В конце марта в зеленоградском филиале ОАО «Особые экономические зоны» сменился руководитель. Юрий Васильев, проработавший в зеленоградской ОЭЗ с 2010 года, уволен после проверки Счётной палатой.
Бывший руководитель зоны рассказал Zelenograd.ru о сути претензий и особенностях управления ОЭЗ.
— Прокомментируйте опубликованный на сайте Счётной палаты отчёт о проверке зеленоградской особой зоны, где её подвергли жёсткой критике.
— Опубликован отчёт с коллегии Счетной палаты, на котором я присутствовал вместе с директором департамента особых экономических зон Минэкономразвития Андреем Соколовым и генеральным директором ОАО «ОЭЗ» Вадимом Третьяковым. Там я зафиксировал все претензии аудиторов и аргументы сторон при дискуссии. При этом я и моя команда Филиала в ходе проверки и при подписании итогового Акта дали подробные письменные пояснения проверяющим, показывая историю принятия решений по каждому факту выявленных нарушений и о мерах, принятых со стороны руководства Филиала. Копия подписанного мною акта и пояснений была заблаговременно направлена в ОАО «ОЭЗ».
Для начала я предлагаю внимательно изучить цитаты аудитора Счетной палаты Агапцова в сообщении на сайте ведомства. Ключевая цитата: «Была допущена ошибка при разделении ответственности по созданию зоны между федеральными и московскими структурами, о котором в 2006 году договорились Минэкономразвития и правительство Москвы. Это не позволило создать единую структуру, которая в полном объеме выполняла бы функции государственного заказчика, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджета Москвы».
В ответ Соколов сказал: «Управление всеми особыми зонами должно осуществляться через дочерние структуры, создаваемыми совместно с субъектами российской федерации. С Москвой пока, к сожалению, к такому решению прийти не удалось. Диалог ведем, но он вялотекущий».
При этом важно добавить (этого нет в опубликованном материале), что на коллегии Счетной палаты аудиторы отметили тот факт, что проблемы на стройплощадке в Зеленограде являются схожими со многими другими зонами.
— Насколько вы лично, как руководитель зеленоградского филиала, могли влиять на ход строительных работ?
— Я занимал должность руководителя филиала ОАО «ОЭЗ» в г. Москве (неофициально — «руководитель ОЭЗ «Зеленоград»), то есть был руководителем несамостоятельного подразделения ОАО «ОЭЗ» с лимитом принятия решений по доверенности в 2 млн рублей. Это означает, что все конкурсные процедуры по выбору проектировщиков и подрядчиков, подписание договоров с ними, оплату за работы и услуги производит головная структура — ОАО «ОЭЗ» (деньги приходят в филиал целевым платежом из ОАО «ОЭЗ» и в этот или на следующий день отправляются подрядчику, при этом последнее согласование перед платежом в «банк-клиенте» осуществляет сотрудник ОАО «ОЭЗ»). Лимит доверенности также не позволял самостоятельно выставлять штрафные санкции в адрес проектировщиков и подрядчиков.
При этом мое личное мнение и мнение многих коллег о причинах серьезного отставания в темпах работ на площадках по созданию инфраструктуры — низкое качество выбора проектировщиков и подрядчиков, нерациональные решения в части авансирования их работы и неприменение срочных мер по расторжению договоров с нарушителями. За весь мой период в ОЭЗ «Зеленоград» на работы не был привлечен ни один мощный подрядчик строительного комплекса Москвы и Подмосковья.
О низких темпах работы проектировщиков и подрядчиков, выбранных ОАО «ОЭЗ», о фактах их отставания от графиков, а также о других текущих задачах и проблемах руководитель филиала отчитывается в ОАО «ОЭЗ» еженедельно по пятницам в письменной форме и в очной форме на совещаниях у генерального директора ОАО «ОЭЗ» раз в месяц. Решения по взысканию штрафных санкций по подрядным договорам в ОАО «ОЭЗ» не принимались. Протокольные поручения данных совещаний филиал выполнял, в случае появления каких-либо причин, мешающих выполнению данных поручений, команда филиала предлагала свои решения и отрабатывала задачи с коллегами из ОАО «ОЭЗ» в «рабочем порядке».
— Вас обвинили в неэффективном использовании почти трёх миллиардов бюджетных средств. Что это за деньги?
— К сожалению, никто, как мне кажется, не вдавался в подробности отчета Счетной палаты, в котором четко указано, что претензии аудиторов по поводу неэффективно использованных бюджетных средств на сумму 2,75 млрд рублей имеет отношение к решениям, принятым до моего прихода в ОЭЗ «Зеленоград». В частности, речь идет о так называемой плате за технологическое присоединение к энергосетям ОАО «МОЭСК» (сумма контракта 2009 г. — около 2,6 млрд рублей).
Также после разработки проектной документации были заморожены работы по ряду объектов, необходимость в которых была поставлена под сомнение в министерстве и в ОАО «ОЭЗ». В частности, филиал предлагал перепрофилировать здания «Центр коллективного пользования» и «Ресурсный центр переподготовки кадров» на площадке «Алабушево» в лабораторно-промышленные корпуса №1 и 2, защитив это решение на Наблюдательном совете ОЭЗ «Зеленоград» с участием всех сторон. Дополнительно мною было предложено не начинать строительство 2-х хозяйственных комплексов из средств федерального бюджета на севере площадки «Алабушево», а пересмотреть в сторону значительного снижения численность хозслужбы и разместить технику Филиала на первом этаже одного из многоуровневых паркингов рядом с АДЦ (строящийся административно-деловой центр), а сотрудников — на резервных площадях самого АДЦ. Это решение позволило сэкономить почти 500 млн рублей государственных средств, а также передать около 3,5 га земли новым компаниям, которые недавно получили статус резидента.
Что касается взыскания кредиторской задолженности, то речь идет об ОАО «ОЭЗ-Эксперт» и ОАО «Внешстройимпорт» — дочерних структурах ОАО «ОЭЗ» (проектная и строительная организации соответственно), с которыми ОАО «ОЭЗ» подписало в свое время договоры на проектирование и строительство объектов инфраструктуры на площадке «Алабушево», перечислило авансовые платежи, а впоследствии расторгло эти договоры. Филиал, не являясь стороной отношений в данных договорах, направлял в письменном виде в ОАО «ОЭЗ» соответствующие материалы по долгам этих компаний на момент расторжения договоров с целью взыскания кредиторской задолженности, в том числе в судебном порядке.
— Аудитор раскритиковал работу с резидентами зеленоградской ОЭЗ. Как строилась работа с инвесторами, которые не ведут деятельность?
— Сегодня в ОЭЗ 11 компаний-резидентов активно проектируются или строятся. Еще 10 компаний должны арендовать офисы и ждут их готовности. При этом у меня есть «претензии» к 11 резидентам по их темпам работы (крайне низкие или их вообще нет). Все эти компании получили статус резидента до моего прихода в ОЭЗ. Я не скрывал своих претензий к ним, но филиал не имеет полномочий расторжения соглашений с ними и лишения статуса резидента — это полномочия министерства. Мы обращались к ОАО «ОЭЗ» с просьбой инициации министерством внеплановых проверок по данным компаниям и начала судебных процедур, так как от варианта расторжения соглашений по обоюдному согласию компании отказываются (или же эти компании просто от нас бегают).
С середины 2012 года по осень 2013 мы организовали девять заседаний Наблюдательного совета ОЭЗ «Зеленоград» под руководством Андрея Шаронова (до момента его ухода с поста заместителя Мэра Москвы), на которых мы не только пытались придать ускорение в решениях Правительством Москвы проблем развития площадок ОЭЗ (вынос городских коммуникаций, снос домов и переселение жителей, передача земли от Москвы в министерство, проблемы с техническими условиями по инженерным сетям с городскими монополистами в лице МОЭК, МОЭСК, «Водоканала»
— Какие на ваш взгляд задачи стоят сейчас перед новым руководителем зеленоградского филиала?
— Считаю некорректным комментировать работу нового и.о. руководителя филиала — предлагаю пообщаться с ним напрямую, а также через какое-то время узнать мнение о его работе от тех, ради кого создана ОЭЗ «Зеленоград» — от резидентов.
Я назначен руководителем филиала с августа 2012 г и готов полностью отвечать за решения, принятые мной за этот период. С самого начала работы в Зеленограде я старался работать так, чтобы не отводить взгляд при встрече с зеленоградскими коллегами через 5 или 15 лет. Мне не стыдно за этот период работы перед самим собой, моими сотрудниками, резидентами и коллегами в Префектуре ЗелАО, ОАО «ОЭЗ» и коллегами из других ОЭЗ, а также коллегами из Минэкономразвития и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. С большинством у меня сохранились теплые человеческие отношения, со многими в профессиональной деятельности буду пересекаться не один раз, с некоторыми сейчас уже общаюсь по новым проектам частно-государственного партнерства, которыми я занялся после ухода из ОЭЗ.
До работы в ОЭЗ я ни разу не был в Зеленограде, но мне город понравился с самого начала. Я увидел, что потенциал научно-технического комплекса округа крайне медленно конвертируется в прибыль компаний и создание новых рабочих мест. В ОЭЗ с началом строительства нескольких объектов самими резидентами мы в 2013 году прошли психологическую точку невозврата, но работы предстоит еще много. В 2012 и 2013 году командой филиала со многими коллегами из Зеленограда было инициировано создание так называемого инновационного территориального кластера «Зеленоград», объединяющего ключевых участников науки, образования, промышленности, инфраструктуры округа, а также власти и СМИ. План работы и инструментарий реализации этого плана были признаны федеральными экспертами и коллегами из других российских кластеров одними из наиболее проработанных из всех кластеров, вошедших в федеральную программу инновационных кластеров, курируемую Минэкономразвития. Я лично поверил в «зеленоградское экономическое чудо» и до сих пор убежден, что оно реально. Но и здесь работа фактически только начинается.
Я искренне желаю успехов новому руководству филиала и ОАО «ОЭЗ», а также надеюсь на скорый компромисс между Минэкономразвития и Правительством Москвы в части перераспределения полномочий и ответственности за развитие ОЭЗ «Зеленоград» с целью кардинального увеличения скорости положительных преобразований в Зеленоградском округе Москвы, самом красивом и перспективном, на мой взгляд.
Успехов новому руководству в этом приятном деле! :)
"Я... был руководителем несамостоятельного подразделения ОАО «ОЭЗ» с лимитом принятия решений по доверенности в 2 млн рублей"
Какие миллиарды, Гость? Миллиарды пилятся на других уровнях, не зря руководителя головной структуры ОАО ОЭЗ снимают раз в год-два. Показательно при этом, что никого ни разу не посадили - видимо, пилильщики действовали правильно и делились со всеми по цепочке до самого верха.
А руководители на местах только грязь на стройплощадке сапогами месят и ругаются с подрядчиками до хрипоты, вот и все бонусы.
Успехов новому руководству в этом приятном деле! :)
Потому что за всем этим нет иной идеи, кроме освоения денег. Нет идеи, понимаете, нет её. Нет идеи о том что знания и технология должны рулить, нет подобных идей у людей. Задача эта в целом сакральная. Это, что называется, национальная Идею! Пока её нет. В глобальном экономическом инновационном плане. Нам нужен этот Свой Новый Подход в решении наших насущных проблем. Пока не найдём- так и будут, простите, воровать. Потому-что как раз таки идея о том как бы где-нибудь урвать кусок, увы, имеется в нашем обществе и закреплена практически на всех его уровнях. И вопрос этот в целом к нам всем. Прежде всего к русским людям.
Что мы можем нового предложить Миру в Новый Век? ...
Успехов новому руководству в этом приятном деле! :)