23
Школа надомного обучения: дело о пропавших автобусах 19.09.2014 ZELENOGRAD.RU
С 1 сентября ученикам бывшей школы 367, в том числе детям-инвалидам, предложили добираться на окраину 8-го микрорайона Зеленограда общественным или личным транспортом — например, на инвалидных колясках.

Школа, которая специализируется на коррекционном обучении детей с серьёзными проблемами здоровья, стала с прошлого года подразделением гимназии 1528. И осталась без школьных микроавтобусов, которые раньше доставляли учеников со всех концов города — администрация гимназии с конца августа пыталась решить проблему, а родители писали петиции. Только сегодня временный автобус школе выделила система соцзащиты.

«Ищите возможности возить детей самостоятельно»

Восьмиклассник Эльдар Загладько с начала учебного года в течение трёх недель преодолевал путь к знаниям на коляске — пару километров по утрам вдоль дороги. «Пока сухая, солнечная погода, сын ездит в школу сам, — рассказала Zelenograd.ru мама Эльдара, Любовь Загладько. — Если пойдут дожди он просто не сможет попасть на уроки: колёса намокают, коляску со взрослым ребёнком становится очень тяжело передвигать, особенно в гору. Ни мне, ни ему самому с этим не справиться. Я сказала сыну, что не знаю, к кому мне еще обращаться за помощью — я уже отправила письма зеленоградскую прокуратуру, на сайт мэра Собянина, на сайт Департамента образования Москвы».

Мальчик учится в классно-урочном режиме, а не с учителями-надомниками — у Эльдара приобретенная травма спины после аварии, он очень активный и общительный, в школе ему интереснее и полезнее, чем дома, как считают родители. И до весны всё шло хорошо, но неожиданно школа оказалась недоступна.

«О том, что автобусов больше не будет, мы узнали в конце августа и сразу пошли к директору подразделения, — говорит Загладько. — Нам пообещали поискать выход и решить проблему. Родители предлагали проявить какую-то активность, но нас попросили никуда не писать и не жаловаться. В первых числах сентября прошло общешкольное родительское собрание, на котором мне и еще одной маме директор сообщила, что вопрос с автобусом решен — осталось уладить его расписание и собрать заявки. А через неделю позвонили и сказали, что школа не будет заниматься доставкой детей — «ищите возможности возить их самостоятельно». Не хочу больше никуда ходить и просить — это только постоянные унижения…"

Еще одна ученица, Зоя Щурова, тоже с 1 сентября пропускает уроки — у родителей не всегда есть возможность отвезти её в школу на машине вместе с коляской. Семья живет в новой части города, доехать до школы двумя автобусами с пересадкой нереально. Родители остальных детей-инвалидов, передвигающихся на колясках, предпочитают надомную форму обучения, но всё равно ученикам периодически нужно приезжать на некоторые уроки и занятия, на кружки во второй половине дня, на школьные мероприятия или олимпиады. Помимо «колясочников» здесь учится множество детей, которым тяжело передвигаться — с диагнозом ДЦП или серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, когда время от времени приходится пользоваться костылями.

«Безбарьерная среда» в «городе равных возможностей»

По утрам парковка перед школой забита автомобилями, на которых привозят учеников. Часть детей приезжает на автобусе 21 — маршрут у него недлинный: от Крюково до платформы Малино мимо 8-го и 9-го микрорайонов, поэтому пользоваться им большинству школьников приходится с пересадкой. Ходит автобус с интервалом в 15-30 минут. На нём же утром едут учиться студенты колледжа №49, расположенного на одну остановку раньше школы. Там занятия тоже начинаются в 9 утра, поэтому втиснутся в автобус на его немногочисленных городских остановках весьма непросто и здоровому человеку, не говоря уже о больных детях.

Нажмите, чтобы увеличить

До весны у школы было два стареньких микроавтобуса, которые привозили учеников из «старого» и «нового» города и развозили их по домам. Автобусы содержала школа, водителям платили зарплату — расходы приличные. За лето машины сняли с баланса: они отслужили свой срок и не соответствовали новым требованиям к транспорту для перевозки детей и детей-инвалидов.

«В декабре 2013 года были приняты новые нормативы по использованию автобусов, находящихся на балансе образовательных учреждений. — Пояснил Zelenograd.ru директор гимназии 1528 Андрей Слесарев. — Требования очень серьёзные: в автобусах должна быть спутниковая навигация, ГЛОНАСС, тахограф, контролирующий состояние водителя. Наши старые автобусы просто не могут быть допущены к перевозке детей».

Родителям отсутствие автобусов объяснили также недостатком финансирования: школьный бюджет к сентябрю оказался сильно урезан, исчезла индексация с коэффициентом около 4, которая раньше была у коррекционных школ — самого этого статуса больше не существует. Государство выделяет каждому образовательному учреждению подушевой норматив, на одного ученика-инвалида это 220 тысяч рублей в год, в два раза больше, чем на здорового ребёнка. Как оказалось, для школы, которая продолжает работать преимущественно для учеников с проблемами здоровья и развития, этого крайне недостаточно.

«Помимо финансирования причина ситуации может быть и в том, что по новым законам школа занимается только обучением детей, а не их перевозками и прочими непрофильными услугами, — комментирует ситуацию Александр Перфильев, председатель зеленоградского и московского общественных советов родителей детей-инвалидов при Департаменте соцзащиты. — Вроде бы, именно школа должна быть заинтересована, чтобы в неё попали ученики. Самими автобусами может заниматься и соцзащита или Департамент транспорта, но школа должна организовывать этот процесс. Департамент образования озвучивал нам и такую позицию: сегодня у школ есть стандартное финансирование и проектное финансирование; в стандартном никаких автобусов и прочих опций не предусмотрено. Если школа считает, что они нужны — она должна готовить некий проект, защищать его и получать дополнительные деньги. Возможно, это решение проблемы. Но по факту все школы пока работают по стандартной схеме, чтобы не делать всё в первый раз и не возиться с бумагами».

«Конечно, сегодня содержание автобусов должно быть уже скорее задачей города, а не школы. — Считает Татьяна Чаленко, глава общественного совета родителей бывшей школы 367. — Я знаю опыт других школ, которые могут это себе позволить, только имея прекрасных спонсоров. Мы хотим не жаловаться, а помочь школе. Общественный совет родителей готов подключаться к решению проблем, мы предлагали администрации использовать родительские связи. У нас закаленные родители, пережившие и детские реанимации, и больницы, они не испугаются писать и идти в любые инстанции, к любым чиновникам вплоть до мэра и президента».

По словам родителей, первым делом гимназия обратилась за помощью в структуры соцзащиты. Вспомнили и о «социальных такси«, которые действуют в Москве уже 10 лет — правда, именно в Москве, а не в Зеленограде. Зеленоградским родителям детей-инвалидов хорошо известно, что заказать такую машину из Москвы непросто, а ради 10 минутной утренней поездки в школу — это утопия. Известно и то, что у многих зеленоградских учреждений есть свои автобусы: в ЦСО и в реабилитационно-спортивном центре, у СРЦ «Крюково», у новых физкультурно-оздоровительных комплексов. Но все просьбы о помощи оставались безответными — до вчерашнего дня.

Автобус как способ спасения корррекционного образования

Устное распоряжение выделить школе автобус во временное пользование дал Владимир Петросян, глава столичного Департамента соцзащиты, на встрече с родителями детей-инвалидов. Встреча была созвана в срочном порядке после того, как сообщество родителей и специалистов отправило 15 сентября петицию «О проблемах коррекционного образования в стране и ситуации «sos» в Москве, требующей немедленного вмешательства» на имя вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец. В интернете петиция собрала более 5000 подписей. По указанию Ольги Голодец было назначено совещание для «разбора полётов» с участием Владимира Петросяна и Искаака Калины, руководителя Департамента образования Москвы.

Зеленоградские родители-активисты на совещание не попали — в последний момент списки приглашенных родителей были сильно урезаны. Но письмо из Зеленограда на встрече озвучили: со списком детей-инвалидов, которые не могут посещать школу из-за отсутствия автобусов, и с призывом к руководству города помочь директору гимназии 1528 решить эту проблему. «Наше письмо зачитали другие родители, и Владимир Петросян поручил выделить автобусы по линии соцзащиты, чтобы срочно обеспечить школе какой-то временный вариант», — рассказала Татьяна Чаленко.

