Главная страница » Форумы » Разговоры обо всём »
Занимательная наука из Зеленограда: от ФабЛаба до «Лунариума»
Александр Белиовский
Прежде всего хочу пожелать Алексею Земко успехов в нелегком деле популяризации науки методом «touch science» . При этом считаю необходимым принять во внимание следующие факты:
1. Из 135 FabLab существующих в мире убыточны ВСЕ и только Манчестерский рентабелен хоть на 75%
2. Из всех школьников, посещающих какие-либо кружки только 10% посещают таковые технической направленности (слово наука обоснованно избегаю)
3. Из моих университетских сокурсников (выпуск 72г ) больше половины уехало работать за границу. Причины отъезда и следует внимательно рассмотреть.
4. Из 300 ежегодных выпускников физфака МГУ, например, непосредственно в лабораториях останется работать с десяток, открыть эффект достанется единицам в мире раз в три-десять лет.
5. Большинство идет в электронную торговлю, «счастливчики» становятся physicist in industry. Физиками в Промышленности – инженерами без официальных исследовательских функций.
6. FabLab – это название дается организационной единице, если она обладает определенным набором гарантированно обслуживаемого оборудования: 3Dпринтер, Лазерная резка, Фрезерный ЧПУ по хотя-бы мягким материалам и другим, например 3D сканером…
7. Не имея станка лазерной резки за миллион персонал (лазерное излучение в школе – ТБ!!!), в Зеленограде можно вырезать что угодно от 14 рублей за метр реза. Оборудование ПРОСТАИВАЕТ, например на вентиляторном заводе.
8. Если 5 лет назад 3D-принтер меньше 125 000 $ не стоил, то сейчас таковой С ОГРОМНЫМИ ТРУДАМИ можно собрать БЕЗ (требуемого Земко) госфинансирования силами школьников (лучше, конечно, купить готовый дешевый у профессионалов )
9. Лицей 1557 располагает паяльной станцией и подготовленным производством контроллеров для управления 3Dпринтерами. Однако SMD монтаж – это пока слишком кропотливое дело для лицеистов и таковой контроллер был спаян в единственном экземпляре с помощью родителя - профессионала – электронщика. С помощью даже профессионалов, комплек-тующих ВПК, нам удалось приобрести комплектующие для контроллера в ТРИ раза дороже, чем купить готовые контроллеры, что мы тоже и сделали.
10. Лет 7 назад мне подарили комплект для пайки «робота» на PICAXE. С помощью этих наборов за 10 долларов НОКИЯ обучала школьников собирать свои телефоны. К настоящему времени все изменилось - производство наборов давно разорилось, а НОКИЯ переводит производство в Азию.
11. Кроме «touch science» существуют эффективные образовательные технологии, развивавшиеся тысячами специалистов и волонтеров.
Из всего вышесказанного можно высмотреть следующую последовательность:
Благодаря и усилиям Земко сделали центр «touch science» , заинтриговали школьников - они отучились в университетах и …срыли за рубеж, создают там технологии, продают нам изделия…. И так по кругу….
ВЫВОДЫ: Приоритетными по отношению к «touch science» должны быть окружающие нас проблемы, чем, собственно, мы и занимаемся. Пояснением служат слова песни: «Просто надо очень верить этим синим парусам… И тогда желанный берег из тумана выйдет сам». См, например: http://park-for.narod.ru/, только вокруг 1557 нужно сосны сажать, чтобы выдержать единый «лесной» стиль.
С Уважением, Белиовский А.Е.
1. Из 135 FabLab существующих в мире убыточны ВСЕ и только Манчестерский рентабелен хоть на 75%
2. Из всех школьников, посещающих какие-либо кружки только 10% посещают таковые технической направленности (слово наука обоснованно избегаю)
3. Из моих университетских сокурсников (выпуск 72г ) больше половины уехало работать за границу. Причины отъезда и следует внимательно рассмотреть.
4. Из 300 ежегодных выпускников физфака МГУ, например, непосредственно в лабораториях останется работать с десяток, открыть эффект достанется единицам в мире раз в три-десять лет.
