«Школа волшебников» — это лагерь дневного пребывания для детей 7-12 дет, который будет работать с 16 до 28 июня на базе школы-сада «Согласие» в посёлке Голубое под Зеленоградом. Подробнее о лагере, об уроках магии, о специальной сказочной атмосфере и о своём опыте работы с детьми Zelenograd.ru рассказали Татьяна Шиманская, руководитель проекта «Рукодельные праздники», и Евгения Шуенкина, координатор внеклассных проектов Школы-сада «Согласие».
— Чем «Школа волшебников» отличается от других лагерей?
Т.Ш. — Наш лагерь будет не только тематическим, большое внимание мы уделяем его атмосфере. Мы сделали уже много детских проектов, и по опыту знаем, как это важно — создать атмосферу, организовать пространство.
Атмосфера состоит из мелочей: дети получат приглашение — письмо с сургучовой печатью, на лестнице в подвал будет жить скелет, из стен будут вылезать тролли, охраняющие замок во время опасности. Детей будут вести старосты и маги, а не простые вожатые. У каждого мага своя легенда, свои волшебные атрибуты. Легенды — это еще одна из особенностей нашего проекта. Они ежедневно будут присутствовать в жизни детей. Точнее дети будут жить в легенде: здание школы это, на самом деле, древний замой Штальгауз, которому более 1000 лет, рядом с ним в пруду живут русалки, профессор Шима может наколдовать для детей прекрасные сны, а старосты, благодаря «заклинаниям», могут поделиться терпением или «дружинкой», и так далее.
Е.Ш. — Каждый день в школе будет что-то происходить. Например, утром на общем сборе выясняется, что разбито волшебное зеркало Директора Строгус — надо выяснить, что произошло! Дети отправляются в приключенческий квест и выясняют, что зеркало разбила кошка, а чтобы ее расколдовать, надо сварить волшебное зелье, а потом починить волшебное зеркало. Таким образом, весь день будет построен не как набор занятий, а как история, сказка, в которой участвуют дети. Лагерь с таким «волшебным» содержанием в Зеленограде появляется, кажется, впервые.
— Да, это не похоже на обычный лагерь, где детям просто предлагается набор кружков и секций…
Т.Ш. — В этом и есть особенность школы и других проектов «Рукодельных праздников» — создание пространства, другого мира, населенного различными существами и полного удивительных приключений.
— Число мест в лагере ограничено?
Т.Ш. — Да, у нас всего 35 мест для детей от 7 до 12 лет. Это оптимальное количество детей, чтобы вожатые и маги могли сдружиться с ними, чтобы всё было очень камерно и уютно — мы сторонники индивидуализированного подхода. Родители каждого ребёнка будут заполнять специальную форму, указывать все нюансы — вкусовые предпочтения детей, личные интересы или особенности, чтобы мы понимали, как создать для всех детей комфортные условия. Дети будут разделены на три группы — факультеты. Каждый из факультетов будет связан с природной стихией: Огонь, Вода или Воздух. У факультетов будут свои легенды, своя атрибутика, оформление класса. Каждый факультет курируют двое старост.
— Вы сказали, что с детьми будут работать маги и старосты. Насколько профессионально они будут это делать?
Е.Ш. — Магами в нашей школе будут работать люди, которые очень любят свое дело и занимаются им уже не первый год. Например, Ольга Лучко и Таня Шиманская — педагоги-психологи с большим опытом работы с детьми. Таня организовала уже не один лагерь, в частности, лагеря социального лидерства для подростков. В «Школе Волшебников» она разрабатывает программу, обучает вожатых, а летом она будет «психологической службой» лагеря — будет разрешать конфликты, поддерживать вожатых, помогать детям.
