Школа, которая специализируется на коррекционном обучении детей с серьёзными проблемами здоровья, стала с прошлого года подразделением гимназии 1528. И осталась без школьных микроавтобусов, которые раньше доставляли учеников со всех концов города — администрация гимназии с конца августа пыталась решить проблему, а родители писали петиции. Только сегодня временный автобус школе выделила система соцзащиты.
«Ищите возможности возить детей самостоятельно»
Восьмиклассник Эльдар Загладько с начала учебного года в течение трёх недель преодолевал путь к знаниям на коляске — пару километров по утрам вдоль дороги. «Пока сухая, солнечная погода, сын ездит в школу сам, — рассказала Zelenograd.ru мама Эльдара, Любовь Загладько. — Если пойдут дожди он просто не сможет попасть на уроки: колёса намокают, коляску со взрослым ребёнком становится очень тяжело передвигать, особенно в гору. Ни мне, ни ему самому с этим не справиться. Я сказала сыну, что не знаю, к кому мне еще обращаться за помощью — я уже отправила письма зеленоградскую прокуратуру, на сайт мэра Собянина, на сайт Департамента образования Москвы».
Мальчик учится в классно-урочном режиме, а не с учителями-надомниками — у Эльдара приобретенная травма спины после аварии, он очень активный и общительный, в школе ему интереснее и полезнее, чем дома, как считают родители. И до весны всё шло хорошо, но неожиданно школа оказалась недоступна.
«О том, что автобусов больше не будет, мы узнали в конце августа и сразу пошли к директору подразделения, — говорит Загладько. — Нам пообещали поискать выход и решить проблему. Родители предлагали проявить какую-то активность, но нас попросили никуда не писать и не жаловаться. В первых числах сентября прошло общешкольное родительское собрание, на котором мне и еще одной маме директор сообщила, что вопрос с автобусом решен — осталось уладить его расписание и собрать заявки. А через неделю позвонили и сказали, что школа не будет заниматься доставкой детей — «ищите возможности возить их самостоятельно». Не хочу больше никуда ходить и просить — это только постоянные унижения…"
Еще одна ученица, Зоя Щурова, тоже с 1 сентября пропускает уроки — у родителей не всегда есть возможность отвезти её в школу на машине вместе с коляской. Семья живет в новой части города, доехать до школы двумя автобусами с пересадкой нереально. Родители остальных детей-инвалидов, передвигающихся на колясках, предпочитают надомную форму обучения, но всё равно ученикам периодически нужно приезжать на некоторые уроки и занятия, на кружки во второй половине дня, на школьные мероприятия или олимпиады. Помимо «колясочников» здесь учится множество детей, которым тяжело передвигаться — с диагнозом ДЦП или серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, когда время от времени приходится пользоваться костылями.
«Безбарьерная среда» в «городе равных возможностей»
По утрам парковка перед школой забита автомобилями, на которых привозят учеников. Часть детей приезжает на автобусе 21 — маршрут у него недлинный: от Крюково до платформы Малино мимо 8-го и 9-го микрорайонов, поэтому пользоваться им большинству школьников приходится с пересадкой. Ходит автобус с интервалом в 15-30 минут. На нём же утром едут учиться студенты колледжа №49, расположенного на одну остановку раньше школы. Там занятия тоже начинаются в 9 утра, поэтому втиснутся в автобус на его немногочисленных городских остановках весьма непросто и здоровому человеку, не говоря уже о больных детях.
До весны у школы было два стареньких микроавтобуса, которые привозили учеников из «старого» и «нового» города и развозили их по домам. Автобусы содержала школа, водителям платили зарплату — расходы приличные. За лето машины сняли с баланса: они отслужили свой срок и не соответствовали новым требованиям к транспорту для перевозки детей и детей-инвалидов.
«В декабре 2013 года были приняты новые нормативы по использованию автобусов, находящихся на балансе образовательных учреждений. — Пояснил Zelenograd.ru директор гимназии 1528 Андрей Слесарев. — Требования очень серьёзные: в автобусах должна быть спутниковая навигация, ГЛОНАСС, тахограф, контролирующий состояние водителя. Наши старые автобусы просто не могут быть допущены к перевозке детей».
Родителям отсутствие автобусов объяснили также недостатком финансирования: школьный бюджет к сентябрю оказался сильно урезан, исчезла индексация с коэффициентом около 4, которая раньше была у коррекционных школ — самого этого статуса больше не существует. Государство выделяет каждому образовательному учреждению подушевой норматив, на одного ученика-инвалида это 220 тысяч рублей в год, в два раза больше, чем на здорового ребёнка. Как оказалось, для школы, которая продолжает работать преимущественно для учеников с проблемами здоровья и развития, этого крайне недостаточно.
