Всем известно, что концерты играются на сцене перед залом, в котором сидят зрители; а в вагонах электричек ездят пассажиры, которые часто становятся слушателями импровизированных "проходных" выступлений. Идея взять и смелым образом перемешать эти обыденности пришла в голову организаторам одного из самых необычных за последнее время событий - как в музыкальной сфере, так и в области пригородного железнодорожного сообщения.
Так 28 января 2007 года в первом вагоне электрички с маршрутом Москва-Тверь-Москва состоялся беспрецедентный электрический концерт длиною в 340 километров и продолжительностью в 6 часов.
Неудивительно, что инициатива концерта принадлежала зеленоградцам, многие из которых проводят в электричках часть жизни, работая в Москве. Спонтанно дружеские музыкальные очаги уже не раз вспыхивали в вечерних поездках, идея витала в воздухе, и наконец разразилась вот таким веселым пожаром. В стихийном, но хорошо организованном бедствии приняли участие зеленоградские группы
"Аэроглиф", "Парадигма", "Гринвич", и московские
"Посторонним В" и
"Небослов". Один из главных организаторов концерта, Дмитрий Гурьянов, описывает его концепцию так:
- Изначально нам хотелось поиграть свои песни для пассажиров, создать непривычно уютную обстановку в вагоне в сопровождении живой музыки. На 6 часов дороги мы позвали несколько групп, а где группы - там и их друзья, так в вагоне и собралось бесподобное сообщество из музыкантов, их фанов, хороших знакомых и действительно случайных пассажиров.
Это оказалось просто. Отъехав от Москвы, вагон электрички легкими движениями сотни дружеских рук превратился в лайнер космического межпланетного музыкального перелета с совершенно нереальной атмосферой на борту. Это замкнутое пространство было до отказа наполнено звуками музыки, радостными улыбками, танцами, разговорами, позитивом и креативом.
Песня вовсю помогала строить и жить. Прежде всего весь вагон, изнутри радостно-оранжевый, был перетянут всевозможными ленточками, веревочками, на которых обильно висели воздушные шары, конфеты, всяческие "фенечки", непонятные фотографии и прочая забавная мишура. Так что любой входящий в вагон невольно остолбевал, забывая про свое намерение скушно протрястись до пункта назначения - вместо этого его ожидали совершенно неожиданные интерьеры и необычные попутчики, веселые, хотя и трезвые.
Некоторые "купе" несли отпечатки более ярко выраженного дизайна: веселый "медпункт" с врачами и микстурами; уютный "дом" с тюлем, подушками и торшером, где наливали горячего чаю всем желающим; "зоопарк" с сеткой-решеткой, фотографиями животных и разнообразными предупредительными надписями.
Зеленоград.ру, помимо информационной поддержки концерта, также привнес свою лепту в дело развешивания табличек с фирменными надписями "на себя", "от себя" на дверях тамбуров (открывающимися только "влево" и "вправо").
В переднем тамбуре вагона была устроена сцена, и, непонятно каким образом, но музыкантам таки удалось воткнуть в крайне ограниченном пространстве вагона и барабанную установку, и пульт, и колонки, и бонги, и микрофоны, и главное - разместить себя самих. И что удивительно, по отзывам знатоков, качество звука почти не уступало хорошему клубному выступлению.
Игралось все - от регги до альтернативы, от рок-н-ролла до бард-рока, и помимо своих песен в вступлениях групп музыканты завершили путешествие могучим джем-сейшеном, отдав дань любимым классикам рока - "Битлз", "Пинк Флойд", "Queen", Бобу Дилану, Майку Науменко.
Проходы между сидениями превратились одновременно в танцпол и повсеместную тусовку фото- и видео-репортеров, и такая концентрация цифровой аппаратуры, всеобщего восторженного и непринужденного участия в подпевках и подтанцовках, изобилие восхищенных улыбок на лицах сделали бы честь любому самому звездному концерту.
Интересной была реакция обычных пассажиров на происходящее в вагоне. Изначально они заняли самые дальние "купе" от сцены, и держали свою диспозицию с непроницаемыми выражениями на лицах - возможно, это было следствие недоумения в их отношении к происходящему, которое никак не могло разрешиться в ту или иную сторону, несмотря даже на веселое и совершенно бесплатное угощение их горячим чаем, бутербродами и конфетами.