Т.Ш. — Как уже сказала Женя, помимо магов у нас будут старосты групп. Среди них будут девочки, которые учатся в школе аниматоров — мы их выбрали, посмотрев на пробных квестах. Поскольку я сама была ребенком, а потом была вожатой и организовывала лагеря, у меня критерий отбора такой: главное, чтобы вожатый умел чувствовать каждого ребёнка и мог увлечь детей за собой. Всем остальным вещам можно научить, а вот эта харизма, умение вести за собой, импровизировать на ходу и разрешать какие-то ситуации — эти вещи, конечно, первостепенные для вожатых. Так мы их и отбирали, и на квестах дети уже смогли с ними познакомиться. Еще двое девушек-вожатых пришли через родителей «Согласия», они близняшки — мы очень хотим как-то сыграть на этом в ролях «Школы волшебников». Они с большим опытом, работали в детских развивающих центрах. Обе учатся журналистике, и у них уже есть интересные идеи по созданию в «Школе Волшебников» собственной волшебной газеты: кто-то из детей будет фотографом, кто-то репортажником, и девочки готовы организовать это.
Е.Ш. — А еще вожатыми вызвались быть две девочки-старшеклассницы из школы «Согласие». Конечно, опыта работы с детьми у них немного, но зато есть прекрасный опыт учебы в вальдорфской школе — у нас ведь очень много всяких совместных мероприятий, в том числе и с нашим детским садом, и старшеклассники в них здорово помогают.
— То есть, у старшеклассников в вальдорфской школе по умолчанию есть опыт работы с маленькими детьми?
Е.Ш. — Да. Каждый год старшеклассники готовят спектакли для малышей и начальной школы, проводят елки, некоторые помогают воспитателям в саду.
Т.Ш. — На мой взгляд, в «Согласии» необычные старшеклассники — я поразилась, какие эти подростки уверенные и вместе с тем легкие в общении. И добрые. Подростковый возраст — непростое время, как правило, дети в эти годы «ершистые», в них много нигилизма. А здесь они настолько умиротворенные, без напряжения, уважительно и по-доброму относятся не только к старшим, но и к младшим. Думаю, за этим стоит большая работа педагогов.
— Какие роли в «Школе Волшебников» играете вы сами?
Е.Ш. — Я строгий-престрогий директор школы — у меня такой образ, и имя по легенде соответствующее — Южина Строгус. Я маг из Румынии и укротительница вампиров, хранитель Зеркала Сущности. Зеркало здесь неспроста — в «Школе волшебников» я буду вести стекольную мастерскую, будем с детьми делать разные штуки с цветными стеклами и зеркалами.
Т.Ш. — Я Шима Сомнум, заведую кафедрой сновидений. Могу управлять снами, своими и других людей. Лучший мой подарок — это полёт во сне, я дарю его незаметно самым лучшим ученикам. А в свободное от работы и снов время я занимаюсь магическим рукоделием: вязанием из нитей судьбы, вышиванием защитных знаков на носовых платках и выпиливанием волшебных палочек!
— А что за предметы будут у «учеников магов»?
Т.Ш. — Каждый факультет будет проходить одни и те же «дисциплины», но с небольшими нюансами, согласно стихии факультета. Один из предметов — искусство перевоплощения, его будет вести Дорофея Мима (Даша Лукина), в переводе на привычные термины это театрализованная деятельность. Наш с Дашей опыт позволяет организовать эту деятельность так, что детям будет очень интересно. Ведь для детей искусство перевоплощения — это практически то же самое, что тренинги для взрослых: тренинг уверенности в себе, тренинг раскрытия своих способностей. Всё это можно провести для детей в игровой форме именно при помощи театрализованной деятельности.
Еще одним из основных предметов будет магия трансфигурации, её будет вести карельская ведунья Рува Хелла Лейпури — Ольга Лучко. Трансфигурация — это превращение одного предмета или материала во что-то другое. Проще говоря, это рукоделие, а в нём Оля настоящая волшебница.
Е.Ш. — Немаловажный момент, чтобы никто не пугался: у нас не будет каких-то языческих или магических культов. Когда мы говорим про магию, то имеем ввиду ощущение сказки, волшебства. То есть мы будем привычные предметы (рукоделие, театр, химия) подавать в сказочной форме (трансфигурация, перевоплощение, зельеварение).
— Вы не боитесь, что это будет недостаточно волшебным для детей — они будут ожидать, что все будет по-честному: заклинания и превращения? Все же видели, как это происходит в кино: волшебные палочки, говорящие корни мандрагоры
Т.Ш. — Мы очень хотим показать детям: волшебство — внутри вас, и вы сами можете преобразовать мир без каких-то волшебных амулетов или волшебных палочек. У нас был очень хороший случай на пробном квесте этой весной: одному мальчику не терпелось быстрее всех заполучить «кожу дракона» для изготовления волшебного амулета. Вожатая подошла к нему и сказала: «Я вижу, что тебе не хватает терпения. Сейчас я прикоснусь к тебе, скажу волшебные слова и поделюсь с тобой терпением!» Она прикоснулась к нему, пробормотала на ходу придуманное «заклинание», и мальчик действительно после этого успокоился. Ну, чем не волшебство?
Е.Ш. — Да, могу сказать, что мы добились ощущения волшебства на двух пробных весенних квестах. Там мы работали с детьми практически без всего этого сказочного антуража, который задумали для летнего лагеря. Тем не менее, дети поверили в волшебство. Например, мы делали амулеты: брали два кусочка цветного стекла, клали между ними звездочки, перышки, прикрепляли бусины. Я говорила детям, что это опавшие звезды, перья Феникса, фигурки из корня мандрагоры, магические кристаллы, слезы единорога… Я сама в это верила в тот момент. Дети открывали рты. «А это кусок кожи дракона, он нужен тем, кто хочет быть более храбрым» — и все дети: «Ой, и мне, и мне нужно…»
Т.Ш. — А одна девочка сказала: «Нет, мне не надо!»
Е.Ш. — Да, ей нужен был цветок, собранный эльфом — для красоты:) И родители потом писали: «Дети прямо загорелись!» Для нас это был показатель: значит, всё получается, волшебство возникает.
Т.Ш. — Понятное дело, что будут и дети-скептики. Мне нравится с ними работать — интересно их вовлечь и увидеть, как ребенок раскрывается. Ведь что такое скептик? Это ребёнок, который не позволят себе вовлечься в игру из-за излишней взрослости, которую, к сожалению, навешивают на современных детей. С одной стороны, им не предоставляют возможности быть взрослыми, а с другой стороны, требуют от них этого раньше времени.
Е.Ш. — Кстати, у нас будут и действительно волшебные предметы даже для скептиков:) — например, зельеварение с дымом и «пшиками».
— Это какая-то начальная химия? Для этого тоже есть отдельный маг?
Т.Ш. — Да, вести его будет профессор Акира — Саша Гогин. Он, кстати, закончил РХТУ им.Менделеева — так что зельеварение у нас будет от дипломированного специалиста:) Еще одним предметом будет сказковедение, его будет вести Лена Карабанова. Проводя квесты, мы замечали, что часто дети не знают многих сказок, причем базовых, архитипичных. Мы будем рассказывать сказки и учить детей придумывать сказки. Для взрослых я, как кандидат психологических наук, могу сказать, что сказкотерапия — это мощный психологический инструмент, и мы будем использовать его в лагере. Ведь детям гораздо проще — да и взрослым тоже — прорабатывать какие-то проблемы в метафоричной форме.
— Не слишком много учёбы для летних каникул? :)
Е.Ш. — Сначала мы запланировали очень много всего: по три мастерские в день, по квесту на каждую прогулку, и так далее. Ни в чем себе не отказывали:) А потом мамы стали спрашивать, будут ли дети в лагере отдыхать, спать, просто сами играть. Мы поняли, что увлеклись и сели переделывать программу. Теперь в нее заложено время для свободной игры — в помещении и на улице, чтобы у детей была возможность переварить впечатления. И обязательно после обеда у нас будет что-то наподобие тихого часа: будет зона chill out, где дети смогут полежать-подремать, и будет зона для спокойной игры.
— Кстати об обедах — что у вас с питанием?
Е.Ш. — Горячий обед будет обязательно, плюс завтрак и сладкий полдник. Постараемся, чтобы хлеб, выпечка и молоко были домашними.
— Что еще будет в программе «Школы волшебников» кроме занятий?
Т.Ш. — Поскольку территория школы позволяет, у детей два раза в день будут длительные интересные прогулки с играми на воздухе. Мы обязательно сделаем что-то типа канатных лазалок, будет много подвижных игр по тематике волшебства.
— Я прочитала еще о субботних праздниках для детей и родителей, которые будут в «Школе волшебников». Что это такое?
Т.Ш. — Каждую субботу у нас будут турниры волшебства и увлекательные квесты, в которых сможет участвовать вся семья. Дети покажут там всё, что они наработали в течение недели. Обязательно в программе театрализованной деятельности будем готовить какую-то постановку: теневой театр, театр с живыми актерами или с куклами, которые дети сами будут делать.
Е.Ш. — Получается, дети сами будут готовить для родителей эти праздники. Мне очень нравится идея с квестом для родителей, где дети что-то спрячут, что-то придумают, а потом будут смотреть, как мамы и папы это разгадывают и находят.
— А дипломы об окончании будут? Экзамены?
Е.Ш. — Обязательно будут и экзамены, и дипломы.
— Есть какой-то FAQ для родителей по лагерю — про питание, часы работы, как добираться и всё прочее?
Е.Ш. — Да, на страницах «Школы волшебников» Вконтакте и в фейсбуке
Т.Ш. — Есть информация и на сайте лагеря, там же лежат фотографии с пробных квестов и с других наших праздников, чтобы было понятно, как мы работаем.
— А какой будет стоимость лагеря?
Е.Ш. — Цена за две недели — 18600 рублей. Обязательно дадим скидки для двоих-троих детей из одной семьи.
— Таня, квесты — твоя стихия; расскажи о своём опыте, о спектакле «Белая сказка», который вы показывали в Москве на Новый год, о квестах. И как это переплетается с тем, что ты по образованию психолог?
Т.Ш. — Формат квестов мне действительно очень интересен — продумать, запутать, загадать, добавить много мелких деталей, вызвать интерес, удивление, восторг! Конечно квесты — это не совсем психологическая работа, но психология там как бы вплетена внутрь. Это такая терапия сказкой, я бы сказала, жизнью в сказке. Глубокое переживание добра и чуда, которое остается с человеком на всю жизнь. Еще один психологический момент — деятельное отношение к жизни. Мы не развлекаем детей, мы приглашаем их к активному участию: сделать из плохого хорошее, исправить неисправное. В наших квестах, как правило, много экологической направленности: например, в последнем квесте дети спасали планету Кракозябра — очищали воду, учились сортировать мусор…
Что касается «Белой сказки», то пока это наш лучший проект с точки зрения пространства. Мы показывали ее в замечательном московском кафе «Море внутри», которое на время сказки преобразилось и на самом деле превратилось в сказку. Надеюсь, что «Школа Волшебников» будет еще более атмосферной. Мне интересно сделать сказку в большем масштабе — больше площадь, больше детей, больше времени, больше деталей.
— Тогда вопрос школе «Согласие» — почему вам захотелось квестов, захотелось сделать такой лагерь?
Е.Ш. — В этом году мы переехали в новое здание, у нас появилась отличная площадка, и мы подумали, что было бы здорово собирать на ней интересных интересные проекты и хороших людей. И мы начали проводить концерты, лекции, спектакли, потом познакомились с Таней и Дашей и начали сотрудничать с «Рукодельными праздниками», тогда и возникла идея лагеря. А наша идея с открытием площадки уже сработала — в этом году в школе много чего происходило, у нас побывало много людей, и, в частности, благодаря этому у нас сейчас очередь в детский сад и в первый класс. Конечно, это большая заслуга нового здания, потому что многих сдерживал фактор нашего предыдущего места. К тому же сейчас очень большой спрос на частные школы и сады.
— Реформы образования к этому располагают…
Е.Ш. — Да. А так как в «Согласии» процесс воспитания от процесса образования никогда не отделялся и, собственно, стоит во главе, поэтому к нам многие сейчас приходят. Даже переезжают из Москвы или из других районов Подмосковья, чтобы в нашу школу ходить, отдают нам своих двоих-троих детей в сад и в школу. Это очень здорово.
— Вы, родители, чем-то жертвуете, когда собираетесь вести лагерь? Не каждый же взрослый готов потратить отпуск на занятия с детьми вместо того, чтобы съездить на пляж в какую-нибудь Грецию, Турцию или Испанию…
Е.Ш. — Я бы не назвала это жертвой. Сделать интересный проект с хорошими людьми, заняться чем-то, что раньше не делал — это же интересно. На самом деле наша школа в это затягивает — мы делаем все эти творческие проекты, и у меня, у моего мужа, у многих родителей нашей школы стало больше творчества в жизни. Мы, например, организовали «Хоровую лингвистическую студию» и поем на разных языках. Выясняется, что у многих просто космические голоса, которыми мы толком не пользовались. А если у кого-то голос не космический, то наш педагог Оля Дубовская это исправляет с таким неистребимым оптимизмом, что сам начинаешь верить в себя:) У нас взрослые занимаются бальными танцами, ставят спектакли для своих детей, есть рукодельная мастерская. Сейчас мы с родителями ставим мюзикл по инициативе Оли Лучко. Премьера мюзикла будет 19 мая. Я иногда шучу: в силу возраста я не могу учиться в этой замечательной школе, поэтому мне приходится там работать:)
— Отвели, называется, ребенка в школу — и сами втянулись.
Е.Ш. — Да, такое хорошее сообщество у нас там формируется! Мы понимаем, что работа — это прекрасно, но есть еще большая и многоцветная часть жизни. И этот проект с лагерем — это один из таких цветных кусочков, которые нам тоже интересно делать для души.
Т.Ш. — Это же игра, такая классная игра! Зачем взрослые идут в квесты? Чтобы почувствовать себя кем-то другим, снять с себя привычный образ с работой, семьёй, рутиной. В «Школе волшебников» мы можем себе позволить поиграть — взять себе другие имена, другой стиль поведения. Я, например, в жизни более резкая, прямая, а мой образ мага будет наоборот, очень мягким. То есть это такая игра, от которой очень сложно, да и не нужно отказываться.
Кстати, квесты в Зеленограде сейчас очень хорошо идут, есть отклик — например, клуб «Центр внимания» тоже провел детский квест, скоро мы с ними будем делать совместный квест «Алиса в Зазеркалье», уже семейный. Поработать есть с кем. Зеленоград — город сознательных родителей, как я его называю.
— Думаете, Зеленоград отличается большим числом сознательных родителей?
Т.Ш. — Да, он отличается от Москвы, от других городов, где я была — именно очень мощным родительским активом. Родители очень легко сподвигаются на какие-то хорошие дела. «Ребята, давайте сделаем мини-регату! Я возьму лодку, мы с вами будем искать клад…» Родители раз-два — организуются: я могу сделать то, а мы можем это. «А давайте сделаем Новый Год для наших детей!» — «А давайте!». И в Москве, например, мои друзья-мамы говорят: «Ой, как у вас все здесь интересно, здорово организовано! Как у вас легко продвигать какие-то хорошие дела!» Потому что в Москве, как они утверждают, с этим как-то тяжелее, даже друг к другу съездить сложнее. Я сама из Омска и тоже не могу сказать, что там есть такой родительский актив.
Е.Ш. — Наверно, дело в том, что Зеленоград изначально был городом технической интеллигенции, и сюда до сих пор притягиваются какие-то такие люди. Здесь очень много приезжих, которые искренне любят Зеленоград, и тут постоянно что-то такое происходит. Я живу здесь третий год, и с каждым годом в него всё больше влюбляюсь — здесь есть всё, что я люблю: люди замечательные, инфраструктура, велодорожки, леса, кафе. И в Зеленограде есть наша школа-сад, что для меня очень важно.
Елена Панасенко