— По оценке "The Moscow Times", "Blues Cousins" - самая востребованная группа в московских кубах, вы даёте по 25 концертов в месяц. Почему вы решили принять участие и в новом проекте с Петром Подгородецким? Как появилась идея подобного альбома?
(Подгородецкий) Я вам больше скажу - он (Леван) его и придумал! А мне его просто предложил!
(Ломидзе) Всё очень просто - "Blues Cousins" существует уже 16 лет и мы всё время играли трио, есть такое понятие, как "Power Trio". Уже надоело и хотелось бы что-нибудь побольше. Мы с Петей дружим очень давно, а он является лучшим клавишником Советского Союза.
— Пётр, вы записали сольный альбом "Я сам по себе", пластинку "МорЖи" с Романом Трахтенбергом. Есть уже планы на создание нового альбома?
(Подгородецкий) Есть, вот с "Blues Cousins" садимся записывать блюзовую пластинку в январе.
| Пётр Подгородецкий |
— В одном интервью, данном вами в феврале этого года, вы рассказывали, что ваш уровень игры немного снизился, потому, что вы редко практикуетесь. Сейчас "нагнали" упущенное?
(Подгородецкий) Конечно! Просто, когда нет стимулов, то сложно себя заставить садиться заниматься "просто так". А сейчас есть прекрасный стимул, уровень "догнался" и вполне соответствует должному. А с Леваном мы играли, устраивали совместные сейшены уже лет 5.
(Ломидзе) И вот Петя, я сейчас как музыкант говорю, не как медийная личность - Петя очень хороший, красивый! :)
(Подгородецкий) Я, может, выйду, ты ещё чего-нибудь хорошее скажешь! :)
(Ломидзе) В общем, мы уже давно сотрудничаем, но это происходило как-то спонтанно, время от времени. А потом мы сыгрались. У "Blues Cousins" есть ещё другое направление - объединять музыкантов, устраивать такие мини-фестивали. Разных стилей. Нам важно, чтобы музыкант был профессионалом, а блюз - это основа всей музыки, поэтому мы с лёгкостью находим общий язык и с другими направлениями. У Пети была передача на 31 канале, мы на ней сыграли вдвоём и эту передачу потом 3 раза повторяли, такая она успешная получилась. А потом летом сидели вместе, выпили хорошо и...
(Подгородецкий) И он наконец-то решился и сделал мне предложение! :)
(Ломидзе) Да, сделал предложение :) С этого всё началось и это стало вторым дыханием для "Blues Cousins".
(Подгородецкий) А у меня, наверно, уже пятое или седьмое! :)
(Ломидзе) Он очень много чего дал группе, энергетика удвоилась, поэтому сейчас в пресс-релизе значится, что у нас два лидера. Нет группы "Леван Ломидзе и "Blues Cousins", а есть группа "Леван Ломидзе, Пётр Подгородецкий и "Blues Cousins". Мы три месяца назад официально заявили об этом проекте, но результаты уже сейчас очень хорошие, много куда приглашают, сейчас поездим по России, потом поедем в Америку.
| Леван Ломидзе |
— Вообще, насколько я поняла, название "Blues Cousins" появилось в Германии...
(Ломидзе) Да, в Германии, в 91-93 годах. И сначала это вообще был дуэт. Тогда был очень популярным фильм
"Blues Brothers", мы назвали группу по аналогии. И нас сразу начали пригашать, потому, что начали обращать внимание. Мы даже первое время одевались как два этих брата, и название так и осталось, хотя мы от фильма и тематики давно отошли. В России это не так сильно ощущается, а в Америке часто спрашивают - "Как вы догадались так группу назвать? Такое удачное название!". И когда мы с Петей объединились, то подумали - ну чем мы не "Cousens"?
(Подгородецкий) Конечно! И по возрасту уже! И по национальности! :)
— Пётр, а вы когда-нибудь раньше бывали в Зеленограде? Выступали у нас?
(Подгородецкий) Конечно бывал! И с выступлениями, вроде, тоже, что-то типа спорт-бара было... А в Зеленограде бывал неоднократно, тем более, что живу я на "Белорусской", что по московским меркам, считай, рядом.
— А вы, Леван, выступали в Зеленограде, можно сказать, много, но до этого приезжали в "Соль и перец". С чем связана перемена площадки?
(Ломидзе) Да, выступали в "Соле и перце", а ещё в коттеджном посёлке, скорее даже в городке, там около двухсот домов. У них есть летняя площадка и мы там бывали несколько раз. В "Соле и перце" выступали много, там уже сложилась определённая публика, которая приходила на концерты.
