Первый зеленоградский Вернисаж детских исследовательских и изобретательских проектов открылся 23 октября 2007 года в Зеленоградском Дворце Творчества детей и молодежи (
ДТДиМ). Дети из 30 начальных и средних школ города и учреждений дополнительного образования представили здесь 75 своих проектов в самых разных направлениях и жанрах. Вот только некоторые примеры работ:
- учебно-исследовательские проекты - "Причины несовершенства функционирования глаз человека" (школа 616), "Лаборатория бумаги" (
школа 1151), "Земля - планета воды" (начальная
школа 1701), "Демонстрация законов физики с помощью простейших опытов" (
школа 1739)
- исторические и политологические проекты - "История и загадка флага России" (
школа 616), "Принятие христианства на Руси" (
школа 618), "Почему популярность приобретают националистические идеи?" (школа 1151), "Изба как традиционное жилище славян" (начальная
школа-сад 1810), "К вопросу о петроглифах дольменной культуры Кавказа" (ДЮЦ
"Орленок")
| "Демонстрация законов физики с помощью простейших опытов" школы 1739 |
|
| "Изба как традиционное жилище славян" школы 1810 |
|
| "Лаборатория бумаги" школы 1151 |
|
- посвященные экологии и здоровью - "Генетически модифицированные продукты - вред или польза?" (школа 618), "Влияние комнатных растений на здоровье человека" (
школа 638), "Визуальная городская среда и здоровье человека" (
школа 842)
- социальные проекты - "Классы свободные от курения" (школа 842) и "Курение @ нет.ru" (
школа 909), "Школа будущего" (
прогимназия 1762), Доброхотское движение (ДТДиМ)
| "Школа будущего" прогимназии 1762 |
|
| "Школа будущего" прогимназии 1762 |
|
| "Школа будущего" прогимназии 1762 |
|
| Экологический проект "Доброе лето" ДЮЦ "Союз" |
|
| "Что скрывает подводный мир. Так ли опасен дайвинг?" прогимназии 1762 |
|
- медиапроекты, фотопроекты и видеопроекты - "Школьный журнал "Параллель"" (школа 1739), "Популярный журнал для детского чтения" (
школа 1890), "Самоучитель по работе с Flash" и "Химия. Полярная ковалентная связь" (
школа 1194), "Архитектура города" и "Япония - страна чудесных звуков" (
гимназия 1528), "Автопробег "По дорогам Великой Победы"" (
прогимназия 1667), "Экскурсия в парк Победы" (начальная школа-сад 1810)
| Медиапроекты гимназии 1528 |
|
| Фотопроект "Заповедные места России" школы 2038 |
|
- изобретательские проекты - "Пожарный извещатель" (школа 909), "Авторские компьютерные игры" (
школа 853), "Объектно-ориентированное программирование стратегических игр" (
лицей 1557), "Гальванический элемент и возможности его применения" (
ЦПМСС)
| "Гальванический элемент и возможности его применения" ЦПМСС |
|
| Авторские компьютерные игры и игра "Танграм" школы 853 |
|
| Авторские компьютерные игры и игра "Танграм" школы 853 |
|
| Робототехника лицея 1557 |
|
| Робототехника лицея 1557 |
|
- проекты, посвященные Зеленограду - "Развитие Зеленограда как центра электронной промышленности" (школа 842), "Памятники Зеленограда" (школа 853)
- развивающие проекты - "Знакомься: мнемоника" (
школа 229), "Игра "Танграм"" (школа 853)
- лингвистические проекты - "Особенности худ. перевода вступления к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"" и "Фразеологические глаголы" (
школа 1353)
- музейные проекты и учебные экскурсии - "Растения школьного двора" (начальная
школа 1701), "Связь поколений" (школа 1739), "Генеалогическое дерево аккордеона и баяна" (ЦПМСС)
- биологические проекты - "Красноухая черепаха" (прогимназия 1667), "Дронт - исчезнувшая птица с планеты Земля" (
школа 1923), "Почему журавли летают клином?" и "Обитание муравьев в искусственных условиях" (ЦПМСС)
- бизнес-проект "Молодежный Бизнес Центр" (ДЮЦ "Орленок")
Кроме того, на Вернисаже были представлены работы, посвященные 300-летию со дня рождения великого русского ученого М.В.Ломоносова, которое будет отмечаться в скором времени, например - "Проект памятника "Всякое учение" по замыслу М.В. Ломоносова" (
школа 1710).