Из рассказов участников концерта:
Д.Гурьянов - "В соседнем вагоне были свободные места, но они оставались сидеть в нашем, сохраняя серьезные лица; я спрашивал двоих из них - они говорили, что им нравится. Некоторые, правда, заходя со станции в вагон сначала широко открывали глаза, крестились и предполагали, что проходит частная закрытая вечеринка. Был даже вопрос "Что за свадьба?". Мы, когда могли, разубеждали их в этих заблуждениях."
http://alt17.livejournal.com: "В Ховрино вошедшая тетька своему дядьке: "Пойдем в другой вагон". "Какая разница? Здесь веселее". Но тетька тихо сказала ему еще что-то и они ушли. Дедушка напротив меня и моего хайрастого соседа, долго мучительно-вопросительно в нас вглядывавшийся, наконец весело вопросил: "Музыка что-ль Индия?" Мы пожали плечами - в сомнительные объяснения вдаваться не хотелось. В какой-то момент набежала куча народа и осталась с прифигевшим видом в вагоне. Эти граждане убегали по поезду от контроллеров и желали использовать двери переднего тамбура для оббегания оных. Но двери переднего тамбура, как и весь он, были недоступны, и граждане зависли в затруднении, а потом постепенно растаяли в воздухе. В целом уходило от нас довольно мало, хоть звук и был навязчивым как в клубе - не то, что не поспишь - по телефону барышня напротив меня бегала говорить в тамбур, хотя каждый раз и пыталась это сделать на месте. Происходящее ей нравилось, как и большинству пассажиров. Совершеннейший кайф - смотреть под живую музыку с хорошим звуком в окно поезда. Как кино, только лучше. Прикольные мужики в оранжевых жилетках, стоящие вдоль пути с поднятым флажком, увидя наш вагон, офигело провожающие нас взглядом. Менты на станциях тоже явно наблюдали такое впервые."
И совершенно в русле необычности концерта в вагоне появлялись по мере его продвижения в пути некие необычные пришельцы, которым уже никто не удивлялся, а только радовался. Так немало колорита внес пожилой представитель железнодорожной гвардии, бодро сновавший по вагону в течение всего пути. Он был склонен завязывать теплые отношения со всеми встреченными, выражая надежду вечной бескорыстной дружбы во все времена.
В противоположном от сцены конце вагона некоторое время от души отрывался под музыку "стопщик", ехавший электричками из Питера. Ему, вероятно, сумасшедший вагончик представился чем-то вроде специального железнодорожного рая для стопщиков-неформалов, в который он случайно угораздил. "Ребята, в такой компании - да хоть на край света!" - кричал он и просил сыграть ему Цоя.
Всеобщим восторгом были встречены продавщица мороженого-эскимо и торговка кроссвордами, рискнувшие посетить вагон.
Это казалось невообразимым. Никто из участников и организаторов "электричника" до самого последнего момента не мог вполне ясно представить себе, что получится из этого начинания. Прежде всего, всем реалистам идея представлялась невозможной для официального осуществления; хватало и технически спорных моментов. Рассказывает Д.Гурьянов:
- Полагая, что для организации такого сейшена необходимо прежде всего найти взаимопонимание с правоохранительными органами, я отправился в линейный пункт милиции Ленинградского вокзала, где был встречен суровым взглядом дежурного, прямо спросившим: "Что надо?". Со своей стороны я не мог предложить такого же прямого, информативного и короткого ответа, поэтому, помявшись полминуты, решился выложить всю нашу идею как есть - но, чтобы не попасть в психушку прямо перед началом рабочего дня, избегая слов "космический сейшн в безумном паровозе". Длинная мысль кульминировалась вопросом "так к кому мне следует обратиться?". Дальше последовали переговоры с начальниками различных уровней, вплоть до дирекции Московского отделения Октябрьской железной дороги. Что характерно - из отделения я тогда вышел, провожаемый улыбками, и так было практически везде. В дирекции Наталья Борисовна Дмитриева очень тепло отнеслась к идее творчества, чем разрушила стереотип о непробиваемой бюрократии в государственных структурах; полное одобрение высказал и Хмелевских Евгений Михайлович, руководитель очередного отдела, он тоже улыбался и сказал, что ничего не имеет против, скорее наоборот. Приятно было встретить такое понимание.