— А почему в этот раз решили выступать в "Москве"?
(Ломидзе) Просто поступило предложение, а ещё тут играли наши друзья - Макаревич, Белов, Арутюнов Коля. Они рассказали, что здесь шикарный клуб и звук лучше. В общем, заинтриговали. Мы уши почистили и приехали :)
(Подгородецкий) Да и гонорар, собственно говоря, хороший! :) И кормят ничего так - бутерброды у них хорошие и пиво вкусное!
| Леван Ломидзе |
— Недавно в этом ресторане выступал Андрей Макаревич с Алексеем Беловым, и Макаревич отметил, что они никаких денег за концерт не заработают.
(Подгородецкий) Просто те деньги, которые он получил за концерт, он не считает деньгами. Всё зависит от уровня претензий. Мне кажется, что по деньгам тут вполне прилично выходит.
— А на каких инструментах вы играете, кроме вашего основного, то есть кроме пианино у Петра и гитары с губной гармошкой у Левана?
(Подгородецкий) Я, к сожалению, кроме клавишных, ни на чём не сподобился больше научиться играть. Орган, рояль, синтезаторы всех видов. Но для этой музыки я и не считаю другое нужным, потому, что блюз достаточно чистый жанр, в котором кроме органа, желательно Хаммонда (Орган Хаммонда - вид электрооргана, в котором источником звука является не колебание воздушного столба, а вращение дисков в электромагнитном поле. Часто используется в блюзе, джазе, рок-н-ролле - прим. корр.) и рояльного звука больше, фактически, ничего и не надо. А вот Леван замечательно играет ещё и на губной гармошке.
(Ломидзе) Он просто скромничает! Потому, что...
(Подгородецкий) Да, на бубне ещё могу! Легко на бубне-то! :)
(Ломидзе) Хаммонд - сложнейший инструмент и на нём нужно ещё научиться играть, это отличается от методики игры на пианино.
(Подгородецкий) Он сложный потому, что он очень простой. У него всего один звук органный и надо уметь им пользоваться. Блюз и Хаммонд понятия неразделимые, в Америке практически на каждом фестивале ставят В-3. Я его не могу себе позволить, не потому, что не тяну по деньгам, а просто потому, что он огромный, к нему ещё 2 колонки "Leslie". Потому у меня более компактная модель. Но Хаммонд, родной, из Америки! :)
| Подгородецкий поёт |
(Ломидзе) А ещё Петя потрясающе запел, именно блюзовую тематику. Было опасение, что не сможет, потому, что человек уже столько времени поёт на русском языке. Мы летом подготовили несколько произведений и Петя ещё раз показал, что у него очень разносторонний талант. Он очень быстро освоил негритянскую манеру пения, поёт именно соул.
(Подгородецкий) Но будем ещё, конечно, расширять репертуар.
— Многие гитаристы имеют несколько гитар, губную гармошку тоже редко кто имеет одну. Клавишник привязывается к одному инструменту или по большому счёту всё равно, на чём играть, главное, чтобы уровень инструмента был высокий?
(Подгородецкий) Зависит от того, что играть. У меня дома скопилось инструментов 5 оставшихся от разных проектов. В этом проекте я использую 2 инструмента - пиано и Хаммонд. И не всегда получается возить два, просто потому, что они не помещаются в машину. Вот хотел продать машину, присмотрел уже себе джип, а никто не покупает. За 2 месяца ни одного звонка! Хорошо, что здесь есть хороший "ямаховский" рояль - ещё один плюс этому клубу.
— Многие гитаристы довольно трепетно относятся к своим инструментам, дают им имена. Леван в одном интервью рассказывал, что иногда любуется на свои гитары. А у клавишников подобное отношение к инструменту принято?
|
(Подгородецкий) Не знаю, может у кого-то и принято. Я спокойно к этому отношусь и могу сыграть, если надо, на любых "дровах". В Таиланде как-то зашёл в магазин и увидел старый RD-500, на котором половина нот уже не работала. И то я сел и сыграл. А вот к Хаммонду я отношусь трепетно. Потому, что он мне слишком дорого достался. Дорого не в плане денег, хотя и это тоже. Но просто у нас в стране никто не торгует Хаммондами, нет ни одного дилера. Поэтому пришлось поднимать друзей в Америке, я им привозил деньги, они закупали его. Он обошёлся втридорога, потому, что его надо было доставить в Москву, доставили с оказией, с мальчиком, по дороге потеряли багаж. Мальчик уехал к маме в другой город, оставив мне багажную квитанцию, которая, естественно, оформлена на его имя, таможня возбухнула, сказали, что надо платить за новый инструмент пошлину. Потом увидели меня и отдали без пошлины, но потом возбухнул склад... Это целая эпопея, поэтому он мне очень дорог! :)
(Ломидзе) Пришлось менять фамилию! :)
(Подгородецкий) Да, фамилию, паспорт! :)
(Ломидзе) Чем больше ухаживаешь за женщиной, тем больше её любишь!
(Подгородецкий) Да-да! Чем сложнее она тебе достаётся!
— В интервью на "Эхо Москвы" вы рассказали что, возможно, являетесь подлецом. Какие черты характера, какие, возможно, события из вашей жизни привели вас к подобному заключению?
(Подгородецкий) Сложно сказать, я уже и не помню сейчас, о чём там шла речь. Ну, наверно, это по отношению к женщинам чуть-чуть.
(Ломидзе) Там три женщины в эфире (Амалия, Екатерина Гордон, Елена Новикова - прим. корр) на него насели и он сказал "Отстаньте от меня, я подлец!" :) Прикольная передача!
(Подгородецкий) А так, в принципе, я хороший!
— Ирина, вы женаты 2 года, каким Пётр Подгородецкий оказался мужем?
(Подгородецкий) Ужасный! Ужасный!!!
(Ирина) Замечательный! Домашний, молчаливый, иногда приходится заставлять его сходить в какой-нибудь клуб, развлечься. Мечта любой женщины, когда муж часто дома, он твой, собственный, без претензий в еде, в одежде. Мы женаты 2 года, но вместе уже 7 лет, недавно эту дату отмечали.
(Подгородецкий) То есть, дёшев в обслуживании! :)
(Ломидзе) Он у меня недавно был в гостях, моя жена очень хорошо готовит, сациви, ещё что-то и я ему предложил пообедать. А он говорит - очень хочу, но Ирина приготовила обед, я поеду домой.
(Подгородецкий) Ну, потому, что представляешь, я бы у вас наелся и пришёл домой. Хотя у Левана жена действительно готовит замечательно!
— Леван, у вас жена грузинка?
(Ломидзе и Подгородецкий, хором) Конечно! :)
— А она не ездит с вами на гастроли, на концерты?
(Леван) Она всегда ездит, когда мы за границу куда-нибудь едем, например, в Америку. По России не ездит, потому, что я её один раз взял в Казахстан, она проклинала всё на свете :) По Москве не ездит, потому, что уже надоело.
(Подгородецкий) За границей настолько тяжёлый график, что необходимо, чтобы близкие люди обеспечивали тыл. Там другая структура работы, за всё платишь ты сам, поэтому необходимо, чтобы пока ты выступаешь, девочки сходили в магазин, приготовили покушать что-то. Без жён было бы тяжело. А здесь принимают нормально, с кормёжкой.
— А вы, Ирина, часто на московские концерты приходите?
(Ирина) На московских всегда присутствую, а на гастролях - смотря куда ехать. В Новый Уренгой, конечно, не полечу. :)
— Вас, Леван, называют первым московским свингером (swing - англ "покачивание" - джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается - прим. корр). Как вы считаете, действительно в Москве до вас не было подобных музыкантов?
(Ломидзе) Подобных не было и не будет. Потому, что каждый музыкант индивидуален, все зависимости от того, лучше или хуже он играет. То, как я играю, могу только я сыграть, и никакого пафоса в этом нет.
(Подгородецкий) А я, пожалуй, с этим соглашусь, в плане музыки в этом городе... он свинговый человек. В этом мы, кстати, и сошлись, потому, что я сам люблю посвинговать.
(Ломидзе) Свинг и шаффл - это триольные основы блюза, а грузинский фольклор на триолях держится - все народные танцы, музыка - если слегка трансформировать, то получается блюз. Поэтому мне было очень легко и доступно начать играть в этом стиле и в нём я чувствую себя хорошо и комфортно. Если углубиться в этот вопрос, то можно заметить, что северные народы хлопают на первую долю, потому, что фольклор, русский или, например, финский, основан не на триолях, а на ровных ритмах. А южные народы хлопают на вторую долю. Это не лучше и не хуже, это просто разница между ними.
(Подгородецкий) Национальные традиции.
— Может ли в карьере музыканта наступить такой момент, когда он понимает, что достиг своего уровня и достаточно его просто поддерживать, когда учиться он прекращает?
(Ломидзе) Вот как только такой момент наступает, то это значит, что он перестал быть музыкантом. Поэтому у музыканта такой момент никогда не наступит.