5. Большинство идет в электронную торговлю, «счастливчики» становятся physicist in industry. Физиками в Промышленности – инженерами без официальных исследовательских функций.
6. FabLab – это название дается организационной единице, если она обладает определенным набором гарантированно обслуживаемого оборудования: 3Dпринтер, Лазерная резка, Фрезерный ЧПУ по хотя-бы мягким материалам и другим, например 3D сканером…
7. Не имея станка лазерной резки за миллион персонал (лазерное излучение в школе – ТБ!!!), в Зеленограде можно вырезать что угодно от 14 рублей за метр реза. Оборудование ПРОСТАИВАЕТ, например на вентиляторном заводе.
8. Если 5 лет назад 3D-принтер меньше 125 000 $ не стоил, то сейчас таковой С ОГРОМНЫМИ ТРУДАМИ можно собрать БЕЗ (требуемого Земко) госфинансирования силами школьников (лучше, конечно, купить готовый дешевый у профессионалов )
9. Лицей 1557 располагает паяльной станцией и подготовленным производством контроллеров для управления 3Dпринтерами. Однако SMD монтаж – это пока слишком кропотливое дело для лицеистов и таковой контроллер был спаян в единственном экземпляре с помощью родителя - профессионала – электронщика. С помощью даже профессионалов, комплек-тующих ВПК, нам удалось приобрести комплектующие для контроллера в ТРИ раза дороже, чем купить готовые контроллеры, что мы тоже и сделали.
10. Лет 7 назад мне подарили комплект для пайки «робота» на PICAXE. С помощью этих наборов за 10 долларов НОКИЯ обучала школьников собирать свои телефоны. К настоящему времени все изменилось - производство наборов давно разорилось, а НОКИЯ переводит производство в Азию.
11. Кроме «touch science» существуют эффективные образовательные технологии, развивавшиеся тысячами специалистов и волонтеров.
Из всего вышесказанного можно высмотреть следующую последовательность:
Благодаря и усилиям Земко сделали центр «touch science» , заинтриговали школьников - они отучились в университетах и …срыли за рубеж, создают там технологии, продают нам изделия…. И так по кругу….
ВЫВОДЫ: Приоритетными по отношению к «touch science» должны быть окружающие нас проблемы, чем, собственно, мы и занимаемся. Пояснением служат слова песни: «Просто надо очень верить этим синим парусам… И тогда желанный берег из тумана выйдет сам». См, например: http://park-for.narod.ru/, только вокруг 1557 нужно сосны сажать, чтобы выдержать единый «лесной» стиль.
С Уважением, Белиовский А.Е.
Александр Белиовский
— Они придумывают какую-то идею, какой-то продукт — что, например?
А.З. — Придумать — это не так просто. Мы их провоцируем, даем им посмотреть какие-то видеоролики — например, есть интересный ролик, как сделать простейший электродвигатель из батарейки, магнита и куска проволоки.
А.Б. Преподаватель физики 1557 Игорь Евгеньевич Горбатый регулярно в кармане приносит магнит, проволоку и батарейку и демонстрирует вживую этот эффект лет пять с момента его обнаружения.
А.З. Мы их, может быть, поведем в «Лунариум», мы будем с ними беседовать. В идеале мы хотим, чтобы с детьми работал человек, который знает, что такое ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, который знает, что такое патентоведение
А.Б. Научить можно только тому, что умеешь сам! Надо полагать, что Вы, Алексей лично сам занимались ТРИЗ с детьми, выявили идею, помогли сформулировать патент и реализовали его. В данном контексте этот случай необходимо подробно раскрыть!
А.З. Почему мы взяли такой объект как образовательная игрушка — он должен быть интересен детям. Я вас уверяю, они подкинут кучу идей сами, потому что никто лучше них не знает, какую они хотят иметь игрушку. Таким образом будет генерироваться идея.
А.Б. Дети не держат интерес к игрушке долго (день-два, или 15 минут). Образовательные игрушки, способные держать внимание школьников создавались большими (тысячными) коллективами взрослых специалистов при бюджетах разработки в миллионы (десятки миллионов) долларов. Назовите иной прецедент.