Словесным обещаниям родители поверили слабо. Однако, сегодня директор гимназии подтвердил, что направил заявку в Департамент образования на новый микроавтобус с подъёмником, соответствующий всем современным параметрам для перевозки инвалидов-"колясочников». «Эта машина у нас появится недели через две-три, как пообещали в Департаменте. — Сообщил Андрей Слесарев. — Одного автомобиля, по нашим расчетам, будет достаточно. А на то время, пока машина к нам не поступит, детей будет обслуживать одна из машин Департамента соцзащиты. Мы составили график её работы, и сегодня автобус уже перевозил школьников».

Зачем ездить? Инклюзивное образование — в школе рядом с домом

С 2013 года, с введением в действие нового «Закона об образовании в РФ» в Москве и по всей стране внедряются идеалы инклюзивного образования для детей с инвалидностью и ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): все дополнительные услуги — особый режим, занятия с дефектологами и коррекционными педагогами, предписанные специальной медико-педагогической комиссией (ПМПК), лечебные и оздоровительные процедуры — должны обеспечить таким детям в любом детском саду или в школе города, куда бы они не пришли. Специальных коррекционных школ, какой была и школа 367, а также компенсирующих детсадов, лекотек и профильных логопедических, ортопедических или «глазных» групп официально больше не существует. Родители с документами ПМПК могут обращаться в любое учреждение по месту жительства или по своему выбору, где им обязаны предоставить необходимые условия. Однако, сами родители и эксперты говорят о том, что на деле это пока не работает.

Александр Перфильев: Проблемы, аналогичные «автобусной», у детей-инвалидов и их родителей есть сейчас и по другим вопросам. Да, государство выделяет на ребенка-инвалида большее подушевое финансирование, но мы видим, что за счет этих детей хотят «сэкономить» — пусть они учатся дома, к ним иногда приходят учителя, школам это выгоднее. Декларируется инклюзивное образование: «все дети должны учиться вместе», а на деле ни условий, ни желания это делать в обычных школах нет. Для надомников урезали все дополнительные занятия. На словах им говорят, что нет финансирования на надомное обучение, что учителя будут сокращаться.

Татьяна Чаленко: Руководство нашей школы сменилось после слияния с гимназией, новая администрация не очень знает нашу специфику, как её знала прежняя директор Ирина Сергеевна Матвеева, которая грудью защищала школу. Сейчас идёт очень сложная политика и пропаганда инклюзивного образования, при котором дети-инвалиды должны учиться в школе с обычными детьми. Но это красиво только в рекламе, где милый мальчик с сохранным интеллектом едет на инвалидной коляске в класс — на самом деле наши инвалидности гораздо страшнее. Не все учителя способны учить детей с проблемами и заболеваниями.

Моя младшая дочь ушла на надомное образование в школу 367 из другой зеленоградской школы — у неё заболевание опорно-двигательного аппарата и инвалидность. Когда я попробовала договориться об инклюзивном обучении, вооружившись всеми бумагами и постановлениями, в школе мне сказали: «Да, вы имеете на это право, но вы у нас единственные — может, вам все-таки лучше перейти в другое учреждение?» Но мы же столько учили языки, это школа прямо рядом с нашим домом! Я настаивала, и администрация согласилась — но с таким минимальным числом надомных уроков и часов… Ну, кто пойдет на дом? Ведь это такой же урок, как для 30 человек. А учиться в самой школе… Мой ребенок с костылями в период обострения заболевания просто не сможет подняться по лестнице и попасть в класс. Так что задача инклюзивного образования поставлена, но выполнить её сейчас невозможно. Не готовы ни дети, ни родители, ни учителя, ни школы. И финансирования на это нет.

