В интервью Zelenograd.ru они рассказали о планах вуза на будущее в новом статусе.
— Игорь Михайлович, в каком направлении вы, как ректор МГПУ, планируете развивать Институт делового администрирования в рамках университета — каких изменений стоит ждать зеленоградцам? Планируется ли как-то адаптировать ИДА под профиль вуза — педагогический?
И.Р. — Дело в том, что само педагогическое образование, как и образование в области менеджмента и социальных наук в целом сейчас претерпевает серьезные изменения. Если сравнить ситуацию в сфере делового администрирования 20 лет назад и нынешнюю ситуацию, видно, что она значительно изменилась. Раньше вуз, создавая направления подготовки, ориентировался на такие профили как маркетинг, организация финансовой деятельности, бухгалтерский учет и организация менеджмента в соответствии с международными нормами — ввиду того, что Зеленоград выходит на международные рынки. А сейчас меняется сама производственная, промышленная деятельность, появляются инновационные технологии, которые требуют новых подходов: например, венчурные фонды, деятельность бизнес-ангелов, различного рода ярмарки, создание стартапов, продвижение проектов и так далее. Предугадать структуру будущей инновационной деятельности лет через пять мы можем лишь по каким-то очень тонким сигналам. Это очень сложно. Помните, в конце 90-х годов была популярна профессия брокера, все об этом говорили. Прошло какое-то время, она заняла свое место на рынке и перестала быть такой популярной. Сейчас то же самое — готовить избыток так называемых стартаперов или венчурных инвесторов, по большому счету, бессмысленно. Какая структура экономики будет через пять лет — неизвестно. И в этом смысле можно выделять некие базовые, устоявшиеся компетентности, которые независимы от нынешней конъюнктуры рынка и устойчивы, по крайней мере, значительно большее число лет.
Мы над этим думаем и применительно к педагогическому образованию. Ведь что сейчас происходит в педагогическом образовании? Я люблю приводить эти примеры, хотя сначала они меня страшно удивляли: практически ежедневно мы в МГПУ получаем предложения о трудоустройстве наших выпускников в совершенно разных областях. Позавчера было письмо из ГИБДД — там нужны педагоги. Почему? Потому что современный инспектор в области дорожного движения в первую очередь должен уметь общаться с людьми.
— Для этого МГПУ готовит также психологов…
И.Р. — Психологов само собой, они всегда востребованы, и наш Институт психологии давно поставляет в ГИБДД своих специалистов. Есть сфера жилищно-коммунального хозяйства, где тоже людям нужно объяснять, почему этот тариф оплаты коммунальных услуг лучше, чем другой, почему нужно создавать товарищества собственников жилья для управления всем домовым хозяйством. Это мощнейшая гуманитарная проблема и технология — работать с людьми. Или Росалкогольрегулирование, откуда тоже запросили наших выпускников. У нас страна с огромным алкогольным рынком, это наша беда, но с этим нужно что-то делать, нужны специалисты, которые разбираются в этой сфере, умеют правильно устанавливать систему запретов, умеют инспектировать и так далее.
Какие еще предложения были за последнее время? Естественно, консалтинговые службы и разного рода агентства — например, Агентство стратегических инициатив, которое работает с различными проектами, там нужны делопроизводители, умеющие грамотно общаться. Все эти требования к педагогам в области знания гуманитарных технологий, взаимодействия с человеком, и схожие требования в области делового администрирования в менеджменте, экономике — это сближает педагогическое образование с образованием в области экономики, юриспруденции, менеджмента.
— В названии МГПУ сейчас важнее «университет», нежели «педагогический» — то есть, универсальность образования?
И.Р. — Да. Я бы сказал так: важна сфера взаимодействия «человек-человек». Там, где люди имеют дело с людьми, появляется особый пласт занятости, технологий, где люди должны уметь коммуницировать, объяснять, разговаривать, вникать в проблемы
— Студентов, поступающих в бывший МГАДА, а теперь Институт делового администрирования МГПУ, может беспокоить такой вопрос: раньше при выпуске они получали диплом бизнес-вуза, а теперь это будет диплом педагогического вуза. Что бы вы сказали им на эту тему, есть повод для волнения?
И.Р. — Я не думаю, потому что люди, закончившие и МГАДА, и МГПУ, специализируются в совершенно разных областях. Например, сегодня двое наших фигуристов будут выступать на олимпиаде — это студенты нашего Института физической культуры и спорта МГПУ. На летней олимпиаде у нас более расширенная команда, мы там являемся лидерами в стране в области женской тяжелой атлетики. Или, например, выпускники Юридического факультета — они также известны в самых разных, так сказать, местах приложения усилий в области юриспруденции. Наши выпускники в сфере менеджмента работают в префектурах города. Вообще МГПУ занимает одно из первых мест в рейтинге педагогических вузов, которые также готовят специалистов в целом для социальной среды.
— Тамара Ивановна, каково ваше мнение?
Т.К. — Я считаю, что в присоединении академии к МГПУ есть огромный плюс, поскольку академия получила заказ отрасли образования. Изначально МГАДА и была создана, чтобы готовить кадры для городской инфраструктуры. То есть, мы не были привязаны к конкретной отрасли, мы были привязаны к городу, к его бизнес-процессам, бизнес-технологиям, бизнес-среде. А сейчас появилась отрасль, которая нуждается в подготовке компетентных специалистов в области делового администрирования, и у нас уже представлено всё «меню» такой подготовки. Мы готовим специалистов для управления образовательными холдингами, для управления всеми процессами, происходящими в них — и это будет для МГПУ просто ключевым фактором успеха, поскольку в образовании сейчас активно создаются комплексы, образовательные центры, а команды управленцев отсутствуют. А у академии есть опыт подготовки таких команд «под ключ». Мы выпускаем и юристов, и экономистов, и менеджеров, и финансистов, вместе с педагогами и психологами это всё — команда управления образовательным холдингом.
Наша интеграция с МГПУ это бесспорный плюс. На опасения выпускников о том, что они закончат вуз с дипломом МГПУ, я могу сказать: модернизация идёт и в самом МГПУ. Мне кажется, наступит момент, когда Московский городской педагогический университет выйдет на какую-то новизну даже и в названии. Я думаю, что для нового ректора МГПУ это один из посылов для размышления.
Второй очень важный момент — в том, что выпускник всегда должен ориентироваться на устойчивые качественные компетенции. Вот за что я всегда спокойна, так это за наши результаты обучения. Когда обучение нацелено на эффективный результат, неважно, какой ты диплом покажешь работодателю. Главное — что ты умеешь и чем ты можешь быть полезен той организации, куда идешь работать. И доказательством этого являются наши выпускники. Некоторые из них трудоустраиваются уже на этапе учёбы, идут на практику и закрепляют на предприятиях и в организациях. Иногда даже, получив диплом, они забывают сдать его на фирму, потому что их ценят за компетенции и оценивают их потенциал уровнем оплаты именно по результатам их работы.
— Хорошо, если работодатель будет так же свободно смотреть на эти вопросы.
Т.К. — Работодатель на рынке труда сейчас «мужает» и выбирает именно ключевые знания выпускника.
— Это касается бизнеса, коммерческих компаний. Вы сказали, что МГАДА всегда был востребован городом и именно для города он собирается продолжать работать. Тогда следующий вопрос: в прошлом году был отменен прием в МГАДА на бюджетные места, город не выделил денег на обучение специалистов — в этом году бюджетный приём будет восстановлен?
Т.К. — В этом году у нас частично будут бюджетные места, бесспорно. Конечно, мы были огорчены прошлогодней отменой бюджетного набора. Есть такое понятие, как профильный вуз, и МГАДА — профильный вуз. Министерство образования и науки говорило о том, что бюджетные места надо давать по профилю. Но рядом непрофильный вуз получает бюджетные места не по профилю. Эти коллизии уйдут… Сейчас есть бюджетные места. Но нужно понимать, что если у тебя есть желание учиться — ты можешь и взять кредит на обучение. Уже развит рынок соответствующих банковских услуг. Да и многоуровневое образование дает право работать параллельно с учёбой. Мы так строим свою образовательную среду, что ребята рано начинают втягиваться в рынок труда, поэтому они погасят этот кредит очень легко. Мы просто тяжелы своим инертным сознанием и не привыкли к такому решению вопроса. Хотя сейчас буквально стоит сделать один шаг, и пожалуйста: банки готовы вас осчастливить.
— Не собирается ли МГПУ открывать программы целевого обучения в своих зеленоградских подразделениях — в Институте делового администрирования и на Педагогическом факультете? МИЭТ, например, уже давно внедряет такую форму поступления и обучения для своих студентов при содействии префектуры Зеленограда и профильных работодателей из области микроэлектроники.
И.Р. — Я коротко отвечу: в отношении бакалавриата — нет. Мы поняли, что выпускники-одиннадцатиклассники не настолько точно могут определиться с направлением для целевой подготовки. Только после второго курса бакалавриата ребята как раз начинают более тонко выбирать профиль и зачастую меняют свои собственные предпочтения. В этом у нас есть некоторые расхождения, в том числе, с федеральной политикой — мы не считаем критически важной целевую подготовку в бакалавриате. А на магистратуре — да, мы точно будем расширять такую подготовку, в том числе в Зеленограде, сейчас ведём переговоры.
Т.К. — Я думаю, что по Зеленограду в МГПУ будет сформулирована отдельная стратегия и для университета, и для нас, и для Педагогического факультета. Большой здесь акцент будет сделан на международное сотрудничество, в котором у нас наработан большой опыт. В целом, присоединение нашей академии к университету — это точка роста для новой стратегии.
Елена Панасенко