— Наталья, как пришла идея организовать речевые тренинги в Зеленограде?
Н.Р. — Как-то я прочитала историю Карлы Бруни, экс-первой леди Франции. Вступив в брак с Николя Саркози, она наняла преподавателя по светскому этикету и речи, чтобы соответствовать своему статусу и уметь достойно вести себя в любых ситуациях. Это натолкнуло меня на мысль найти такого преподавателя здесь — ведь эти умения нужны не только высопоставленным особам, но и многим «обычным» людям. Я начала искать преподавателя и обнаружила, что их либо нет вообще, либо они преподают в МГИМО, а в Зеленоград не поедут. В частном порядке это стоит огромных денег. Но год моих поисков увенчался таким сюрпризом. Я уже не чаяла найти преподавателя, который может это делать. И тут — и это действительно подарок судьбы, как любой преподаватель в нашей школе, — я совершенно случайно встретилась с Анной и поняла, что это тот самый человек, которого я искала. Позитивный, интересный, яркий и очень доступно объясняющий сложные темы, которые нужно понимать.
— Представлю Анну: преподаватель-тренер в области различных речевых дисциплин: риторики, ораторского мастерства, делового общения и так далее, для русских и иностранцев, в том числе. Работала в Институте русского языка имени А.С. Пушкина, университете Ниш в Сербии, Центре риторики и культуры речи «Златоуст» Риторической ассоциации и так далее.
— Анна, в чем суть и какова цель этого тренинга?
А.М. — В современном обществе существует большая проблема, которую мы все наблюдаем, — это падение общеречевой культуры. Все наши проблемы в быту, семье, на работе, в деловом общении связаны с речью. Мы везде говорим, обсуждаем, дискутируем и так далее — все это речь. Главное для нас — повысить уровень речевой культуры человека, а для этого существуют различные методики и техники.
В первую очередь, это совершенствование своих голосовых данных, так называемая техника речи. С чего начинается речь? Это наш голос, интонация, мимика и так далее. Человек должен работать над голосом, над интонацией, над своим дыханием; чувствовать свое тело, следить за этим. Этим мы занимаемся на первой ступени любого тренинга, будь то тренинг по семейной конфликтологии, деловое общение или этикет общения для детей.
И переходим собственно к речи, к русскому языку. Что мешает человеку выстроить свою речь правильно, разрешать конфликты, договариваться, в деловых переговорах участвовать? Отсутствие хорошего, богатого словарного запаса и умения им пользоваться. Нужно повысить свой словарный запас, но это не означает чтения словаря — можно научиться использовать слова, различные выражения. Человек должен распознавать форму общения, стилевые регистры, психологический тип человека, с которым общаешься. Поэтому я называю тренинги — «Занятия коммуникативно-речевые и психологические», правильно сказать так.
— Насколько тесно связана организация речи человека с его психотипом? Бывают люди с большим словарным запасом, но неуверенные в себе, им просто трудно говорить.
А.М. — Этому как раз помогает риторический практикум. Риторика — это искусство эффективной, красивой, убедительной, богатой речи. Действительно, неуверенность в себе — проблема. Плюс, возможно, какие-то дефекты, например, заикание.
Мы занимаемся, в первую очередь, дыханием, интонацией. Человек часто не знает, каков его настоящий, истинный голос. Его можно «достать» из человека. Зачастую человек раскрывается и впервые слышит, как он может говорить, какой у него голос, какие-то новые голосовые регистры появляются.
— А там и музыкальный слух обнаружится.
А.М. — Да, и это тоже. Все тренинги связаны непосредственно с музыкой, с актерским мастерством. Существует множество музыкальных упражнений, существуют и упражнения по актерскому мастерству — всё это я использую в своем творчестве.
— В вашем бизнес-тренинге есть психогимнастические упражнения — что это такое?
А.М. — Мы смотрим на психологический тип человека, говорим с ним, он рассказывает о себе; анализируем. Если это группа, то группа помогает анализировать. Но часто люди, бизнесмены, допустим, хотят заниматься индивидуально, такие занятия тоже есть. Потом занимаемся гимнастикой, то есть техникой речи. Это и есть психогимнастические упражнения, направленные на снятие напряжения, на раскрепощение, чтобы научить убедительно, красиво говорить, в любой ситуации найти ответ. Часто человек не может посмотреть в глаза и ответить — он начинает задыхаться. Вот это все психология, техника речи, они взаимосвязаны.
— Можно сказать, что на выходе будет не только хорошая артикуляция, но и уверенность в себе?
А.М. — Да. Например, часто обращаются люди с каким-то дефектом речи, чаще всего с заиканием. Это психологический барьер с детства — люди вокруг неправильно реагируют, обращают внимание, показывают пальцем, делают замечания. И родители тоже не понимают, что это небольшая проблема.
Часто встречаются деловые люди, у которых крупный бизнес, но они не уверены в себе. Переговоры предпочитают сами не вести.
— И политики иногда косноязычны…
А.М. — Это не только косноязычие, но и психологический барьер. Здесь важно показать, что каждый из нас личность, у каждого из вас свой риторический речевой портрет, и нужно найти свой ораторский образ, так сказать. Да — ты заикаешься, да — у тебя неправильное «р» или шипящие. Надо использовать этот дефект речи в свою пользу.
— Как можно в свою пользу использовать, например, шепелявость?
А.М. — Здесь помогает, как всегда юмор. У деловых людей часто не хватает чувства юмора. Например, мы занимаемся умением делать комплименты или произносить тосты. И говорим — попробуйте использовать свой дефект. Придумайте какую-то шутку об этом, тогда люди не обратят на него внимания. Они просто рассмеются и запомнят вас: «А вот помните, у которого со свистящими была проблема — как он пошутил интересно».
Бывает голос очень тихий, слишком тонкий или, наоборот, слишком грубый. Интенсивные занятия по технике речи помогают раскрыть голос. Может быть, тонкий голос сделать чуть ниже. Слишком низкий чуть-чуть повысить. Но я всегда говорю: «Если у вас тихий голос это не значит, что вас не услышат». Для этого есть риторика. Умейте правильно посмотреть, умейте правильно жестикулировать, преподнесите себя. Есть различные аспекты, которые нужно использовать.
— Такой тренинг можно рекомендовать и чиновникам. Часто они не умеют правильно общаться с людьми, говорить не казенным, а понятным языком.
А.М. — Стоит отметить, что современные чиновники, политики, особенно молодые, все это знают. Они видят, что есть такая проблема — общение психологическое, речевое, культура и так далее. У меня есть опыт проведения подобных тренингов в правительстве города Ульяновска: обратился Клуб молодых госслужащих из правительства, заместитель мэра Сергей Филиппенко и его помощники, просили позаниматься с ними речью. Также есть опыт проведения подобных тренингов в Астрахани. Там живет прекрасный специалист в области речи и риторики Чистякова Ирина Юрьевна.
Н.Р. — Если вернуться к детям, сегодняшняя наша задача — убрать слова-паразиты из детской речи. Честно скажу, я сижу на занятиях Анны как ребенок, широко открыв рот, потому что узнала для себя очень много интересных вещей. Помню, мы только познакомились, и после первого занятия я поехала на день рождения к подруге. Там сложилась конфликтная ситуация: были люди, которые немного выпили, стали приставать ко мне с какими-то глупыми вопросами, претензиями, явно пытались задеть. Я по характеру очень вспыльчивая, могу, что называется, с места устроить фейерверк. Но вспомнила, о чём говорилось на занятии, пять раз вздохнула, успокоилась и начала отвечать легкими нейтральными шутками: «Вам не нравится мое присутствие здесь? Мне очень жаль, но вам придется с этим смириться, не вы же меня пригласили». Таким выдержанным спокойным тоном. На следующий день подруга позвонила: «Ты была на высоте. Я тебя никогда такой не видела».
— Кстати, о словах-паразитах, когда человек не может без этой связки сказать элементарную фразу. Это тоже связано с неумением подумать прежде, чем сказать?
А.М. — Сейчас мы переходим к самому главному, наверное, вопросу — семейной речи. Мы все учимся говорить в семье. Да, у нас интернет, смартфоны, телевидение и так далее, но все-таки в первую очередь мы смотрим и слушаем своих родственников: родителей, бабушку, дедушку, старших братьев и сестер. За речью нужно следить, начиная с семьи, но об этом я чуть позже скажу.
Слова-паразиты — не очень, конечно, красивое выражение. Так называемые модные словечки, варваризмы, иностранные слова, мы все периодически используем, в том числе и преподаватели по русскому языку. Но нужно научиться кроме этих слов и другим, и вот тогда речевой образ человека меняется. Его речь меняется, она насыщается другими словами, которые вытесняют слова-паразиты. Опять же, этому понимает техника речи, занятия по ораторскому мастерству и публичные выступления. Мы читаем красивые тексты, слушаем различные диалоги и выступления политиков, бизнесменов и актеров. Слушаем, смотрим, анализируем — как они выстраивают речь, какие слова используют. Мы занимаемся русским языком: подбираем синонимы, антонимы к словам.
Допустим, слово «конечно». «Конечно» используется везде, интонационно оно звучит как «конечно-конечно-конечно». Это некрасиво. Есть ведь и слова «несомненно», «безусловно». Когда я занимаюсь с деловыми людьми, я им говорю: «Слово „безусловно“ — вводное, его надо запомнить и использовать». Когда вы скажете: «Безусловно, мы с вами согласны», с определенной интонацией, — договор будет подписан.
— Насколько связана письменная неграмотность с речью?
А.М. — Напрямую, поэтому на тренингах мы тоже этим занимаемся. Например, я даю какие-то письменные задания, и вот тут начинаются проблемы. Человек может выразить мысль, а не может написать — или наоборот. Я всегда говорю: «Когда вы держите ручку в своей руке и пишете, через ручку какая-то энергетика проходит по руке и приходит в мозг. И так получается, что вы лучше говорите и пишете грамотнее. Сами видите, запоминаете свои ошибки».
— Как отучить человека «экать» и «акать», когда тянут «э-э» или «а-а» перед словами?
А.М. — Только техника речи, дыхание. Почему человек экает? Он неправильно дышит. Мы все, в основном, неправильно дышим. Русский язык — как море, как волна, очень плавный, красивый, очень мелодичный. У нас во время речи работает все лицо: брови, глаза, нос, весь артикуляционный аппарат. Кроме того, мы дышим всей грудной клеткой, и живот нам тоже помогает, и руки, и ноги. Когда мы в движении, мы лучше говорим. Чтобы правильно двигаться, надо правильно дышать. Нужно правильно найти вот этот воздух, где он. И чтобы он хорошо и правильно циркулировал. Это помогает говорить без всяких «э-а-о».
— Насчет движения рук — некоторые люди свои слова всё время подкрепляют жестикуляцией, слишком машут руками.
А.М. — Когда очень машут, это не совсем верно. Что касается жестикуляции: существуют различные позы и жесты, которые помогают выстроить правильный диалог. Допустим, если один человек смотрит другому прямо в глаза, у него открытый взгляд — это очень хорошо. Если человек при этом немного улыбается, даже в деловых переговорах, — это тоже настраивает на доверие. Если ладони открыты — это тоже доверие. Если же человек прячет руки под столом, на коленях, закрывается, чешет ухо, голову — это все отвлекает, это неверные жесты. Кроме того, нам помогает спина и выбор правильной позы, когда мы сидим или стоим. Допустим, когда у людей важный разговор, как сейчас, например, — как раз я постаралась сесть так, как надо: ближе к краю стула, чтобы была опора на ноги. Тогда человек чувствует действительно себя сильнее и энергичнее.
— Какова специфика работы с детьми, в Zeffir-kids?
Н.Р. — Прежде всего, это помогает им стать увереннее в обычной жизни? Анна провела потрясающий тренинг, за который родители говорили «спасибо». Оказывается, о чем я не знала, — дети очень комплексуют из-за своих фамилий. И это, видимо, откладывается на всю жизнь. И Анна как-то нащупала ту самую веточку. И первое, что она убрала — комплексы из-за фамилий. А ведь это действительно очень важно. В школе ты слышишь свою фамилию несколько раз в день, и если она вызывает неприятные ассоциации, естественно, на ребенка это давит. Когда он становится взрослым, все равно это давление остаётся. И было очень интересно послушать, как выходить из неприятных, конфликтных ситуаций со сверстниками.
Также хочу заметить, что Анна — специалист в области семейной конфликтологии. Сейчас мало кто говорит о внутрисемейном общении, мало этим занимаются. Мне кажется, строить отношения внутри семьи очень важно, это наша спина, это наша опора и основа.
— Это уже семейная психология?
А.М. — Семейное общение, семейная психология, семейная конфликтология. Что такое семейная конфликтология? Это же не только речь. Это психология, социология, философия, история, филология.
Н.Р. — И, опять же, риторика.
А.М. — Да, риторика. Так называемая семейная риторика. Если вы с помощью речи поругались, с помощью речи попробуйте помириться.
Правила и специфика семейного общения — это новое наше направление. Проводим групповые занятия с родителями и детьми, мужьями и жёнами. Когда пара приходит, мы занимаемся речевыми упражнениями. Мы говорим, даются совместные задания, какие-то игры проводятся. Они видят друг у друга новые стороны, и это очень интересно, это действительно помогает выстроить более гармоничные отношения. Сблизиться, вместе разрешить какую-то конфликтную ситуацию.
Пока в России не написано книг, учебников по этому вопросу. Есть замечательные книги американских исследователей по семейной конфликтологии; французские книги выходят. Замечу, что российская семья — это не французская семья, не американская семья, у нас все немного по-другому. Плюс, у нас много межнациональных браков, с такими парами я тоже работаю. Это же я описываю в своей диссертации, научном исследовании и надеюсь, что в скором времени будет и книга.
Н.Р. — Сейчас Анна преподает на базе Zeffir-kids, но мы начали набор на тренинги для взрослых в Зеленограде, комплектуем группы, по 6-8 человек. Поскольку это направление только начинается, мы хотели бы понять, что именно людям нужно и интересно. Допустим, мне было бы интереснее сделать упор на умение вести телефонные переговоры, в моем бизнесе это очень важно. А для кого-то важны другие умения — мы хотим получить обратную связь, чтобы выстроить программу тренингов. Мы пластичны и готовы к индивидуальному подходу, чтобы посмотреть, как это будет работать именно в Зеленограде. Кроме того, в сентябре планируется открытие еще трех филиалов, потому что это направление очень востребовано.
А.М. — Я работаю также в Одинцовском районе, на Рублевке, в «Москва-Сити», с русскими и иностранными бизнесменами. Также занимаюсь с детьми и провожу семейные консультации в области речи. Если говорить о формате тренингов, это могут быть индивидуальные и групповые занятия по риторике, публичным выступлениям, технике речи, деловому общению.
Все тренинги — это не просто практика. Мы также говорим об истории семьи: какой она была раньше, как она строилась, какие были правила, какова специфика нашей семьи, что такое современная семья. Давайте найдем проблемы, давайте их сравним, давайте попробуем найти решение. Посмотрим «Домострой» XVII века и напишем что-то новое, опираясь на то, что уже было. Нельзя разрушать традиции, надо использовать их с пользой, простите за тавтологию.
— Как попасть на тренинги?
Н.Р. — Можно записаться по телефону 8(916)903-41-15. Сейчас при наборе групп я буду уточнять пожелания, чтобы адаптировать программу под конкретных людей. Дальнейшие наши программы и тренинги будут уже программные, а пока мы готовы обсудить — что бы вам хотелось.
А.М. — Мы можем проводить занятия на базе Zeffir-kids, но возможны и корпоративные тренинги на территории клиентов, и индивидуальные занятия. Кроме того, сейчас появился новый вариант — это дистанционное обучение, с помощью скайпа, например. Часто у деловых людей просто не хватает времени на помещение тренингов, тогда можно учиться и дистанционно.