А.З. И если она патентоспособна, то почему бы ее не защитить? Понятно, что дети в этом случае должны быть авторами.
А.Б. Идеи воруют во всем мире ВСЕ! И ученые – в первую очередь! Почему Ваша гипотеза станет исключением? Затратили Вы ГОД, написали школьнику патент, опубликовали. Китайский пионер добавил к Вашему изобретению один БОЛТ и продает по всему миру! У Вас есть деньги с ним судиться (причем, Вы знаете, что это бесполезно)? Имею ЛИЧНЫЙ опыт начала двухтысячных годов - возил третьеклашек на Бережковскую набережную в ВПТБ. Показывал классификатор, определили классы – на этом внимание кончилось - искать прототипы СКУЧНО! Интересней побегать по лестницам. Об этом НАШЕМ «изобретении» Зеленоградское ТВ показывало (ПРЕФЕКТУ А.СМИРНОВУ третьеклассник вдохновенно вещает, как «миллионы сэкономить») – в Архивах ЗелТВ ролик должен быть. Потенциально миллионы эти ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ! Но, чтобы хоть один из них получить, нужно все бросить и заниматься ТОЛЬКО ЭТИМ! А Вы анонсируете изобретательство, как постоянный вид деятельности. Да еще с позиции преподавателя!
С уважением, Белиовский Александр Евгеньевич
А.З. — Придумать — это не так просто. Мы их провоцируем, даем им посмотреть какие-то видеоролики — например, есть интересный ролик, как сделать простейший электродвигатель из батарейки, магнита и куска проволоки.
А.Б. Преподаватель физики 1557 Игорь Евгеньевич Горбатый регулярно в кармане приносит магнит, проволоку и батарейку и демонстрирует вживую этот эффект лет пять с момента его обнаружения.
А.З. Мы их, может быть, поведем в «Лунариум», мы будем с ними беседовать. В идеале мы хотим, чтобы с детьми работал человек, который знает, что такое ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, который знает, что такое патентоведение
А.Б. Научить можно только тому, что умеешь сам! Надо полагать, что Вы, Алексей лично сам занимались ТРИЗ с детьми, выявили идею, помогли сформулировать патент и реализовали его. В данном контексте этот случай необходимо подробно раскрыть!
А.З. Почему мы взяли такой объект как образовательная игрушка — он должен быть интересен детям. Я вас уверяю, они подкинут кучу идей сами, потому что никто лучше них не знает, какую они хотят иметь игрушку. Таким образом будет генерироваться идея.
А.Б. Дети не держат интерес к игрушке долго (день-два, или 15 минут). Образовательные игрушки, способные держать внимание школьников создавались большими (тысячными) коллективами взрослых специалистов при бюджетах разработки в миллионы (десятки миллионов) долларов. Назовите иной прецедент.
А.З. И если она патентоспособна, то почему бы ее не защитить? Понятно, что дети в этом случае должны быть авторами.
А.Б. Идеи воруют во всем мире ВСЕ! И ученые – в первую очередь! Почему Ваша гипотеза станет исключением? Затратили Вы ГОД, написали школьнику патент, опубликовали. Китайский пионер добавил к Вашему изобретению один БОЛТ и продает по всему миру! У Вас есть деньги с ним судиться (причем, Вы знаете, что это бесполезно)? Имею ЛИЧНЫЙ опыт начала двухтысячных годов - возил третьеклашек на Бережковскую набережную в ВПТБ. Показывал классификатор, определили классы – на этом внимание кончилось - искать прототипы СКУЧНО! Интересней побегать по лестницам. Об этом НАШЕМ «изобретении» Зеленоградское ТВ показывало (ПРЕФЕКТУ А.СМИРНОВУ третьеклассник вдохновенно вещает, как «миллионы сэкономить») – в Архивах ЗелТВ ролик должен быть. Потенциально миллионы эти ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ! Но, чтобы хоть один из них получить, нужно все бросить и заниматься ТОЛЬКО ЭТИМ! А Вы анонсируете изобретательство, как постоянный вид деятельности. Да еще с позиции преподавателя!
