Переоснащение производства завода «Ангстрем» под выпуск специальной элементной базы топологического уровня 0,35-0,25 микрон на пластинах диаметром 200 мм задумали в 2010 году. Государство одобрило софинансирование 50% от его расчетной стоимости (650 миллионов рублей в 2011—2012 гг.). Новая производственная линия должна была заработать в 2011 году, обеспечив технологический скачок предприятию и его поставкам для оборонной отрасли, но бюджетные средства на «апгрейд» оборудования «Ангстрем» так и не получил. Теперь аналогичное производство «Росэлектроника» готовится оснастить и запустить на базе МИЭТа.
«Площади „Ангстрема“ госкомпания сочла неподготовленными», — сообщили «Известия». Ссылаясь на собственные источники, издание пишет о том, что проект «забуксовал из-за разногласий его инициаторов — группы „Ангстрем“ Леонида Реймана и холдинга „Росэлектроника“», закупленное оборудование до сих пор не завезено, зато в ближайшее время там появится комиссия из Минпромторга, которая решит вопрос пригодности площадей «Ангстрема» для размещения нового производства.
Zelenograd.ru обратился за комментариями на «Ангстрем» и выяснил, что там считают сомнительными ряд фактов, изложенных в статье, в том числе цитаты главного конструктора Павла Машевича относительно взаимоотношений предприятия с «Росэлектроникой». Заявления о неподготовленности площадей завода, предназначенных для реализации проекта «Ангстрем-Плюс», на предприятии называют беспочвенными и недобросовестными.
Однако, основной посыл публикации подтвердился — проект «Ангстрем-Плюс» действительно заморожен с 2011 года, в то же время «Росэлектроника» развивает проект с аналогичными параметрами (в том числе по бюджету) на базе МИЭТа. Это направление сотрудничества прописано в недавнем стратегическом соглашении вуза с «Росэлектроникой», сторонами которого также стали Зеленоградский инновационно-технологический центр (ЗИТЦ), Зеленоградский наноцентр (ЗНТЦ) и «Микрон».
Ангстрем: «Будем сами искать деньги на реализацию проекта…»
Проект «Ангстрем-плюс» предполагалось реализовать на площадях старого производства «Ангстрема» на пластинах 100 мм, которое еще в начале 2000-х годов выпускало до 30 тысяч пластин в год, в основном на экспорт. Для нового проекта освободили примерно 2800 кв.м. площадей. По сведениям Zelenograd.ru, договор об аренде площадей с «Росэлектроникой» был подписан, но холдинг пока ими не воспользовался. Модернизация помещений должна была пройти за счет госинвестиций и средств «Ангстрема», но после остановки проекта этого также не произошло. Не были реализованы и планы по дополнительной эмиссии акций «Ангстрема» и увеличению доли государства до 40% через «Росэлектронику» — сейчас у госхолдинга 31% акций.
На этапе создания проект нового производства получил поддержку Роскосмоса, Ростатома и других структур оборонной промышленности страны, заинтересованных в получении изделий «Ангстрема» с более высокими технико-экономическими характеристиками — с учетом актуальности перевооружения оборонной промышленности. В проект закладывали ориентировочные потребности в специальной элементной базе до 2015 года — мощность производства должна была составить около 50 тысяч пластин в год.
Предприятие успело приступить к проектированию «чистых комнат» и необходимой инфраструктуры. Помимо замены старого оборудования на новую японскую линейку (около 130 единиц специального технологического оборудования) на заводе хотели переобучить персонал, качественно изменив его состав — под проект предполагалось задействовать 150 сотрудников. Все эти планы были заморожены с приостановкой проекта.
Сегодня основным производством «Ангстрема» остаётся действующая линия для пластин 150 мм с топологическим уровнем чипов 0,8 микрон. Его используют для изготовления чипов 0,35-0,25 микрон по текущим заказам, продолжая развивать уже разработанные изделия. От надежд на госфинансирование «Ангстрем» переходит к собственным планам.
«Проект нужен, значит, мы сами будем искать деньги на его реализацию — вплоть до реализации проекта за свой счет, если государство не будет в этом участвовать, — рассказал в интервью Zelenograd.ru Николай Плис, директор по маркетингу и продажам „Ангстрем“. — Конечно, это уже скорей будет „латание дыр“ для того, чтобы мы могли с определённой эффективностью выполнять существующие заказы. А заказы у нас очень серьёзные, поставки в оборонную промышленность — главная составляющая. Если кто-то захочет воспроизвести наши изделия и поставит себе такую задачу, это обойдётся в суммы в десятки раз большие, чем те, которые надо бы вложить в „Ангстрем“».
О том, что предприятие может и самостоятельно модернизировать производство радиационно стойкой электроники, заявлял в 2010 году гендиректор группы «Ангстрем» Кирилл Филиппов, утверждая, что компания обладает необходимыми финасовыми ресурсами за счет уже сформированных заказов от российских предприятий.
МИЭТ: «Мы готовы к партнёрству с „Ангстремом“ по их заказам на специальную электронику»
Оборудование, прописанное в проекте «Ангстрем-плюс», «Росэлектроника» уже начала приобретать в несколько измененном составе и готовить к установке в МИЭТе. По имеющейся у Zelenograd.ru информации, некоторое время назад туда ушла часть специалистов «Ангстрема», которые участвовали в разработке проекта «Ангстрем-плюс».
Проект МИЭТа называется «Техническое перевооружение производства специальных СБИС с топологическими нормами 0,25-0,35 мкм» — «Росэлектроника» планирует поставить для него технологическое и контрольно-измерительное оборудование, а МИЭТ и ЗИТЦ предоставят площади завод «Протон» (более 1500 кв.м.), подготовят специалистов необходимой квалификации, а затем займутся запуском производства. В него будут интегрированы также технологические линии Зеленоградского наноцентра — только что запущенная линия по производству МЭМС и цех сборки микросхем.
«На „Протоне“ сейчас идёт активное строительство чистых помещений и всей инженерной инфраструктуры, — подтвердил Zelenograd.ru генеральный директор ЗИТЦ Владимир Беспалов. — По назначению проект соответствует изначальным требованиям и ожиданиям, которые к нему предъявлялись. Решение о реализации проекта в МИЭТе — решение „Росэлектроники“. Мы предложили свои технологические возможности и возможности своего коллектива, желание развивать эту технологию с участием „Российской электроники“. У холдинга уже был положительный пример сотрудничества с МИЭТом — создание Центра фотошаблонов на нашей площадке, который сейчас активно работает и обслуживает всю страну. Это сыграло свою роль при принятии решения».
Параметры проекта МИЭТ воплотит те же самые, которые планировались в «Ангстрем-плюс»: топологический уровень изготовления чипов до 0,25 микрон, мощность в 4000 пластин в месяц, те же суммы бюджетных вложений. При этом состав оборудования получится даже шире, чем было предусмотрено изначально — из-за вклада наноцентра и оснастившей его компании РОСНАНО. Запуск линейки кристального производства ЗНТЦ уже произошёл, выйти на изготовление конкретной продукции там рассчитывают во втором квартале 2014 года. Ориентировочные сроки старта радиационно-стойкого производства на «Протоне» — конец 2014 года.
«Это попытка создания альтернативного производителя для вывода на рынок аналогов наших изделий, — комментирует Николай Плис точку зрения „Ангстрема“ на эти перспективы. — Представлялось бы более рациональным продолжать развивать предприятие, обладающее всей технологией, наработанным рынком, на котором нужно обеспечивать взаимодействие оборонных предприятий и их специалистов».
Переориентирование «смежников» и клиентов «Ангстрема» на альтернативного производителя элементной базы спецназначения — дело очень непростое, считают на предприятии. Тут имеет значение не только выпуск нужной продукции, но и проведение её испытаний, подходы к проектированию, обеспечение качества, аттестация, взаимодействие с заказчиками и многое другое, в целом — длительный опыт работы в этом секторе рынка. И тут у «Ангстрема» довлеющие позиции: по собственным данным, предприятие остаётся основным поставщиком таких микросхем с большой долей в гособоронзаказе; объем продаж его продукции для ВПК в 2013 году к 2006 году возрос в 7,42 раза, план в 2014 году к 2013 году — в 1,38 раза.
Впрочем, МИЭТ видит варианты сотрудничества с соседями вместо жесткой конкуренции. «Мы готовы обсуждать с „Ангстремом“ возможности производства части изделий на нашей линии, — говорит Беспалов. — Сейчас подобные переговоры идут с „Микроном“ и с другими производителями и заказчиками. Либо кто-то производит эти изделия, либо мы ищем ту нишу приборов, которые загрузят нам это производство. Мы готовы к партнёрству с „Ангстремом“ по их заказам на специальную электронику. Проблема загрузки производства стоит перед любым производителем микроэлектроники у нас в стране, и наша цель — чтобы наша линейка работала и вышла в конечном итоге на самоокупаемость».
От официальных комментариев о причинах переноса проекта «Ангстрем-плюс» в МИЭТ представители «Росэлектроники» в беседе с Zelenograd.ru воздержались. При этом холдинг ранее уже заявлял о намерениях поддержать заказами новое производство на «Протоне». Весной об этом говорил заместитель генерального директора по инновационному и технологическому развитию «Росэлектроники» Александр Кочнев: «Мы обеспечим линии хорошую специализацию и загрузку её установок новыми партиями продуктов, которые очень востребованы и в которых нуждается отечественная промышленность — сфера космических исследований, Росатом и другие заказчики».