Столичный Департамент образования опубликовал ежегодный рейтинг образовательных учреждений по итогам завершившегося учебного года 2013/2014, составленный на основании данных о деятельности школ. Помимо тройки лидеров в него вошли зеленоградские школы 1353 (116 место), 1151 (139 место), 1150 (148 место), 1194 (160 место), 2045 (235 место), 1912 (316 место), 618 (337 место), 1739 (351 место). Всего в округе 19 образовательных комплексов, сформированных путём объединения школ за последние годы — в рейтинг попали более половины из них. В прошлом году в топ-400 было 16 школ Зеленограда, правда, тогда и общее их количество было другим.
По результатам рейтинга школы, занявшие места с 1-го по 20-е, получат грант мэра Москвы первой степени, с 21-го по 70-е — гранты второй степени, с 71-го по 170-е — гранты третьей степени. Так как лицей 1557 в этом году покинул первую двадцатку, он претендует на грант второй степени вместе с гимназией 1528 и школой 853. Еще четыре школы Зеленограда могут ожидать гранта третьей степени. Суммы грантов пока не известны — их должен объявить сам мэр Москвы Сергей Собянин на церемонии награждения школ.
Впервые рейтинг школ Москвы и гранты для его лидеров появились в 2011 году. Тогда из зеленоградцев дополнительное финансирование получили лицей 1557 (10 миллионов рублей), школа 853 и гимназия 1528 (по 5 миллионов рублей). В 2012 году уровнем выше (15 и 10 миллионов рублей), впервые грант получила также школа 1151 (5 миллионов). В 2013 году суммы грантов уменьшили наполовину и распределили на вдвое больше школ — в Зеленограде они достались лицею 1557 (7,5 миллионов рублей), сохранившему своё место, школе 853 (5 миллионов рублей), которая совершила значительный рывок вперёд, школам 1353, 1151 и гимназии 1528 (по 2,5 миллиона рублей). Школы имеют возможность расходовать гранты целиком по своему усмотрению и пускают их, как правило, на поощрение преподавателей.
В столичном Департаменте образования полагают, что рейтинг школ способствует расширению спектра и качеству образовательных услуг для москвичей и позитивной конкуренции между школами. На деле выходит, что в Зеленограде каждый год финансовое поощрение получают несколько и без того самых сильных школ округа, которые завоевали хорошую репутацию у жителей еще в дореформенные для столичного образования времена.
Как считали
Рейтинг составлен на основе данных о результатах деятельности школ, содержащихся в информационных системах Департамента образования. Всеми расчетами для рейтинга занимается Центр педагогического мастерства, а критерии и параметры утверждает экспертный совет — это данные об образовательных успехов учеников школ, которые приносят школе определённые баллы:
- ЕГЭ и ОГЭ — 1 балл за каждого ученика, набравшего не менее 220 баллов за ЕГЭ по любым трём предметам; 0,5 баллов за ученика, набравшего 190-2019 баллов; 0,25 балла за ученика. набравшего не менее 12 баллов по любым трём предметам ОГЭ.
- Олимпиады — 1 балл за каждого ученика-призёра Московской олимпиады или регионального этапа Российской олимпиады, 3 балла за каждого их победителя; 5 баллов за каждого ученика-призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады, 10 баллов за каждого его победителя.
- Результаты независимых добровольных диагностик — 0,01 балла за каждого ученика, преодолевшего установленный порог в общегородских диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах и в общегородских метапредметных диагностиках в 4-х классах.
- Работа школы с дошкольниками — 0,03 балла за каждого воспитанника, «осваивающего программу дошкольного образования в соответствии с установленными критериями».
Рейтинг формируется на принципах прозрачности и открытости, со школ не собираются никакие данные или заявки — все данные получаются из городских информационных систем и накапливаются там в течение всего учебного года, как сообщил Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства. Параметры рейтинга объявляют школам за год, а в конце учебного года каждая школа автоматически получает распечатку своих результатов, своеобразный их анализ и подробный расчет.
Новшеством нынешнего года стало снижение рейтинговых баллов школам за каждого удалённого с ЕГЭ выпускника — особое внимание к максимальной честности и прозрачности проведения ЕГЭ вообще было главным лейтмотивом выпускной кампании. «Помимо всех мер на экзаменах — металлодетекторы, общественные наблюдатели, видеонаблюдение — было принято решение о том, что за удаленных на ЕГЭ баллы школ по показателю ЕГЭ будут скорректированы по специальной математической формуле с учетом числа удаленных. Для нескольких школ это сказалось на месте в рейтинге, дало падение на 1-3 места и где-то даже стало причиной перехода школы на другой уровень грантов», — рассказал Ященко.
По его словам, система всех показателей сбалансирована, корректность их подтверждена статистическим анализом и совпадает с общественной оценкой школ — все школы заняли места, соответствующие их «народному» статусу, нет ситуаций, чтобы в «топ» попала школа с негативной репутацией. В самом «топе» плотность результатов очень высока, что говорит о высокой конкуренции за места в начале рейтинга, однако, пятёрка московских лидеров рейтинга осталась неизменной.
В этом году из первой 20-ки выбыли пять школ (в их числе оказался и зеленоградский лицей 1557), которые уступили места другим крупным комплексам, достигшим больших успехов за год — в том числе, новым лицеям при вузах, которые возникли по программе развития предуниверсариев, например, лицею при МИФИ.
Физический смысл рейтинга, «четыреста первые» школы и поощрение за инклюзивное образование
О деталях составления рейтинга и выводах, которые можно сделать из него, говорили на пресс-конференции Департамента образования.
Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы: «По сути, рейтинг — это оценка вклада каждой московской школы в реализацию важнейшей для города образовательной задачи — обеспечения массового качественного образования для всех юных москвичей. Хорошее образование можно было получать в некотором количестве школ всегда, но Москва — город с жителями в основном среднего класса, которые стремятся дать детям качественное образование».
Ефим Рачевский, директор Центра образования 548 «Царицыно» (выбывшего из 20-ки лидеров рейтинга): «Наша аналитика показывает, что у школы не стали хуже результаты, но в городе в целом повысилось качество образования. Появились новые лидеры, и это надо приветствовать. На мой взгляд, этот рейтинг стал привычным ориентиром. А появление крупных комплексов создает уникальную ситуацию — возникают школы без образовательных тупиков: ученики могут реализовать себя в совершенно разных направлениях.
Наша школа как раз завершила ЕГЭ с одним удаленным с экзамена учеником. Это свидетельствует о принципиальных корпоративных ценностях, логично теперь провести цепочку — от честного ЕГЭ к честной школе. Что и как я порекомендую делать своим учителям по итогам полученного места в рейтинге? В первую очередь, исходить из того, что дети, с которыми они работают, способны на большее, чем они предполагают — это самое главное».
Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ: «Сегодня рейтинг показывает, что Москве сейчас около 200 очень хороших школ и еще 200 школ с достаточно высокими результатами, где школьники активно участвуют в олимпиадах и значительная часть их сдает ЕГЭ на 220 баллов и выше — это гарантия для поступления в хорошие московские вузы уровня Бауманки, которых у нас примерно 15. Смысл рейтинга в том, что родители сегодня могут получать эту информацию о школах.
Вместе с тем, всего школ в Москве около 800, а публикуется топ-400. Но рейтинг дает нам в руки информацию и об устойчиво слабых школах, по которым надо принимать меры: не просто менять там директора, а давать гранты на подъем этих школ, ведь там тоже учатся москвичи, и мы не имеем права покрывать проблемы таких школ завесой молчания. Эти школы нуждаются в помощи, в том числе со стороны московских вузов — не только топовые школы должны получать от них классы и кружки».
— «Комсомольская правда»: Сделаны какие-то выводы — может, действительно надо что-то менять в таких школах?
— Исаак Калина: Стабильно находящихся внизу списка школ у нас нет, модернизация школ в первую очередь идёт снизу списка, и они исчезают. Так, в 2011 году были проведены мероприятия по их улучшению разного вида: смена руководства, включение в состав сильного комплекса, увеличение ресурса. В списке всегда будет кто-то последний — нужно, чтобы они понимали, что должны приложить большие усилия, а мы всегда готовы помочь. Должен сказать, что главное достижение рейтинга за годы его существования — а я вижу всех 800 его участников — в том, что у школ исчезли нулевые баллы, которые были 3-4 года назад: были школы с «0» по всем показателям. Сегодня таких нет, это уже динамика, и главная роль рейтинга — в обеспечении позитивной динамики всех школ города. И даже тем, кто привычно находится наверху рейтинга, приходится бороться за свое место, чтобы его удержать, «бежать в два раза быстрее, чтобы остаться на своем месте», как сказал великий писатель. Рейтинг даёт шанс школам, у которых есть хоть какая-то сильная сторона, и не даёт шансов тем, у кого их нет никаких. Четыре года испытания рейтинга, его постоянная модернизация как раз и нужны для того, чтобы любые школы Москвы, у которых есть возможность обеспечивать качественное образование по какому-то направлению, могли завоевать высокие места.
— «Российская Газета»: Результаты ЕГЭ в этом году в целом по стране были ниже прошлогодних. Зафиксировано ли было такое снижение в лучших школах рейтинга?
— Исаак Калина: Доля москвичей среди выпускников страны — чуть больше 7%. Мы проводили анализ, который показал, что доли московских «высокобалльников» среди россиян в этом году были выше этого показателя: среди получивших 250 баллов — около 18% москвичей, среди получивших 220 баллов -14%, с 190 баллами около 11% московских выпускников. То есть москвичам было легче конкурировать с иногородними абитуриентами при поступлении в вузы. В 2013 году при общих высоких баллах ЕГЭ эти доли москвичей были ниже, так что конкурентоспособность наших выпускников 2014 году выросла.
— Иван Ященко: Относительные результаты Москвы на ЕГЭ в этом году улучшились. Кроме того, в рейтинге в этом году дополнительно учитывался показатель числа учеников с 190-219 баллами ЕГЭ — за них школы получали по 0,5 балла. Это и есть математически просчитанная коррекция на эквивалентность результатов школ по качественному массовому образованию для сравнения с прошлым годом.
— Влияет ли на положение школы в рейтинге её участие в программе инклюзивного образования?
— Иван Ященко: Уже решено, что в следующем году в подсчет рейтинга будет включен показатель по работе с детьми-инвалидами. Они будут учитываться двумя способами: во-первых, каждый балл, который приносит ученик-инвалид на олимпиадах, ОГЭ, ЕГЭ, диагностике, будет умножаться на коэффициент финансирования, который установлен для соответствующей группы инвалидности (например, на 2 для инвалидов первой группы); во-вторых, каждый ученик-инвалид внесет вклад в мультипликативный коэффициент для школы — суммарные баллы школы будут умножены на коэффициент, пропорциональный числу учеников-инвалидов, которые в ней учатся. Таким образом мы одновременно оценим работу школы с детьми-инвалидами и будем стимулировать сильные школы работать с такими детьми. Мы хотим, чтобы дети-инвалиды были желанными в сильных школах, и школы были заинтересованы в достижении ими образовательных успехов.
Гранты за создание развивающей среды
Одновременно с рейтингом школ и поощрением их за образовательные достижения Департамент образования объявил о присуждении грантов мэра Москвы 50 образовательным организациям «за лучшие достижения в создании развивающей среды для обучающихся, обеспечивающей возможности их социализации и творческого развития».
Единственным зеленоградским обладателем такого гранта в размере 2 миллионов рублей стал Технологический техникум №49 — его включили в список 12 учреждений, показавших лучшие достижения в создании развивающей среды для студентов, получающих среднее профобразование.
Зеленоградские школы не попали ни в число 18 школ, награждённых за удовлетворение потребностей москвичей в получении качественного общего образования («динамично развивающие школы с наибольшим количеством переведенных из дошкольного отделения в первый класс»), ни в число 10 школ, награждённых по результатам участия в открытых социально значимых для системы образования города Москвы мероприятиях и конкурсах. Зеленограда нет и в списке 10 грантов для учреждений дополнительного образования — впрочем, большинство ДЮЦев округа на сегодняшний вошли в состав образовательных комплексов.
В этом году процедура отбора грантополучателей обновилась и стала беззаявительной — информацию об учреждениях брали из автоматизированных информационных систем, действующих в Москве, у организаторов конкурсов и иных мероприятий. «Это обеспечило повышение степени открытости и прозрачности процедуры отбора лауреатов грантов Мэра Москвы, исключение субъективности в оценке результатов деятельности образовательной организации. Новые правила обеспечивают единые походы к отбору лауреатов грантов Мэра Москвы за достижение высоких результатов в образовательной деятельности и лауреатов грантов Мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей среды», — отмечают в Департаменте образования.
За всё время вручения грантов мэра Москвы «За создание развивающей творческой социокультурной среды» с 2011 года их получали зеленоградская школа надомного обучения 367, входящая теперь в состав гимназии 1528, Дворец творчества, Детская школа искусств им. Дягилева, ряд школ и детских садов Зеленограда.
даже не для того, чтобы выбрать школу, а для того, чтобы сравнить - за год школа выросла, показала какие - то успехи в области образования и воспитания, или наоборот, пошла вниз.
Хотя, никому не секрет, что школы соревнуются и по показателям ЕГЭ, и по подготовке.
И это правильно.
Может назовете мне пару минусов и плюсов(!) ЕГЭ для школы, для вуза и для детей?
Интересно еще то, что же сейчас начнут говорить родители, когда введут по всех школах пятидневку?
Хотя, никому не секрет, что школы соревнуются и по показателям ЕГЭ, и по подготовке.
И это правильно
У нас была одна учительница, царство ей небесное, с удивительным свойством (ботанику преподавала) - очень многозначительно и с расстановкой умела говорить нелепую банальность.
Например, "огурцы едят неочищенными". Потом задумчиво-пристально смотрела поверх голов учеников, как-будто знала что-то особенное, потом на кого-то конкретно указывала, и ещё раз повторяла про те самые огурцы. И уже таким тоном обвиняющим, чтоб человек почувствовал себя незнайкой растерявшимся, что сам не дошёл до столь глубокого знания.
До сих пор вздрагиваю, когда беседую с некоторыми учителями школы. Как-будто все они поражены этим странным недугом - знать всё. И говорить уверенно.
Нобелевские лауреаты сомневаются.
Профессора смущаются, чуть спроси их не из своей узкой области.
Художники мечутся в муках поиска правильных пропорций.
А учительницы - как танки. Диву даёшься, как они уверенно несут содержимое учебника в массы :(
Профессора смущаются, чуть спроси их не из своей узкой области.
Художники мечутся в муках поиска правильных пропорций.
Помимо упёртых роботов, сплочённых в нерушимые педагогические коллективы, встречаются весьма порядочные и мыслящие люди)
Не может быть иначе)
В любой, даже самой кондовой поруке, найдётся слабое звено, и к ребёнку, жаждущему знаний, просочатся удивительные истины.
Например, о том, что жизнь намного симпатичнее и ярче любого учебника, утверждённого господином Ливановым и прочими учительскими авторитетами :)
Помимо упёртых роботов, сплочённых в нерушимые педагогические коллективы, встречаются весьма порядочные и мыслящие люди)
Не может быть иначе)
В любой, даже самой кондовой поруке, найдётся слабое звено, и к ребёнку, жаждущему знаний, просочатся удивительные истины.
Например, о том, что жизнь намного симпатичнее и ярче любого учебника, утверждённого господином Ливановым и прочими учительскими авторитетами :)
Я предвидела камни в огород моих сентеций о стандартизированности, упорядоченности и неизменности пед.подходов к преподаванию. Лень было писать, да и разъяснять очевидные истины на форуме - глупо.
Педагогическая рефлексия существует в жизни любого учителя, никто ее не отменял, и если обывателям кажется, что мы - учителя - механизмы, работающие по заданной изначально и впоследствии неизменной программе - это ошибочное мнение.
А смешивать порядочность и мыслительную деятельность в одном утверждении - это переводить разговор в плоскость пустого еслибизма, что учителям, к счастью не свойственно по большей части. На том и стоим.