С уважением, Белиовский Александр Евгеньевич
Александр Белиовский
http://www.itep.ru/rus/Nekrologs/Bronfman.html - это некролог Владимиру Бронфману - его пригласили работать со своими детьми сотрудники Института Теоретической и Экспериментальной физики. ИТЭФ – это организация, из которой десятки и сотни ученых работали и работают в области ядерной физики по всему миру. И сейчас на БАК точно работают. БАК – Большой Адронный Коллайдер.
В конце 90-х, начале 2000-х ИТЭФ собирал (не спутать бы название), «Праздник Науки». Ведущим был обычно Кабаков Евгений (Женя) замечательный не только эрудицией и ПОМЕШАННОСТЬЮ на работе с детьми, которым ИНТЕРЕСНО, но и тем, что ходил круглый год БОСИКОМ по Москве!. В, кажется, 2-й школе его заставляли надевать обувь при ВХОДЕ. Боже, какого цвета у него были ноги!
Как все происходило в ИТЭФ НЕОБХОДИМО описать, потому, что это действо - одна из первых ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ попыток «неравнодушных» вырастить себе смену.
В ИТЭФ было устроено нечто, что иначе, чем «интеллектуальная коммуна», назвать сейчас затрудняюсь. В основном здании ПОД ЭТАЖОМ ДИРЕКТОРА ИТЭФ НАХОДИАСЬ КОПИЯ ЭТОГО ЭТАЖА - ДЕТСКИЙ ЭТАЖ. Кабинет Директора - большое помещение с директорским столом большим и креслами для пришедших. ВСЯ СТЕНА ЗА КРЕСЛОМ ДИРЕКТОРА - СПЛОШЬ ИЗ ПОЛОК СО СПРАВОЧНИКАМИ И КНИГАМИ.
НА «ДЕТСКОМ ЭТАЖЕ» СТРОГО ПОД СТЕНОЙ С «ВЗРОСЛЫМИ КНИГАМИ» - СТЕНА СПЛОШЬ ИЗ КНИГ И СПРАВОЧНИКОВ С СОДЕРЖАНИЕМ ПОНЯТНЫМ ШКОЛЬНИКАМ И СТУДЕНТАМ. Другие помещения этажа занимало доступное в то время учебное и настоящее оборудование. Постоянными членами этой «интеллектуальной коммуны» было человек 50 (как сказал тогда Бронфман) А на «Праздник науки» приходило еще человек 150 с примерно 50-ю экспонатами. Не располагаю данными, были ли среди «постоянных» не дети сотрудников ИТЭФ – думаю, что были.. Зеленоградцев приглашали (кажется, через ИНТ, Через Кабакова) минимум три раза, во всяком случае столько раз мне пришлось туда съездить. Помню, Пантелеев (шестиклассник-зеленоградец) возил экспонат «КАК ПОДНЯТЬ КУРСК» - делал его с отцом и в ванне с водой показывал. Приглашались ведущие сотрудники естественнонаучных музеев. Например, из Ботанического музея привезли с полсотни огромных семян и предлагали угадать, какое семя чьё.
Не располагаю данными о том, удалось ли передать сотрудникам ИТЭФ свой разговор с богом, но они хоть ПОПЫТАЛСЬ! Примерно как они, думаю и я.
В конце 90-х, начале 2000-х ИТЭФ собирал (не спутать бы название), «Праздник Науки». Ведущим был обычно Кабаков Евгений (Женя) замечательный не только эрудицией и ПОМЕШАННОСТЬЮ на работе с детьми, которым ИНТЕРЕСНО, но и тем, что ходил круглый год БОСИКОМ по Москве!. В, кажется, 2-й школе его заставляли надевать обувь при ВХОДЕ. Боже, какого цвета у него были ноги!
Как все происходило в ИТЭФ НЕОБХОДИМО описать, потому, что это действо - одна из первых ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ попыток «неравнодушных» вырастить себе смену.
