Атмосфера джазового концерта Игоря Бутмана и его Биг-бэнда в Зеленограде была изначально непредсказуемой. Что готовил публике джазмен с мировым именем, и главное, чем публика готовилась встретить его в Клубе МИЭТ, учитывая достойную стоимость входных билетов? Осенью джаз в Зеленограде уже звучал, когда в ресторане "Москва" его играл известнейший саксофонист
Алексей Козлов. Концерт проходил тогда в достаточно элитарной и строгой обстановке, при немногочисленной избранной публике. Впрочем, оказалось, среди зеленоградцев много самых разных любителей этого музыкального жанра.
Клуб МИЭТа был полон джазом как музыкальная шкатулка, "по самую крышку", от входных дверей до дальних уголков. Казалось, живая музыка скоро полезет в щели стен и огоньками начнет разбегаться по городу. Представьте себе, как она становится почти зримо-плотной, то вальяжно переливается, то вертится волчком, выплескивается безудержными импровизациями в фойе второго этажа через открытые двери зала, прыгает вниз по ступенькам.
Зал был тоже полным и увлеченно внимающим маэстро - "старая гвардия" Зеленограда и множество молодежи. Впрочем, вместо официального концерта случился скорее большой дружеский прием у радушного хозяина, который развлекает гостей неистощимыми сюрпризами и обертонами своего саксофона, с непринужденной иронией говорит с ними на любые темы, незаметно конферансьируя: "Среди наших музыкантов - Олег Грымов, он из Зеленограда. А я сам откуда? Ну как же! Оттуда, откуда и оба наших президента. Второй и третий ). Но я не буду об этом, я ведь пока не знаю, кто будет третьим... Мы все должны делать вид, что не знаем ). А сейчас - композиция "Не знаю, что такое любовь"!"
Юмор без всяких препятствий проникал и в музыку: на импровизациях с темами из мультфильмов музыканты от души веселились, они азартно отбивали такт на латинских ритмах, и даже иногда пели хором. Каждому из инструментов досталась возможность "музыкально пошутить" и показать виртуозное мастерство в сольной партии. Создав общее яркое впечатление, что джаз - это очень самовыразительный жанр с кучей искренних эмоций непогрешимым чувством стиля и юмора.
В интервью с Игорем Бутманом, небольшая часть которого уже была опубликована в
анонсе концерта корреспонденту Zelenograd.ru удалось поговорить и о джазе, и о роке, и о прочих проектах этого разностороннего творчества музыканта, об истории его успеха в музыке, о спортивных предпочтениях и о личных чертах.
Но для начала нужно вспомнить, что жизнь Игоря Бутмана была насыщенной событиями и успехом. Во времена далекого социализма в возрасте 22-х лет Игорь Бутман уже играл в оркестре Олега Лундстрема и других известных коллективах и считался "лучшим тенор-саксофонистом СССР", по признанию советской музыкальной критики. Примерно тогда же, кстати, он впервые приезжал в Зеленоград. К тому же времени относятся и "хулиганские" записи Бутмана вместе с "Аквариумом", Сергеем Курехиным, "Кино" - и интерес к таким пограничным совместным проектам с совершенно разными видами искусства остался у Бутмана на всю жизнь. В 26 лет, в 1987 году, Игорь Бутман покинул Россию и уехал в США, чтобы обрести там опыт, профессионализм, учиться у лучших западных мастеров джаза и завоевать успех у искушенной западной публики. А вернувшись на родину в начале 90-х, он взял в свои руки организацию в России выступлений самых ярких западных звезд джаза, джаз-фестивалей и концертов. "Просто потому что больше некому было" - говорит Игорь. В это же время у него родился сын.
Игорь Бутман выступал в Грановитой Палате Кремля перед президентами США и России - Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным. Он создал собственный и первый столичный джаз-клуб "Ле-клаб", а помимо классически-джазовых выступлений реализовал за 15 лет в России массу прочих ярких идей - среди них запись в саундтреках к фильмам (например, к фильму Александра Абдулова "Бременские музыканты"), выступления с музыкантами классики (с альтистом Юрием Башметом и его оркестром "Солисты Москвы" - в "Вокализе" Рахманинова), ТВ-программа "Джазофрения" на канале "Культура", театральные постановки ("Пьеса для Голоса и Саксофона "Иосиф Бродский" Михаила Козакова) и многое другое.
— Когда Вы решили заняться джазом, и какую роль в этом сыграли ваши увлечения рок-н-роллом, как это было связано с записями с "Аквариумом", с "Кино"?
