| В.Н.Кирюхин |
Кто из нас не проклинал бесхозные развалюхи, которые и днем и ночью отнимают места для парковки. Такие экземпляры существуют в каждом дворе. Причем избавиться от них мечтают все - как местные жители, работники коммунальных служб, так и сами владельцы авто. Вот примеры типичных вопросов и жалоб: "Прошлой зимой сломалась моя "Волга", кое-как дотолкали её до подъезда. С ремонтом решил повременить - не было на тот момент свободных денег. Так и перезимовала под окнами, а весной её постепенно разграбили. Что мне теперь с ней делать?" или "Власти брошенные автомобили убирать не хотят. Звонил в управу, они ссылаются на некое распоряжение, что эвакуировать брошенные авто можно только по решению суда. Но на самом деле я думаю, они просто не хотят оплачивать эвакуацию"
На вопросы Zelenograd.ru по поводу брошенных автомобилей отвечает заместитель префекта Зеленоградского округа Владимир Николаевич Кирюхин, занимающийся проблемами ЖКХ и экологии.
— Владимир Николаевич, какие машины считаются брошенными?
Аварийные автомобили, не подлежащие восстановлению. Разукомплектованные, то есть со снятыми колёсами, дверьми, выбитым лобовым стеклом, спущенными шинами, но подлежащие восстановлению. Брошенные владельцем разукомплектованные машины, которые находятся на территории города, и состоят на учёте только в районных управах. А также автомобили, на которых отсутствуют государственные номера.
— Какие нормативные документы регулируют работу с брошенным автотранспортом?
Седьмого декабря 1999 года вышло в свет первое постановление
№ 1125 "О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств (АТС), подлежащих утилизации". В нем говорится, как должна выглядеть инфраструктура подготовки автомобилей к их жизни после смерти. 21 мая 2001 года вышло распоряжение
"О совершенстве работы с брошенным автотранспортом", где был прописан регламент работы всех городских служб по обращению с брошенным и разукомплектованным транспортом. 5 августа 2003 года выходит Постановление Правительства
№ 647-ПП "О неотложных мерах по созданию общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации" (общегородская система "Авторециклинг"). Она объединяет 12 предприятий, которые вывозят брошенные автомобили, хранят их, разбирают и в итоге утилизируют по всем правилам. А совсем недавно, 27 июля 2007 года, вышло
распоряжение Префекта ЗелАО № 744, в котором разработан порядок утилизации брошенного автотранспорта.
| у корпуса 456 |
— Какая организация занимается эвакуацией брошенных автомобилей?
Сейчас этим занимается специализированная организация - ОАО "Центурион. По упоминавшемуся выше распоряжению Префекта ЗелАО №744 вопрос об утилизации брошенных машин (и включение его в повседневную работу) возложен на ГУП УДХиБ г.Зеленограда (Казаков Ю.Н). По этому распоряжению с 1 октября на территории Базы хранения жидких противогололедных реагентов (ст. Крюково-Товарная) будет организована площадка длительного хранения брошенного разукомплектованного автотранспорта с последующим его вывозом и утилизацией. ГУП УДХиБ будет выделено дополнительное финансирование на содержание территории.
— Кто отвечает за организацию работ по выявлению и вывозу брошенного автотранспорта? Куда обращаться жителям, чтобы с их двора своевременно убирали такие машины?
Ответственность за организацию работ по выявлению, учету, своевременному перемещению на хранение и установлению владельца брошенного автотранспорта возложена на окружную комиссию, а также управы районов, дирекции единого заказчика ГУП ГДЕЗ. Жителям нужно обратиться в районную управу (в отдел ЖКХ) и написать заявление на имя главы управы.
| Березовая аллея, дом 6А |
В течение недели комиссия, в которую входят представители управы, административно- технической инспекции (АТИ), экологической милиции и участковый уполномоченный милиционер, обходят территорию и фиксируют все брошенные автомобили. Затем составляют акт о выявлении таких машин с указанием их реквизитов, местонахождения, состояния, а также решения комиссии о перемещении на хранение и для работы по установлению владельца. На транспортное средство прикрепляют предупреждение (с указанием контактных телефонов ответственных организаций, на чьей территории находится транспортное средство) о возможном перемещении в течение пяти дней. Акт подписывается членами комиссии и утверждается главой управы района или его заместителем. Если владелец не установлен, автомобиль включается в еженедельно составляемые управами районов списки, которые согласовываются с представителями АТИ и направляются в территориальное подразделение МОБ УВД. Там в 10-дневный срок осуществляются мероприятия по выявлению владельцев, установлению транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр. Информация о владельцах, либо заключение об отсутствии владельцев транспортных средств направляется в управы районов. Управы районов в недельный срок с момента получения сведений от МОБ и отделов ГИБДД принимают меры по вывозу брошенного автотранспорта. При установлении владельца разукомплектованного автомобиля службы ДЕЗ районов, ГУП ГДЕЗ обязаны в течение трех дней направить извещение владельцу о необходимости вывоза машины или приведения его в надлежащий вид. Утилизация машин, брошенных на территории города, владельцев которых определить невозможно, осуществляется управами районов на основании решения суда о признании автотранспортного средства бесхозным.
— В течение какого времени, после обращения в управу, машину вывозят со двора?
В течение двух недель. Если хозяина мы не находим, а таких случаев большинство, то составляется акт, автомобиль фотографируют и вывозят.
| Березовая аллея, дом 6 |
— А зачем фотографируют?
