3
Центр технологической поддержки образования МИЭТ для школьников: начало работы 18.11.2013 ZELENOGRAD.RU
Недавно МИЭТ открыл для школьников Центр технологической поддержки образования, в котором будут проходить занятия по робототехнике и мехатронике, информационно-телекоммуникационным технологиям «Умный дом» и проектно-исследовательской деятельности для учеников старших классов зеленоградских школ. Цели — от профориентации на инженерные специальности до поддержки талантливых ребят и популяризации науки и техники среди молодежи. На вопросы Zelenograd.ru о работе центра ответил его руководитель Владимир Леонтьев, начальник отдела инновационного развития МИЭТ.

Владимир Леонтьев (фото zelouo.ru)

— Для чего создан и предназначен Центр технологической поддержки образования при МИЭТе?

— Центр предоставляет новые возможности в системе профориентационной работы Национального исследовательского университета МИЭТ. Здесь ребята увлекаются техническим творчеством в процессе знакомства, обучения и работы с современными средствами проектирования, моделирования и изготовления электронных устройств. В результате мы ожидаем повышение интереса 9-классников к естественнонаучной тематике на этапе выбора направления дальнейшего обучения, а также притока в МИЭТ абитуриентов из числа жителей Зеленограда.

— Будут ли занятия в центре доступны для всех желающих или группы для посещения центра будут только формироваться только от школ?

— Конечно, ЦТПО открыт для всех желающих в возрастной категории от 14 до 18 лет.

— В центре недавно прошла его презентация для всех директоров зеленоградских школ. Как центр будет взаимодействовать со школами?

— Средние образовательные учреждения — школы, лицеи и колледжи — устанавливают отношения с МИЭТом посредством соглашения о сотрудничестве. Уже сейчас большинство школ Зеленограда подписали такие соглашения. В этом документе предусмотрено начало посещения школьниками центра с ноября этого года по графикам ЦТПО, которые формируются совместно с Управлением образования Зеленоградского округа. Сейчас ознакомительные экскурсии для всех желающих школьников у нас уже идут практически каждый день и продлятся до декабря.

— В каком режиме пойдут дальнейшие занятия в центре?

— В анкетах для ребят, которые приходят на экскурсии из школ, мы задаём вопрос: «Есть ли у тебя идея или проект, в чём они заключаются?». Каждого школьника с идеей будем брать на заметку, консультироваться со школой и прикреплять к таким ребятам своих специалистов, которые займутся с ними работой по реализации их идей. Наш центр для того и существует, чтобы такие идеи могли превращаться в проекты, реальные образцы и прототипы, чтобы ребята учились и сами доводили до воплощения свои задумки.

— А у современных школьников много идей, они не слишком пассивны в этом плане? Какую вы сейчас видите картину по своему анкетированию?

— Ребята откликаются на вопросы, это говорит о желании создавать что-то новое. Дальше дело взрослых поддержать и развить стремление к техническому творчеству.

— У вас в анкетах для школьников есть вопрос «Понравилась ли тебе экскурсия по центру?» Как ребята на него отвечают?

— Смотрите сами, отзывы самые положительные и восторженные. Мало того, в анкетах можно выбрать направление ЦТПО, по которому хотелось бы заниматься дальше — «Механотроника», «Робототехника», «Умный дом». Ребята выбирают, а мы потом проанализируем все результаты.

— Значит, на основании анкетирования после ознакомительной экскурсии по ЦТПО старшеклассники получат предложения продолжить занятия в центре, по одному из его направлений?

— После знакомства с центром в школах будут формироваться группы по 15-20 учащихся для посещения лабораторий ЦТПО. Ребятам предложат поучаствовать в мастер-классах, на которые они могут записываться без каких-либо ограничений — для мастер-классов будут сформированы группы по 5-7 человек. Затем желающие будут приглашены на образовательную программу, которая рассчитана на несколько месяцев. По нашим ожиданиям, примерно 30% от всех школьников, побывавших у нас на экскурсиях, придут на мастер-классы по конкретным направлениям; допустим, треть из них это увлечет, и они перейдут на следующий этап — начнут заниматься в центре по образовательным программам в рамках дополнительного образования для детей.

— Такие занятия будут бесплатными? Кто их будет вести?

— Да, занятия будут проводиться бесплатно. Образовательные программы для групп из школ на базе ЦТПО будут вести преподаватели самих школ. Идеология деятельности ЦТПО сформирована Департаментом образования города Москвы — проект ЦТПО направлен на развитие образовательной деятельности в рамках дополнительного образования для детей. Школы, согласно соглашению о сотрудничестве с ЦТПО, берут на себя образовательный процесс, а обязательства по организационному и техническому сопровождению ложатся на наш центр.

— Но ведь преподаватели школ не знакомы с программными и техническими средствами ЦТПО, у школ просто нет таких преподавателей? У кого они есть — они и так вели подобные занятия, например, факультатив по мехатронике в школе 638.