Я увлекался роком, в основном английскими группами - "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Uriah Heep", "Beatles". Еще мне очень нравились питерские "Земляне", еще старые, которые играли рок. А потом я стал заниматься джазом, и уже тогда познакомился с Сергеем Курехиным, который меня уже приобщил и привел в студию, где записывались "Аквариум" и "Кино"...
— И тем не менее, выбрав джаз, Вы считаете его более сложным, требующим больших знаний и техники, более качественным может быть даже?
Я выбрал джаз, потому что мне было более интересно, более сложно, в этом был для меня вызов. Мне рок казался уже немного простым, даже мои любимые группы арт-рока - "King Crimson" и прочие - казались уже менее интересными.
— И все-таки вы сейчас делаете проекты с рок-музыкантами?
Да, я очень уважаю многих музыкантов разных направлений, дружу со многими - Андреем Макаревичем, Сергеем Мазаевым, с Колей Носковым, в прекрасных отношениях с Колей Расторгуевым. Мы разговаривали с группой "Океан Эльзы" о совместном каком-то выступлении... планов о совместных проектах много, пока на уровне разговоров, но хотелось бы сделать что-то масштабное и интересное, концептуальное, а это требует времени и очень большого желания.
— В 22 Вы играли в оркестре Олега Лундстрема и считались "лучшим тенор-саксофонистом СССР", в 26 женились на американке и уехали в Штаты - в 1987 году. Чего в этом отъезде было больше - ухода "от" чего-то или "к" чему-то? Личной жизни или музыкального стремления?
Я уехал от многих вопросов, в первую очередь политических... не было времени строить коммунизм и социализм. Было много вещей, которые мне не нравились. Например то, что чиновники могут не пустить музыканта за границу, когда весь его оркестр едет туда, и подобный бред. А с другой стороны, я хотел научиться играть, и знал, что если не уеду в Америку, то никогда не смогу научиться понимать какие-то вещи.
— Есть русская школа джаза? Получается, русские джазисты как-то останавливаются на своем?
Пока еще утверждать, что есть русская школа джаза, я бы не смог. Есть хорошие русские джазисты с огромной прекрасной нашей музыкальной школой и с прекрасными данными, которые со временем выработают русскую школу. Но на сегодняшний момент такой явной школы практически нет.
— То есть американцы пока выше в этом смысле профессионально, качественнее?
В Америке больше джазовых музыкантов, систем обучения, большой спрос и рынок на сегодняшний момент. Есть отдельные российские джазмены, которые не хуже, а может и лучше или на уровне мировом, в высшем понимании этого слова. Но это отдельные люди, которые не могут пока создать то, что можно было бы назвать школой.
— Вы вернулись в Россию уже не как только музыкант, но как продюсер, организатор. Кем вы в России лучше себя чувствуете и самореализуетесь?
Мне всегда интереснее быть, конечно, музыкантом. Но так как если сам не сделаешь - никто не сделает, я :) считаю, что у нас большой интерес к джазовой музыке, и эту музыку надо слушать в лучших вариантах, и что у нас должны быть джаз-клубы, и джазовые концерты мировых звезд, так же как и российские джазисты должны ездить и выступать за границей. Так как это никто не делал, и многие в это не верили, что может быть такой джаз-клуб, где джаз будут играть звезды - не один день, а долго. Поэтому пришлось это сделать мне. Сейчас все уже изменилось, появились люди, которые делают фестиваль в Саду Эрмитаж, талантливые организаторы концертов в Архангельском, в зале Чайковского, есть промоутеры, продюсеры, которые видят, что на джазе тоже можно зарабатывать и делать бизнес. И это очень радостно. И я сейчас больше занимаюсь музыкой, путешествую с квартетом, записываю диски. Это интересно было организовывать, но сейчас уже задан маршрут - и это делают другие люди, чему я очень рад. Значит, в это поверили.
— Что вам ближе сейчас, после возвращения - патриотизм или дух космополитизма, вы остаетесь "гражданином мира"?
Я стараюсь не налагать на себя такие печати. Я русский человек, родился в России, и этим горжусь. Но горжусь и тем, что родился на Земле, что я - человек, и что у меня очень много собратьев по всему миру. Я такой... патриотический космополит :) Я считаю, что у всех народов мира есть свои замечательные черты, история, искусство. А есть и джаз, который принадлежит уже всему миру, его создали множество наций - и африканские рабы, и американцы, и эмигранты из Франции, России, Англии. Музыка вообще интернациональна, космополитична. В то же время, как русскому человеку, мне ближе гордиться Чайковским, нежели Моцартом, хотя он и величайший композитор :) С другой стороны, не хочу говорить, что вот только мы самые умные и талантливые, так как видел и не очень талантливых русских музыкантов, и видел очень яркие таланты иностранцев. Просто мы все ходим под Богом...
— Будущее вашей семьи: ваш сын, например, будет учиться и жить в России?
Мой сын сейчас живет и учится в Англии. Это решение мы приняли, когда его выбрал английский колледж, написав нам хвалебное письмо. Он приезжает сюда на каникулы, он русский парень, и мы ему даем понятия российских ценностей, но хотим также, чтобы он приобщался к миру и имел свое видение, мог шире его познать. Он доволен, что учится там, он становится самостоятельным. С другой стороны, нам надо сделать так, чтобы не упустить его, чтобы он понимал и гордился, откуда он, что он делает, и стал в итоге нормальным человеком. В последнее время мир очень сближается, стираются границы с помощью Интернета и всех этих современных технологий, транспортом можно быстро летать туда-сюда, и это хорошо. Хотя этому сопутствует и масса разногласий, иногда совершенно бредовых, люди упираются и не хотят друг друга слушать. Если мы научимся уважать друг друга, научимся всем спокойно доказывать, что достойны уважения...
— Вы интересуетесь политикой?
Только постольку-поскольку. Стараюсь не вмешиваться.
— Что вы скажете про джаз и джазовую публику, которая приходит Вас слушать - насколько она демократична, или джаз продолжает оставаться элитарной музыкой?
У джаза всегда была публика демократичная и привилегированная одновременно. Публика расширялась и расширяется сейчас за счет интереса к ней разных людей. Приходят люди и очень обеспеченные послушать джаз, но есть и студенты, и те, для кого каждый концерт - событие, на которое откладываются деньги. В принципе сейчас любой концерт стоит достаточно дорого, иногда кому-то приходится чем-то жертвовать, чтобы прийти на джаз.
— В Москве Вы выступаете в клубах, кроме собственного "Ле-клаба"? Или Ваш формат все-таки - концертный зал или театр?
Мне нравится выступать и в клубах, и в залах, и то и то по-своему интересно. Когда был "Ле-клаб", я выступал там в разных вариантах. А сейчас "Ле-клуб" в том виде, в котором он был раньше, уже не существует, там остался просто ресторан, а джаза в прежнем режиме - каждый день - уже нет. Мы играем сейчас в одном клубе, который условно называется "Клуб Игоря Бутмана, когда мы там играем. А в основном выступаем сейчас в разных клубах, с оркестром.
— В одном интервью вы вспоминали: "...Обычно после записи (с Гребенщиковым и Курехиным) все шли в кафе "Сайгон" пить кофе и обсуждать будущие мировые турне..." У Вас завоевание мира состоялось?
Когда-то мы ставили задачи, что если мы когда-нибудь с какой-то звездой сыграем концерт - это будет предел мечтаний. Этот этап мы прошли. Прошли этапы выступления со звездами в России и за границей. Покорили мы мир или нет? Думаю, мы еще в процессе. Если не мы, русские джазмены моего возраста и поколения, то уже молодежь пойдет по нашим стопам. Мир, у нас в голове - мы его конечно завоевали. Мне кажется, все то, что мы делаем - это на мировом уровне, у нас много поклонников повсюду, критики делают нам много комплиментов, мы достойно выступали в Нью-Йорке, в Индии, в Японии, во Франции, в Англии, признание есть... Мне кажется, мир ждет нас. Мы его еще не покорили, но будем над этим работать.
— В детстве Вы обожали хоккей, а какой спорт сейчас выбираете?
Хоккей, футбол, настольный теннис, баскетбол
— Джаз - как хоккей - командная игра? Экстремальная игра? Игра не для трусливых? )
Хоккей очень динамичная игра, там очень много импровизаций, техники. Да, его можно сравнить, по накалу страстей с джазом :)
— Помимо мастерства Ваш успех объясняют фонтанирующей и заразительной личной энергетикой... Вы оптимист?
Я оптимист-реалист, хочу правильно оценивать себя и свои стремления. А без энергии и оптимизма у нас, как у музыкантов, не получится дарить людям радость и переживания, самые разные эмоции, от грусти до веселья, от задумчивости до восторга. А без этого музыки и искусства и быть не может. Взбудоражить человека чем-то, обратить внимание на что-то нематериальное.
— Во что Вы верите? Чего Вы боитесь?
Во что я верю... Верю в то, что все, что происходит - это не просто так... И, фактически, ничего не боюсь )
— Что Вам прежде всего импонирует в людях?
Ум, открытость, чувство юмора, внутренняя сила.
— Импровизации - музыкальное выражение эмоций?
Ну, вобщем, да.
Последним музыкальным проектом Игоря Бутмана стал диск "Веселые истории", записанный с блестящей сборной выдающихся западных джазовых музыкантов, которые импровизирует на темы... песенок из советских мультфильмов и детского кино. По информации с официального сайта Игоря Бутмана, в декабре 2007 г. впервые в истории российского джаза альбом живущего в России джазового музыканта вышел на одном из крупнейших мировых мейджор-лейблов: диск "Весёлые истории" (в международной версии - "Magic Land") выпустил лейбл Sony Classical, подразделение мирового концерна Sony BMG Music Entertainment (в России диск выпущен Sony BMG Russia). Вместе с Игорем Бутманом (тенор- и сопрано-саксофоны) в альбоме сыграли пианист Чик Кориа, контрабасист Джон Патитуччи, вибрафонист Стифон Харрис, трубач Рэнди Бреккер и барабанщик Джек ДеДжонетт, который также выступил в роли продюсера этой записи. Концерты Игоря в нью-йоркском Dizzy's Club Coca Cola в Линкольн-центре в поддержку выхода диска были всячески обласканы музыкальной критикой.
Многие из тем с альбома "Веселые истории" прозвучали и на зеленоградском концерте. После концерта впечатления Игоря от слушателей были очень теплыми:
Все замечательно, очень хорошие и отзывчивые люди, чутко реагировали на все наши соло, "экзерсизы" и шутки...
— Зал восторженно и тепло принимал композиции с мелодиями из мультфильмов. Наверное, для русской аудитории это все-таки замечательный подарок - нечто очень любимое и родное с детства.
Ну, надеюсь на это. Мы часто играем эти композиции на концертах с Биг-бэндом, но стараемся не злоупотреблять этим, так как играем уже эти вещи давно. Нужно что-то новое, нужно давать музыкантам возможности для музыкальных экспромтов, не хочется зацикливаться на одних только этих популярных вещах.
— Вам интереснее играть вещи более сложные?
Нам все интересно играть, нам интересно держать внимание аудитории чередованием сложного и простого. Если есть мастерство, то безразлично, какая тема для импровизаций, в принципе. Если она не банальная, хорошая, если это мастерски сыграно, интересно - это то, к чему мы стремимся. Сыграть так, чтобы видно было связь между музыкантами, чтоб люди слышали звук, реагировали на это... Конечно, в Биг-бэнде это сложнее, солист всегда ограничен по времени. Это очень важно в квартете: играть насыщенно, связанно, чтобы развитие было - вот это интересно. Если это сложная пьеса, она, конечно, требует изучения. Есть куча сложных пьес, которые можно играть, и ничего хорошего не добиться. А мультфильмы дают возможность и нам отдохнуть от серьезности и предаться полету фантазии.
— Для вас эти композиции как-то связаны с вашим сыном, с его "мультиковым" опытом?
Вообще, и с сыном тоже. Но я, когда был маленький, я эти мультфильмы тоже очень любил. А когда купил сыну "Бременских музыкантов", то очень обрадовался, что и ему все это очень понравилось.
— Вы устаете от концертов, от таких энергетических вбросов - или наоборот они Вам необходимы как выход в этот "открытый космос"?
Необходимы. Поддержка зрителей нам в нашем деле просто нужна, и если ее нет - лучше бросать музыку и заниматься чем-то другим. Если зрителям не нравится то, что я делаю как профессиональный музыкант - меня никто не сможет ни утешить, ни поддержать :)
— Ваши концертные импровизации - насколько они Вам известны заранее и насколько являются уникальными для каждого концерта?
Они и известны и неизвестны. Каждый раз все звучит по-новому, иногда хуже, иногда лучше.
Сегодня, например, на некоторых вещах музыкантам было себя не слышно, так что мы играли по наитию. Но получалось неплохо, наитие хорошее, доверяли друг другу и попадали. Зал на зал не приходится, когда выступаешь все время в разных, нет возможности адаптироваться.
— Импровизация зависит от зрителей, от их отдачи, "обратной связи"?
Да, конечно! Вообще любой концерт зависит от зрителей. Когда мы репетировали с Михаилом Казаковым, он говорил такую, вобщем-то известную, мудрость - "Зритель подскажет, что у него внутри". Артисты спорили, как что сыграть, и тратили время, а на выступлении оказалось, действительно - зал все подсказывает.
Располагающая манера говорить Игоря Бутмана не меняется в личной беседе или в общении с целым залом зрителей - тот же добродушный голос, немного с запинками, будто подбирающий слова. И так же мягко, приглушенно, убаюкивающее звучала последняя импровизация на "Колыбельную Медведицы" из "Умки". Нащупывая мелодию пальцами и дорогу в сердце каждого из сотен слушателей, которые тихонько подпевали ей про себя.
|