Главная страница » Статьи »

Стратегия "Компактный город". О развитии Зеленограда - на публичных слушаниях Генплана Москвы: новые микрорайоны, снос и капитальный ремонт домов, транспорт и дороги, промышленность и трудоустройство (10.12.2007)

текст: Елена Панасенко.

Проект актуализации Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года готовится к принятию Правительством Москвы. Во всех округах осенью этого года прошли презентации материалов проекта. В Зеленограде они были представлены во Дворце Культуры и в управах муниципальных районов, где доступ к информационным плакатам Генплана был открыт всем желающим. И, наконец, во Дворце культуры 29 ноября прошли публичные слушания проекта, на которых Генплан был представлен в общемосковском виде и в подробностях, касающихся Зеленоградского округа. Кроме того, на слушаниях была поднята тема территорий сохраняемых и сносимых деревень, поселков и садов в Зеленоградском округе.

Вел встречу с населением Префект Зеленограда Анатолий Николаевич Смирнов. Докладчиками и участниками встречи были представители ГУП НИиПИ Генплана Москвы, Госкомархитектуры, Департамента градостроительной политики, чиновники местной администрации, главы управ, депутаты муниципальных собраний и руководители муниципалитетов, руководители инженерных служб, а также депутат Госдумы Сергей Юрьевич Осадчий и депутат Московской городской думы от Зеленограда Игорь Серафимович Протопопов.

Проект актуализации Генплана Москвы до 2025 года представил зеленоградцам заместитель генерального директора ГУП НИиПИ Генплана Москвы Олег Артемович Баевский. Он прежде всего объяснил, что актуализация - это корректировка Генплана Москвы в соответствии с новыми обстоятельствами и изменившимися требованиями.

- Ежегодный мониторинг действующего Генплана Москвы позволяет Мосгордуме принимать решение о его актуализации. - Рассказал Олег Артемович. - Причин к этому сложилось три: уже реализован комплекс первоочередных мероприятий действующего Генплана; за последний год-два сильно изменились действующие социально-экономические тенденции развития Москвы и Московской области; изменились требования федерального законодательства к составу Генплана и к порядку его реализации.

Цель Генплана осталась неизменной - формирование городской среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, устойчивое развитие города и выполнение Москвой всех функций столицы России. А вот приоритеты Генплана изменились. Действующий Генплан главными задачами ставил выявление неиспользованного потенциала города и привлечение в него инвесторов, и это было в полной мере выполнено. Но оказалось, что рост инвестиционной активности часто нарушает общественные интересы. Поэтому в актуализированном Генплане проработана ориентация на защиту интересов жителей Москвы и обеспечение им социальных гарантий: экологической, санитарной и технической безопасности городской среды, сохранности объектов культурного и природного наследия, доступности жилища, социальной инфраструктуры, надежности работы транспортных и инженерных служб города.

Олег Артемович Баевский вкратце описал проект Генплана, особо отметив некоторые его тенденции:

  • Первой и важнейшей главой Генплана стало проектирование охраны окружающей среды и сохранения природного наследия. Москва сегодня завершает формирование комплекса особо охраняемых природных территорий, пополняя их и планируя меры по озеленению и реабилитации.
  • В коммерческо-деловой сфере приоритетными станут направления городского туризма и оптовой торговли продовольственными товарами.
  • Будет существенно увеличена доля жилого фонда, планируемого к обновлению и замене. В него включат кроме 5-этажных также 9- и 12-этажные постройки, расположенные по значимым городским улицам и формирующие "лицо" города.
  • В производственной политике сделан акцент на сохранение производственных территорий и их функций, что необходимо для развития базовых отраслей экономики, для использования научного потенциала города и развития в сфере инновационных технологий - эти направления очень близки Зеленограду. На новых схемах Генплана выделены научно-производственные территории, у которых запрещено изменение статуса или назначения использования.
  • Транспорт по итогам прошлого мониторинга Генплана признан отстающей сферой города. Авторы Генплана ищут решение проблемы не в развитии улично-дорожной сети и компенсировании темпа автомобилизации города - это не удавалось еще ни одному городу мира. Новый акцент сделан на развитии общественного транспорта: введении новых скоростных линий общественного транспорта, создание системы транспортно-пересадочных узлов, новые линии и станции метро, постройка двух "хордовых" автотрасс - федеральных транспортных коридоров, которые позволят разгрузить центр города.
  • В топливно-энергетической сфере столицы есть заметный дефицит источников энергии и запланированы большие работы по реконструкции этого хозяйства.
  • В Москве изменится планировочная организация, появятся новые зоны: системы общественно-деловых центров на северо-западе и юго-востоке с высокоплотной застройкой, объединенные высокоскоростными линиями внеуличного транспорта; новые градостроительные комплексы в средней и периферийной части города, содержащие в себе всю необходимую социальную инфраструктуру, многоэтажные строения которых возможно составят новое кольцо московских "высоток".
  • Генпланом определены совместные направления развития Москвы и Московской области: сбалансированная система расселения, единая ландшафтная система с сохранением открытых пространств, единая система охраняемых природных территорий и интеграция транспорта.