— Во-первых, мы предложим школьным педагогам пройти в ЦТПО переподготовку по освоению программных и технических средств ЦТПО. Эти курсы будут вести наши сотрудники-методисты. Во-вторых, школы могут привлекать к работе соответствующих специалистов, в том числе из МИЭТа, которые хорошо знают оборудование ЦТПО. Как школы будут решать эту задачу — вопрос больше к школам и к Зеленоградскому управлению образования, которое является нашим партнёром по этому проекту.

— Что планируется в финале занятий в ЦТПО — защита школьниками своих проектов, участие в конкурсах?

— По окончании образовательной программы — сертификат, участие в конкурсах и выставках. Возможно развитие проекта в инновационной структуре МИЭТ.

— А как будет построена работа на город — могут ли родители-зеленоградцы, прочитав наше интервью, просто пойти и записать в центр своего ребёнка?

— Конечно, можно записаться через наш сайт. Это для нас вообще один из лучших вариантов, удача — когда сама семья сориентирована на такое будущее ребёнка и проявляет инициативу. Где-то с декабря-января, когда у нас пройдёт основная масса ознакомительных экскурсий для школ, наши сотрудники будут свободнее — тогда мы начнём работу с такими ребятами, в том числе индивидуально или в маленьких группах. С 1 декабря просмотрим список записавшихся и проанализируем, в каких направлениях и чем они хотят заниматься. Пригласим их к себе и еще раз всё обсудим.

— Значит, необязательно приходить в центр со школой — можно просто подать заявку на сайте?

— Да. Учащиеся 7-11 классов школ, лицеев и колледжей имеют возможность записываться на сайте ЦТПО.

— Есть ли у вас какие-то приоритеты или особые планы по работе с лицеем 1557, с школой 853 и другими «продвинутыми» школами Зеленограда, уже сотрудничающими с МИЭТом?

— Управление образования провело работу со всеми директорами зеленоградских школ, сейчас они все в равном положении. Отдельно мы будем вести диалог с зеленоградскими колледжами и с ДЮЦами — центрами дополнительного образования. С ДЮЦ «Орлёнок» соглашение уже находится в процессе подписания; во Дворец творчества предложение направлено — думают. Вообще центр открыт для всех образовательных учреждений, где обучается контингент детей до 18 лет, независимо от их ведомственной принадлежности. И пока отзывы у всех положительные — у директоров, у педагогов, сопровождающих детей на ознакомительных экскурсиях.

— Будет ли центр заниматься дальнейшей поддержкой школьников, уже проявивших себя в научно-техническом творчестве — например, тех, кто участвовал с проектами в ярмарке «РИТМ Зеленограда«?

— Понимаете, наша задача в другом. Эти ребята уже состоялись, каждый из них прошёл путь до собственного проекта, их уже не нужно мотивировать и подталкивать к творчеству. А мы должны выступать в роли «старателей-золотоискателей», работать с подрастающими школьниками, которые еще никак не вовлечены в эти процессы. Наша задача — увлечь детей научно-технической тематикой, предоставить им свободный выбор направлений, мотивировать в них зарождение идей и инициатив в научно-техническом творчестве, которые они могли бы реализовать и довести до воплощения в реальной технике. И если из сотен ребят нам удастся найти несколько десятков «золотинок», которым мы поможем превратиться в «золотые слитки» — чтобы их идеи засияли и стали видны всем — наша задача будет выполнена. Нам нужно, чтобы через год или два на такие конкурсы как РИТМ пришло гораздо больше зеленоградских школьников, новое поколение с новыми проектами.

— У центра есть какие-то целевые показатели — число прошедших программы школьников, число сделанных за год проектов, например?

— Индикаторы задаются по принципу: плавный и уверенный рост посещаемости ЦТПО ребятами Зеленограда. Обязательно появятся новые проекты — десятками, но самое главное, чтобы эти проекты воодушевляли школьников на дальнейшую работу в области электроники.

— Как и чем поучаствовали в создании ЦТПО Департамент образования Москвы и МИЭТ?

— МИЭТ на безвозмездной основе выделил помещения, осуществил ремонт, закупил новую мебель, а Департамент образования предоставил субсидию на закупку оборудования, систем автоматизированного проектирования (САПР) и комплектующих, а также на создание методических материалов. ЦТПО МИЭТ создан в рамках развития сети центров технологической поддержки образования на базе московских вузов. Сегодня наш центр — один из 13 подобных центров в Москве, и, надеюсь, он будет одним из лучших. Уже сейчас он оснащен самым высококачественным оборудованием и современной техникой: позволяющей демонстрировать принципы работы электронных устройств, моделировать, проектировать, изготавливать макеты изделий и производить измерения их параметров в ходе реализации идей и проектов школьников. Наш отраслевой профиль — электроника, микроэлектроника, информационные технологии.

— Какую площадь занимает ЦТПО, какие в нём помещения и лаборатории?

— Площадь ЦТПО — 400 кв.метров, на этой территории обособлены лаборатории «Мехатроника», «Робототехника», Интеллектуальные системы «Умный дом», а также помещение с оборудованием для изготовления макетов по принципу «Сделай сам».

— Кто финансирует оперативную деятельность ЦТПО, оплачивает труд его сотрудников?

