Школьные лабораторные классы, оснащенные по последнему слову техники в рамках Курчатовского проекта, презентовал 1 сентября зеленоградский лицей 1557 в здании бывшей школы 845 в 3-м микрорайоне, которая
открылась после
ремонта.
В школу перешли все старшеклассники лицея. Помимо обычных классов для изучения теории естественных наук их ждут отдельные лаборатории для практических занятий при изучении учебных предметов — физики, химии, биологии и географии.
Курчатовский проект - программа создания центров непрерывного междисциплинарного образования: Москва оборудует свои самые «продвинутые» школы лабораторными комплексами естественнонаучного профиля для проектной деятельности старшеклассников. В числе 37 столичных школ проекта — зеленоградские лицей 1557 и школа 853. Состав исследовательского оборудования для школьных «курчатовских лабораторий» определял специальный учёный совет с привлечением РАН. Инициаторы и идеологи проекта — столичный Департамент образования и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
В День знаний на экскурсию по новым лабораториям руководство школы пригласило почетных гостей: в ней приняли участие префект Зеленограда Анатолий Смирнов, зампрефекта по социальной политике Наталья Свиридова, глава Зеленоградского управления образования Анна Халева, а также ректор МИЭТа Юрий Чаплыгин.
Физика: эту лабораторию представляют молодые учителя — выпускники лицея и Физфака МГУ, которые вернулись в «альмаматер» уже как преподаватели
Практикумы тут будут в основном автоматизированные, на датчиках. «Оборудование позволяет делать все лабораторные работы курса школьной физики и изучать что-то сверх программы, мы будем захватывать часть университетского курса, — рассказывает педагог. -То, что обычно в школах проходят только в теории, мы будем пробовать и на практике. Например, вот установка для исследования изотермического процесса в молекулярной физике, с датчиком давления. Меняем объем поршнем — на экранах ученических компьютеров и на большой интерактивной доске сразу рисуются два графика».
На доске, кроме того, можно писать — даже пальцем. А таблица элементов Менделеева на стене умеет говорить
Химия: «Такая лаборатория — мечта каждого учителя химии: столы, на которых в любой момент можно провести эксперименты. Ребята, перед нами открываются такие возможности!..»
Столы для опытов, к каждому подведена вода и электричество, столешницы — керамические. Вообще специализированные классы разделены на две локации: обычные парты и блок специального оборудования
В распоряжении учителя — огромное количество оборудования и химических реактивов, есть прецизионные весы, муфельные печи — можно плавить стекло. Вытяжной и сушильный шкафы со специальной вентиляцией
Биология: аппарат гидропоники, таких в лаборатории четыре — чтобы сажать семена и наблюдать влияние на них различных условий
Среди оборудования — бинокулярный микроскоп револьверного типа
На занятиях планируют выделять и изучать, например, ДНК банана, проводить бактериологические исследования. В шкафах — стопки лабораторных наборов по темам, которые не входят в обычную школьную программу. На стенах -интерактивные доски с наглядными материалами по биологии
География: интерактивные столы с сенсорными поверхностями «говорят и показывают» материалы по теме урока — карты, видео, фотографии. Пока их три, а будет девять. За ними школьники будут заниматься группами или даже выполнять какие-то задания, соревнуясь командами — результаты работы команд можно одновременно отображать на экране
Интерфейс позволяет раскрашивать контурные карты или, например, смотреть видеоматериалы о разных уголках земли. Впрочем, что из этого нельзя сделать мышкой или узнать из Википедии?
Экран со специальным покрытием и проектор предназначены для показа 3D-видеозаписей, а ученикам раздают специальные очки
На стене класса — веб-камера, она позволит наблюдать за уроками и тем ученикам, которые заболели и остались дома
Среди оборудования есть астрономические модели, поскольку начала астрономии теперь включены в курс географии, и телескоп с электроприводом
«Учителя относятся к новому оснащению с некоторой опаской, но планов у них — море. — Говорит Екатерина Павлова, куратор реализации Курчатовского проекта в лицее 1557. — Мы хотим в перспективе связаться с вузами и пригласить их к сотрудничеству, для наших ребят это будет очень интересно. Сами „Курчатовские лаборатории“ создавались не только с целью углубленного изучения материала, но и чтобы донести физику до химиков и биологов, географию и биологию — до физиков и химиков, то есть, сформировать у школьников широкий естественнонаучный кругозор, каким обладают многие талантливые ученые. И учиться у природы тому, как переплетаются все эти науки на практике. Мы планируем использовать оборудование в урочное время, когда отдельные модули нужны для проведения лабораторных работ и подготовки к ЕГЭ. Но самое интересное — это использовать оборудование в проектно-исследовательской деятельности, когда задействован весь комплекс лабораторий».
Помимо новых лабораторий у учеников лицея будут и традиционные учебные классы — например, для физики предназначены 3 кабинета и 1 лаборатория, у химии, биологии и географии — по 2 кабинета, для теории и для практики.
Курчатовское оборудование будет доступно многим, планируется приглашать в лаборатории учителей и учеников из других его корпусов, разрабатывать дополнительные практикумы для школьников со всего Зеленограда. «В лабораториях МИЭТа такие занятия уже запущены, почему бы и нам их не запустить?», — считают в лицее.
Фото Владимира Киселёва
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме
Елена Владимировна замечательный специалист. Большого ей здоровья! Пускай в этом году у нее будет больше стобальников!
Начало положено. Лишь бы это не было просто рекламой префекту (см. фото).
Да уж, удивительно. Во времена моей учебы у нас на каждой парте в кабинете химия была раковина (и водопровод был), а в кабинете физики - на каждой парте по 2 розетки. В советское время и не в Москве. И без отдельного блока (как в институте) обходились.