1
«Школа волшебников»: сказочные каникулы на факультетах Огня, Воды и Воздуха 15.05.2014 ZELENOGRAD.RU
«Школа Волшебников была основана в замке Штальгауз более 1000 лет назад. Она создана на месте магической лаборатории великого волшебника Штаймблвариуса, который многие сотни лет работал над созданием эликсира Исидас Мортум, дарующим вечную жизнь. По слухам, лаборатория вместе со всеми изобретениями Мага, до сих пор находится под замком. К счастью, еще никому не удавалось найти вход в нее. Каждый год Школа Волшебников приглашает детей, не лишенных магических способностей, обучиться основам магии и волшебства. Выпускники Школы получают дипломы и право использовать основы бытовой магии в повседневной жизни…», — так начинается приглашение в «Школу волшебников», которую впервые проведут этим летом проект «Рукодельные праздники» и Школа-сад «Согласие».

«Школа волшебников» — это лагерь дневного пребывания для детей 7-12 дет, который будет работать с 16 до 28 июня на базе школы-сада «Согласие» в посёлке Голубое под Зеленоградом. Подробнее о лагере, об уроках магии, о специальной сказочной атмосфере и о своём опыте работы с детьми Zelenograd.ru рассказали Татьяна Шиманская, руководитель проекта «Рукодельные праздники», и Евгения Шуенкина, координатор внеклассных проектов Школы-сада «Согласие».

Евгения Шуенкина, Татьяна Шиманская

— Чем «Школа волшебников» отличается от других лагерей?

Т.Ш. — Наш лагерь будет не только тематическим, большое внимание мы уделяем его атмосфере. Мы сделали уже много детских проектов, и по опыту знаем, как это важно — создать атмосферу, организовать пространство.

Атмосфера состоит из мелочей: дети получат приглашение — письмо с сургучовой печатью, на лестнице в подвал будет жить скелет, из стен будут вылезать тролли, охраняющие замок во время опасности. Детей будут вести старосты и маги, а не простые вожатые. У каждого мага своя легенда, свои волшебные атрибуты. Легенды — это еще одна из особенностей нашего проекта. Они ежедневно будут присутствовать в жизни детей. Точнее дети будут жить в легенде: здание школы это, на самом деле, древний замой Штальгауз, которому более 1000 лет, рядом с ним в пруду живут русалки, профессор Шима может наколдовать для детей прекрасные сны, а старосты, благодаря «заклинаниям», могут поделиться терпением или «дружинкой», и так далее.

Е.Ш. — Каждый день в школе будет что-то происходить. Например, утром на общем сборе выясняется, что разбито волшебное зеркало Директора Строгус — надо выяснить, что произошло! Дети отправляются в приключенческий квест и выясняют, что зеркало разбила кошка, а чтобы ее расколдовать, надо сварить волшебное зелье, а потом починить волшебное зеркало. Таким образом, весь день будет построен не как набор занятий, а как история, сказка, в которой участвуют дети. Лагерь с таким «волшебным» содержанием в Зеленограде появляется, кажется, впервые.

— Да, это не похоже на обычный лагерь, где детям просто предлагается набор кружков и секций…

Т.Ш. — В этом и есть особенность школы и других проектов «Рукодельных праздников» — создание пространства, другого мира, населенного различными существами и полного удивительных приключений.

— Число мест в лагере ограничено?

Т.Ш. — Да, у нас всего 35 мест для детей от 7 до 12 лет. Это оптимальное количество детей, чтобы вожатые и маги могли сдружиться с ними, чтобы всё было очень камерно и уютно — мы сторонники индивидуализированного подхода. Родители каждого ребёнка будут заполнять специальную форму, указывать все нюансы — вкусовые предпочтения детей, личные интересы или особенности, чтобы мы понимали, как создать для всех детей комфортные условия. Дети будут разделены на три группы — факультеты. Каждый из факультетов будет связан с природной стихией: Огонь, Вода или Воздух. У факультетов будут свои легенды, своя атрибутика, оформление класса. Каждый факультет курируют двое старост.

— Вы сказали, что с детьми будут работать маги и старосты. Насколько профессионально они будут это делать?