В ИТЭФ было устроено нечто, что иначе, чем «интеллектуальная коммуна», назвать сейчас затрудняюсь. В основном здании ПОД ЭТАЖОМ ДИРЕКТОРА ИТЭФ НАХОДИАСЬ КОПИЯ ЭТОГО ЭТАЖА - ДЕТСКИЙ ЭТАЖ. Кабинет Директора - большое помещение с директорским столом большим и креслами для пришедших. ВСЯ СТЕНА ЗА КРЕСЛОМ ДИРЕКТОРА - СПЛОШЬ ИЗ ПОЛОК СО СПРАВОЧНИКАМИ И КНИГАМИ.
НА «ДЕТСКОМ ЭТАЖЕ» СТРОГО ПОД СТЕНОЙ С «ВЗРОСЛЫМИ КНИГАМИ» - СТЕНА СПЛОШЬ ИЗ КНИГ И СПРАВОЧНИКОВ С СОДЕРЖАНИЕМ ПОНЯТНЫМ ШКОЛЬНИКАМ И СТУДЕНТАМ. Другие помещения этажа занимало доступное в то время учебное и настоящее оборудование. Постоянными членами этой «интеллектуальной коммуны» было человек 50 (как сказал тогда Бронфман) А на «Праздник науки» приходило еще человек 150 с примерно 50-ю экспонатами. Не располагаю данными, были ли среди «постоянных» не дети сотрудников ИТЭФ – думаю, что были.. Зеленоградцев приглашали (кажется, через ИНТ, Через Кабакова) минимум три раза, во всяком случае столько раз мне пришлось туда съездить. Помню, Пантелеев (шестиклассник-зеленоградец) возил экспонат «КАК ПОДНЯТЬ КУРСК» - делал его с отцом и в ванне с водой показывал. Приглашались ведущие сотрудники естественнонаучных музеев. Например, из Ботанического музея привезли с полсотни огромных семян и предлагали угадать, какое семя чьё.
Не располагаю данными о том, удалось ли передать сотрудникам ИТЭФ свой разговор с богом, но они хоть ПОПЫТАЛСЬ! Примерно как они, думаю и я.
Александр Белиовский
— В лицее 1557 ваш проект как будет работать как основная образовательная программа по технологии или как дополнительная, с каких классов?
А.З. — Наш центр будет нести двойную функцию. Во-первых, там, как Екатерина сказала, будут проводиться на очень серьезной базе дополнительные занятия по технологии — по дисциплине, которая пока еще не снята из учебного плана. Сейчас есть определенная ностальгия по урокам труда, а у нас в это центре предусмотрены и верстаки, и паяльные станции — то, что можно применить просто в рамках школьной программы. А вторая функция центра — это коммерциализация разработок. Звучит, конечно, по-взрослому, сурово, но по сути это она и есть, на примере образовательной игрушки.
А.Б.- И паяльная станция цифровая и паяльник с золотым и керамическим жалом в Лицее 1557 ЕСТЬ. И 3D принтер школьники собирают САМИ. И микроконтроллер для роботов ЕВРОБОТ (паяется при желании в двух вариантах) и 3D-принтера ОДИНАКОВ. И исполнительную плату для 3D-принтера желающим школьникам предоставляем возможность распаять. И «бегущую строку» макетируем и распаиваем (см кадр из «Москва24»). Мы не собираемся производить 3D-принтеры на продажу. Мы собираем
для того, чтобы работать на них и изучить их СЛОЖНОЕ устройство. Это НЕСОИЗМЕРИМО ПОЛЕЗНЕЕ (НО ДОРОЖЕ И ДОЛЬШЕ), чем купить готовый!
А по серьезному – пайка стоящих изделий – это не для лицея, а для частной фирмы – каждым делом нужно «ЖИТЬ», а школьнику – учиться. Наша концепция – делать по-немногу, долго и БЕЗ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ!
А.З. — Наш центр будет нести двойную функцию. Во-первых, там, как Екатерина сказала, будут проводиться на очень серьезной базе дополнительные занятия по технологии — по дисциплине, которая пока еще не снята из учебного плана. Сейчас есть определенная ностальгия по урокам труда, а у нас в это центре предусмотрены и верстаки, и паяльные станции — то, что можно применить просто в рамках школьной программы. А вторая функция центра — это коммерциализация разработок. Звучит, конечно, по-взрослому, сурово, но по сути это она и есть, на примере образовательной игрушки.
А.Б.- И паяльная станция цифровая и паяльник с золотым и керамическим жалом в Лицее 1557 ЕСТЬ. И 3D принтер школьники собирают САМИ. И микроконтроллер для роботов ЕВРОБОТ (паяется при желании в двух вариантах) и 3D-принтера ОДИНАКОВ. И исполнительную плату для 3D-принтера желающим школьникам предоставляем возможность распаять. И «бегущую строку» макетируем и распаиваем (см кадр из «Москва24»). Мы не собираемся производить 3D-принтеры на продажу. Мы собираем
для того, чтобы работать на них и изучить их СЛОЖНОЕ устройство. Это НЕСОИЗМЕРИМО ПОЛЕЗНЕЕ (НО ДОРОЖЕ И ДОЛЬШЕ), чем купить готовый!
А по серьезному – пайка стоящих изделий – это не для лицея, а для частной фирмы – каждым делом нужно «ЖИТЬ», а школьнику – учиться. Наша концепция – делать по-немногу, долго и БЕЗ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ!
Soldering Station 702.JPG |
3D-printer.JPG |
24.jpg |
Александр Белиовский
А.З. — Очень хорошая новость состоит в том, что в конце 2012 года, после многочисленных согласований, подачи всяких заявок и так далее, нам выделили грант и даже деньги, довольно приличные, на закупку оборудования — прежде всего, высокотехнологического оборудования для блока производства. Это станки, приборы, мы сейчас занимаемся закупкой этого оборудования.
А.Б. В лицее 1557 для факультатива «Моделирование и микропроцессоры» несколько лет существует прекрасный цифровой двухлучевой осциллограф с полосой пропускания 200 MHz . Он ИЗБЫТОЧЕН не только для ИГРУШЕК, но и для микроконтроллеров. На задачи с его применением лицеисты пока не выходят!
А.Б. В лицее 1557 для факультатива «Моделирование и микропроцессоры» несколько лет существует прекрасный цифровой двухлучевой осциллограф с полосой пропускания 200 MHz . Он ИЗБЫТОЧЕН не только для ИГРУШЕК, но и для микроконтроллеров. На задачи с его применением лицеисты пока не выходят!
Oscill.jpg |
Александр Белиовский
Сейчас, по прошествии 4-5 лет, можно с уверенностью утверждать, что топовые (в технических вопросах) школьники лицея (и 7-классники) устраивают себе «цифровое производство» дома, «на кухне» по причине доступности в любое время (7-24). И отсутствия «заморочек» с санпином. Никакой «креативщик – затейник» с ЦМИТом им точно не нужен. И это не местный, а глобальный тренд, основанный на прогрессе международного комьюнити. Собирают и дома делают роботов для поддержки имиджа лицея. Без копейки от государства. И, естественно, без «помощи» Экспони! И не на «ЕГО» оборудовании.
IMG_0289 Арсений.JPG |
Форумы
- Разговоры обо всём 18825
- Дети и родители 1306
- Автомобили 443
- Недвижимость, ЖКХ, ремонт 549
- Работа и бизнес 255
- Спорт, фитнес, танцы 226
- Медицина, здоровье, красота 603
- Домашние животные и растения 299
|
Zelenograd.ru
© 1997–2024 Зеленоград.ру
info@zelenograd.ru, 8(499)995-04-10 (с 10 до 17 по будням)
Возрастное ограничение 18+
Обсуждение материала Zelenograd.ru
Зеленоградская компания «Экспони» работает в сфере увлекательной науки для детей и оснащает выставки, которые многим зеленоградским родителям хорошо знакомы: это, например, «Лунариум» в Московском планетарии или экспозиция «Зазеркалье». Сегодня на эти и подобные выставки зеленоградцы охотно ездят в Москву, они пользуются большой популярностью среди школьников, склонных к научно-техническому творчеству, которых в Зеленограде немало.