Вернисаж был приурочен к II Фестивалю науки, который проходил в Москве с 19 по 21 октября. Зеленоград не зря называют наукоградом, и в образовании у нас тоже стараются поддерживать традиции научного подхода, интерес к исследованию окружающего мира у детей. На Вернисаже, в многообразии интересных идей и тем, творческих решений и увлекательных презентаций это было очень хорошо заметно. В качестве гостя на Вернисаже присутствовала заместитель декана факультета довузовской подготовки МИЭТ Марина Валерьевна Чиликина, которая выступила с приветственным словом и пригласила участников выставки на конференцию "Творчество юных".
Как рассказала один из организаторов Вернисажа, заместитель директора окружного методического центра Ольга Владимировна Рылова, целью Вернисажа была прежде всего всеобъемлющая презентация опыта работы образовательных учреждений по организации детской исследовательской деятельности.
- Все конкурсы в этой области обычно ограничивают проекты какими-то рамками, а у нас была цель никого не ограничивать. - пояснила Ольга Владимировна, - Мы специально в положении Вернисажа задали большое количество номинаций, чтобы могли быть выставлены все хорошие работы, которыми учреждения гордятся. И конечно, эти работы интересны не только учреждению, но и другим, и это способствует налаживанию связей между учреждениями и обмену опытом между педагогами и участниками, которые, познакомившись на Вернисаже, могут общаться не через директора, а напрямую.
Проекты, представленные на выставке, заняли фойе 1-го и 2-го этажей Дворца Творчества, и представляли их дети вместе с педагогами, с которыми они разрабатывали проект. Для детей выставка была ценна прежде всего тем, что они получили навыки презентации своей работы, понимание ее цели и умение разумно это объяснить и представить, что будет им полезно и на уроках, и в будущей взрослой жизни.
В интервью корреспонденту Zelenograd.ru Ольга Владимировна ответила на ряд вопросов:
— Есть ли проекты, которые реализованы детьми с участием родителей?
Да, это в основном проекты начальной школы, а у старших родители если и помогали, то в компьютерном оформлении, наверное. Есть проекты, которые сделаны самими детьми, и дети же настояли на том, чтобы проект осуществлялся, против инертности взрослых. Детям очень важно, что они могут показать свою работу не только в своем классе. Большие дети уже нацелены на институт, а маленькие не видят поля для своей деятельности, а создать что-то интересное очень хочется. И у них действительно интересные проекты, жалко, что они не могут показать их нигде кроме школы. И мы даем им такую возможность.
— Как появилась идея Вернисажа - на базе предыдущего опыта?
Да. У нас в Зеленограде проходит очень интересный фестиваль "Зеленый шум", где тоже представляется исследовательская деятельность детей, но там существуют определенные рамки, определенная направленность проектов. А мы даем возможность показать себя всем.
— Есть ли проекты уже известные и выставлявшиеся на выставках?
Мы не ограничивали никого сроком годности проекта - есть новые, есть те, которые уже существуют давно и выставлялись в разных местах. Выставлялись уже программируемые роботы лицея 1557, работы ЦПМСС. Мы надеемся, что Вернисаж станет ежегодным, и на всех последующих Вернисажах будут выставляться уже только новые работы. И это будет определенным стимулом для развития этой деятельности.
— Что получат победители в номинациях и кто жюри?
Как такового жюри не существует. Наша задача - не оценить конкретные работы, а оценить уровень исследовательской деятельности детей в округе. Мы назвали тех людей, которые участвуют в экспертизе, экспертной группой, в нее вошли методисты ОМЦ по разным направлениям - историческому, экономическому и т.д. Есть и такие проекты, которые будут смотреть несколько экспертов. Мы выделили параметры, по которым они смотрят - это актуальность, социальная значимость, научный подход к проектированию и исследованию.
— Какое продолжение будет иметь эта выставка для детей, чьи проекты будут достаточно яркими?
У нас есть много разных городских конкурсов, в которых мы традиционно участвуем, и такие работы будут представлять округ на городском уровне. Кроме того, в состав экспертной группы входит методист - куратор жанра исследовательской деятельности на фестивале "Юные таланты Московии", и она тоже может пригласить каких-то ребят с их проектами на фестиваль по итогам этой выставки.
За два часа работы Вернисажа корреспонденту Zelenograd.ru удалось познакомиться с несколькими проектами. Интересными были наверное все работы, но невозможно было оторваться от увлеченных авторов от 10 до 18 лет, которые с горящими глазами рассказывали о плодах своих трудов и творческих замыслов, о путешествиях и изобретениях, о конструкциях и методиках.
На стенде ДЮЦ "Орленок" педагог Евгения Витальевна Волкова рассказала о проекте "Петроглифы дольменная культура Кавказа":
- Петроглифы и дольмены - это памятники древнейшей цивилизации на Кавказе, 2-3 тысячелетия до нашей эры, мегалитической культуры, к которой принадлежат также египетские пирамиды. Дольмены выглядят как домики из многотонных каменных плит, причем очень хорошо подогнанные друг к другу - не вставишь даже лист бумаг. А петроглифы - это знаки на камнях. С 1999 года начались наши походы с ребятами на Кавказ, и вот уже второй год мы ходим уже в целенаправленные исследовательские экспедиции, и второй раз приносим результаты. В прошлом году в экспедиции мы нашли неизвестный доселе петроглиф на одном из дольменов. Мы заняли первое место по Москве в конкурсе исследовательских работ учащихся по программе "Отечество", участвовали во Всероссийской конференции. В исследовательские экспедиции я хожу с детьми от 12 до 18 лет. На Кавказе у нас уже установились хорошие знакомства среди жителей в станице Шапсутская, Альбинского района. А живем мы в палатках, в лесу, ребята там отдыхают, купаются и заниматся исследовательской деятельностью.
|
Проект "Мнемоника" школы 229, один из тех проектов, которые практически целиком были выполнены только детьми, представила Настя, 14 лет. Она показала целый с тренировочными картинками, объясняя методику и и разные упражнения по мнемотехнике:
- Мы представляем здесь простейшие приемы по запоминанию, которые могут пригодится каждому при обучении и в жизни, и основные принципы мнемотехники.
— Корр: - А сама ты пользуешься мнемотехникой в школе, помогает? У вас в школе такие занятия или самостоятельно занимаетесь?
Да, конечно помогает, это развивает мышление и помогает лучше воспринимать! В школе есть некоторые методики и занятия с учителями, факультативные, но мы и сами все это делаем. Мнемонику можно использовать даже в обиходе, например, чтобы запомнить список продуктов для магазина.
Егор Бережной из школы 1890 провел целую лекцию о своём проекте - "Генеалогическое древо аккордеона и баяна". Текст лекции был почти академичным, но оказалось, что рассказчик не выучил его наизусть, а по-настоящему проникнут интересом к теме, и его не так-то просто сбить с толку:
- Я ученик 3А школы 1890 и ученик 4 класса музыкальной школы 53 по классу аккордеона. - рассказал Егор.- Мои друзья часто говорили, что я играю на гармошке. И я в прошлом году заинтересовался историей аккордеона, историей его происхождения, и как развивались все инструменты типа баяна и аккордеона. Мы с мамой придумали этот проект. Я читал много литературы, искал в интернете, ходил в музей гармоники. Чтобы изучить аккордеон, я разобрал его и увидел, что это духовой инструмент - у него есть мех. Но у него же еще и клавиши! И я разобрал его еще больше! - и он показал на аккуратно разложенные перед собой детали небольшого аккордеона.
— Корр: - Чей ты разбирал инструмент - свой?
- Это был инструмент моего брата, на котором он играл год назад - сейчас он играет на моем. А потом я этот соберу. - улыбнулся Егор, и продолжил - И я докопался до резонатора аккордеона... Я фотографировал в Музее Гармоники, сам! Оказалось, в предках у аккордеона - переносной портативный орган 18 века, губная гармошка, фисгармония и даже эолова арфа, которая ставилась на шесте на крышу и звучала от силы ветра... - и Егор рассказал историю старинных мастеров, конструировавших замысловатые музыкальные инструменты.
— Корр: - Ты хотел бы быть музыкантом или тебе скорей интересно как внутри все устроено? Что тебе больше нравится - разбирать инструменты или играть на них?
- В жизни все пригодится. Мне нравится и изучать устройство инструментов, и играть тоже.
15-летний Дмитрий Петраков из школы 616 представил свой проект "Причины несовершенства функционирования глаз человека", и показал устройство камеры обскуры собственного изготовления, продемонстрировав ее работу.
- Эта камера возникла в 5 веке до н.э., описана еще в Китае, упоминание о ней встречается у Аристотеля, а для зарисовок с натуры ее использовал первым Леонардо да Винчи, а за ним и другие художники. И я сам применял ее для рисования, с ее помощью можно учить рисовать, - рассказал Дмитрий. - А еще мы собрали целый каталог оптических иллюзий, которые демонстрируем на ноутбуке - по ним хорошо концентрировать внимание, они хорошо работают и для разрядки детей в младшей школе, это и игра, и полезно.
16-летняя Павлова Надя из 11 класса школы 909 выставляла на Вернисаже собственное изобретение, гордость выставки - пожарный извещатель.
- Я занимаюсь почти 7 лет в дружине юных пожарных "Огонек" при школе. - рассказала Надя - В результате анализа пожаров, изучения и исследований, поиска информации я пришла к идее сделать вот такую сигнализацию, которая будет удобна в использовании и не очень дорогая. Автоматический пожарный извещатель сделан на основе микроконтроллера (с терморезистором) и телефона. Если в помещении, где он установлен, температура превышает допустимую - микроконтроллер посылает команду на мобильник, и он начинает набирать по очереди 2 номера из телефонной книжки сим-карты. Звонок длится 30 секунд, можно сделать чтобы звонило до 100 номеров. Питание - от электричества или от 4 пальчиковых аккумуляторов, которые подзаряжаются, когда оно включено в сеть. Температуру срабатывания датчиков можно менять. Сотовые телефоныприменяются- совместимые по разъему, в который подключается зарядное устройство. Аналогов этому устройству нет.
— Корр: - Тебе самой приходилось тушить пожар?
- Да - серьезно ответила Надя, после чего вслед за Некрасовым осталось только воскликнуть: "Есть женщины в русских селеньях!"
Школьный журнал "Домовенок" школы 1890 представляла на выставке Юлия Александровна Агафкина, руководитель медиатеки школы и главный редактор журнала:
- Журнал "Домовенок" у нас в школе издается силами медиатеки, а пишут в него команды учеников 3х и 4х классов. У нас есть кружок "Юного корреспондента", дети работают в Word и PaintBrash, а взрослые помогают с версткой - есть технический редактор. Каждый год кроме обычных выпусков выходит спецвыпуск, в прошлом году, например, он был экологическим: мы добывали реагент, которым поливают дороги, и проводили опыты - как на него реагируют растения. Журналу 8 лет, мы регулярно участвуем в конкурсах и выставках, в позапрошлом году стали лауреатами всероссийского конкурса школьных изданий в номинации "начинающих", постоянно лауреаты "Юных талантов Московии". Я учитель ИЗО еще, Учитель Года 2004, а в этом году выиграла грант Москвы.
|
Последним из проектов стала презентация о вымершей птице Дронт, или Додо, как ее ласково называл один из авторов - 13-летний Илья Пашков Илья из школы 1923. Красивую компьютерную презентацию с живописными пейзажами и географическими картами, сопровождаемую мелодичной музыкой, мальчики планируют в дальнейшем показывать в начальных классах.
— Корр: - А ты знаешь следы этих птиц в литературе тоже есть?
- Да... в английской поговорке говорят "Мертвый как Додо" - значит совершенно мертвый. - тут же отвечает Илья.
— Корр: - Почему ты выбрал такую тему проекта?
- Прочитал про Додо в журналах, буклетах из раздела "Вымершие виды" энциклопедии - мне понравилось.
И в заключение. На пресс-конференции среди всех вопросов Ольге Владимировне Рыловой был задан следующий вопрос:
— Мы увидим тут будущих ученых, изобретателей?
Будущих разумных людей, - улыбнулась она, - и успешных. Тех, которые знают, чего хотят, умеют добиться поставленной цели и презентовать свою работу.
Нужно добавить, что кроме этого, конечно, Вернисаж собрал большое количество невероятно увлеченных и увлекающих людей. От детей-школьников, у которых жизнь не ограничивается уроками, а детское любопыство толкает их на вполне взрослые исследовательские подвиги. До учителей и педагогов, людей с искрой в сердце, способных зажечь своих воспитанников и учеников, повести за собой и дать им толчок в настоящую жизнь, в которой так много всего интересного.
|