Утро в школе 1149 начинается с «высоких технологий»: в вестибюле три новых турникета и ограждение, у каждого ученика и у сотрудников школы — электронные карточки, которые нужно поднести на секунду к считывающему устройству, чтобы войти. Охранник за своей стойкой следит за порядком, на его компьютер выводятся данные о входящих: фотография и ФИО владельца, класс, время прохода. В этот же самый момент родителям отправляется SMS-сообщение о том, что ребёнок вошёл в школу.
«Система у нас уже официально работает, мы первая школа в Зеленограде, которая её запустила. — Рассказала Zelenograd.ru директор школы Наталья Чионова. — В некоторых других школах — например, в школе 1151 — уже установлены турникеты, и проход в школу осуществляется через них. А у нас действует и оплата питания, но пока не полностью. По картам еще нельзя оплачивать платные обеды и завтраки, но уже можно расплатиться в буфете, если родители положили деньги на личный счет, привязанный к электронной карте учащегося».
Турникеты и карты-пропуска в школе действуют с 16 декабря 2013 года. Карточки получили 523 ученика и 92 сотрудника школы и её дошкольных отделений. Пока это специальные карты «Информационный город» — не те социальные карты москвича, которые уже есть у некоторых детей для оплаты проезда на транспорте. Впрочем, и их в систему уже можно подключать, а в перспективе предусмотрено, что на одной карточке у школьников будут объединены функции пропуска, «электронного кошелька» для столовой, проездного для автобусов и библиотечного формуляра. Главное — не потерять всё это в одночасье, «посеяв» или сломав карту.
«Детям новая система с турникетами не очень нравится, — поделилась бабушка, которая привела в школу девочку-младшеклассницу. — Карточки ломаются, теряются, их забывают дома. Моя внучка уже теряла свою карту с начала учебного года. Правда, это не страшно — в школу всё равно впустят. Наверно, дело в привычке, мы пока непривыкшие. А для школы, может быть, пропуска добавят безопасности…"
В других школах Зеленограда карточную систему «Проход и питание» планируется запустить к марту. Пилотный опыт школы 1149 вовсю обсуждают в городе, каждую неделю на эту тему проходят селекторные совещания с участием всех зеленоградских школ, а также представителей Департамента образования и Департамента информационных технологий Москвы.
Добро пожаловать или посторонним вход запрещён
На вопросы Zelenograd.ru о том, как работает новая система на практике, ответил Дмитрий Подыряко, заместитель директора школы 1149 по безопасности:
— Перед началом первого урока толпы на входе в школу нет — хотя именно в это время за 15-20 в школу заходит, наверное, 99% учеников?
— Да, всё происходит достаточно быстро. Один турникет, по расчётам разработчиков, пропускает за этот период порядка 300 человек. У нас приходит около 500 учеников и 50-60 сотрудников, это меньше мощности трёх наших турникетов. При установке их количество определяют, ориентируясь на проектную мощность школьного здания — у нашей школы это 850 человек.
— За время работы системы пока ничего не ломалось, сбои в системе были?
— Были, но всё ремонтируется оперативно — неисправности устраняют через удалённый доступ. Этим занимается обслуживающая организация, московская фирма «Ай-Теко», по договору с Департаментом информационных технологий Москвы. Запланировано, что после введения этой системы в большинстве школ округа ремонтная служба будет базироваться прямо в Зеленограде.
— Как действует система? На картах нет фотографий или имен учеников, как на социальных картах…
— Все карты привязаны к персональным идентификационным номерам в серверном компьютере — поменяться ими нельзя, иначе на входе в школу система отметит не тебя, а кого-то другого. Вообще система удобна тем, что сразу выдаёт списки учеников по классам, в которых видно, кто сегодня пришёл в школу, а кто нет.
— А родители уже получают SMS-сообщения?
— Да, когда ребёнок входит в школу или выходит из неё — родителям сразу же отправляется SMS или уведомление на электронную почту. Какой именно способ использовать для связи, родители указывают в заявлениях, у нас такие заявления написали все. Если школьник решит в середине дня выйти из школы — родители сразу об этом узнают.
— Значит, выскочить из школы, к примеру, покурить уже не получится?
— Тут же родители об этом узнают. У нас уже по этому поводу один старшеклассник жаловался классному руководителю — мама сразу увидела, когда он вышел из школы после третьего урока, позвонила и спросила его: «Куда это ты пошёл?».
— Как вы работали с родителями перед запуском системы?
— У нас прошли родительские собрания, мы обо всём рассказывали родителям, всё объяснили, раздали им специальные брошюры, в которых расписано, как работает система.
— Как родители теперь смогут заходить в школу?
— Родителям мы выдаём временные карты. В первую очередь их получают члены родительских комитетов. Сейчас еженедельно к нам обращаются с заявлениями по нескольку родителей — делаем им карты. У нас есть родители, которые ходят на уроки, есть те, кто приходит пообщаться с учителями. Если проход в школу требуется разово — с поста охраны звонят мне или директору, и мы даём команду пропускать. Все, кто проходит в здание, даже на 5 минут, регистрируются в электронном журнале посетителей, который есть в этой системе, по документу, удостоверяющему личность (паспорт или водительское удостоверение), и получают временную карту.
— Временные карты могут получить все, кто хочет — их запас у школы большой?
— Запас, к сожалению, не очень большой, а он нужен и для выдачи временных карт, и для замены испорченных карт школьников. Для этого нам выдали 50 карт, порядка 10% от числа учеников. Это количество сейчас планируют увеличить до 15% для других школ, опираясь на приобретенный опыт. У нас сейчас потеряли не так много карт, но ведь они еще и портятся, пластик ломается. Есть другой выход — тем из ребят, у кого есть социальные карты, мы оформляем пропуск по ним. В принципе, карточки «Информационный город», которые пришли вместе с системой, по задумке — временные, а в дальнейшем в системе должны использоваться полноценные социальные карты, которые уже есть у части школьников.
— И эти же социальные карты уже можно подключать в систему «Проход и питание»?
— Да. В момент запуска системы этого не делают, чтобы ускорить её старт — всем просто выдают однотипные карты. А сейчас мы сами можем подключать соцкарты, по желанию родителей. Некоторые родители переживают, что тогда эти карты, например, перестанут работать как проездные на транспорте, но мы пока с этим не сталкивались — полная совместимость обеспечена. Сложностей при их подключении никаких нет, но есть минусы: при утере социальной карты не так просто получить новую. Оформление новой карты занимает около месяца, причем если первичная выдача соцкарт для Зеленограда производится через школы, то восстановление карты для зеленоградцев — только через личную поездку родителей в Москву, в один из пунктов оформления карт в Московском метрополитене. Замечу, что москвичи и первичные карты делают только так, школы в Москве этим не занимаются в принципе.
— Значит, проблема использования социальных карт московского школьника -- в том, что повышается ответственность за её потерю или поломку возрастает, и неудобств, с этим связанных, гораздо больше?
— По сути, да. При подключении социальной карты перестаёт действовать карта-пропуск «Информационный город».
— А если ребёнок всё-таки потеряет социальную карту?
— Будет ходить в школу по временной карте, которую мы выдаем на достаточно длительный период, из имеющегося резерва карт.
— Можно ли дважды зайти в школу по одной карте — то есть, передать её однокласснику, например, который забыл свою карту дома?
— Зайти можно, но у охранника на компьютере второй проход подряд по одной карте высветится красным — хотя турникет не заблокирует ему вход. Кроме того, зашедшего не по своей карте система прохода не отметит среди присутствующих в школе, и система питания его не увидит. Получается, он не получит в этот день питания.
— Как относятся пожарные и МЧС к введению таких систем с турникетами в школах, ведь они ограничивают вход и выход из здания?
— Проект согласован со всеми инстанциями. Дело в том, что в школах центральный вход не используется для эвакуации вообще. Используются запасные выходы с лестниц, именно там идёт вся основная эвакуация. Кроме того, рядом с турникетами открываются дополнительные проходы в ограждении (калитки), чтобы можно было выпускать больше людей в случае необходимости.
— Что делать с такой картой, если её кто-то нашёл на улице в городе?
— Принести в любую школу. Школы потом обмениваются. Так же и с социальными картами, хотя на них в принципе написан номер школы и имя владельца.
— Что еще планируется добавить в будущем в систему, помимо прохода, питания и проездных для транспорта?
— На эти карты будет добавляться информация — их планируется использовать для выдачи учебников, книг из библиотеки, и связать их с электронными журналами, чтобы посещаемость одновременно фиксировалась и там.
Всё как у взрослых: в буфет с «электронным кошельком»
Столовая школы 1149 практически ничем не отличается от любой другой школьной столовой. К концу первого урока там суетятся дежурные, накрывают первые завтраки на этот день. На раздаче раскладывает кашу повар, в буфете первых покупателей дожидаются пирамиды из булочек, соков и пирожков. Единственное новшество — два компьютерных touchscreen монитора, которые уже установлены и подключены к системе.
Буфетная электронная касса действует и вполне заменяет собой обычный расчёт наличными. Достаточно поднести карту, и буфетчик видит со своей стороны фото и имя её хозяина, а также остаток денег на его личном счёте, а покупатель сможет проверить на своём экране список покупок.
Подробнее о том, как работают карточки в школьной столовой, рассказывает Татьяна Нех, специалист по организации питания школы 1149.
— Система оплаты питания по картам пока действует не целиком?
— Да, частично — с 3 февраля мы её тестируем. Терминалы в столовой есть, и в буфете уже готовы принимать оплату с этих карт, и комбинат питания «Московский школьник» — наш поставщик — к этому готов. Пока не очень готовы родители, мало кто уже кладёт деньги на карты. А это уже можно делать. У каждого ребёнка есть лицевой счет в системе, который заводится при регистрации личной карты. За ним можно следить через портал госуслуг — и пополнять, и контролировать расходы. Родители могут положить на карту какую угодно сумму, которая будет тратиться постепенно, и поставить ограничение расходов за определенный период. Пополнять баланс можно через терминалы и банкоматы Сбербанка и Банка Москвы, недавно подключили Сбербанк онлайн. Но родители еще боятся переходить на электронные деньги. Всё-таки давать ребёнку, скажем, 50 рублей в день на буфет пока привычнее, а картами для расчетов в буфете у нас пользуются только три старшеклассника.
— А на выдаче завтраков и обедов карты еще не нужны?
— Платные обеды и завтраки в системе пока не подключены. С января мы запустили электронную систему регистрации льготного питания, и льготники уже питаются по картам [дети из малообеспеченных или многодетных семей и семей других льготных категорий, питание которых оплачивается из бюджета Москвы — Zelenograd.ru]. Такая электронная система на самом деле очень удобна и прозрачна. Родителям сразу видно, что ребёнок покушал — им об этом тоже приходят SMS-сообщения. Электронная система расчётов за платные завтраки и обеды будет введена, когда мы полностью поймём и утрясём с комбинатом питания «Московский школьник» алгоритм предварительного заказа продуктов и расчётов за фактически полученные порции.
— В чём тут проблемы — в предварительном заказе порций?
— Да, сложность в том, что продукты заказываются за три дня, а если ребёнок не приходит в школу — вопрос, что делать с заказанным рационом. Ведь у нас в школах столовые доготовочного типа, то есть получают сырьё и полуфабрикаты для приготовления еды, а не готовые упакованные порции для разогрева [действующий контракт с комбинатом «Московский школьник» заключен с января 2014 года по июль 2015 года на такую же форму обслуживания — Zelenograd.ru]. Терять деньги поставщики не хотят. Если бы это было так называемое «бортовое питание», то там порции приходят в индивидуальных упаковках — их можно вернуть в этот же день. У нас это сделать невозможно, и единый алгоритм расчетов школ с комбинатом «Московский школьник» пока не выработан. Мы по-прежнему собираем деньги с родителей за платное питание и переводим предоплату до 15-го числа каждого месяца на комбинат.
— Как работает система выдачи завтраков и обедов для льготников?
— С льготниками всё гибко: если такой ребёнок не пришёл, у нас в каждом классе есть «резервный список» детей, которым можно передать его порцию. Я как ответственный по питанию с утра делаю в системе все замены. Например, сегодня пришёл 161 ученик вместо 198, и 35 из 42 льготников — я вижу их список по каждому классу, вижу ребят из резервного списка, которые сегодня пришли, выбираю кого-то и передаю ему бесплатную порцию. Можно передавать порции между классами. Затем эти данные получает столовая и выдаёт определённое число порций льготникам на завтрак и на обед.
— Обычно в столовой на всех, кто питается, накрывают дежурные — как теперь это будет происходить, с картами?
— В перспективе все дети, на которых заказан платный рацион, должны будут получать свои порции, прикладывая карты к терминалу. Если на класс накрывают дежурные — этот вопрос, возможно, будет решаться по-другому. Например, дежурные будут собирать карты всех детей, которые в этот день кушают, и идти с ними в столовую. Или как-то по-другому.
— Значит, вторая половина системы, связанная с питанием, пока в отработке. А какие у вас уже есть вопросы и замечания по работе с ней? Как они решаются?
— Не всё в системе удобно технически, и каждую пятницу на селекторе мы рассказываем специалистам Департамента информационных технологий, с какими трудностями в работе системе мы столкнулись. Например, отчеты и сводные таблицы в системе не совсем те, которые требуются в нашей работе по организации питания, для отчетности. Пока по нашим замечаниям еще в системе ничего не изменялось. Нам говорят, что она пока работает в тестовом режиме и будет еще дорабатываться к сентябрю 2014 года.
Елена Панасенко
фото: Александр Сайганов
Не, ну правда. сколько этих карт будет потеряноиспорчен в первый же месяц. Да и программное обеспечение глючить будет через день, по-любому.
Опять же "число зверя, без которого нельзя будет покупать и продавать" никто не отменял. //Свидетели Иеговы в шоке//
Татуировка только будет нездоровые ассоциации вызывать. Наверное, практичней был бы браслет.
Карточки очень неудобные: приходит чудо с лыжами, лыжи не связаны, палки болтаются, за спиной ранец, в руках кроме лыж обнимается огромный мешок со сменкой. Какая там карточка? Ему бы себя со снаряжением донести.
Ну и охранник за 15-20 минут никак не отследит 99% учеников, которые у него появляются на экране.
В общем, я не поддерживаю карточную систему.
Тем более, как мы все убедились 3-го числа, от трагедии такие меры предосторожности не спасают-пришел с ружьями свой же ученик. Т.е. если бы в той школе был проход по карточкам-у него она бы была.
Отредактировано: 12-02-2014, 00:14
у нас в 719 школе проход родителей запрещен вообще до 12-30. И не важно - что с ребенком и что ему надо и т.д. Маразм. А потом - только по вызову учительницы , которая должна подтвердить, что этому родителю нужно пройти. Т.е. просто пройти к ребенку на продленку и посмотреть как там и что - ты уже не можешь. Родители - это главные подозреваемые и предполагаемые террористы.
А вот если настоящий террорист в школу заявится и начнет охраннику угрожать, то тот без вопросов его проведет через любые ограждения куда надо и к кому надо, поскольку охраннику его родная шкура гораздо ближе и дороже всех этих детей и учителей вместе взятых.
А вот как безоружных родителей никуда не пускать - так это тут все охранники пограничники и герои.
Очень огорчает: кажется, мы забываем, что школы, учителя, охранники и вся эта система существуют для детей. А не наоборот. Родители не должны вымаливать разрешение охранника на вход, чтобы "получить" собственного ребенка. Это идиотизм.
Радует: в туалет можно пока ходить без карточки, чипа, браслета или клейма на холке.
Об этом и речь, не зная сколько это будет стоить, на опрос ответить невозможно.
Очень огорчает: кажется, мы забываем, что школы, учителя, охранники и вся эта система существуют для детей. А не наоборот. Родители не должны вымаливать разрешение охранника на вход, чтобы "получить" собственного ребенка. Это идиотизм.
Радует: в туалет можно пока ходить без карточки, чипа, браслета или клейма на холке.
И зачем, непонятно, забором школы огораживают? От кого это защищает?! Зато после обеда родители и бабушки, забирающие детей, обходят забор по всему периметру, чтобы добраться до заветной калитки при этом живут в двух шагах от самой школы. Уверенна, что "злых людей"этот забор никак не остановит.
Такие турникеты сейчас ставятся во всех школах. В нашей нужно попросить охранника вызвать дежурного администратора ( как правило это один из учителей) и назвать ФИО ребенка и класс. Дальше просьба перепоручается кому-то из детей. Охранник в этом не участвует, так как не может покинуть пост. А если нужно пройти к какому-либо преподавателю, требуют бахилы, за которыми нужно идти в ближайшую аптеку на Панфиловском проспекте. Ну не шизофрения ли.
Да , были и такие времена.
Жаль нынешних детишек и их родителей.
Для придания веса вашим словам, будьте добры, намекните - вы сотрудник МЧС, Пожарной службы или, может быть, школы, и знаете о механике эвакуации детей из многократного личного практического опыта? Тогда мы будем рассматривать ваши слова как экспертное высказывание. Несомненно, в этом случае ваше понимание темы будет выше, чем у редактора. Пока же мы имеем ответы именно сотрудников школы напротив вашего анонимного заявления.
Насколько я знаю (из личного опыта и опыта своих детей), эвакуация в школе, как и было сказано, проводится через запасные выходы с лестниц - и детей регулярно на это тренируют. Насколько я могу судить, два разных выхода (если не считать главного и запасных выходов из корпуса со столовой и спортзала) - они в случае задымления оставят возможность эвакуации, так как между ними нет открытого пространства, они максимально разведены. Исключение - если источник задымления будет находиться на самом первом этаже, но тогда и главный выход будет не сильно лучше. Это раз, как говорил известный персонаж.
Второе - У главного выхода открывается не только калитка, которая кстати тоже не 40 см шириной, а с метр или больше.
У турникетов легко "кладутся" заграждающие ветки, и вот еще 3 или 4 прохода. Конечно, раньше это было просто пустое пространство, но ведь и главные школьные двери - которых, кстати, на выходе встречается 2 или 3 - они имеют невеликую пропускную способность. Если создать толпу у них - она заткнет выход независимо от наличия или отсутствия других преград. Это два.
Напишите, где я ошибаюсь. И, главное, обоснуйте пожалуйста. Если это мнение профессионала - может и правда, родителям пора очередную петицию к властям писать. Ссылаясь на него.
А карточка удобная штука, у нас такие в том году ввели. Сын вошел в школу - мне смс пришла. Сын ушел из школы - опять смс. Не забалуешь!)
с питанием тоже здорово придумали, не надо давать ребенку наличность, и думать, что потеряет или отнимут деньги, и он останется голодным. Плюс можно посмотреть что ел ребенок, мне как маме ребенка с проблемным желудком это очень полезно!