Уже год продлёнка — как услуга по присмотру и уходу за детьми — исключена из числа школьных услуг, за которые платит государство. Цены для родителей на пребывание учеников 1-4 класса в школе после уроков каждое учреждение вправе установить свои — по официальной версии решение о стоимости продлёнки принимает управляющий совет школы, общих директив и расценок не существует.
Такое право школам дал новый закон «Об образовании», вступивший в силу год назад, когда перспективы платной продлёнки впервые замаячили на родительских собраниях. Однако в прошлом учебном году столичное образование еще получало дополнительные бюджетные деньги, позволявшие делать продлёнку бесплатной или устанавливать символическую плату. С сентября все коэффициенты и дотации школам на любые услуги, кроме образовательных, отменены — финансировать продлёнку школы должны из своих источников или за счет родительской оплаты, сообщает газета «МК» со слов директора одной из московских школ.
По той же причине платными становятся и школьные кружки. С начала сентября зеленоградские школы опубликовали на своих сайтах или объявили родителям перечень платных и бесплатных услуг по дополнительному образованию. В состав некоторых образовательных комплексов вошли бывшие зеленоградские ДЮЦы, которые тоже активно развивают платное направление.
Впрочем, ситуация выглядит не так просто: помимо коммерческих в школах остаются и бесплатные внеурочные программы. Чиновники от образования делают шаг вперед и два шага назад в своих распоряжениях, стремясь избежать родительского протеста, а родители, похоже, окончательно запутаны и напуганы грядущими перспективами.
Школы: продлёнка пока бесплатна
«У нас остаются бесплатными группы продленного дня и группы тьюторского сопровождения, которые работают с детьми по специальным программам, — рассказали Zelenograd.ru в школе 609 (3 микрорайон, два начальных отделения). — Мы эту проблему решили, школа выделяет деньги на такие группы из своей субсидии и намерена сохранить такие услуги насколько возможно долго. Что касается кружков, то они есть и платные, и бесплатные, мы предлагаем родителям разные услуги по дополнительному образованию».
В школе 1151 (14 микрорайон, одно начальное отделение) продлёнка бесплатна для всех желающих 1-4-классников — родителям достаточно написать заявление. Из кружков есть бесплатная школа дошколят, кружок танцев и другие, число таких кружков в школе с сентября не сократилось, но платных — прибавилось. «Нам настоятельно рекомендуют вводить побольше платных кружков, но мы не урезали количество бесплатных, — говорят в школе. — В нашем районе большая часть родителей не имеет высокого дохода, мы не хотим лишать их бесплатных услуг, пока у нас есть такая возможность».
Гимназия 1528 (8 и 11 микрорайон, пять начальных отделений) пока сохраняет бесплатную продлёнку, но в перспективе она может стать платной: «Пока думаем, считаем. Скорее всего, продленка будет бесплатной до 15 часов, а после 15 часов за какую-то небольшую плату», — говорит директор гимназии Андрей Столяров.
Похожая картина в школе 1692 (10 микрорайон, одно начальное отделение) — продлёнка пока бесплатная и для всех. Для перевода её на платную основу требуется составить смету, обсудить её с управляющим советом. К этому подталкивает отсутствие финансирования — бюджетные деньги на группу продленного дня, как бюджетную услугу в рамках госзадания, в школу больше не поступают. Сейчас деньги на неё выкраивают из внутренних ресурсов школы, но вечно так продолжаться не может.
«В этом году притормозили с введением платы за продлёнку — сначала заставили директоров ввести оплату под предлогом того, что школа предоставляет лишь образовательные услуги, а потом приказали отменить её на волне возмущений родителей, — рассказывает представитель сферы образования, анонимно комментирующий ситуацию. — На сегодняшний день продленка до трёх часов дня включена в зарплату учителя начальных классов, он не может уйти после окончания уроков и работает до 15:00, разумеется, без повышения зарплаты. Потом все дети собираются в одну многочисленную группу до шести вечера с учителем, который якобы ведет кружок».
«Не надо путать бесплатные программы допобразования и платные кружки…»
В лицее 1557 тоже нет платных групп продленного дня, утверждает Татьяна Грабарник, директор образовательного комплекса лицея. По её мнению, директорам стоит подробнее разъяснять родителям суть вопроса.
«В новом законе „Об образовании“ говорится об услуге, которую оказывает школа в группах продленного дня — реализация дополнительных образовательных программ социальной направленности. Это означает, что педагоги занимаются своим непосредственным делом — обучают детей, занимаются с ними, а не просто „пасут“ их во второй половине дня без определенной цели. Подобные программы могут быть разными: программа здорового образа жизни, культуры питания, краеведческие программы, путешествия по своему району
Платный присмотр и уход, по словам директора лицея, может понадобиться, если родителям нужна помощь школы в другой ситуации — например, в лицее все дополнительные программы длятся до 16-18 часов, а родители хотят забирать ребёнка только в 20 часов, так как работают в Москве. Тогда школа может присмотреть за ребенком в эти лишние часы за плату. Но у родителей лицея пока не было подобных запросов. Кроме того, лицей готов предоставлять услуги по присмотру и уходу за детьми в выходные дни и уже объявил об этом родителям — но это предложение оказалось тоже не очень востребованным.
«Причина всеобщего ажиотажа — непонимание ситуации, связанной с группами продлённого дня, — отмечает Грабарник. — Сейчас в школах есть возможности для расширении спектра образовательных услуг, в том числе на платной основе. Появляются новые кружки во второй половине дня, во время продленки, и право родителя — выбрать платные услуги или ограничиться бесплатной программой. Например, в корпусе 529 (МЖК) лицея ученики бесплатно ходят на уроки в бассейн, а во второй половине дня, во время продленки, для желающих организовано платное посещение бассейна. В корпусе 507 (отделение начальной школы) предлагаются платные уроки музыки после обеда. Важно понимать, что это не плата за группу продленного дня, а плата за дополнительные образовательные услуги. И подобных примеров в школах достаточно много, так и рождаются слухи о платной продленке».
В Москве: смута дошла до министерства образования и науки
Многие столичные образовательные учреждения с сентября объявили родителям цены за продлёнку, которые варьируются в зависимости от того, до которого часа дети остаются в школе: от 2-3 до 6-7 тысяч в месяц и больше. По разным школам бесплатная продлёнка сохраняется на два-три часа после уроков или действует для льготников, детей из социально-незащищенных и многодетных семей и детей других категорий. В некоторых школах продленку сделали, платной, а потом и вовсе отменили по каким- то причинам, например, после жалоб родителей на высокие цены. В других — объявили набор в одну группу на всю параллель классов, причем родители должны были предоставить подтверждение своего рабочего графика и невозможности забирать ребёнка домой.
Кое-где продлёнку сохранили только для первых классов, а кое-где она «стоит» только оплаты за платные обеды и полдники, которые для всех остающихся на вторую половину дня сделали обязательными. При этом сама продлёнка часто становится вынужденной, если школьные кружки и разные дополнительные занятия начинаются не сразу после уроков, а по расписанию продолжаются до вечера, а родители не имеют возможности забирать ребёнка на час-два из школы и потом приводить обратно. Оставаться же в школе «без присмотра» ученикам начальных классов не разрешают. Отдельная тема — приготовление на продлёнке уроков, которое местами оформляется как самостоятельная и тоже платная услуга.
К концу третьей недели учебного года вопрос стоимости продленки в Москве решил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов — он принял участие в селекторном совещании главы столичного Департамента образования Исаака Калины с директорами школ, сообщила «Российская газета». Продленка в школе будет платной, однако ее стоимость должна быть единой для каждого города, и не превышать разумных пределов, резюмирует издание.
«По закону об образовании школа имеет право брать плату за услугу по присмотру и уходу за детьми — по сути, это и есть продленка. Но этой возможностью стоит пользоваться только исходя из реальной ситуации, возможностей родителей, с позиции экономической и социальной целесообразности, — отметил Ливанов в ходе селекторного совещания. — Всё надо подробно объяснять родителям, причем не накануне учебного года, 30 или 31 августа в режиме: мы вам сказали, и так будет. По моим данным, еще ни одна школа не обращалась в Департамент образования за согласованием расценок за пребывание детей в группах продленного дня, следовательно, брать деньги за эту услугу никто права не имеет. Ни одной платежки еще не выписано и не оплачено, но если в каких-то школах это станет фактом, прошу учитывать наши рекомендации».
Министр поручил московскому департаменту разработать единый подход к определению стоимости продленки и тщательно контролировать величину сумм, а также провести разъяснительную работу с родителями, чтобы каждый из них точно знал, что их дети получат бесплатно, а за что школа попросит заплатить. Сейчас, по мнению Ливанова, мамы и папы находятся в полной растерянности из-за непонимания новых реалий.
Голосование за сохранение государственного финансирования продленки идёт на сайте «Российской общественной инициативы».
Капризные обыватели плохо представляют, что многие бонусы, подаренные их детям, являются истинно подарком от уважающих своё дело профессионалов с прежними моральными принципами. Некоторые выполняют свой долг просто из "любви к искусству".
Мир не без добрых людей. Для значительной части учителей педагогика является делом жизни. Директивы сверху скачут, как блохи, а дети и собственная профессиональная судьба стоит куда дороже.
Нет сомнений, пока у учителей и родителей есть силы, будут делать всё, чтоб дети оставались присмотрены и не подвергались опасности на улицах.
Даже если государство и его высокопоставленные представители скажут, что им не интересны дети.
Предполагаю, что за продлёнку учителя младших классов получают сущие копейки. Не путайте их труд с выпускным победным маршем на ЕГЭ: "А нам нужна всего одна победа! Одна на всех. Мы за ценой не постоим!"
Директора же школ, "оправдывая" очередное ноу-хау чиновников от образования, умалчивают о двух важных вещах, которым раньше в определенных САНПинами и наукой (детской и возрастной физиологией) рамках все же занимались на пресловутой продленке.
Это необходимый детям отдых от учебных нагрузок и детское здоровье.
Продленка была, теперь только такой глагол приходится употреблять, феноменом правильно структурированного дня школьника.
Время после школы - это не только занятия по интересам, это еще и грамотно распланированные часы, включающие прогулку, питание, приготовление уроков за определенно отведенное время и отдых от учебы, и даже, если кто-то помнит эксперименты с нулевичками (6-летками в первом классе), дневной сон.
Теперь об этом стоит позаботиться родителям. Не являясь специалистами ни в детском воспитании и обучении, ни в детской физиологии и медицине, для многих это будет непосильной задачей.
Но наши дети - наше будущее, каким оно будет, увы, теперь это только наша забота.
Предвосхищая возгласы типа - мы выросли и не пропали, и дети наши вырастут, скажу, что количество населения с сохранным здоровьем и интеллектом и качество этих самых людей - суть разные понятия. Надеюсь, понятно, о чем это я.
Может быть, при зарплате в 100 тысяч это и ничего. Или хотя бы 30 тысяч. Но увы, не у всех такие доходы, и не каждая семья имеет бабушку "на подхвате".