Однако, при переходе "от бумаг к оврагам" обнаружились практические сложности, связанные с подключением электроаппаратуры в вагоне, которые чуть не поставили под угрозу всю идею за несколько дней до ее реализации. На эту тему мы общались с заведующим по эксплуатации электропоездов Косуновым Николаем Степановичем; сами досконально изучили схемы электроснабжения поездов, амплитуд, частоты и фазности напряжений. И вот завершающей инстанцией явились машинист Артем Рябов со своим помощником, которые все отлично организовали в вагоне.
Никто не мог себе представить, как именно будет выглядеть концерт, но нашлось достаточное количество в меру безумных людей, которые просто поверили в него наравне с прочими необъяснимыми наукой явлениями и бросили свои силы и мысли на его подготовку. По оригинальному мнению некоторых ученых, птицы собираются в стаи для того, чтобы проверить свою численность: может быть это был просто повод для таких людей, чтобы заняться тем же самым?
Кажется, это было незабываемо. В следующие за сумасшедшим концертом дни последовали отзывы его участников и зрителей, опубликованные в ЖЖ-блогах, и вот слова тех, кто вообще смогли подобрать слова к своим впечатлениям:
- "Космический (!) концерт в электричке Москва-Тверь-Москва чудесный оказался, просто нет слов, атмосфера.... Там было "много хороших людей и зверей", много вкусных музык, барабанов, гитар, бонг, конфет, дороги, рельс, вокала, шуток..." (
http://kb1cb.livejournal.com
- "Все-таки это случилось. Все-таки аппарат заработал. Все-таки все собрались и поехали. И был концерт. и была музыка. и было море позитива. Ребята, все участники и зрители - это именно то что мы будем помнить всю жизнь =) И это уже стало частью истории - нашей жизни, нашей музыки. Это был наш Вудсток!" (
http://misha-jagger.livejournal.com)
- "Это было что-то просто космическое: общий настрой присутствующих на сием действе волшебным образом был далек от этого мира. Шквалы эмоций. Ощущалось какое-то незамысловатое единение публики/пассажиров и сцены, что в результате офонаревали ваще фсе). Такой жар стоял, что ну еще чуть-чуть и весь вагон превратится в такскзть одну такую большую избу-игральню)). Коридор, это который между сидений, постепенно превращался в танцпол, куда ж без этого. И еще там было одно дивное место, где по-домашнему светила лампа и наливали горячий чай, да." (
http://dizzer.livejournal.com)
- "Сказать, что концерт длился долго или мало - это ничего не сказать. Поскольку довольно сложно было в той атмосфере ощутить присутствие времени. Было что-то другое. Было прекрасное настроение, были красивые лица, были великолепные декорации и чай, и апельсины, и коньяк: Было столько всего, но и это не главное. Главное - это мы, - то "мы", которому столько людей сразу позволило быть именно здесь и сейчас. Сумасшедшая общность безбашенного народа, улыбки на лицах, смех, беззаботность, удивление контролёров и упорные старушки с кроссвордами, благодарность экипажу, яркие шапочки, звуки джамбеев/гитар/флейты/сакса/губных гармошек. Ребята, вы есть, и это классно!" (
http://double-name.livejournal.com)
Людям всегда почему-то хочется петь в дороге. Может быть, аромат свободы в пути, этот головокружительный запах далеких странствий в самом маленьком даже путешествии заставляет нас поднять нос выше, вдохнуть поглубже и выдохнуть - песней. И тогда нет в жизни людей ближе, чем попутчики, и не будет в жизни впечатлений ярче, чем от бегущей земли за окном и музыки в душе и перестуке вагонных колес.
Фото: Денис Лавренков, Вероника Дорофеева, Сергей Ермаков, Михаил Прошин
|