как стоила 20 долларов, так и осталась стоить 20. У нас ведь вся техника импортная, отечественной, на которой можно работать, просто нет. Но мы выстояли. Штат пришлось сократить до 6 человек, работать каждому за четверых.
- Вы упомянули, что в начале 90-х, когда возникла идея создания телестудии, это был по всем параметрам перспективный проект.
- На самом деле, этот бизнес перспективный и прибыльный во всех странах, кроме нашей. У нас нет реальной платежеспособности. Если в других странах значительная часть местных станций существует за счет рекламы - причем на местном уровне ее даже больше, чем на межнациональном, - то у нас все наоборот. В небольшом городе телереклама - товар заведомо убыточный. Приходится выходить из положения за счет других источников.
- Кстати, о телерекламе. На вашей студии довольно-таки нестандартное распределение времени между рекламными блоками и фильмами. Почему вы не обращаетесь к обычной схеме, принятой везде?
- Показывать рекламу в разрывах фильмов? Во-первых, я этого не люблю. Во-вторых, мы этим доставляем неудобство зрителям. Чтобы это оправдать, реклама должна соответственно стоить. Большая прибыль позволила бы компенсировать это новыми программами. Но мы идем по пути недорогих блоков, посильных предпринимателям. К тому же реклама на местном уровне значительно специфичнее, нежели на национальных каналах. У нас адресная реклама, и для зрителя не так важно, где он ее получит - до фильма или в середине.
- Как вы относитесь к регламентации вашей деятельности? Сейчас в изобилии появляются различные законы и нормативные акты. Мешают они вашей работе?
- Я положительно отношусь к закону и отрицательно к понятию "регламентация". Конечно, если это просто наведение элементарного порядка, то это нормально. Но в любой деятельности существует масса барьеров, установленных чиновниками непонятно по какому принципу. Вот к этому я отношусь отрицательно.
- Как вы считаете, есть ли давление на свободу слова в России?
- Да. Оно никогда не прекращалось. У нас так построено: кому не лень, может "наехать" на любое неугодное СМИ. У нас нет законов, которые защищают журналистов.
- Какими качествами должен обладать человек для успешной работы на ТВ?
- Порядочность и умение работать командой. Здесь нет одиночек. От оператора до выпускающего зависит то, в каком виде программа дойдет до зрителя.
- Вы этим качеством обладаете в достаточной степени?
- Да.
- Есть ли что-то, чего вам не хватает для более успешной работы?
- Того же, чего и всем - денег. Ничего невозможного нет. Все зависит от наличия финансов и Господа Бога.
- Чего бы вы хотели достичь в этом году, месяце? Вообще, в обозримом будущем?
- Если честно, мне даже не хотелось бы ничего достигать, мне хочется поработать стабильно. Чтобы не трясло, не приходилось ничего ломать или, наоборот, спешно чинить. Хочется создать какой-то стабильный уровень работы, ну а дальше рост и рост.
- Не могли бы вы уже сейчас поделиться новыми проектами?
- Проектов - море. Конкретно не скажу, но в принципе мы приветствуем любую современную программу, которую коллектив способен воплотить.
Итак, жизнь человека - даже семьи - и жизнь фирмы слились в одно, как это часто можно наблюдать. Такое отношение к делу можно только приветствовать. Так что, рассказывая о себе, А.АВРАМЕНКО постоянно говорит об "Элитексе". Рассказывая о своей работе, он волей-неволей говорит о себе. И вот последний маленький штрих.
- Александр Геннадиевич, у вас есть дача?
- Да. Домик в деревне поблизости. Собственно, даже не дача - я там вообще живу.
- А есть тяга к земле?
- В свободное время я бы, конечно, с удовольствием поковырялся в огороде, да времени нет. Но и сказать, что моя работа - это обязаловка, а для души земля - тоже не могу. Скорее, работа для души.
Беседовал
Иван ЛАЗАРЕВИЧ
P.S. 26 мая в 14.00 в ДК "Зеленоград" состоится праздник, посвященный 10-летию студии "Элитекс". Вход свободный. Желающие могут получить пригласительные билеты в телестудии или в кассах ДК.