«Помимо финансирования причина ситуации может быть и в том, что по новым законам школа занимается только обучением детей, а не их перевозками и прочими непрофильными услугами, — комментирует ситуацию Александр Перфильев, председатель зеленоградского и московского общественных советов родителей детей-инвалидов при Департаменте соцзащиты. — Вроде бы, именно школа должна быть заинтересована, чтобы в неё попали ученики. Самими автобусами может заниматься и соцзащита или Департамент транспорта, но школа должна организовывать этот процесс. Департамент образования озвучивал нам и такую позицию: сегодня у школ есть стандартное финансирование и проектное финансирование; в стандартном никаких автобусов и прочих опций не предусмотрено. Если школа считает, что они нужны — она должна готовить некий проект, защищать его и получать дополнительные деньги. Возможно, это решение проблемы. Но по факту все школы пока работают по стандартной схеме, чтобы не делать всё в первый раз и не возиться с бумагами».
«Конечно, сегодня содержание автобусов должно быть уже скорее задачей города, а не школы. — Считает Татьяна Чаленко, глава общественного совета родителей бывшей школы 367. — Я знаю опыт других школ, которые могут это себе позволить, только имея прекрасных спонсоров. Мы хотим не жаловаться, а помочь школе. Общественный совет родителей готов подключаться к решению проблем, мы предлагали администрации использовать родительские связи. У нас закаленные родители, пережившие и детские реанимации, и больницы, они не испугаются писать и идти в любые инстанции, к любым чиновникам вплоть до мэра и президента».
По словам родителей, первым делом гимназия обратилась за помощью в структуры соцзащиты. Вспомнили и о «социальных такси«, которые действуют в Москве уже 10 лет — правда, именно в Москве, а не в Зеленограде. Зеленоградским родителям детей-инвалидов хорошо известно, что заказать такую машину из Москвы непросто, а ради 10 минутной утренней поездки в школу — это утопия. Известно и то, что у многих зеленоградских учреждений есть свои автобусы: в ЦСО и в реабилитационно-спортивном центре, у СРЦ «Крюково», у новых физкультурно-оздоровительных комплексов. Но все просьбы о помощи оставались безответными — до вчерашнего дня.
Автобус как способ спасения корррекционного образования
Устное распоряжение выделить школе автобус во временное пользование дал Владимир Петросян, глава столичного Департамента соцзащиты, на встрече с родителями детей-инвалидов. Встреча была созвана в срочном порядке после того, как сообщество родителей и специалистов отправило 15 сентября петицию «О проблемах коррекционного образования в стране и ситуации «sos» в Москве, требующей немедленного вмешательства» на имя вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец. В интернете петиция собрала более 5000 подписей. По указанию Ольги Голодец было назначено совещание для «разбора полётов» с участием Владимира Петросяна и Искаака Калины, руководителя Департамента образования Москвы.
Зеленоградские родители-активисты на совещание не попали — в последний момент списки приглашенных родителей были сильно урезаны. Но письмо из Зеленограда на встрече озвучили: со списком детей-инвалидов, которые не могут посещать школу из-за отсутствия автобусов, и с призывом к руководству города помочь директору гимназии 1528 решить эту проблему. «Наше письмо зачитали другие родители, и Владимир Петросян поручил выделить автобусы по линии соцзащиты, чтобы срочно обеспечить школе какой-то временный вариант», — рассказала Татьяна Чаленко.
Словесным обещаниям родители поверили слабо. Однако, сегодня директор гимназии подтвердил, что направил заявку в Департамент образования на новый микроавтобус с подъёмником, соответствующий всем современным параметрам для перевозки инвалидов-"колясочников». «Эта машина у нас появится недели через две-три, как пообещали в Департаменте. — Сообщил Андрей Слесарев. — Одного автомобиля, по нашим расчетам, будет достаточно. А на то время, пока машина к нам не поступит, детей будет обслуживать одна из машин Департамента соцзащиты. Мы составили график её работы, и сегодня автобус уже перевозил школьников».
Зачем ездить? Инклюзивное образование — в школе рядом с домом
С 2013 года, с введением в действие нового «Закона об образовании в РФ» в Москве и по всей стране внедряются идеалы инклюзивного образования для детей с инвалидностью и ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): все дополнительные услуги — особый режим, занятия с дефектологами и коррекционными педагогами, предписанные специальной медико-педагогической комиссией (ПМПК), лечебные и оздоровительные процедуры — должны обеспечить таким детям в любом детском саду или в школе города, куда бы они не пришли. Специальных коррекционных школ, какой была и школа 367, а также компенсирующих детсадов, лекотек и профильных логопедических, ортопедических или «глазных» групп официально больше не существует. Родители с документами ПМПК могут обращаться в любое учреждение по месту жительства или по своему выбору, где им обязаны предоставить необходимые условия. Однако, сами родители и эксперты говорят о том, что на деле это пока не работает.
Александр Перфильев: Проблемы, аналогичные «автобусной», у детей-инвалидов и их родителей есть сейчас и по другим вопросам. Да, государство выделяет на ребенка-инвалида большее подушевое финансирование, но мы видим, что за счет этих детей хотят «сэкономить» — пусть они учатся дома, к ним иногда приходят учителя, школам это выгоднее. Декларируется инклюзивное образование: «все дети должны учиться вместе», а на деле ни условий, ни желания это делать в обычных школах нет. Для надомников урезали все дополнительные занятия. На словах им говорят, что нет финансирования на надомное обучение, что учителя будут сокращаться.
Татьяна Чаленко: Руководство нашей школы сменилось после слияния с гимназией, новая администрация не очень знает нашу специфику, как её знала прежняя директор Ирина Сергеевна Матвеева, которая грудью защищала школу. Сейчас идёт очень сложная политика и пропаганда инклюзивного образования, при котором дети-инвалиды должны учиться в школе с обычными детьми. Но это красиво только в рекламе, где милый мальчик с сохранным интеллектом едет на инвалидной коляске в класс — на самом деле наши инвалидности гораздо страшнее. Не все учителя способны учить детей с проблемами и заболеваниями.
Моя младшая дочь ушла на надомное образование в школу 367 из другой зеленоградской школы — у неё заболевание опорно-двигательного аппарата и инвалидность. Когда я попробовала договориться об инклюзивном обучении, вооружившись всеми бумагами и постановлениями, в школе мне сказали: «Да, вы имеете на это право, но вы у нас единственные — может, вам все-таки лучше перейти в другое учреждение?» Но мы же столько учили языки, это школа прямо рядом с нашим домом! Я настаивала, и администрация согласилась — но с таким минимальным числом надомных уроков и часов… Ну, кто пойдет на дом? Ведь это такой же урок, как для 30 человек. А учиться в самой школе… Мой ребенок с костылями в период обострения заболевания просто не сможет подняться по лестнице и попасть в класс. Так что задача инклюзивного образования поставлена, но выполнить её сейчас невозможно. Не готовы ни дети, ни родители, ни учителя, ни школы. И финансирования на это нет.
Любовь Загладько: Наша школа — единственная в городе, приспособленная для «колясочников» и инвалидов: там есть пандусы, специальные туалеты, дети могут сами передвигаться. Её специально строили для таких детей — как можно было всё это развалить? Как можно было снимать с неё специальный статус, присоединять её к гимназии? Зачем гимназии — инвалиды? А альтернативы у нас нет. Да, рядом с домом стоит обычная общеобразовательная школа, но в ней ребенок не сможет доехать никуда дальше гардероба. Другой вариант — сажать ребёнка на надомное обучение. Но какая это будет учёба? Да, у нас в школе хорошие учителя и специалисты — но их сейчас сокращают. У учителей-надомников сильно снизились зарплаты… Нам на родительском собрании в начале года говорили: «Готовьте детей уже с 8-го класса, у них впереди госэкзамены, ЕГЭ, нужно сдать их хорошо, чтобы у школы были показатели, ведь мы соревнуемся за места в рейтинге!» А в итоге нам в эту школу и доехать не на чем.
Скажу как учитель, после объединения все стало только хуже. Наверняка раньше ваша школа занималась этой проблемой, а теперь целый образовательный комплекс, у которого денег на это нет. У него много других проблем и задач. У нас та же ситуация, не с транспортом конечно, но причина одна.
А вы пишите Драгункиной! Избрали же (правда не знаю кто, среди моих многочисленных знакомых и коллег таких не было), вот пусть решает вопрос. Пишите, звоните, добивайтесь.
Отредактировано: 19-09-2014, 10:55
полностью воровскую и бандитскую власть. Неважно! Какой она нам всем великий подарок сделала! За это ворью можно все простить.
а Драгункина она хорошая - вы все злые и завистливые! Потому что сами не можете быть как Драгункина!
А о ситуации с образованием для детей с ОВЗ редакция портала писала еще год назад, гораздо раньше "показушных лабораторий": http://www.zelenograd.ru/news/10803/, http://www.zelenograd.ru/news/8801/, http://www.zelenograd.ru/news/8803/. Одно другому не мешает.
Но ведь это не так. Вы поддерживаете миф о благополучии в системе, и поэтому меня возмущают "показушные и показные" во всех смыслах этого слова статьи.
История с куполом Дворца творчества тоже уже забыта, это, правда, мелочи по сравнению с тем, что все дополнительное образование переведено на платные рельсы с сентября этого года.
Два года, именно столько отводят главы московского образования на то, чтобы окончательно разрушить системы коррекционного и дополнительного образования. Да и школы, даже в таком как сейчас виде с группами ГПД, остатками психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов существовать не будут.
Через два года, боюсь, вы поместите подобную вышеприведенной статье о "конце" эпохи образования наших обыкновенных детей, только тогда уже поделать ничего нельзя будет.
И Зеленоград, заметьте, впереди всей Москвы в этом процессе.
Спасибо за приглашение на сайт всех учителей, попадающих под сокращение и шантаж.
Не секрет, что многие боятся рассказать про истинное положение дел в школах. Можно догадываться, за какие заслуги некоторые получают по 10-15 номинальных зарплат, а другие постоянно находятся под угрозой увольнения.
Показывайте, пожалуйста, почаще лица персонажей, назначивших себя руководителями. Кто бы спорил, если б в почёте ходили истинные педагоги, понимающие и мудрые, но всё чаще от сегодняшних завучей требуется лишь умело кланяться вышестоящим и держать подчинённых в черном теле. Чему может научить ребёнка педагог, обманывающий сослуживцев и питающийся в тридцать три горла за счёт их недооплаченного труда?
Это, господа, не капитализм, не рыночные эффективные методики, а банальное воровство.
Отредактировано: 20-09-2014, 08:10
Отсутствие автобусов у инвалидов - тоже факт. О других подобных фактах мы пишем гораздо чаще, чем о лабораториях, давайте я не буду искать ссылки и примеры. С мнениями экспертов, учителей, родителей, с запросами и статистикой - той, которую нам официально предоставляют.
Вы полагаете, учреждения с готовностью напишут нам число уволенных педагогов? Напрасно. В июне мы сделали рассылку запроса по ДЮЦам (бывшим) по теме ликвидации кружков на базе школ (по следам http://www.zelenograd.ru/news/11040/) - ответила половина учреждений, по существу и на все вопросы - 1-2.
Итак, статистика у нас хромает на обе ноги в своей доступности и достоверности. Личные доказательства и какие-либо примеры зачастую отсутствуют, так как заинтересованные и пострадавшие не хотят высказываться даже анонимно - и вы их в этом понимаете. А наша работа не в публикации субъективных и жареных домыслов и слухов на разные темы, какими бы актуальными они ни были. Иногда эта работа труднее и бесплоднее, чем хотелось бы.
По поводу купола Дворца - кем всё забыто, вами? Не далее как за это лето я несколько раз спрашивала администрацию ДТДиМ о судьбе обсерватории. Комментировать эту тему там отказываются в любом виде.
Со своей стороны я знаю, что не всё. Во Дворце творчество масса кружков остались бесплатными. В бывш.ДЮЦ Восток - бесплатных около половины, по крайней мере официально. В школах продолжают действовать бесплатные кружки и доп.занятия по предметам, и бесплатные они на самом деле - я готова это утверждать о школе 853.
Какие у вас примеры уже наступившей тотальной платности?
Если удобнее, пишите в личные сообщения.
страна захвачено гебешниками. И многие не хотят это осознать.
Это бандиты+спецслужба.
Очень устойчивая система, держащаяся на куче мелких местных воров. Они крадут наш бюджет от сферы ЖКХ до воровства на олмипиадах..
Выборы они как в бою отвойвывают.
То есть ПО СУТИ страну захватила мафия.
Вот скажите - как стране скинуть это воровское ярмо, без назовем это мягко :) гражданского противостояния?
Ведь часть общества вовлечена в этот процесс и свои виллы и яхты отдать не хочет.
А большая масса (кто тонехорошо называет ее быдлом) верит ТВ который также захвачен.
А журнашлюшки на этом ТВ мы видим как легко продались.
Вопрос - что будет с этой не стабильной системой, когда то на чем - нефть, она держится, подешевеет значительно?
Благодаря зачитанному письму на встрече "Петросян-Калина", благодаря озвученным проблемам, проблема автобуса была решена мгновенна и передана Татьяне Потяевой (зам Петросяна) на контроль, а доп. образование и кружки оказались видимо профинансированными, на этот учебный год, и будут дополнительно еще платные введены.
Очень печально и горько что судьбы учеников и школы решаются с такими проблемами, нервотрепкой родителей-учителей-директоров... И удачно зачитанным письмом...