Е.Ш. — Магами в нашей школе будут работать люди, которые очень любят свое дело и занимаются им уже не первый год. Например, Ольга Лучко и Таня Шиманская — педагоги-психологи с большим опытом работы с детьми. Таня организовала уже не один лагерь, в частности, лагеря социального лидерства для подростков. В «Школе Волшебников» она разрабатывает программу, обучает вожатых, а летом она будет «психологической службой» лагеря — будет разрешать конфликты, поддерживать вожатых, помогать детям.

Т.Ш. — Как уже сказала Женя, помимо магов у нас будут старосты групп. Среди них будут девочки, которые учатся в школе аниматоров — мы их выбрали, посмотрев на пробных квестах. Поскольку я сама была ребенком, а потом была вожатой и организовывала лагеря, у меня критерий отбора такой: главное, чтобы вожатый умел чувствовать каждого ребёнка и мог увлечь детей за собой. Всем остальным вещам можно научить, а вот эта харизма, умение вести за собой, импровизировать на ходу и разрешать какие-то ситуации — эти вещи, конечно, первостепенные для вожатых. Так мы их и отбирали, и на квестах дети уже смогли с ними познакомиться. Еще двое девушек-вожатых пришли через родителей «Согласия», они близняшки — мы очень хотим как-то сыграть на этом в ролях «Школы волшебников». Они с большим опытом, работали в детских развивающих центрах. Обе учатся журналистике, и у них уже есть интересные идеи по созданию в «Школе Волшебников» собственной волшебной газеты: кто-то из детей будет фотографом, кто-то репортажником, и девочки готовы организовать это.

Е.Ш. — А еще вожатыми вызвались быть две девочки-старшеклассницы из школы «Согласие». Конечно, опыта работы с детьми у них немного, но зато есть прекрасный опыт учебы в вальдорфской школе — у нас ведь очень много всяких совместных мероприятий, в том числе и с нашим детским садом, и старшеклассники в них здорово помогают.

— То есть, у старшеклассников в вальдорфской школе по умолчанию есть опыт работы с маленькими детьми?

Е.Ш. — Да. Каждый год старшеклассники готовят спектакли для малышей и начальной школы, проводят елки, некоторые помогают воспитателям в саду.

Т.Ш. — На мой взгляд, в «Согласии» необычные старшеклассники — я поразилась, какие эти подростки уверенные и вместе с тем легкие в общении. И добрые. Подростковый возраст — непростое время, как правило, дети в эти годы «ершистые», в них много нигилизма. А здесь они настолько умиротворенные, без напряжения, уважительно и по-доброму относятся не только к старшим, но и к младшим. Думаю, за этим стоит большая работа педагогов.

— Какие роли в «Школе Волшебников» играете вы сами?

Е.Ш. — Я строгий-престрогий директор школы — у меня такой образ, и имя по легенде соответствующее — Южина Строгус. Я маг из Румынии и укротительница вампиров, хранитель Зеркала Сущности. Зеркало здесь неспроста — в «Школе волшебников» я буду вести стекольную мастерскую, будем с детьми делать разные штуки с цветными стеклами и зеркалами.

Т.Ш. — Я Шима Сомнум, заведую кафедрой сновидений. Могу управлять снами, своими и других людей. Лучший мой подарок — это полёт во сне, я дарю его незаметно самым лучшим ученикам. А в свободное от работы и снов время я занимаюсь магическим рукоделием: вязанием из нитей судьбы, вышиванием защитных знаков на носовых платках и выпиливанием волшебных палочек!

Маги «Школы волшебников»

— А что за предметы будут у «учеников магов»?

Т.Ш. — Каждый факультет будет проходить одни и те же «дисциплины», но с небольшими нюансами, согласно стихии факультета. Один из предметов — искусство перевоплощения, его будет вести Дорофея Мима (Даша Лукина), в переводе на привычные термины это театрализованная деятельность. Наш с Дашей опыт позволяет организовать эту деятельность так, что детям будет очень интересно. Ведь для детей искусство перевоплощения — это практически то же самое, что тренинги для взрослых: тренинг уверенности в себе, тренинг раскрытия своих способностей. Всё это можно провести для детей в игровой форме именно при помощи театрализованной деятельности.

Еще одним из основных предметов будет магия трансфигурации, её будет вести карельская ведунья Рува Хелла Лейпури — Ольга Лучко. Трансфигурация — это превращение одного предмета или материала во что-то другое. Проще говоря, это рукоделие, а в нём Оля настоящая волшебница.

Е.Ш. — Немаловажный момент, чтобы никто не пугался: у нас не будет каких-то языческих или магических культов. Когда мы говорим про магию, то имеем ввиду ощущение сказки, волшебства. То есть мы будем привычные предметы (рукоделие, театр, химия) подавать в сказочной форме (трансфигурация, перевоплощение, зельеварение).

— Вы не боитесь, что это будет недостаточно волшебным для детей — они будут ожидать, что все будет по-честному: заклинания и превращения? Все же видели, как это происходит в кино: волшебные палочки, говорящие корни мандрагоры и т. д.

Т.Ш. — Мы очень хотим показать детям: волшебство — внутри вас, и вы сами можете преобразовать мир без каких-то волшебных амулетов или волшебных палочек. У нас был очень хороший случай на пробном квесте этой весной: одному мальчику не терпелось быстрее всех заполучить «кожу дракона» для изготовления волшебного амулета. Вожатая подошла к нему и сказала: «Я вижу, что тебе не хватает терпения. Сейчас я прикоснусь к тебе, скажу волшебные слова и поделюсь с тобой терпением!» Она прикоснулась к нему, пробормотала на ходу придуманное «заклинание», и мальчик действительно после этого успокоился. Ну, чем не волшебство?

Е.Ш. — Да, могу сказать, что мы добились ощущения волшебства на двух пробных весенних квестах. Там мы работали с детьми практически без всего этого сказочного антуража, который задумали для летнего лагеря. Тем не менее, дети поверили в волшебство. Например, мы делали амулеты: брали два кусочка цветного стекла, клали между ними звездочки, перышки, прикрепляли бусины. Я говорила детям, что это опавшие звезды, перья Феникса, фигурки из корня мандрагоры, магические кристаллы, слезы единорога… Я сама в это верила в тот момент. Дети открывали рты. «А это кусок кожи дракона, он нужен тем, кто хочет быть более храбрым» — и все дети: «Ой, и мне, и мне нужно…»

Т.Ш. — А одна девочка сказала: «Нет, мне не надо!»

Е.Ш. — Да, ей нужен был цветок, собранный эльфом — для красоты:) И родители потом писали: «Дети прямо загорелись!» Для нас это был показатель: значит, всё получается, волшебство возникает.

Т.Ш. — Понятное дело, что будут и дети-скептики. Мне нравится с ними работать — интересно их вовлечь и увидеть, как ребенок раскрывается. Ведь что такое скептик? Это ребёнок, который не позволят себе вовлечься в игру из-за излишней взрослости, которую, к сожалению, навешивают на современных детей. С одной стороны, им не предоставляют возможности быть взрослыми, а с другой стороны, требуют от них этого раньше времени.

Е.Ш. — Кстати, у нас будут и действительно волшебные предметы даже для скептиков:) — например, зельеварение с дымом и «пшиками».

— Это какая-то начальная химия? Для этого тоже есть отдельный маг?

Т.Ш. — Да, вести его будет профессор Акира — Саша Гогин. Он, кстати, закончил РХТУ им.Менделеева — так что зельеварение у нас будет от дипломированного специалиста:) Еще одним предметом будет сказковедение, его будет вести Лена Карабанова. Проводя квесты, мы замечали, что часто дети не знают многих сказок, причем базовых, архитипичных. Мы будем рассказывать сказки и учить детей придумывать сказки. Для взрослых я, как кандидат психологических наук, могу сказать, что сказкотерапия — это мощный психологический инструмент, и мы будем использовать его в лагере. Ведь детям гораздо проще — да и взрослым тоже — прорабатывать какие-то проблемы в метафоричной форме.

— Не слишком много учёбы для летних каникул? :)

Е.Ш. — Сначала мы запланировали очень много всего: по три мастерские в день, по квесту на каждую прогулку, и так далее. Ни в чем себе не отказывали:) А потом мамы стали спрашивать, будут ли дети в лагере отдыхать, спать, просто сами играть. Мы поняли, что увлеклись и сели переделывать программу. Теперь в нее заложено время для свободной игры — в помещении и на улице, чтобы у детей была возможность переварить впечатления. И обязательно после обеда у нас будет что-то наподобие тихого часа: будет зона chill out, где дети смогут полежать-подремать, и будет зона для спокойной игры.

— Кстати об обедах — что у вас с питанием?

Е.Ш. — Горячий обед будет обязательно, плюс завтрак и сладкий полдник. Постараемся, чтобы хлеб, выпечка и молоко были домашними.

— Что еще будет в программе «Школы волшебников» кроме занятий?

Т.Ш. — Поскольку территория школы позволяет, у детей два раза в день будут длительные интересные прогулки с играми на воздухе. Мы обязательно сделаем что-то типа канатных лазалок, будет много подвижных игр по тематике волшебства.

Здание «Школы волшебников»

— Я прочитала еще о субботних праздниках для детей и родителей, которые будут в «Школе волшебников». Что это такое?

Т.Ш. — Каждую субботу у нас будут турниры волшебства и увлекательные квесты, в которых сможет участвовать вся семья. Дети покажут там всё, что они наработали в течение недели. Обязательно в программе театрализованной деятельности будем готовить какую-то постановку: теневой театр, театр с живыми актерами или с куклами, которые дети сами будут делать.

Е.Ш. — Получается, дети сами будут готовить для родителей эти праздники. Мне очень нравится идея с квестом для родителей, где дети что-то спрячут, что-то придумают, а потом будут смотреть, как мамы и папы это разгадывают и находят.

— А дипломы об окончании будут? Экзамены?

Е.Ш. — Обязательно будут и экзамены, и дипломы.

— Есть какой-то FAQ для родителей по лагерю — про питание, часы работы, как добираться и всё прочее?

Е.Ш. — Да, на страницах «Школы волшебников» Вконтакте и в фейсбуке

Т.Ш. — Есть информация и на сайте лагеря, там же лежат фотографии с пробных квестов и с других наших праздников, чтобы было понятно, как мы работаем.

— А какой будет стоимость лагеря?

Е.Ш. — Цена за две недели — 18600 рублей. Обязательно дадим скидки для двоих-троих детей из одной семьи.

— Таня, квесты — твоя стихия; расскажи о своём опыте, о спектакле «Белая сказка», который вы показывали в Москве на Новый год, о квестах. И как это переплетается с тем, что ты по образованию психолог?

Т.Ш. — Формат квестов мне действительно очень интересен — продумать, запутать, загадать, добавить много мелких деталей, вызвать интерес, удивление, восторг! Конечно квесты — это не совсем психологическая работа, но психология там как бы вплетена внутрь. Это такая терапия сказкой, я бы сказала, жизнью в сказке. Глубокое переживание добра и чуда, которое остается с человеком на всю жизнь. Еще один психологический момент — деятельное отношение к жизни. Мы не развлекаем детей, мы приглашаем их к активному участию: сделать из плохого хорошее, исправить неисправное. В наших квестах, как правило, много экологической направленности: например, в последнем квесте дети спасали планету Кракозябра — очищали воду, учились сортировать мусор…

Что касается «Белой сказки», то пока это наш лучший проект с точки зрения пространства. Мы показывали ее в замечательном московском кафе «Море внутри», которое на время сказки преобразилось и на самом деле превратилось в сказку. Надеюсь, что «Школа Волшебников» будет еще более атмосферной. Мне интересно сделать сказку в большем масштабе — больше площадь, больше детей, больше времени, больше деталей.

Весенний квест в «Школе волшебников»

— Тогда вопрос школе «Согласие» — почему вам захотелось квестов, захотелось сделать такой лагерь?

Е.Ш. — В этом году мы переехали в новое здание, у нас появилась отличная площадка, и мы подумали, что было бы здорово собирать на ней интересных интересные проекты и хороших людей. И мы начали проводить концерты, лекции, спектакли, потом познакомились с Таней и Дашей и начали сотрудничать с «Рукодельными праздниками», тогда и возникла идея лагеря. А наша идея с открытием площадки уже сработала — в этом году в школе много чего происходило, у нас побывало много людей, и, в частности, благодаря этому у нас сейчас очередь в детский сад и в первый класс. Конечно, это большая заслуга нового здания, потому что многих сдерживал фактор нашего предыдущего места. К тому же сейчас очень большой спрос на частные школы и сады.

— Реформы образования к этому располагают…

Е.Ш. — Да. А так как в «Согласии» процесс воспитания от процесса образования никогда не отделялся и, собственно, стоит во главе, поэтому к нам многие сейчас приходят. Даже переезжают из Москвы или из других районов Подмосковья, чтобы в нашу школу ходить, отдают нам своих двоих-троих детей в сад и в школу. Это очень здорово.

— Вы, родители, чем-то жертвуете, когда собираетесь вести лагерь? Не каждый же взрослый готов потратить отпуск на занятия с детьми вместо того, чтобы съездить на пляж в какую-нибудь Грецию, Турцию или Испанию…

Е.Ш. — Я бы не назвала это жертвой. Сделать интересный проект с хорошими людьми, заняться чем-то, что раньше не делал — это же интересно. На самом деле наша школа в это затягивает — мы делаем все эти творческие проекты, и у меня, у моего мужа, у многих родителей нашей школы стало больше творчества в жизни. Мы, например, организовали «Хоровую лингвистическую студию» и поем на разных языках. Выясняется, что у многих просто космические голоса, которыми мы толком не пользовались. А если у кого-то голос не космический, то наш педагог Оля Дубовская это исправляет с таким неистребимым оптимизмом, что сам начинаешь верить в себя:) У нас взрослые занимаются бальными танцами, ставят спектакли для своих детей, есть рукодельная мастерская. Сейчас мы с родителями ставим мюзикл по инициативе Оли Лучко. Премьера мюзикла будет 19 мая. Я иногда шучу: в силу возраста я не могу учиться в этой замечательной школе, поэтому мне приходится там работать:)

— Отвели, называется, ребенка в школу — и сами втянулись.

Е.Ш. — Да, такое хорошее сообщество у нас там формируется! Мы понимаем, что работа — это прекрасно, но есть еще большая и многоцветная часть жизни. И этот проект с лагерем — это один из таких цветных кусочков, которые нам тоже интересно делать для души.

Т.Ш. — Это же игра, такая классная игра! Зачем взрослые идут в квесты? Чтобы почувствовать себя кем-то другим, снять с себя привычный образ с работой, семьёй, рутиной. В «Школе волшебников» мы можем себе позволить поиграть — взять себе другие имена, другой стиль поведения. Я, например, в жизни более резкая, прямая, а мой образ мага будет наоборот, очень мягким. То есть это такая игра, от которой очень сложно, да и не нужно отказываться.

Кстати, квесты в Зеленограде сейчас очень хорошо идут, есть отклик — например, клуб «Центр внимания» тоже провел детский квест, скоро мы с ними будем делать совместный квест «Алиса в Зазеркалье», уже семейный. Поработать есть с кем. Зеленоград — город сознательных родителей, как я его называю.

— Думаете, Зеленоград отличается большим числом сознательных родителей?

Т.Ш. — Да, он отличается от Москвы, от других городов, где я была — именно очень мощным родительским активом. Родители очень легко сподвигаются на какие-то хорошие дела. «Ребята, давайте сделаем мини-регату! Я возьму лодку, мы с вами будем искать клад…» Родители раз-два — организуются: я могу сделать то, а мы можем это. «А давайте сделаем Новый Год для наших детей!» — «А давайте!». И в Москве, например, мои друзья-мамы говорят: «Ой, как у вас все здесь интересно, здорово организовано! Как у вас легко продвигать какие-то хорошие дела!» Потому что в Москве, как они утверждают, с этим как-то тяжелее, даже друг к другу съездить сложнее. Я сама из Омска и тоже не могу сказать, что там есть такой родительский актив.

Е.Ш. — Наверно, дело в том, что Зеленоград изначально был городом технической интеллигенции, и сюда до сих пор притягиваются какие-то такие люди. Здесь очень много приезжих, которые искренне любят Зеленоград, и тут постоянно что-то такое происходит. Я живу здесь третий год, и с каждым годом в него всё больше влюбляюсь — здесь есть всё, что я люблю: люди замечательные, инфраструктура, велодорожки, леса, кафе. И в Зеленограде есть наша школа-сад, что для меня очень важно.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Евгения Шуенкина
26 мая 2014
Просто нам интересны разные варианты. "На базе национальной культуры" мы уже работали, теперь хотим сделать что-то еще.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран