Обследование началось в восемь утра и закончилось около девяти вечера. Все школы, детские сады, колледжи и вузы проверяли всего два кинолога с двумя служебными собаками — столько положено по штатному расписанию. В других московских округах в аналогичных проверках задействовано не более пяти кинологов.
Главная задача — проверить школу на предмет взрывчатки, а попутно кинолог смотрит, есть ли подозрительные предметы и не остался ли строительный мусор после ремонта. Служебная собака Феня (по документам она Казара, но откликается на домашнее имя) проверила все классы и помещения. Некоторые закрыты на ключ, но это не помеха. «У взрывчатых веществ — тротила, аммонала, гексогена, пластита — разные запахи, — объясняет Алексей Никонов. — Собака ловит „облако“ запаха даже за закрытой дверью». Если что-то учует, должна принять сигнальную позу — сесть или лечь, в зависимости от локализации запаха. Если это произойдёт, вызывают сапёров. Посторонние запахи собаке помешать не должны, они исключаются в процессе тренировок.
Фене 1 год и 8 месяцев, работает она около четырех месяцев, после сдачи экзамена. Второй кинолог, проверяющий образовательные учреждения в «новом» городе, работает с собакой, которой около восьми лет. Им же предстоит проверить все места массовых мероприятий перед Днём города, избирательные участки перед выборами в Мосгордуму, школы перед «последним звонком» и выпускными вечерами. Работы на целый день, днём — небольшой перерыв на обед и отдых. Если бы поступил сигнал, что какое-либо помещение заминировано, после его досконального обследования собаке надо отдыхать минут 40, пояснил кинолог. А сейчас она работает в фоновом режиме и пока не устала.
В зеленоградской кинологической службе 24 сотрудника, 18 из них кинологи. Служебные собаки работают по своим профилям: по следу, поиску наркотиков, взрывчатки, в патрульно-постовой службе. Это немецкие овчарки, малинуа (бельгийские овчарки) спаниели, ротвейлеры, лабрадоры. Искать взрывчатые вещества обучают все эти породы, кроме ротвейлеров — по своим качествам они не походят для таких задач. Тестируют ещё двухмесячных щенков, если годятся — начинают готовить их к службе. Экзамены они сдают примерно в полтора года. Служебные собаки содержатся в Центре кинологической службы в 8 микрорайоне, но некоторых живут дома у сотрудников — как Феня.
Каждые три месяца собаки проходят тесты, подтверждающие квалификацию, и обычно служат до восьми лет. Если животное теряет рабочие качества, его «увольняют» — списывают. У собак большая нагрузка, рассказал Алексей Никонов, — работа ненормированная, помимо плановых проверок случаются вызовы по звонкам о заминированных зданиях. Собака может быть уставшая или травмированная, а работать всё равно надо.
Фото: Центр кинологической службы
Полицейский-кинолог Наталья Косолапова — о службе и овчарке Ювентине
Фото Киселёва Владимира
Как правильно . . .