(Подгородецкий) Есть конкретные примеры, когда музыканты хорошо научились играть свою музыку и не могут ни больше, ни меньше, ни другое что-то. Никакую другую музыку играть они не могут, только то, что они сами пишут и исполняют. Для меня это не музыканты вообще.
(Ломидзе) Речь идёт о президентском оркестре :)
(Подгородецкий) :) Нет, кстати, в президентском оркестре замечательные ребята и дирижёр. Они очень продвинутые.
(Ломидзе) Речь идёт о президенте Калмыкии! :)
(Подгородецкий) А-а-а, тогда другое дело! :) Ну, вообще, это все эти "Умы2рман", "Би-2" и прочие. Не хочу их даже называть, потому, что их море сейчас. Это всё люди, которые ничего, кроме того, что они уже сыграли, сыграть не смогут.
— А каким образом музыкант-профессионал чему-то учится в то время, когда книжки все прочитаны, а учителей своих он уже сам может учить?
(Подгородецкий) Я могу сказать одно - музыканты, как правило, не читают книги, они слушают, это наша учёба. Учёба происходит со слуха или, если есть возможность, "с глаз". Сначала пытаешься скопировать, а потом добавить что-то своё. Всё равно ты всё это проводишь через себя, через свои возможности, пристрастия.
— Если вы хотите послушать хорошую музыку для себя, просто для души, то что вы поставите?
(Ломидзе) Да любую, даже попсу, если она хорошая. "The Beatles", "The Rolling Stones", джаз.
(Подгородецкий) "Pink Floyd", "Led Zeppelin"... ну, их много!
(Ломидзе) Фольклор, обожаю фольклор! Это основа всех основ. Африканский - супер!
(Подгородецкий) И там очень много материала в фольклоре, не даром всё время, волнами, становятся популярными фольклорные группы. Тем более сейчас, когда очень большое влияние востока, восточных ладов на многих мировых музыкантов. Да по тем же "битлам" это можно увидеть!
(Ломидзе) Да, когда у них наступил кризис, они все уехали в Индию и там как-то черпали вдохновение, это известный факт.
(Подгородецкий) И это использование того же ситара, табла.
— А если говорить о российских исполнителях, то какие коллективы вам нравятся? У вас вышел DVD с записью концерта, посвящённого 15-летию "Blues Cousins", на котором выступали такие исполнители, как Андрей Макаревич, Алексей Белов, Константин Никольский, Сергей Манукян, Борис Булкин. А кого вы ещё слушаете?
(Подгородецкий) Наверно, есть много хороших групп, но мы их просто не знаем. Страна огромная и талантливых людей очень много. К сожалению, СМИ тиражируют одну и ту же обойму годами, десятилетиями и мы ничего просто не знаем про других. Иногда приезжаешь в какой-нибудь город на гастроли, приходишь в какой-нибудь клуб после своего концерта и слышишь такое! Вот я недавно слышал такого парня из Ферганы! Он работает один и его больше знают в Европе, чем у нас. Играет потрясающе! И тоже фольклор.
— А как его зовут?
(Подгородецкий) Зовут его Фазиль, что ли... У меня есть его диск, хотел притащить его Левану, да забыл.
(Ломидзе) Из российских исполнителей больше всего мне интересны джазовые коллективы, потому, что это настоящие музыканты. Они владеют инструментом и в музыке себя чувствуют комфортно, сами создают музыку. Потому, что они, к счастью, не завязаны с шоу-бизнесом, в котором вы сами знаете, как обстоят сейчас дела, что там происходит. Поэтому, если у меня есть выбор, я иду именно на джазовый концерт. В Москве очень высокий уровень в этом плане, есть из чего выбрать.
— Вы, Пётр, выступали в качестве концертмейстера, радиоведущего, в этом году выпустили нашумевшую книгу "Машина с евреями". А в каком амплуа хотели бы ещё выступить?
(Подгородецкий) Даже не знаю! На самом деле все те роли, в которых я выступал, были не моей инициативой, это мне предлагалось. Это были достаточно успешные опыты и очень интересные, потому, что всегда интересно попробовать быть где-нибудь там, где ещё ни разу не был. А мне самому пока ничего не хочется, у меня есть "Blues Cousins", я себя как-то очень комфортно ощущаю в этом коллективе и получаю огромное удовольствие от этой музыки и от музыкантов, с которыми играю. Потому, что наконец-то играю с профессиональными музыкантами, чего я пытался добиться всю свою жизнь, играя в разных любительских коллективах типа "Машины времени".
— Леван Ломидзе и "Blues Cousins" часто устраивают совместные с Андреем Макаревичем выступления. Как вы думаете, уютно вам будет после выхода книги "Машина с евреями" находиться с ним на одной сцене?
(Подгородецкий) Не знаю, это надо у него спросить, я - запросто!
На сцене группа исполнила много старых хитов, участники коллектива показали вершины владения своими инструментами. Игру Левана Ломидзе и Петра Подгородецкого отличает некая театрализованность, умение подачи. Когда по лицу, по жестам музыкантов видны его переживания, эмоции. Подгородецкий временами клавиши просто гладил, временами использовал как джамбей. Ломидзе не отставал по темпераменту исполнения, то опускаясь на колени, то подпрыгивая. Яркое, запоминающееся действо завершилось
композицией
После концерта корреспондент Zelenograd.ru снова пообщался с музыкантами:
(Ломидзе) Вам понравился концерт?
— Даааа, супер! Очень понравился! А какие впечатления от концерта у вас? Вам понравилось?
(Подгородецкий) Даааа, супер! Тоже понравилось :) И публика хорошая и всё остальное. Слова песен, я думаю, они подучат с годами наших выступлений...
— Как вы относитесь к пьяным людям, танцующим перед сценой и чуть ли не ложащимся на неё, как сегодня?
(Подгородецкий) Как к неизбежности! :) Это обычное явление, ничего экстраординарного тут нет. Это зависит от того, как работает администрация клуба, охрана. Если это не мешает музыкантам, никто не рвётся на сцену, микрофон не тянет на себя, то ради бога!
(Ломидзе) Иногда бывает такое, что зал "мёртвый", и пара пьяных как раз выручают :)
(Подгородецкий) Да, и это тоже, кстати, бывает! Вносят живую струю :)
— Пётр, вы сегодня со сцены передали большое спасибо хорватам. Вы болеете за футбол?
(Подгородецкий) Да нет, отболел. Уже нет смысла болеть, потому, что сейчас всё это в таком состоянии, что просто жалко становится. Но за хорватов, наверно, буду болеть на чемпионате Европы :)
— В нескольких своих интервью вы рассказывали, что увлечение блюзом у вас началось с того, вы поймали медиатор B.B. Kingа на его концерте в Тбилиси:
(Ломидзе) Да, ну, это просто одновременно случилось, я ещё в школе учился, в 75 году.
— Насколько я понимаю, он медиаторы кидает чуть ли не на каждом концерте, и почему-то не все их поймавшие становятся блюзменами :)
(Ломидзе) Ну, я случайно попал на концерт, филармония находилась рядом со школой. И о блюзе до тех пор ничего не знал. А на следующий день я его встретил просто на улице, он шёл в кепке-аэродроме, как Кикабидзе в "Мимино". И я заболел этой музыкой, она совпала с моим внутренним миром, настроением, характером. А на концерте он разбрасывал микрофоны, медиаторы, это стандартный ход, многие так делают. А я прыгнул, поймал, потому, что интересно же!
(Подгородецкий) Интересно, что это за штучка! :)
— А вот у вашего барабанщика была целая батарея палочек. Он их так часто ломает? Роняет? Швыряется ими в зрителей?
(Ломидзе) Они ломаются, роняются.
(Подгородецкий) А у меня должна быть, тогда, куча запасных ногтей, чтобы сломался - новый прилепил :)
— Вы довольно много выступаете с концертами, организуете какие-то проекты. Прошло уже 7 лет с тех пор, как вы расстались с "Машиной времени", а вас до сих пор представляют как экс-"машиниста". Как вы думаете, почему так происходит?
(Подгородецкий) Это, просто, была наиболее яркая страница в моей жизни, да и в жизни "Машины времени". Лучшие годы "Машины времени", собственно говоря. Но это связано не только с творчеством, но и с самой ситуацией в стране. Были времена "The Beatles", "Rolling Stones", сейчас уже другие времена, сейчас тех лет не вернёшь, и таких концертов, такой публики больше не будет. Этот период ассоциируется у людей с молодостью, так же, как и у меня :) Самое смешное, что я в "Машину" пришёл в первый раз в 79 году и ушёл в первый раз в 82, до 90-го года работал в разных коллективах. И всё равно люди подходили, они помнили эти 3 года, хотя, казалось бы - всего 3 года! А потом я ещё 10 лет отыграл в "Машине" - это достаточно приличный срок, за время которого привыкают и к звучанию, и к сценическому образу какому-то. Просто народ любит меня, чего говорить! Любят и всё! :)
|