Дело в том, что в российском праве отсутствует понятие "брошенный автомобиль", а значит, после утилизации такой машины по инициативе исполнительных органов власти ее бывший владелец имеет право потребовать выплаты ее остаточной стоимости. После того как бывшее транспортное средство исчезает с насиженного места, моментально объявлялся его хозяин, которого до этого невозможно было найти, и через суд требует вернуть ему собственность, а заодно и компенсировать моральный ущерб, исчисляемый тысячами рублей. Несколько подобных исков даже были удовлетворены, что, в конечном счете, также заставило чиновников искать принципиально новые пути решения проблемы. И подобные случаи в Москве не единичны, а суды по ним затягиваются на многие месяцы.
— Сколько средств выделяется на эвакуацию одного автомобиля? И кто оплачивает расходы?
Около 3000 рублей на один автомобиль. Деньги выделяются из бюджета государства.
— Что нужно делать автовладельцу, если он решил проявить себя, как экологически грамотный гражданин своего города и сам убрать свою старую машину?
Он должен обратиться с заявлением в ОАО "Центурион", а в скором будущем в ГУП УДХиБ. Если же автовладелец решил сам утилизировать машину, прежде всего ему следует снять ее с регистрационного учета в ГИБДД, чтобы не платить налоги за несуществующий транспорт. Всё в том же распоряжении префекта сказано: "при работе с брошенными и разукомплектованными средствами необходимо учитывать право владельца отказаться от принадлежащего ему автомобиля в пользу подрядной организации, производящей вывоз или хранение данного автотранспортного средства. В этом случае работа с разукомплектованным транспортным средством осуществляется бесплатно для его владельца".
| Березовая аллея, дом 6А |
— Часто ли бывает, что люди сами пытаются эвакуировать свой автомобиль?
Нет, это - редкие случаи, в основном бросают. Дело в том, что такими автомобилями пользуются в основном молодые ребята, которые приобрели её за 100$ , покатались, поучились и выкинули.
— Ведётся ли в Зеленограде учёт брошенных автомобилей?
Конечно. В 2006 году утилизировано 225 единиц брошенного и разукомплектованного автотранспорта. За первое полугодие 2007 года - 75. На сегодняшний день по району Матушкино -Савёлки выявлено -18 машин, перемещено - 13, по Панфиловскому - 70 машин, перемещено - 69, по району Крюково - 24 машины.
— Почему так много брошенных машин?
Дело в том, что в Москве до сих пор не выработана нормальная система утилизации автомобилей. Очень много зависит от того, насколько эффективно работает управа по выявлению брошенных автомобилей, немаловажна и ответственность самих владельцев. На сегодняшний день, к людям, которые бросают свои машины, законодательно жёстких мер не принимается. У нас нет нормативных актов ни в городе, ни на федеральном уровне, которые побуждали бы владельцев транспортных средств избавляться от своего автомобиля после прекращения его эксплуатации. Соответственно нет никакой ответственности и у автовладельцев:
— То, что брошенные авто портят внешний вид города, понятно. А какое влияние они оказывают на экологическую обстановку?
Когда такая машина долгое время стоит на открытом воздухе, металл начинает окисляться. Окись железа с дождевыми водами впитывается в грунт, а это неблагоприятно для почвы. Отработанные масла и охлаждающие жидкости обычно выливаются на землю или в канализацию и попадают в подземные воды. В брошенных аккумуляторах находится соляная кислота и свинец, а они очень опасны: свинец высоко токсичен и, кроме того, обладает неприятной способностью накапливаться в организме. Гниёт резина, на газон выливается масло, восстановить который потом бывает крайне тяжело. Кузова ребята растаскивают в лес, каждый год мы вытаскиваем из речки Сходня по нескольку штук. Ржавые железки - головная боль и для коммунальщиков: зимой невозможно очистить двор от снега. А какую угрозу представляют ненужные авто в случае аварийной ситуации? Наши дворы узкие, когда строили и не думали, что столько машин будет. Брошенные автомобили мешают нашей спецтехнике, особенно зимой не проехать ни спецслужбам, ни скорой. Например, что делать, когда пожарная машина не может подъехать к дому, и ценные минуты потрачены не по назначению? Также проржавевшие, без номеров машины занимают парковочные места и портят архитектурный облик Зеленограда.
| у корпуса 520 |
— Владимир Николаевич, как можно изменить сложившуюся ситуацию?
Учитывая постоянно возрастающее общее количество на территории Зеленограда брошенного и разукомплектованного транспорта, необходимо усилить работу по его выявлению и утилизации. Нужно постоянно проводить проверки по всему городу на этот предмет. Принимать жёсткие решения, такие же, как приняли по нарушениям правил ПДД, и возлагать на автовладельцев денежноёмкие штрафы. Если бы, например, автолюбителя не допускали бы до прохождения ТО до тех пор, пока он не разберётся со своей старой машиной, брошенных машин стало бы на порядок меньше.
А в целом, необходимо принять федеральный закон, который бы стимулировал систему trаde-in и заинтересовал наш бизнес в создании целой индустрии утилизации, подобной той, которая существует, например, в США. Ведь там авторециклинг является 16-ым по величине видом бизнеса в американской экономике, а даже один брошенный на улице автомобиль воспринимается как экологическая катастрофа.
Проблема брошенных автомобилей необычайно актуальна, но решение вопроса зависит не только от органов власти, но и от самих жителей, которым нужно стать более активными, не терпеть годами, а сразу обращаться в районную управу и сообщать о брошенных в их дворах автомобилях. Если люди не начнут понимать, что мы не можем постоянно только убирать за ними, что все вопросы гораздо эффективнее решаются сообща, мы никогда не наведём порядок в нашем городе.
|