В заключение Олег Артемович Баевский обратил внимание собравшихся, что показатели развития для Зеленоградского округа и даже для его муниципальных районов, имеющиеся в новом Генплане, соответствуют уже принятому градостроительному плану Зеленограда.

Этому было посвящено следующее выступление - об особенностях 20-летнего плана развития Зеленограда в составе Генплана Москвы горожанам рассказала Алла Григорьевна Меламед, заместитель директора НИиПИ Генплана г. Москвы, заведующая научно-проектным и территориальным отделением Зеленограда и пригородной зоны.

- Полтора года назад мы с вами обсуждали градостроительный план развития Зеленограда, чтобы учесть в нем все ваши пожелания и просьбы. В августе 2006 этот документ был утвержден Правительством Москвы. Из четырех вариантов развития города тогда был выбран вариант компактного развития, который обеспечивал бы стабильность социально-экономического развития, объем ежегодного жилищного строительства, ориентацию на рост населения и увеличение численности рабочих мест. Все это легло и в Генплан Москвы.

Приоритетами развития Зеленограда выбраны сохранение природного комплекса. Я проектировала Зеленоград с Игорем Александровичем Покровским с 1970 года, и мы всегда стояли на страже того, чтобы ни одно дерево из зеленоградских лесов не пострадало от роста города. И, кажется, нам это удалось, и это продолжает оставаться приоритетом

Компактный город - это и еще и проблема рабочих мест. Но и в этом нам повезло, за последние годы Зеленоград был выбран для создания свободной экономической зоны (СЭЗ), и уже очень многое сделано. В Зеленограде запланировано создание 15 тыс.рабочих мест, что достаточно много...

Другой, самый сложный, вопрос - транспорт. По этому поводу у меня сегодня был праздник - мы проехали по новой транспортной развязке, которую ждали 30 лет. И надеюсь, такая же развязка появится на пересечении Ленинградского шоссе и Панфиловского проспекта, и на пересечении ж/д в Алабушево с ростом там промзоны. И все это очень облегчит транспортные проблемы города.

Развитие общественного центра будет вестись в районе станции Крюково.

Социальная инфраструктура у нас развивается очень планомерно, жилищное строительство идет параллельно возведению детских садов и школ, и ни одна приемка жилого дома сегодня не проходит без учета этого. Жилищное строительство идет по календарному плану, отставаний почти нет. Кроме того, повысились нормы сопутствующего гаражного строительства.

Внутренний транспорт, главные проспекты города и их реконструкция в ближайшие годы - на все это, как на развитие инфраструктуры СЭЗ, выделены средства из федерального и городского бюджета, и это большое подспорье городу.

Что касается внешнего транспорта, то в рамках опять же развития СЭЗ принято решение создать скоростной железнодорожный путь до Алабушево с остановками в Химках и Крюково. Строится конечная станция Алабушево, там же будет развиваться и реконструироваться прилегающая территория и инженерные коммуникации, и это даст городу новые рабочие места. Начинается в 2008 году платной скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург, она пройдет не так близко к Зеленограду, но она разгрузит транспортный поток Ленинградского шоссе. Есть также решение реконструировать Ленинградское шоссе от МКАД до "штыка".

Алла Григорьевна рассказала также и о приоритетах Генплана Московской области, который сейчас разрабатывается и тоже может быть интересен зеленоградцам. Помимо жилищного строительства его лейтмотив - создание дополнительных рабочих мест. Для Зеленоградцев интересен Солнечногорский район, развитие Шереметьево-3 и Шереметьево-4, высокая деловая активность в Химках - все это позволяет решить проблемы трудоустройства, не доезжая до Москвы.

Еще подробней о развитии Зеленограда рассказал Валерий Юрьевич Кузин, заместитель префекта по капитальному строительству, вопросам землепользования, транспорту, связи и пригородному хозяйству. Он остановился на стратегии развития округа до 2020 года, которая была принята как "Компактный город", и привел некоторые конкретные направления и цифры:

  • В Зеленограде завершается программа сноса пятиэтажек (домов первого периода индустриального домостроения). В 2007 году по ней введено 138,0 тыс.кв.м жилья (11 домов в 4 и 20 микрорайонах); за 2008 год предстоит построить еще 124,0 тыс.кв.м жилья (16 домов в 1, 3, 6 и 8 микрорайонах) и снести последние 82 тыс.кв.м (9 старых домов). После этого бюджетное строительство в округе будет продолжаться, но только в объемах обеспечения городских соцпрограмм - около 15-20 тыс.кв.м в год. Будет вестись также строительство коммерческого жилья - до 30 тыс.кв.м в год. В перспективе у жилого фонда - новая программа реновации 9-12-этажых панельных домов.
  • Направление строительства изменится на развитие промышленных и деловых зон. Будет динамично развиваться малый бизнес, особенно в научно-производственной сфере и в области высоких технологий. Уже начато создание специализированной зоны для малого производственного бизнеса на территории бывшей станции аэрации Мосводоканала (12 га), ближайшие 3 года там будет создано около 100, 0 тыс.кв.м производственных площадей с 5 тыс.рабочих мест. Создание технико-внедренческой зоны "Зеленоград" с еще 900,0 тыс.кв.м производственных площадей, позволит найти работу еще 19 тыс.человек. При этом основной рабочей силой должны стать именно зеленоградцы, из которых около 42 тыс.человек сегодня ездят на работу в Москву и ее окрестности. Это решит и крайне острую транспортную проблему сообщения округа с Москвой.
  • Будущие 2-3 года станут для Зеленограда временем построения транспортной инфраструктуры. Уже запущен путепровод через Ленинградское шоссе на Московском проспекте; планируется расширение Ленинградского шоссе и строительство 2-х надземных переходов в середине 2008 года. Начата реконструкция моста через реку Сходня, строительство дороги по проезду 686 вдоль 20 микрорайона. Скоро начнется реконструкцию Панфиловского проспекта по уже разработанному проекту. В 2009-2010 году будут реконструированы Солнечная аллея и Сосновая аллея, улица Гоголя, 3-й западный проезд. Будет улучшена связь двух частей города через железную дорогу, реконструированы и достроены два существующих путепровода и прилегающие дороги. На Октябрьской ж/д уже завершена разработка проекта 4-го главного пути на участке Москва - Крюково; до 2011 года будет построен транспортно-пересадочный узел у станции Крюково. Конечные станции общественного транспорта появятся у платформы Алабушево, в 16 мкр. и в промзоне "Северная"; в Крюково построят транспортный терминал. На ВКЗ проектируется к 2011 году автобусный парк.

Валерий Юрьевич Кузин рассказал, что все вопросы по градостроительным планам в старой части города и в его окрестностях - когда и где что-то снесут и что-то построят - разрешаются проектами планировок территорий, часть которых уже разработана, а часть находится в разработке. Уже разработаны проекты 6-ти реконструируемых микрорайонов (1, 2, 3, 4, 6, 8) и 20-го и 5-А микрорайонов, дачного товарищества ДНТ "ИТР Трамвай" (в лесу между 9 и 12 микрорайонами), Кутузово, Назарьево, промзоны Алабушево. Есть проекты планировки территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" "площадка Алабушево" и "площадка МИЭТ". Разработан проект планировки территории поселка Малино и прилегающих территорий района Крюково.

В 2008 году будут разработаны проекты по 19 и 17 микрорайонам и промзоне Малино (включая д.Новомалино, Медведки, Радиоцентр ЦНИИМЭ). А к 2020 году планируется разработать еще 6 проектов планировок: 8-В, 9 и 10 микрорайонов, коммунальной зоны "Александровка", промзоны Северная и общественно-производственного комплекса ЦИЭ.

Большое внимание заместитель префекта уделил теме развития территорий бывших деревень и поселков Зеленоградского округа. Его доклад и все вопросы, которые были заданы на встрече по этой теме, вынесены в отдельную публикацию.

Напоследок Валерий Юрьевич Кузин еще раз сделал выводы об общем направлении актуализированного Генплана Москвы вообще и ее Зеленоградского округа в частности:

- Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что действующий Генеральный план был разработан как "генплан Возможностей", сверхзадачей которого было раскрытие внутреннего потенциала городских территорий для привлечения инвестиций в развитие столицы. И эту задачу Генеральный план полностью выполнил. Но бурный рост инвестиционной активности выявил и наиболее опасный симптом "болезни роста" - недостаточную защищенность общественных интересов от давления инвестора. Новый Генеральный план Москвы должен стать "Генпланом Необходимостей", сохраняя приоритет охраны окружающей среды, объектов культурного и природного наследия, жестко закрепляя социальные гарантии населения, с одной стороны, и регулируя экономически необходимые для их реализации объемы коммерческого строительства - с другой.

Большая часть времени встречи была посвящена ответам на вопросы, поступившие из зала.

О сносе и капитальном ремонте домов в Зеленограде

Будут ли сносить 9-этажки, в том числе, например, корпус 200А?

О.А.Баевский: В Зеленограде 9-этажки сносится не будут в обозримом будущем. В Москве это уже идет. Почему не нужно в Зеленограде? Потому что чтобы поставить жилой дом на месте сноса нужно построить объем в 3 раза больше чем тот, что стоит. А в Зеленограде нет нужды развивать такие темпы строительства. В Москве - да, это актуально.

Ряд вопросов по судьбе разных корпусов Зеленограда: 301,302,338, а также корпуса 703, который сдан в 1967 году, и уже 40 лет стоит без капремонта:

А.Н.Смирнов: 301,302, 338 - сносить мы их не будем, как я уже говорил.

Что касается капитального ремонта... В 2009 году мы завершаем программу сноса пятиэтажек. Уже год как Правительство Москвы разрабатывает проект не менее сложный и финансово емкий - проект капитального ремонта домов. Разработана 7-летняя программа, с большим износом аварийные дома по ней пойдут на снос, другие дома на комплексный или выборочный капремонт. На 2008 год определены дома на капремонт по принципу года их постройки и их состояния. Комплексному ремонту будут подвергнуты дома с частичным или полным износом - таких в Зеленограде нет. У нас будет только выборочный капремонт, в 2008 году мы около 40 домов ставим на него. Корпус 703 попал в этот список. Выборочный - значит ремонтируются некоторые конструктивные элементы: или система центрального отопления, или система водоснабжения, или кровля. Также в 9-м микрорайоне в 2008 году будут отремонтированы корпуса 901-904, 918-921.

Какова судьба домов сносимых серий - несносимых пятиэтажек в 9-м микрорайоне и по ул.Гоголя?

А.Н.Смирнов: Специальных планов на них нет, поскольку речь идет о некоторых типах проектов домов, подлежащих реконструкции. Мы будем ремонтировать все эти дома.

Судьба 17 микрорайона и его жителей, пятиэтажек в Крюково - на ул.Заводская, ул.Советская

В.Ю.Кузин: У нас сейчас в финальной разработке 2 проекта планировки:

  • В проекте 19-го микрорайона разработан вариант полной реконструкции со сносом всего жилого фонда, около 70 тыс.кв.м (кроме новой башни 1925, конечно), который морально и физически уже устарел; за счет бюджета или привлечения инвесторов. Не потому, что дома плохие, а скорей из-за проблем со старыми инженерными сетями в этом районе города. Все жилые дома по ул.Заводской попадают в санитарно-защитную зону октябрьской ж/д и предположительно все будут снесены, как и по Заводскому переулку. На этом месте будет строительство нового жилья со всей социальной инфраструктурой. Окончательно будет ясно после утверждения этого проекта Правительством Москвы. По срокам - до 2010 года, думаю, никакого сноса не будет.
  • В проекте 17-го микрорайона разработан вариант малоэтажной застройки его территории и строительства детского больничного комплекса, это будет достаточно интересный современный микрорайон. Предполагается, что часть частных домов на его территории будет снесена. и часть сохранена. Сейчас проект планировки проходит согласование, и после его утверждения также все будет ясно. Предположительно в 2008 году.

Вопрос о Флейте. Ясно, какие там квартиры, и что сейчас строятся много лучше. Жители жалуются и призывают подумать о них.

А.Н.Смирнов: У нас нет сейчас никаких оснований признавать этот дом непригодным для проживания по всем нормам соответствующего закона. Может быть, когда-нибудь мы будем настолько хорошо жить, чтобы переселить оттуда людей и перепрофилировать здание под общественные нужды. 80% квартир там приватизировано, и каждый собственник вправе сам решать, что делать

Судьба корпусов 801-803 в связи с реконструкцией старого ж/д моста?

А.Н.Смирнов: Никак проект реконструкции моста не затрагивает эти корпуса.

Что будет с гаражным кооперативом "Строитель", которому Солнечногорский район выделил землю и есть соответствующий документ.

А.Н.Смирнов: Этот кооператив располагается на территории планируемого 21-го микрорайона по Генплану. Это небольшая территория, проект ее застройки мы также заказали НИИ Генплана, и когда он будет - тогда встанет вопрос о судьбе этого кооператива. Но судьба всех таких кооперативов одноэтажных гаражей с погребами будет похожей - они будут сноситься когда-нибудь. Москва не может себе позволить так жировать и содержать такие неэкономические постройки. Если у членов кооператива есть все документы, это даст право претендовать на все компенсации, новые места в гаражах и другие выплаты.

О транспорте

Будет ли построено метро до Зеленограда?

О.А.Баевский: Мы неоднократно предпринимали попытки заложить в перспективные планы линию легкого наземного метро ближе к Зеленограду. Пока это не удается. Это связано с проблемой выделить на территории Московской области некую полосу, и это с каждым годом труднее и труднее - появляются другие собственники и более жесткие природоохранные законы. Но я думаю, когда-нибудь мы сможем этот проект заложить в планы Москвы и Московской области.

А.Г.Меламед: Я понимаю, откуда этот вопрос. Мы действительно когда-то в Генплане предлагали проведение линии метрополитена в город, еще при СССР. Тогда предполагалось, что наша микроэлектроника будет процветать и развиваться. Город предполагалось расширить за счет прилегающих территорий, присоединив удаленные поселки вроде Брехово, довести население до 350 тыс.человек, и т.п.. И вот тогда наши расчеты говорили, что нужно провести метро в Зеленоград из Шереметьево. Но сегодня мы сами выбрали путь компактного города, т.е. неувеличение границ и населения. И если по этому плану все пойдет хорошо, то нам и не будет необходимости в метро.

Появятся ли в Зеленограде троллейбусы?

В.Ю.Кузин: Нет. Это и представить себе невозможно.

Будет ли введено регулярное движение автобусов по Пятницкому шоссе до станции метро Митино?

В.Ю.Кузин: Техническое состояние Пятницкого шоссе сегодня не позволяет ввести регулярные рейсы, в соответствии с требованиями Мосгортранса. Там будут ездить только коммерческие маршруты. Предусмотрена реконструкция шоссе... она всегда есть в проектах, но осуществить ее крайне сложно.

А.Г.Меламед: Этот вопрос мы мусолим уже много лет. Даже Лужков в поездке в Зеленоград дал когда-то горожанам слово его отремонтировать. Но область постаралась ему "помочь", обстроив шоссе слева и справа насколько возможно. Техническое состояние его крайне плохое, пускать там общественный транспорт небезопасно. Но мы все-таки предлагаем сейчас его к реконструкции - не по существующей трассе, а в обход построек. И думаем, что если вплотную встанет вопрос, то эту трассу будем проводить - может, с ущербом для кого-то, может, немного лес придется "потрогать". Но мы абсолютно уверены, что с развитием Крюковской площадки и территорий Солнечногорского района (Жилино, Брехово) этот вопрос будет решаться нами сообща с областью.

Можно ли сохранить движение на время реконструкции старого моста через Октябрьскую железную дорогу?

В.Ю.Кузин: Нет, мост требуется полностью закрыть, и реорганизовать все движение между старым и новым городом. Движение будет закрыто около 1,5 лет и все пойдет через новую эстакаду.

А.Н.Смирнов: Мне сначала это показалось невозможным. Потом меня убедили специалисты, что с вводом новой дороги в 20-м микрорайоне, с пуском в одностороннем движении целого ряда проездов ситуация ухудшится не катастрофически. Будем надеяться, что она не усугубится.

Почему нет льготного проезда в московских маршрутах - в частности в машруте 100 (15-й микрорайон - м.Тушинская)?

В.Ю.Кузин: Это коммерческий маршрут, и в нем допускается только 4 льготных места с частичной оплатой. Пока Мосгортранс не может обеспечить работу транспорта на всех необходимых округу маршрутах, мы вынуждены обращаться к коммерческим структурам. А у них порядок такой. Им компенсации за льготный проезд жителей никем не предусмотрен.

Будет ли выполнена эстакада при реконструкции Солнечной аллеи, Панфиловского проспекта и ул.Гоголя?

В.Ю.Кузин: Нет, она не предусмотрена. Но коренное изменение схем движения будет. Все светофоры там будут ликвидированы, будет бессветофорное движение.

О новом строительстве

Будет ли продолжено строительство жилых домов с нежилыми помещениями на первых этажах?

А.Н.Смирнов: Все жилые дома с 2006 года строятся с первыми этажами, ориентированными на общественные цели города. Эти помещения направляются или на социальное обслуживание жителей, административные службы, торговлю, культурные и досуговые площадки.

Какие спортивные объекты появятся до 2014 года?

В.Ю.Кузин: Этому направлению уделяется огромное значение. В этом году построится четыре физультурно-оздоровительных комплекса (ФОК), в следующем будет еще три, в 2009 - еще два. Ряд объектов строят коммерческие структуры: теннисный корт и регбийный стадион в Парке Победы, ФОК в 18-м микрорайоне.

Будут ли строить социальное жилье для медиков и будет ли служебное жилье для работников здравоохранения? (коллектив детской поликлиники № 105).

В.Ю.Кузин: Да, уже пора думать об этом. В СВАО Москвы есть такой опыт для работников образования. У нас это не такая уж кричащая проблема. Напомню, что работники образования и медицины получают жилье как очередники, и дадут им его после стоящих рядом очередников в целом по Москве. А разница у нас с Москвой в потребностях большая. Мы даем какие-то квартиры из своих резервов, но, конечно, темпы этого не радуют.

Будет ли построено жилье для работников милиции на средства милиции?

В.Ю.Кузин: Мы будем строить дом для них на ул.Панфилова на месте сносимых старых двухэтажек рядом с УВД.

Прочие вопросы

Присоединят ли поселок Андреевка к Зеленограду, и если да, то когда?

А.Н.Смирнов: Нет, не присоединят. это вопрос снят 8 лет назад, когда земельные границы между Москвой и областью решено не менять.

Почему нас определили на обслуживание газового хозяйства Тушино?

А.Н.Смирнов: Традиционно газовое хозяйство у нас обслуживали наши предприятия Теплоэнерго. В связи с реорганизацией всей сети инженерных служб города было принято решение о выводе газового участка в подчинение Мосгазу с его отделением в Тушино. Могу честно сказать, к великому сожалению, что серьезно боролся, чтобы оставить все как было, вел много споров. Но из соображений эффективности работы газового хозяйства было принято такое решение.

Жалобы от членов садоводческого товарищества "Ветеран" в Алабушево - о дороге, об автобусном сообщении, об электричестве и т.д.

В.Ю.Кузин: К сожалению, средства бюджетные на выполнение работ по обустройству садоводческих товариществ недостаточны. В первую очередь они идут на очередников, на соцпрограммы, а вопросы садовых товариществ - на втором месте.

А.Н.Смирнов: Я проконтролирую все заявки, сделанные садоводческими товариществами, сформированных зеленоградским предприятиям. Будем понемногу продвигать по ним дела.

Будет ли реконструкция кинотеатра "Эра"?

В.Ю.Кузин: Да, обязательно будет. Сейчас мы согласовываем строительные обоснования ее реконструкции. Думаю, в начале 2008 года будет проведен тендер по проекту реконструкции и начнутся работы.

Будет ли реконструкция 1-го и 5-го ТЦ?

В.Ю.Кузин: Это вопрос только к собственникам этих площадей. "Эра" - это государственное унитарное предприятие, а в случае коммерческой недвижимости влияние города ограничено...

А.Н.Смирнов: Город не может спокойно смотреть на то, что там происходит. Мы будем обязательно через административные воздействия, через переговоры и предложения добиваться реконструкции этих старых и абсолютно неподходящих новому городу мест.

Какие садовые товарищества остаются на территории Зеленограда и на каких условиях?

А.Н.Смирнов: Исторически сложилось, что мы зафиксировали статус садового товарищества "Трамвай" в 9-м микрорайоне. Там когда-то в Генплане Алла Григорьевна Меламед рисовала парк с аттракционами, но стало ясно, что с теми документами на собственность, которые имеются у этих людей, и с невозможностью найти инвестора этот проект нереализуем. И мы согласились с сохранением "Трамвая". И вторым останется садовое товарищество "Геолог" в Малино, которое по Генплану будет капитализировано.

10.12.2007