— Финансирование текущей деятельности осуществляет МИЭТ. Центр технологической поддержки образования — одно из подразделений вуза, он входит в состав отдела инновационного развития МИЭТ.

— Представьте команду ЦТПО — кто ведёт его направления?

— В команде — энтузиасты, которые пришли к нам года за два до создания ЦТПО, среди них есть профессиональные преподаватели школ и сотрудники МИЭТа. Направление «Робототехника» ведёт Игорь Бритков, руководитель СКБ «Робототехника» МИЭТ; ознакомительные занятия по робототехнике проводит Алексей Корнев, который пришёл к нам как энтузиаст еще до получения финансирования на создание центра. Направление «Интеллектуальные системы «Умный дом» — это Александр Бахтин, представитель кафедры ТКС МИЭТ, и его коллеги, которые тоже проявили немалый энтузиазм при создании центра. Направление «Мехатроника» и процесс изготовления макетов по типу «Сделай сам» ведёт Сергей Александрович Голубцов, профессиональный педагог. А направление «Проектно-исследовательская деятельность» взял на себя Юрий Николаевич Белехов и его команда из зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС).

— Насколько тесно центр будет взаимодействовать с МИЭТом и другими его структурами, какие тут планы?

— ЦТПО создан при участии Департамента образования и предназначен сугубо для школьников, для работы по соглашениям со средними общеобразовательными учреждениями. Следующий этап развития всего процесса поддержки НТТМ в Зеленограде — создание центров творчества молодёжи, которые расширяют диапазон возрастных групп: для школьников, студентов и молодых специалистов. В ближайшее время мы планируем создание такого центра с привлечением софинансирования со стороны Зеленоградского инновационно-технологического центра. Было бы интересно присоединить студентов как кураторов в проекты школьников — грамотные и продвинутые старшие ребята как локомотив «потащили» бы проекты их за собой, работая в небольших командах.

— Подобные школьно-студенческие проекты уже случаются — они выставлялись на «РИТМе Зеленограда» в разные годы…

— Да, пример — Арина Мозжухина, которая создала своего робота еще в 11-м классе, при содействии Студенческого бюро «Робототехника» МИЭТ и Игоря Бриткова, а в этом году, будучи уже студенткой МИЭТа, выставляла его на конкурсах. Поток таких проектов будет расширяться, причем их делать будут не «на коленке», а на современной технологической базе. Это даст возможность переводить проекты школьников и студентов на новый, более высокий уровень. Мы надеемся, что через год-два-три мы уже увидим эффект на выставках — например 20-30 разных роботов для разных применений, десятки электронных устройств, системные ИТ-решения от зеленоградских школьников и студентов. Спектр этих проектов должен измениться и количественно, по номенклатуре, и качественно. Вот какой результат должен быть от всей этой работы.

— По сути, центр может взять на себя некую координирующую роль по зеленоградскому НТТМ, судя по командам, которые уже в него пришли, и по взаимосвязям с образовательными учреждениями?

— Глобальная цель вообще состоит в том, чтобы создать в Зеленограде общегородской координирующий центр НТТМ, который свяжет всё, что делается в городе — РИТМ, кружки в школах, предполагаемый будущий Центр прототипирования в МЖК при лицее 1557 и все прочее. А также бизнес-сектор высокотехнологичных предприятий Зеленограда, которые нуждаются в будущих кадрах. Нужно выстроить систему непрерывной работы со школьниками, каждодневную работу с детьми, которой пока нет. Вот мы получаем в анкете ответ 8-классника про техническую идею проекта — и подхватываем этого ребёнка, выводим его на то, чтобы через два-три года он создал реальное работающее электронное изделие. Конечно, подрастая, дети могут отходить от увлечения наукой и техникой — может быть, кто-то решит заняться балетом или литературой. Это нормально. Но тех, кто пойдут дальше по технической части, мы должны вести и сопровождать на постоянной основе.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Оксана Пучинина
18 ноября 2013
спасибо :)
Юрий Зам
18 ноября 2013
Зачем нам кадры, если мы ничего не производим?
Нам нужны: менеджер по продажам, торговый агент, мерчендайзер, торговый представитель, охранник, товаровед, бухгалтер...
Федор Пшеничный
22 ноября 2013
Вот я тоже в юности увлекался идеями... Когда в 92 году я поступал в лицей на профессию регулировщик радиоэлектронной аппаратуры, нам честно сказали, вы этой стране не нужны! Вы не найдете работу по профессии! Но, желания и интереса было все равно больше :) Самое большое и окончательное разочарование (спали розовые очки... рассыпались с брызгами) это когда я проходил практику во Всесоюзном Науч. Исл. Институте Телевидения и Радиовещания... Там не было работы... Ученые паяли кастрюли, продавали то, что можно было продать и занимались ремонтом японской и китайской техники ))) Я был в ШОКЕ! Я спросил... а как же изобретения? На что получил ответ - изобретений полно, но они стране не нужны!!! :)
С тех пор ситуация не особо изменилась, хотя есть шанс получить работу не тут, поэтому Вы там предупреждайте школоту сразу, что бы учили английский хорошо... ибо перспектив в России у них не айс как много :)
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран