Идея родилась в московском Департаменте транспорта и Центре организации дорожного движения (ЦОДД), сообщает телеканал Москва 24. Обеспечить приоритетное движение через светофоры автомобилей «скорой помощи», пожарных, полиции, а также общественного транспорта планируется при помощи радиометок. Светофоры оборудуют считывателями, которые смогут распознавать сигнал от RFID-меток, установленных на спецтранспорте, и максимально быстро — в течение 10-15 секунд — включать зелёный свет. Для начала в ЦОДД собираются запрограммировать несколько светофоров, «чтобы они перестраивали цикл работы для приоритета общественного и спецтранспорта», сообщила пресс-секретарь ведомства Анастасия Писарь.
Техническое задание на разработку системы сейчас прорабатывается, и пока логика управления дорожным движением с её помощью не ясна, как и технические требования к компонентам системы. Возможности её внедрения Zelenograd.ru прокомментировали специалисты зеленоградской компании ISBC, имеющей большой опыт производства смарт-карт и поставок RFID-оборудования.
«Реализация системы такого масштаба будет зависеть, прежде всего, от сроков разработки её программной части, это может занять длительное время, — отмечают в пресс-службе ISBC. — Осуществить поставку оборудования можно практически в течение недели; его установка тоже не должна занять много времени при условии готовности „софта“ — нужно выполнить монтаж антенн и считывателей RFID и связать их с информационной системой департамента транспорта. А оснащение машин чипами это просто наклеивание метки на лобовое стекло».
Полевые испытания прообраза RFID-системы копания ISBC провела в Зеленограде: антенну и считыватель поставили на импровизированную мачту, саму RFID-метку приклеили на автомобиль, проезжавший мимо на довольно большой скорости — данные о его номере считывались и попадали в компьютер.
«Мы использовали RFID-метки финской фирмы Confidex, считыватель и антенну немецкой фирмы FEIG Electronic, обе компании ISBC представляет в России, — говорит руководитель отдела RFID-проектов ISBC Андрей Красовский. — Самый мощный считыватель этой линейки, который мы используем в эксперименте, стоит около 170 тысяч рублей, антенна до 20 тысяч рублей, то есть оборудование на один пункт обойдётся в районе 200 тысяч рублей, не включая расходы на программное обеспечение, решение административных вопросов и прочие интеграционные издержки. В реальном проекте могут понадобиться менее мощные считыватели, это удешевит проект. Цена специальных RFID-меток для автомобилей сейчас составляет около 35-40 рублей, но при оптовых поставках она может существенно снижаться. Попадая в зону действия антенны, метки просто сообщают свой номер. Конструкция RFID-метки такова, что её нельзя снять с машины, не разрушив внутренний контур с микроантенной. Антенна считывателя монтируется на определенном расстоянии от светофора, считыватель ставится в закрытый ящик, а сервер, который принимает данные, может находиться где угодно. Один мощный считыватель может обслуживать до 10 антенн без особенной потери мощности, его пиковая скорость считывания — 150 меток в секунду».
Помимо ISBC в Зеленограде производством и поставкой RFID-оборудования занимаются «Микрон» и «Ангстрем».
Эксперты в сфере дорожного движения пока с недоумением относятся к идее Департамента транспорта организовать «зелёную улицу» для спецтранспорта при помощи светофоров и RFID. Предложенный механизм нуждается в глубокой интеграции его в программу управления дорожным движением верхнего уровня, считает член зеленоградской комиссии по организации и безопасности дорожного движения Константин Антонович. Он ссылается на негативный опыт двух-трёх попыток внедрения подобных систем в разных городах России.
«Самая большая проблема — метки, их легко подделать, да и водители у нас смышленые, — говорит Антонович. — В итоге очень быстро большая часть меток „потеряется“, и мы получим одновременно и спецтранспорт, и псевдо-спецтранспорт со всех сторон перекрестка. Кому включать зеленый? Система сойдет с ума. Кроме того, нельзя „ломать“ циклы работы светофора просто по факту подъехавшего автобуса, это вызовет пробки по другим направлениям. Вообще, количество автобусов у нас большое, на каждом цикле светофора всегда есть автобусы, поэтому дополнительно повышать их приоритетность, на мой взгляд, не имеет смысла — по пути следования автобусов у нас уже задан приоритет. Например, если использовать такую систему в Зеленограде на перекрестке улицы Гоголя, Панфиловского проспекта и Солнечной аллеи, то ехать всегда будет выезд из крюково, а эстакада будет стоять. Внедрение меток скорее всего будет эффективно там, где плотность движения автобусов невелика и есть большие расстояния — в новой Москве и не в часы пик».
Состыковать систему навигации в автобусе с системой диспетчерского управления дорожным транспортом и светофорными циклами предлагает Владимир Власов, заведующий кафедрой транспортной телематики МАДИ. «Одних радиометок недостаточно», — отмечает он.
А в ЦОДД уже строят планы на перспективу — в будущем RFID-систему планируется расширить на управление парковочными зонами, закрытыми дворовыми парковками и индивидуальными парковочными местами.
Использовать радиометки для организации дорожного движения хотят не только в Москве, но и по всей России. В конце марта 2013 года на общественное обсуждение был вынесен проект национального стандарта для комплексов фотовидеофиксации. При этом новый ГОСТ подразумевает оснащение RFID-считывателями дорожных камер, чтобы они могли распознавать грязные номера. Однако, для того, чтобы система работала, RFID-метками нужно оснастить регистрационные знаки всех московских машин.
В прошлом году премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил заинтересованным ведомствам разработать технологию по внедрению в автомобильные номера чипов радиочастотной идентификации, как это было сделано, например, в Азербайджане. В конце 2013 года МВД также предложило оснащать автомобили радиочипами, которые позволят распознать машину и ее владельца на расстоянии, если прочитать номер невозможно. Соответствующее предложение уже направлено в правительство.
Фото Ивана Тимофеева
"Техническое задание на разработку системы сейчас прорабатывается, и пока логика управления дорожным движением с её помощью не ясна, как и технические требования к компонентам системы." - но бабло уже успели выделить, правда?
Очевидное:
1. На оживлённых перекрёстках начнётся полный хаос
2. Членовозы с мигалками, блатные и "у меня есть связи" номера получат метки намного раньше скорых, пожарных и тем более автобусов.
Короче, полная бредятина в духе эффективнейшего менеджмента. Нанотехнологии - распил - эксперимент признан неудачным.
1. Для этих ваших "умных табло" на остановках. Если каждую остановку оснастить ридером и читать данные от автобусов, прогнозировать время их прибытия на следующие остановки было бы проще. Плюс какой-нибудь яндекс.транспорт отображал бы хоть приблизительно реальное положение дел с автобусами.
2. Если ридеры расставить по городу, можно запустить сервисы "где моя скорая?", "где моя пожарная?", "да где эти чёртовы менты?"
3. Вообще как профилактика краж номеров/автомобилей встраивание меток в номера/автомобили - неплохая идея, только всё это глушится как нефиг делать.
Но не светофоры же, чёрт побери, регулировать "на лету"!
ждите ответа кулибиных)))
Оснастили бы уж тогда RFID права и страховку - и не надо останавливать для проверки документов (хотя, если права у всех пассажиров, то ХЗ кто из них за рулём) :D
Б. Зачем спецтранспорту, оборудованному световыми маяками и сигналом зеленый свет, когда им позволен проезд и на красный?
В. Общественный транспорт. Трихахаха, простите. Вереницы автобусов, график свободного движения которых никем и ничем не контролируется, уже сейчас выстраивается при подъездах к остановкам на перекрестках, блокируя выезд под разрешенные фазы.
Г. Производители чипов уже радостно потираю ручки, просчитывая прибыли и объемы. Под них, собственно, всё и заточено, весь проект.
Д. И нафига козе баян? Это так,- игрушки для маленьких малотранспортных деревенек.
Е. Скока-скока??? ( в граммах))
Опять с административными проблемами хотят бороться техническими средствами. Дорогие друзья! Надо не рфид-метки устанавливать, а добиваться, чтобы водители пропускали спецтранспорт с мигалками и сиреной (у него и так преимущество проезда, зачем еще светофоры дергать для него?!), чтобы автомобили не лезли на полосу общественного транспорта, не выезжали на загруженный перекресток, создавая заторы, не лезли вторым-третьим рядом по обочине... Чтобы проезд по встречке или разворот через две сплошные линии стали чем-то вопиющим и вызывающим недоумение и ужас напополам с отвращением, как, например, серийный насильник аквариумных улиток.
Надо культуру водителей (и пешеходов!) повышать. Не величиной штрафов, а их неотвратимостью - чтобы любой знал, что даже если он глухой ночью будет ехать 45 км/ч там, где висит знак "40", ему придет письмо счастья. Пусть на 100 рублей, но каждый раз, за каждое нарушение.
Понятно, что бабла на таком не попилить, тут я, конечно, негосударственно мыслю, без размаха. То ли дело рфид-метки и системы считывания по 200к рублей. 200к, да на каждый перекресток по четыре... Неплохо для начала. А потом ведь их обслуживать надо, менять... Мда.
2) Это больше напоминает типичную рекламу центра уникальных товаров "Есть продукт и надо внедрять, хоть польза сомнительна и некуда применить. Создадим проблему и впарим решение!".
До выяснения пригодности и перспективности предложенных технических решений ни о каком массовом внедрении и распиле не может быть и речи!
Цель эксперимента - оапределить возможность реализации предложения Д.А. Медведева (а разговор шел об "умных номерах") на основе имеющихся на сегодня технологий.
Не ясных вопросов очень много. Без эксперимента в безопасных, но близких к реальным условиях распространять сегодняшние технологии нельзя. В лабораторных условиях (на закрытом участке дороги и с прототипами оборудования) проверка уже выполнялась, и показала обнадеживающие результаты.
Применение RFID в области управлния парковками - идея совсем не новая и не так сложна, чтобы быть чем-то особенным. Не только на западе, но и у в Москве эту технологию давно применяют, но в масштабах отдельных парковок предприятий для своего транспорта. Сложности возникают, когда появляется желание перенести эти решения на весь транспорт и все городские парковки.
Основная цель проекта в ЦОДД - проверить и отработать технологии RFID встроенные в номерной знак (об этом и поручение Д.А. Медведева). Таких технологий на сегодня не много. Ни одна из них не применяется массово ни у нас, ни за рубежом.
Если опыт окажется удачным, возможно дальнейшее распространение технологии. Но сначала придется корректировать законодательную и нормативную базу, организовывать производство нового оборудования (имеющиеся метки и считыватели по ряду причин мало подходят для использования на дорогах). Это совсем не быстрый процесс. Важно также и мнение водителей и владельцев транспортных средств. Предполагается, что применение новых технологий должно быть выгодно для всех. Но и это требует проверки.