Любовь Загладько: Наша школа — единственная в городе, приспособленная для «колясочников» и инвалидов: там есть пандусы, специальные туалеты, дети могут сами передвигаться. Её специально строили для таких детей — как можно было всё это развалить? Как можно было снимать с неё специальный статус, присоединять её к гимназии? Зачем гимназии — инвалиды? А альтернативы у нас нет. Да, рядом с домом стоит обычная общеобразовательная школа, но в ней ребенок не сможет доехать никуда дальше гардероба. Другой вариант — сажать ребёнка на надомное обучение. Но какая это будет учёба? Да, у нас в школе хорошие учителя и специалисты — но их сейчас сокращают. У учителей-надомников сильно снизились зарплаты… Нам на родительском собрании в начале года говорили: «Готовьте детей уже с 8-го класса, у них впереди госэкзамены, ЕГЭ, нужно сдать их хорошо, чтобы у школы были показатели, ведь мы соревнуемся за места в рейтинге!» А в итоге нам в эту школу и доехать не на чем.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Lyuba Korolyova
19 сентября 2014
ДОУЛУЧШАЛИСЬ!
Ольга Шилова
19 сентября 2014
да...горько читать...
Машка Сашковна
19 сентября 2014
Это точно! Доулучшались, дообъединялись.
Скажу как учитель, после объединения все стало только хуже. Наверняка раньше ваша школа занималась этой проблемой, а теперь целый образовательный комплекс, у которого денег на это нет. У него много других проблем и задач. У нас та же ситуация, не с транспортом конечно, но причина одна.

А вы пишите Драгункиной! Избрали же (правда не знаю кто, среди моих многочисленных знакомых и коллег таких не было), вот пусть решает вопрос. Пишите, звоните, добивайтесь.
Арина Москвичева
19 сентября 2014
Очень грустно. Минуя всё то, что все и так понимают - озвученный "город равных возможностей" (главное ведь озвучить), все те проблемы, что таким деткам и родителям уже пришлось пройти (зачем же создавать им еще сложности и расстраивать?).. - хочется попросить управленцев сохранять способность думать о людях как о людях, а не как о символах в отчетах, таблицах и диаграммах (которые иногда хорошо бы даже "подтереть ластиком").
Анна Николаевна
19 сентября 2014
А что будет зимой или в дожди ливневые и в гололёд?! В автобусе-то добираться в школу сложно-ученики ПТУ едут гурьбой весёлые, громкие, хулиганистые, автобусы битком. А на коляске...страшно, опасно и зимой нереально!!! Это у нас такая толерантность: к гомосексуалистам уважение, а к детям-инвалидам такое наплевательское отношение!!! А Смирнов молчит? Драгункину трясти как грушу тоже надо, надо звененть, надо звонить на телевидение, они сразу зашевелятся-100%, у меня сын ездит в школу на велосипеде, ему это быстрее, чем с пересадками из 14мкр ездить, но зимой снова на автобусе будет ездить. Мамочки, звоните на ТВ, никому, кроме нас, наши дети не нужны так как нам, школа защищает на словах, а та, что сейчас тем более, т.к. это уже не та школа-уникум, а "общага".
Антон Рrrrr
19 сентября 2014
Ну, вот как раз хороший повод обратиться ко вновь избранной депутатше Драгункиной и её Благовесту - пусть выделит немного денег на пару автобусов, делов-то!
Александр Перфильев
19 сентября 2014
Автобус сейчас дала СоцЗащита, до этого родители месяц просили сохранить автобус у администрации, потом написали в прокуратуру. В этот понедельник родители обратились в Совет родителей детей инвалидов facebook.com/SovetRoditeley . В среду обращение по автобусу и дополнительным занятиям озвучили на встрече с министром И.И. Калиной. В четверг автобус уже был. Пока его выделила зеленоградская соцзащита, через две недели обещают что у школы появится новый автобус с подъемником.

Отредактировано: 19-09-2014, 10:55
Благовест все деньги на памятник ветерану в Крюково потратил. Это важней, чем детям помочь, а Драгункиной после выборов уже наплевать
Александр Перфильев
19 сентября 2014
Родители, кто имеет отношение к школе №367 (которую присоединили к 1528), напишите какие проблемы есть еще. Желательно с фактами.
да что вы плачите! ведь теперь КРЫМ! в составе великой России! Я думаю за это можно и потерпеть немного, правда?

полностью воровскую и бандитскую власть. Неважно! Какой она нам всем великий подарок сделала! За это ворью можно все простить.

а Драгункина она хорошая - вы все злые и завистливые! Потому что сами не можете быть как Драгункина!
А я вам год назад ещё говорил, читайте книжку Кунгурова "Феномен Собянина". Там всё про успешный Тюменский опыт "улучшения", "укрупнения", "уплотнения" и т.д. и т.п. Так что можно было просто быть готовым к тому, чтобы оленездец не застал врасплох.
Александр Перфильев
19 сентября 2014
Два последних комментария вообще универсальные. Их можно под любым информационным поводом писать. Спасибо вам, Альт и Барри.
Хотелось бы, чтобы коллектив школы 367 был сохранен, учителей с опытом работы с детьми с ОВЗ в Зеленограде мало, к сожалению, идет повсеместное негласное сокращение зарплат, часов и ставок в школах. Вот об этом стоит писать редакции портала, а не о "показушных" лабораториях.
Елена Панасенко
19 сентября 2014
Marka 2, пожалуйста, факты сокращений - номера школ, имена или хотя бы специальности педагогов. Общие слова о сокращениях есть вот прямо даже в этом материале.
А о ситуации с образованием для детей с ОВЗ редакция портала писала еще год назад, гораздо раньше "показушных лабораторий": http://www.zelenograd.ru/news/10803/, http://www.zelenograd.ru/news/8801/, http://www.zelenograd.ru/news/8803/. Одно другому не мешает.

Татьяна Письменная
19 сентября 2014
В нашей 367 школе не понятная ситуация с кружками и секциями, на которые дети ходили после занятий. Говорят, что ещё октябрь будут существовать и всё. Учителя, которые вели кружки и секции говорят, что уже получили уведомления (сама я не понимаю что это за уведомления), и им (учителям) надо искать новую работу. Так что нашу школу на самом деле слили.
Вы и о директоре Каравеллы 2 года назад писали, и где она теперь...Любые, как вы говорите, "факты" отразятся на судьбах учителей с уведомлениями. В Зеленограде, очень "закрытом" городе трудно трудоустроиться в системе образования. Это работа журналиста, поняв общие намеки, найти скрытые факты (если вы понимаете, о чем я) и о них написать, запросить статистику у учреждений по сокращениям, наведаться на биржу труда, и взять интервью и т.д. и т.п., не мне, наверное, учить вас. А статьи о школах привилегированных создают впечатление, что все благополучно, и гордость должна наполнять горожан за наше зеленоградское образование.
Но ведь это не так. Вы поддерживаете миф о благополучии в системе, и поэтому меня возмущают "показушные и показные" во всех смыслах этого слова статьи.
История с куполом Дворца творчества тоже уже забыта, это, правда, мелочи по сравнению с тем, что все дополнительное образование переведено на платные рельсы с сентября этого года.
Два года, именно столько отводят главы московского образования на то, чтобы окончательно разрушить системы коррекционного и дополнительного образования. Да и школы, даже в таком как сейчас виде с группами ГПД, остатками психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов существовать не будут.
Через два года, боюсь, вы поместите подобную вышеприведенной статье о "конце" эпохи образования наших обыкновенных детей, только тогда уже поделать ничего нельзя будет.
И Зеленоград, заметьте, впереди всей Москвы в этом процессе.
нейман ольга
19 сентября 2014
Это работа журналиста, поняв общие намеки, найти скрытые факты (если вы понимаете, о чем я) и о них написать, запросить статистику у учреждений по сокращениям, наведаться на биржу труда, и взять интервью и т.д. и т.п
Марка, претензии к редакции не справедливы. Ваша тревога и боль понятны, но защищать образование можно только сообща.
Спасибо за приглашение на сайт всех учителей, попадающих под сокращение и шантаж.
Не секрет, что многие боятся рассказать про истинное положение дел в школах. Можно догадываться, за какие заслуги некоторые получают по 10-15 номинальных зарплат, а другие постоянно находятся под угрозой увольнения.
Показывайте, пожалуйста, почаще лица персонажей, назначивших себя руководителями. Кто бы спорил, если б в почёте ходили истинные педагоги, понимающие и мудрые, но всё чаще от сегодняшних завучей требуется лишь умело кланяться вышестоящим и держать подчинённых в черном теле. Чему может научить ребёнка педагог, обманывающий сослуживцев и питающийся в тридцать три горла за счёт их недооплаченного труда?
Это, господа, не капитализм, не рыночные эффективные методики, а банальное воровство.


Отредактировано: 20-09-2014, 08:10
Елена Панасенко
19 сентября 2014
Marka 2, лаборатории в лицее не миф, а факт, и сделаны они, думаю, для учеников, а не для показухи - хотя бы даже потому, что лицей совершенно не стремился ими похвастать, а мы просто хотели показать состав оборудования по Курачтовскому проекту. Это не было заказным репортажем. Что поделаешь, в лицее старшеклассники получили отличные кабинеты физики и химии, и микроскопы там стоят не в музее и не в кабинете директора. И это никак не обобщает розового и счастливого состояния абсолютно всех школ и детсадов в городе. Даже если вам так упорно кажется - это ваш субъективный личный миф.

Отсутствие автобусов у инвалидов - тоже факт. О других подобных фактах мы пишем гораздо чаще, чем о лабораториях, давайте я не буду искать ссылки и примеры. С мнениями экспертов, учителей, родителей, с запросами и статистикой - той, которую нам официально предоставляют.
Вы полагаете, учреждения с готовностью напишут нам число уволенных педагогов? Напрасно. В июне мы сделали рассылку запроса по ДЮЦам (бывшим) по теме ликвидации кружков на базе школ (по следам http://www.zelenograd.ru/news/11040/) - ответила половина учреждений, по существу и на все вопросы - 1-2.
Итак, статистика у нас хромает на обе ноги в своей доступности и достоверности. Личные доказательства и какие-либо примеры зачастую отсутствуют, так как заинтересованные и пострадавшие не хотят высказываться даже анонимно - и вы их в этом понимаете. А наша работа не в публикации субъективных и жареных домыслов и слухов на разные темы, какими бы актуальными они ни были. Иногда эта работа труднее и бесплоднее, чем хотелось бы.

По поводу купола Дворца - кем всё забыто, вами? Не далее как за это лето я несколько раз спрашивала администрацию ДТДиМ о судьбе обсерватории. Комментировать эту тему там отказываются в любом виде.




Елена Панасенко
20 сентября 2014
"Все дополнительное образование переведено на платные рельсы с сентября этого года", - пожалуйста, тоже факты.
Со своей стороны я знаю, что не всё. Во Дворце творчество масса кружков остались бесплатными. В бывш.ДЮЦ Восток - бесплатных около половины, по крайней мере официально. В школах продолжают действовать бесплатные кружки и доп.занятия по предметам, и бесплатные они на самом деле - я готова это утверждать о школе 853.
Какие у вас примеры уже наступившей тотальной платности?
Если удобнее, пишите в личные сообщения.
Кирилл Иванов
20 сентября 2014
Пока Собянин две ноги не сломает...
нужно осознать, что РФ в большой беде.
страна захвачено гебешниками. И многие не хотят это осознать.

Это бандиты+спецслужба.

Очень устойчивая система, держащаяся на куче мелких местных воров. Они крадут наш бюджет от сферы ЖКХ до воровства на олмипиадах..

Выборы они как в бою отвойвывают.

То есть ПО СУТИ страну захватила мафия.

Вот скажите - как стране скинуть это воровское ярмо, без назовем это мягко :) гражданского противостояния?

Ведь часть общества вовлечена в этот процесс и свои виллы и яхты отдать не хочет.

А большая масса (кто тонехорошо называет ее быдлом) верит ТВ который также захвачен.

А журнашлюшки на этом ТВ мы видим как легко продались.

Вопрос - что будет с этой не стабильной системой, когда то на чем - нефть, она держится, подешевеет значительно?
Гость Гость
20 сентября 2014
Хочется пояснить по дополнительному образованию по 367.
Благодаря зачитанному письму на встрече "Петросян-Калина", благодаря озвученным проблемам, проблема автобуса была решена мгновенна и передана Татьяне Потяевой (зам Петросяна) на контроль, а доп. образование и кружки оказались видимо профинансированными, на этот учебный год, и будут дополнительно еще платные введены.
Очень печально и горько что судьбы учеников и школы решаются с такими проблемами, нервотрепкой родителей-учителей-директоров... И удачно зачитанным письмом...
Анна Николаевна
24 сентября 2014
А ещё сделали дополнительные занятия по русскому и математике (к ГИА) по утрам! Не после уроков, что само собой разумеещееся, а наоборот, утром с 8 утра, когда и голова ещё сонная, и приехать надо ещё раньше (так уроки с 9-00). Моему сыну из 14 мкр надо выйти из дома в 7-15 утра, чтобы приехать к 8 в школу, т.к. пересадка в Крюково, значит, встать надо в 6 утра, чтобы умыться и проснуться. Отличная забота о детях с непростым здоровьем!
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран