Главная страница » Статьи »

25 лет студенческому театру "Поэмимы". Интервью с "папой" и "мамой" театра

фото: Кирилл Чернов, текст: Екатерина Шокурова.

Мы пришли на именины -
Поэмимы, поэмимы.
Мамы - рифмы, папы - мимы.
Получились ПОЭМИМЫ.

Андрей Вознесенский

19 апреля состоялся юбилей студенческого театра "Поэмимы", который существует в клубе МИЭТ уже 25 лет. За это время к театральному искусству смогли приобщиться немало студентов МИЭТ и просто неравнодушных жителей Зеленограда. Некоторые приходят в театр как на праздник, посмотреть определённую пьесу и последить за игрой актёров. А кому-то хочется непосредственно принять участие в постановке, проследить всю закулисную театральную кухню. Благодаря "Поэмимам" каждый желающий сможет почувствовать себя актёром, а также декоратором, гримёром и костюмером. Это стало возможно после того, как режиссёры Василий Вильгельмович и Елена Сергеевна Гермони, выпускники института Культуры, класс Семёна Баркана, после окончания института переехали в Зеленоград, где организовали театр, который с тех пор каждый год радует своих зрителей и участников премьерами. Василий Вильгельмович и Елена Сергеевна рассказали Zelenograd.ru о том, кто приходит в "Поэмимы": кто они - люди, которые находят время и желание "играть в театр", и кто ждёт их с другой стороны занавеса, в зрительском зале? О том, какие наиболее интересные спектакли ставил театр, а также о курьёзах, связанных с авторскими правами.

Василий Вильгельмович и Елена Сергеевна Гермони
Василий Вильгельмович и Елена Сергеевна Гермони

Почему юбилей театра отмечается сейчас, если он был основан в 1982 году, когда был поставлен первый спектакль "Дерево дружбы", 25 декабря?

(ЕС) Это произошло по техническим причинам. Декабрь - очень сложный месяц, мы играем новогодние ёлки и труппа бывает очень занята. Прошлые юбилеи мы старались отмечать в декабре, а в этом году, когда дата такая солидная, хотелось как-то подготовиться к этому событию, выпустить юбилейные диски. К нам приедут наши бывшие выпускники из разных городов России и даже из-за рубежа, например, из Америки. Потому пришлось событие перенести.

Как изменились студенты, приходящие играть в театр? Те, которые приходили 25 лет назад, для отработки практики, и те, которые приходят сейчас, "по велению сердца"?

(ЕС) Они довольно сильно изменились. Во-первых, раньше, 25 лет назад, студенты получали довольно приличную стипендию, а плюс к ней много различных льгот. Они к нам тогда приходили часа в 4 и могли хоть до вечера репетировать, помогать мастерить декорации и костюмы. А сейчас студенты уже со второго курса все работают, времени на театр не хватает даже у тех, кто действительно мечтал к нам попасть.

(ВВ) И отношение студентов меняется, многие слегка свысока на всё это смотрят, такие "крутые" :) Но и сейчас есть ребята замечательные.

Заканчивая институт, студенты разъезжаются. Многие ли продолжают участвовать в театральных постановках?

(ЕС) Да, бывают даже люди, которые сначала заканчивают институт, и только потом приходят к нам. Пришёл к нам выпускник МИЭТа, сказал, что когда учился, времени на подобный досуг не было. А теперь, после того, как институт закончен, и жизнь входит в постоянное русло, которое подразумевает дорогу дом-работа-дом, есть возможность отойти от этого привычного графика, привнести в жизнь что-то новое, интересное, "пустить" в неё театр. А вообще, мы принимаем всех желающих. Только школьников чуть менее охотно. Потому, что часто случались такие ситуации, когда к нам приходила школьница, говорила, что мечтает у нас играть, мы давали ей роль, вводили в спектакль, а потом у неё начинались экзамены, поступление в ВУЗ, первая сессия, и оказывалось, что времени на театр совершенно не хватает. Случалось, что первокурсницы приходили и просили дать им "академ" на год :) Некоторые и правда через год, когда осваивались в институте, возвращались и продолжали играть дальше. Наша дочь Настя, например, участвует с совсем детского возраста в постановках. Когда рос наш старший сын, Антон, с ним могла сидеть бабушка, а когда появилась Настя, то оставлять её было не с кем, и мы брали её в театр. Она и сейчас выступает, хорошо двигается, поёт. Антон даже одно время обижался на нас, мол: "на меня времени не было, а с Настей возитесь" :)

Становились ли ваши воспитанники профессиональными актёрами?

(ЕС) Да, некоторые продолжают, развиваются, идут дальше. Коля Попадюк, например, поступил во ВГИК. Ещё была у нас девушка одна, Нара Хечумова. Она очень много времени и сил посвятила тому, чтобы стать актрисой, её родители вложили немало средств в её обучение, дополнительные занятия вокалом. Она планировала стать актрисой мюзикла и стала ею, но потом уехала в Америку и, в итоге, сейчас переучивается на медика. Говорит, что в Америке подобные актрисы получают копейки и быть ею просто невыгодно. Также многие наши ребята снимались в массовках, принимали участие в съёмках программ с подставными персонажами, например, "Что хочет женщина?". Некоторые даже по несколько раз в разных ролях :)

Какую постановку "Поэмим" вы считаете наиболее удачной?

(ВВ) Можно назвать и "Ящерицу" по Володину, и "Зойкину квартиру" по Булгакову. Это и "Чайка", и "Старуха".

Что планируете поставить в ближайшее время?

(ЕС) Ой, если честно, то как только мы начинаем рассказывать о предстоящей премьере, так всё у нас срывается. Не знаю, может сглаз какой. Страшно уже рассказывать :)

(ВВ) Премьера готовится, может быть, успеем поставить её в этом сезоне, может, если не успеем, то в следующем у нас будет сразу 2 премьеры.

Никогда не хотелось поработать с профессиональными актёрами?

(ВВ) У нас играла профессиональная актриса из театра "Ведогонь". Не будем называть имён :) Но я бы не сказал, что с ней было проще работать. Скорее даже наоборот. У молодых нет никаких стереотипов, они пластичны и податливы, из них можно "лепить" что угодно. А у профессионалов есть свой устоявшийся взгляд на то, что именно и как именно играть.

(ЕС) В итоге она так и не смогла вписаться в коллектив, как-то так и осталась "в стороне". И даже когда мы ездили на фестиваль, на котором, по идее, она могла выделиться среди непрофессиональных актёров, её никто так и не заметил. Потому, конечно, были мысли попробовать, но сейчас уже мы настолько сроднились с молодёжным театром, настолько прониклись его атмосферой, что как-то даже сложно представить себя где-то ещё. Этот театр уже наш, родной :)

Ездите ли вы на гастроли? Приезжают ли в Зеленоград другие студенческие труппы?

(ВВ) Студенческие театры бывают очень успешными, многие из них выходят на коммерческую основу. А есть и такие же, как и мы. В МГУ, например, есть театр студенческий, в котором человек 200 людей участвуют. И это не единственный студенческий театр в МГУ.

(ЕС) Недавно ездили в Кострому, приехал театр из коммерческого московского ВУЗа, так мы ему обзавидовались. У них свой комфортабельный автобус, потрясающие костюмы, а как они достали свои декорации, так мы и сели. Они говорят, что ректор неравнодушный к театру человек и им идут серьёзные денежные вливания. Подобные, естественно, приглашать мы не можем. И бесплатные тоже особо не пригласишь, потому, что им надо будет за аренду платить. Руководство клуба МИЭТ может быть не очень довольно. А часто мы даже не успеваем познакомиться с другими театрами, потому, что на фестивали, чаще всего, приезжаем на 1 день. Это тоже вопрос денег. Хочется, конечно, общаться, и смотреть другие спектакли - это тоже учёба и это полезно для наших молодых актёров. Так у нас один театр на фестивале посмотрел спектакль "Кабаре" и "переснял" его. Наша постановка, просто, так понравилась, что они его поставили в своём театре. А мы спокойно относимся к авторским правам, нам подобное только приятно.

А как другие относятся к авторским правам? Случались ли у вас проблемы с этим?

(ЕС) Да, проблемы случались. Например, Василий Вильгельмович всё лето писал музыкальный спектакль по "Парфюмеру" Зюскинда. Практически подстрочник романа. Мы репетировали целый год, а когда мы пошли подавать заявку на спектакль, то нас развернули.

(ВВ) Нас зарегистрировали в Российском авторском обществе, из Зеленограда там зарегистрировано 2 театра - мы и "Ведогонь-театр". После этого на каждую свою новую постановку мы должны не менее чем за 4 месяца до премьеры подавать заявку. И вот там, когда спектакль был полностью готов, нам сказали, что Патрик Зюскинд запретил постановку "Парфюмера" на территории России. Хотя в Ленинграде сделали постановку, просто назвали её как-то по-другому. И Розовский что-то сделал. Просто перенёс это всё на российскую почву и под этим соусом подал. И когда мы ставили постановку по стихам американских поэтов, нам сказали, что мы должны обратиться к авторам. Мы сказали "Знаете, тут половина авторов уже давно умерла!". И, кроме того, к переводчикам необходимо обращаться, которые эти американские стихи переводили. Мы потом добились от них письма, что они не против, потому, что спектакль играется бесплатно. Но мы уже жалеем, что зарегистрировались в этом авторском обществе.

Кто ваши зрители, кто приходит на спектакли чаще всего?

(ЕС) Разные люди приходят, и молодёжь, и студенты, и старички даже. Особенно забавно наблюдать из-за кулисы зрителей перед спектаклем, поставленным по стихам зеленоградских поэтов. На всех этих спектаклях все представленные поэты обязательно присутствуют :)

Что бы вы назвали главными достижениями театра?

(ВВ) Наверно, это те спектакли, которые мы показывали на фестивале в Екатеринбурге - это "Кабаре", это "Старуха", за которую мы получили приз. И в Дубне получили очень красивый приз.

(ЕС) Главное наше достижение - это то, что вокруг нас молодые интересные ребята, хороший коллектив. Случайных людей у нас нет, тот, кто приходит случайно, очень быстро отсеивается. Тот, кто остаётся, проводит с нами долгие годы. Молодые люди у нас знакомятся, встречаются, женятся. Те ребята, которые первыми пришли к нам с Василием Вильгельмовичем, после того, как мы переехали в Зеленоград, остались с нами до сих пор. Олег Головин, Лёша Петров и другие. И мы живём одной такой большой общностью. Сейчас у нас денег нет, а когда их нет, знаете, как фантазия работать начинает? У-у-у! Конечно, проще всего было бы пригласить художника по костюмам, например. А так мы сами себе композиторы, сами оркестр, сами гримёры и декораторы. Когда мы привезли "Кандида" на фестиваль, там были просто в шоке. Нам говорили, что у нас поразительно насыщенный переменами сцены и изменениями декораций спектакль, а на самом деле были только ткани, шесты, скакалки, лошадки, стулья, что-то, что немного менялось по ходу действия. И просто чёрные одежды на актёрах. В некоторых спектаклях из декораций - разноцветные кубы. Просто мы где что-то видим, там и берём. Что-то просто на помойках подбирали, что-то нам приносят. Стулья находились и реставрировались, а чайку, например, для постановки "Чайка" по Чехову мы купили в зоологическом музее. Заплатили за неё 300 своих рублей. Нам в институте говорят "Поможем, поможем", но пока что-то никак не помогут. Но мы нормально к этому относимся, театр - это наше хобби, денег оно не приносит :)


25.04.2008