В феврале 2019 года компания «СовЭлМаш», реализующая проект «двигатели Дуюнова», получила статус резидента особой экономической зоны, в июне состоялось подписание договора на проектирование и строительство инжинирингового центра в Алабушево, а в начале июля в состав учредителей вошел офшор из Вануату. Рассказываем, в чем инновации Дуюнова, есть ли на них спрос, что будут строить в Зеленограде и зачем проекту народное финансирование.
Асинхронные электродвигатели применяются во всех сферах промышленности: в транспортной отрасли, в добывающем секторе, в строительстве, агропроме, как основной агрегат бытовой техники и т. д.
Методика применения совмещённых обмоток асинхронных электродвигателей создана доктором технических наук Николаем Яловегой в 1961 году. В 1986 году в мастерских ВНИИПП было изготовлено несколько 3-фазных электродвигателей по схеме Яловеги, а их испытания проходили в ПО «Сибэлектромотор». Стендовые и промышленные испытания подтвердили, что двигатели потребляют энергии в несколько раз меньше, чем традиционные.
В 1996 году новый тип двигателя получил патенты Англии, Австрии, Канады, Франции, США и Италии, а в 2004 году получил российский патент на «русский автоматизированный параметрический электропривод Яловеги», в котором и предлагалось расположить в одном электродвигателе две независимые друг от друга обмотки. Технический результат, на достижение которого направлено это изобретение, состоит в повышении КПД, улучшении механической характеристики электропривода путем устранения зоны его неустойчивой работы и увеличения пускового момента на валу, а также в обеспечении широкого диапазона регулирования частоты вращения вала, высокой надежности, снижении массы и эксплуатационных затрат. Практического применения в промышленности этот тип двигателя не нашёл.
В 1995 году инженер Дмитрий Дуюнов заинтересовался работами Яловеги и решил модернизировать его метод совмещения обмоток электродвигателей. В 2001 году Дуюнов и его коллеги образовали фирму «АС и ПП», которая владеет патентами на несколько типов совмещённых обмоток электродвигателей (получены в 2011 году), а также на малошумный асинхронный двигатель и энергосберегающий привод для электротранспорта. Авторами патентов являются Д.А.Дуюнов, Ю.М. Агриков, И.Н.Яковлев, Е.Д.Дуюнов и другие.
Компания «АС и ПП» занимается производством и реализацией инструментов для плазменной резки и сварки металла, блоков питания, энергосберегающего оборудования, а также продолжает совершенствовать технологию изготовления асинхронных двигателей с совмещёнными обмотками. В 2012 году компания стала участником кластера энергоэффективных технологий инновационного центра «Сколково». В компании разработано так называемое «мотор-колесо», которое можно использовать при производстве электротранспорта.
В печати появлялась информация, что «мотор-колёса» планируют использовать в российских электромобилях Zetta, производство которых должно начаться в декабре этого года в Тольятти, однако Д.А. Дуюнов в разговоре с корреспондентом Zelenograd.ru отметил, что «АС и ПП» в проекте создания электромобиля не участвует.
Можно сделать вывод, что метод совмещённых обмоток электродвигателей пока принципиального прорыва в электротехнике не произвёл. Несмотря на это, разработчики компании «АС и ПП» утверждают, что у проекта большое и светлое будущее. Но о будущем ниже.
Международной электротехнической комиссией разработано четыре класса энергоэффективности электродвигателей (IE) с градацией от 1 до 4. IE1 — самый низкий (стандартный) класс, а IE4 — максимально высокий. Комиссией принята директива, согласно которой с 2017 года европейские производители двигателей должны производить электродвигатели класса не ниже IE3. Как утверждают в «АС и ПП» на протяжении последних месяцев в лаборатории компании велась разработка технологии производства принципиально нового типа электродвигателя общепромышленного назначения. Устройство имеет класс энергоэффективности IE3, а реализовано при этом в корпусе двигателя класса IE1 (он меньше). За счёт этого, как говорят в компании, существенно снижается себестоимость производства за счёт меньшего расхода меди и других металлов, а энергоэффективность двигателя становится выше. По мнению сотрудников компании, это должно привести к взрывному спросу на новый продукт.
Впрочем, серийным производством таких двигателей в «АС и ПП» не занимаются и не планируют. Сейчас «АС и ПП» выдаёт лицензии различным предприятиям на использование метода совмещённых обмоток. Среди лицензиатов в компании отмечают Калужский электроремонтный завод, ПТФ «Энерго» из Нижнего Новгорода, НПО «СБЭК» и «ИнтерВенд» из Санкт-Петербурга. В компании говорят, что ведут переговоры с китайским партнёром о контрактном производстве партии электродвигателей для продажи на территории России и за рубежом. Имя партнёра, как и сроки поставки на предприятии не назвали.
В «АС и ПП» утверждают, что двигатель, модернизированный с применением метода совмещённых обмоток (такой тип обмотки назвали «Славянка»), снижает энергопотребление по сравнению с традиционным от 10 до 40%, себестоимость его производства снижается на 30%, а крутящий момент увеличивается до 50%. Однако, результатов сравнительных тестов двигателей, изготовленных по традиционной технологии и по технологии совмещённых обмоток, выполненных в лицензированных Росстандартом лабораториях, нам найти не удалось.
Лишь в 2016 году в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова проводились сравнительные испытания асинхронных электродвигателей с неизменённой заводской обмоткой и с совмещёнными обмотками. В заключении, подписанном директором Энергетического Института БГТУ, заведующим кафедрой электротехники и автоматики А.В. Белоусовым, указано, что в процессе реальной эксплуатации двигатели с совмещёнными обмотками позволят получить снижение потребления электроэнергии на 14-20% по сравнению с использованием типового электродвигателя, а саму технологию совмещённых обмоток можно рекомендовать для проведения ремонтов неисправного оборудования.
Зимой 2019 дочерняя компания «АС и ПП» — ООО «СовЭлМаш» стала резидентом ОЭЗ. 13 июня компания подписала договор с чешской компанией BLOCK на проектирование и строительство инжинирингового центра на площадке ОЭЗ в Алабушево, а также договор с АО «Технополис «Москва» на осуществление функций технического заказчика.
По данным из бизнес-плана компании, представленного в ОЭЗ, ООО «СовЭлМаш» берёт у генерального подрядчика АО «БЛОК» (Чешская республика) долгосрочный заём на 60 месяцев в размере 600 миллионов рублей, а также вкладывает в проект собственные средства в размере 30 млн рублей. Эти финансовые средства будут использованы на капитальные вложения, в том числе на проектирование, строительно-монтажные работы, а также на приобретение производственного и научного оборудования.
В бизнес-плане предполагается, что к 2020 году выручка ООО «СовЭлМаш» составит 505,6 млн рублей. В беседе с нашим корреспондентом Дмитрий Дуюнов отметил, что в новом инжиниринговом центре будет организовано конструкторское бюро с штатом около 100 человек и участок опытного производства. Серийное производство двигателей «СовЭлМаш» организовывать не планирует. Технологию компании планируют распространять по лицензии, а также обучать персонал потенциальных заказчиков. На проектирование и строительство инжинирингового центра отводится два года.
Летом 2017 года «СовЭлМаш», запустила кампанию «народного инвестирования» для «разработки и производства самых эффективных асинхронных двигателей в мире». На многочисленных интернет-ресурсах предлагается купить акции проекта «двигатели Дуюнова».
3 июля этого года уставный капитал ООО «СовЭлМаш» увеличен с 10 000 до 25 000 рублей, а в состав учредителей введена компания «Солар Груп Лимитед», зарегистрированная в офшорной зоне Республики Вануату, и физические лица: Е.Д. Дуюнов, В.Л. Блинов и Т.Н. Зарина. Компания проводит вебинары и устраивает многочисленные маркетинговые акции для привлечения частных инвестиций, предлагая любому желающему стать совладельцем проекта.
По данным ФНС, в 2017 году ООО «СовЭлМаш» не имела ни прибыли, ни расходов. Планируемые сроки начала выплат дивидендов по проекту в компании назвать не смогли. Зачем при достаточно крупном займе от генерального подрядчика, проекту нужно собирать средства в офшоре с неизвестными бенефициарами, непонятно. В презентации проекта сказано, что у компании 7500 инвесторов и 450 миллионов инвестиций.
Таких надо гнать ссаными тапками, пардон.
Мало того, что все испытания есть в свободном доступе, а лаборатория Дуюнова аттестована и является зарегистрированным официально инструментом измерения, проект уже состоялся и многие Российские компании получают реальный профит от использования Славянки. Прикольно наблюдать, как современная пресса борется со своей страной и теми, кто пытается поднять её с колен.
Отредактировано: 11-07-2019, 11:13
И грант в 200 тыс баксов партнеру СовЭлМаш Виктору Арестову выдали не просто так.
А подробней тут - https://sovelmash.su
С другой стороны, кпд электромотора около 90%. Если схема Яловеги дает прирост кпд на 20-40%, это значит, что он достигнет величин больше единицы. Ну, в общем, снова пытаются нагреть инвесторов, теперь через рекламу на Зеленоград.ру.
Зачем?
https://solargroup.pro/dle728 и сформируйте свое личное мнение.
Есть форум обмотчиков с многолетним опытом. Которые каждый день на практике подтверждают эффективность данной технологии. Зайдите, попробуйте убедить этих специалистов в том, что этот проект лженаучный http://dvigatel.myfor.ru/viewtopic.php?f=77&t=776&start=270
Отредактировано: 11-07-2019, 10:46
Отредактировано: 11-07-2019, 11:06
Изначально спроектированный по Славянке электродвигатель Дуюнова имеет высокий класс энергоэффективности при стоимости производства как у двигателя низкого класса, причём у остальных производителей "переход" двигателя из низкого класса в высокий сопровождается увеличением массы и габарита, и, главное, по стоимости в 3 и более раз дороже движок становится.
Так что думайте сами - стОит инвестировать в данную технологию или нет.
4 года назад ознакомился с технологией 'Славянка', перемотал около сотни моторов по этой технологии.
Многие, из тех что не спалили по глупости, работают до сих пор.
Что бы там не лаяли "товарышы учёные, доценты с кандидозами" против,
технология работает и приносит результаты.
Отредактировано: 11-07-2019, 12:13
С другой стороны, кпд электромотора около 90%. Если схема Яловеги дает прирост кпд на 20-40%, это значит, что он достигнет величин больше единицы. Ну, в общем, снова пытаются нагреть инвесторов, теперь через рекламу на Зеленоград.ру.
Зачем?
Отредактировано: 11-07-2019, 11:56
Люди перестали анализировать, перестали думать. Есть что то непонятное - значит что то мутное, значит нужно орать во все горло что это им непонятно и все это неправда.
Интересно то, что даже если рассказать такому замутненному бедолаге, про любой другой проект с сложной системой финансирования, и не менее сложно техническим продуктом, то эффект будет такой же.
Диванные критики я бы вас пригласил на отдельное мероприятие, где вы бы не только задали свои вопросы, но и показали всю свою компетенцию перед аудиторией. Но что то мне подсказывает, что диван не отпустит...
Ставьте свои дизлайки чтобы мы поняли что это так, и вы готовы к разносу!
Это ему претит - пусть все покупают у нас в России и ставят двигатели свои, а не из Германии.
Уверен, что он "пробъется"! И его поддерживают и классные специалисты и инвесторы!
Например, через официальную группу: vk.com/duyunov_official Там ссылки и люди, с которыми можно пообщаться.
Если интересно, обмотчики: dvigatel.myfor.ru
Или напрямую к Дмитрию Александровичу, если вы из редакции.
Я.О. Теплова, для тех, кто меня знает (финансами, инвестициями и консультациями не занимаюсь, но считаю правильным оставить отзыв).
Разработки Дуюнова - тема интересная, рабочая и нужная! Вам тысячи фактов об этом в глаза суют, а вы как слепые котята - только пищите.
Правильно люди пишут: "потратьте время и изучите проект" И сомнений не останется.
А статья так себе...
Время нас рассудит. Всем добра)
Мы делаем конкретное нужное дело, собаки лают, а караван идёт.
Ю.М. Агриков.
1) В статье небыло указано, что технология испытана и признана эффективной в Дюссельдорфском и Болонском университетах!
2) Компания продает не акции, а ДОЛИ! Это важно знать!
3) Данные ФНС за 2017 год не актуальны!
Зачем проекту НАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ?
Не от того ли что политика банковской системы РФ не направлена на развитие национальных проектов посредством льготного (беспроцентного) кредитования?
Но есть положительный момент, будущему конструкторскому бюро выделен участок в ОЭЗ.
Более 100 000 совладельцев компании, в том числе много иностранных, которые уже не одно поколение занимаются инвестициями и видят в данной компании и технологии большие перспективы и спрос на технологию!
С одной стороны, статья содержит довольно много фактологии по проекту. За это автора можно похвалить. Но в тоже время, ключевые моменты сознательно или по недоразумению опущены.
Так, из содержания статьи, не понятно в чем суть инновации Дмитрия Александровича Дуюнова: идея совмещения обмоток вроде как Яловеге принадлежит, причем, со слов автора статьи "практического применения в промышленности этот тип двигателя не нашёл" и это не смотря на то, что, как в статье утверждается, "стендовые и промышленные испытания подтвердили, что двигатели потребляют энергии в несколько раз меньше, чем традиционные." Лично у меня, сразу возникло несколько вопросов:
- почему имея явные преимущества двигатели Яловеги не нашли применения в промышленности?
- почему Дмитрий Дуюнов решил заняться развитием данной темы (по-видимому, решение, предложенное Яловегой, действительно имело недостатки) и в чём суть его инновации?
Но, к сожалению, автор статьи не считает нужным дать на них ответы.
Далее по тексту автор перечисляет основные преимущества двигателей с совмещенными обмотоками Дуюнова, но тут же подвергает озвученные Дмитрием Дуюновым данные сомнению, сославшись на то, что документального подтверждения найти им не удалось. Почему бы не спросить у самого автора технологии откуда взялись такие цифры?
У автора статьи не вызвало вопросов и то, что исходя из приведенных в ней данных, Двигатели Дуюнова проигрывают двигателям Яловеги: 10-40% экономии у Дуюнова, против кратного уменьшения электроптребления у Яловеги. В чем же тогда усовершенствование? И тем не менее, команда Дмитрия Александровича со своей технологией получают одобрение правительства Москвы на вхождение в ОЭЗ, побеждают в конкурсе инноваций и привлекают под её развитие 600 млн. рублей у компании BLOCK и около 650 млн. рублей (по соcтоянию на текущий момент, так как цифра постоянно растет) от частных инвесторов через группу команий SolarGroup Ltd.
Не слишком ли много нестыковок?
Я же, как один из тысяч инвесторов проекта, рекомендую его внимательно изучить и принять осознанное решение: участвовать в нём или наблюдать со стороны.
Отредактировано: 11-07-2019, 15:45
2. Имея собственное бабло на проектирование цеха по перемотке моторов (30 млн руб) и взяв еще 600 млн у чуваков, которые потом на эти деньги будут строить спроектированный ими цех, чуваки имени дуюнова решили поиграть в пирамиду, пока суть да дело. Собирают бабло с народа, которых, по их голословным заявлениям, уже более десяти тысяч.
Как-то так.
Так что, давай, аффтар, готовь девятую правку.
300 Мегаватт в экономику страны - это шутка?
https://www.youtube.com/watch?v=sFAz76sHLGs&t=2s
С.Бабак
- Конечно такой же.
К технологии вопросов нет. Эффективность такой намотки выше на 5-7% (КПД)
А к финансированию вопросы есть ( и большие). Особенно к офшорной схеме.
Кого боятся организаторы, инвесторов или государство не понятно. Схема действительно мутная. Почему нельзя выпустить акции и продавать их открыто, если проeкту нужны фонды. Мне ,например, ( даже ,если я поддерживаю данную технологию) проще вложить сви заработанные в надежное и открытое предприятие, где ясо видна прибыль от инвестиций ( а также и риски). Чем ждать,когда кто-нибуть из их верхушки свалит с моими деньгами,как мы это уже не раз видели в таких схемах.
Отредактировано: 11-07-2019, 22:16
Отредактировано: 11-07-2019, 22:17
Двигатели с обмоткой "Славянка" - это будущее асинхронников, а если Вы не поняли почему - так почитайте!
Это двигатели у которых КПД в широком диапазоне числа оборотов вала (а стало быть и мощности) почти постоянный (!!) - вот почему эффективность его на 40 % выше обычных асинхронников, у которых КПД высокий ТОЛЬКО в ОЧЕНЬ малом диапазоне оборотов - острый пик КПД по оборотам, при некоторой величине оборотов.
И это малая малость - тут и крутящий момент ТОЖЕ в широком диапазоне - оборотов и мощностей.
Я по образования инженер-физик и, слава Богу умею отличать туфту от дельных изобретений.
Так что изучайте тему - а потом уже делайте выводы.
Удачи и взвешенных выводов!
Учи мат часть, прежде чем по клавиатуре стучать.
Если серьёзно, сейчас бы в 21 веке удивляться, что существуют коммуникации и что люди иногда приходят за кем-то и регистрируются, чтобы оставить комментарий под конкретной, обычно вызвавшей негативную реакцию, публикацией.
1) подобные эксперименты проводили разные машиностроительные заводы. Сарапульский Электрогенераторный завод пробовал мотать электродвигатели и выяснил, что если вручную мотать двигатель с хорошим коэффициентов заполнения, то словянка не лучше. Уралэлектро проводил эксперименты по схеме разработанной именно Дуюновым под конструкцию двигателей Уралэлектро. В итоге вывод для двухполюсных двигателей (3000 об/мин) с высотой оси вращения до 132 есть улучшение характеристик по пуску и холостому ходу, а для 4х и более полюсных двигателей (медленнее 1500об/мин) двигатели с намоткой словянки были хуже. Элдин проводил сравнение словянки и классической намотки и не увидел никаких плюсов. От себя добавлю, что на Элдине двигатели мотают вручную с хорошим коэффициентом заполнения паза. 2.) Стоимость намотки двигателей со словянкой дороже двигателей, которые мотаются автоматическими линиями. В среднем нормы намотки двигателя на автоматической линии 5-8 минут. Вручную мотается аналогичный двигатель по схеме словянка (двухслойной обмоткой) 4-8 часов.
3.) Увеличение эффективности возможно на перегруженных двигателях и на маленьких двигателях. Если словянка рассчитана правильно, то магнитный поток от треугольника и от звезды примерно равные на номинальной нагрузке. В итоге при максимальных токах и перегрузкой спинка и некоторые зубцы статора насыщаются. При словянке зона насыщения вытягивается на 30 угловых градусов, что позволяет снизить токи перегрузки и получить несколько больший момент. Но, если изначально спинка статора выбрана с запасом, то особой разницы не будет. Также эффект от словянки меньше при большом числе пар полюсов. Если принять на веру, что при использовании словянки повышается энергоэффективность на 1-2 класса, то давайте посмотрим типовой КПД для электродвигателей IE1 ( https://www.eds-msk.ru/uploads/16102014/2d07bdaef0ea729ce7ffa178d16c876e.jpg ) 1,1 кВт =~74%, разница для IE3 около 10%. Но если посмотреть разницу между IE1 и IE3 для 30кВт, то она составит 3-4%. Чем мощнее двигатель, тем меньше эффекта. По факту эта разница будет ещё меньше, о чём говорят крупные машиностроительные заводы.
4) Двигатели со словянкой могут работать только на одном классе напряжения. Обычные двигатели могут переключаться на 220/380В или 380/660В. И в некоторых схемах для снижения токов пуска идёт сначала пуск на звезде, затем переключается на треугольник. В словянке это не возможно...
5) На счёт уникальности словянки. Сын Дуюнова Д.А. - Евгений освоил Ansys Maxwell, в котором имеется возможность моделирования совмещённых обмоток. И в итоге Евгений заложил конструкцию типовых двигателей
(форму листов ротора и статора, зазоры, тип электротехнической стали, материал заливки ротора алюминий/медь) и получил для них оптимальные обмоточные данные, которые и превозносятся как супер уникальные. Но это тоже труд и он достоен уважения.
Моё мнение, словянка имет права на жизнь для узкого перечня двигателей - это 2-х полюсные двигатели, и двигатели с тяжёлым пуском, но это не тот рынок, который позволил бы получить гипер прибыли на перенасыщенным китайцами рынке. Если попросить намотчика сделать коэффициент заполнения меди не 30%, как на автоматических линиях намотки, а около 60%, и если это будет 4-6 пар полюсов (1500, 1000 об/мин), то классическая намотка может показать эффективность не хуже, особенно с учётом того, что в словянке между обоими слоями намотки укладывается изоляции, которая занимает место. В итоге то, что выигрывается на магнитном потоке статора теряется на меди, которой получится меньше.
В итоге я отношусь в превеликим восхищением к чете Дуюновых, которые смогли идею совмещённых обмоток развить до привлечения солидных инвестиций, и в итоге ИМХО будет распил средств инвесторов. А потом сами у себя выкупят оборудование типа с молотка... за часть полученных из этого проекта средств. Респект парни! только потом им придётся сменить ФИО и фейсы, чтобы их не нашли некоторые инвесторы… ;)