А.Э. — Алексей Алексеевич, какова обеспеченность Зеленограда торговлей и услугами? Судя по статистике департамента за 10 месяцев этого года, Зеленоград, с одной стороны, до нормативов не дотягивает, с другой — есть какая-то динамика. Значит, Алексей Алексеевич, вопрос по ситуации вообще в целом с обеспеченностью.
Будут ли какие-то прорывы, есть ли акценты, связанные именно с Зеленоградом?
— Зеленоград на фоне остальной Москвы выглядит намного лучше. В разных округах и ситуации разные, и динамика. Понятно, что Центральный округ перенасыщен торговлей и услугами по ряду объективных причин. Условно говоря, в Зеленограде коэффициент по обеспеченности жителей торговлей и услугами — почти 94%. Питание — 99,9%; практически 100-процентная обеспеченность бытовыми услугами.
У нас есть округа, где коэффициент не дотягивает и до 20%; есть и отдельные районы со своими сложностями. Поэтому делать в Зеленограде какие-то особые акценты, жесткий уклон в развитие определенных услуг, на мой взгляд, нецелесообразно. Розничная торговля на высоте, транспортная доступность любого предприятия намного выше, чем в Москве.
Скоро начнет работать «Леруа Мерлен», открылся магазин «Лента». Возможно, откроются еще какие-то гипермаркеты за пределами Зеленограда, которые при этом будут работать на округ в целом.
Ю.К. — Если нет реальной потребности в новых магазинах, зачем их открывают? В 20 микрорайоне, например, скоро откроется очередной торговый центр с «Перекрёстком».
— Есть неравномерность развития — какой-то район перенасыщен, где-то магазинов не хватает. В 20 микрорайоне в любом случае должен быть какой-то торговый объект, потому что те магазинчики, которые находятся по периметру на первых этажах, не решают проблем шаговой доступности. И хорошо, что сейчас сетевики начали более активно себя вести. Не знаю, насколько это отразилось на Зеленограде, но в малых форматах — «Перекресток-экспресс, «Ашан» со своим «каждый день» «Фасоль» у «Метро» — они пытаются заходить ограниченным ассортиментом уже в помещения от 100 до 250 метров.
К сожалению, динамика последнего времени показывает, что спрос на коммерческую недвижимость снижается. Но в маленьком анклаве, где «варятся» все вместе, всё несколько проще. Предприятия знают своего посетителя, клиент знает, куда он пойдет. Понятно, что приходят и новые сети, та же «Азбука вкуса». Пока не знаю, как отзываются жители 5 микрорайона. От них было много жалоб на «Покупай», теперь, наверное, будут жаловаться на этот магазин.
А.Э. — К вопросу о сетевых магазинах: несколько лет назад префект говорил, что сдерживал, как мог, приход в Зеленоград крупных сетевиков. Но сейчас они заполонили округ. Какова ваша политика в плане поддержки местных несетевых небольших магазинчиков? Или — как сложится, как рынок себя поведет?
— Как показывает практика, рынок все равно себя отрегулирует. Обратите внимание на динамику развития сетей — в Москве достаточно неплохо подросли за последнее время. Несетевому магазину в разы сложнее выжить за исключением случая, когда помещение находится в собственности, не обложено какими-то мощными кредитами и есть постоянные клиенты.
А.Э. — Старый налаженный бизнес.
— Да, налаженный бизнес будет работать. Все, что в другом формате, в любом случае умрет. Многие арендодатели сейчас привязываются к валютному курсу, не хотят фиксироваться на каком-то определенном уровне цен.
Приход сетей, может быть, лишает Зеленоград какой-то уникальности. Люди привыкли к старым магазинам — они как бы «наши», «деревенские».
Мы долго боролись с той же «Пятерочкой» в 16 микрорайоне, с «Покупай» в 5 микрорайоне. С ними сложно взаимодействовать и решать проблемы. Начиная от уборки зимой, когда люди падают и ломают ноги возле магазинов, заканчивая жалоб на персонал, обсчёты и обвесы. Конечно, с сетевиками намного сложнее найти общий язык и власти, и жителям.
Но тенденция, даже имеющая некий негатив, неизбежна — на этом рынке выживает сильнейший.
Ю.К. — У нас всё ещё работает несетевой торговый дом «Зеленоград». По-моему, это последний в Москве формат универмага. Как он выживает с двумя большими помещениями?
— Действительно, единственный такой остался, если не считать, конечно, ЦУМ. Они молодцы, приватизировали в своё время помещение.
А.Э. — Это как раз пример налаженного бизнеса?
- Потапова сделала очень правильный шаг: во время приватизации разделила на коллектив все доли, акции. Они подписали серьезные договора: если человек уходит, то продает акции только в коллектив, а не «наружу», — поэтому их и поглотить достаточно сложно. Вот в том же «Доме быта» сейчас очередная война — один собственник выживает другого. Поэтому тот факт, что удалось сохранить универмаг, надо ценить. Я нечасто, но захожу туда: ассортимент хороший, товары разноплановые, на разный кошелек, что называется.
А.Э. — Крюковский рынок давно грозились закрыть, но никак не закроют. Насколько нам известно, по техническим причинам, из-за перекладки газопровода. Кажется, что его не закроют никогда. Напротив, он расширяется, появляются какие-то новые павильоны.
— Мы его закрываем уже, наверное, лет пять или шесть. Действительно, есть проблемы с газопроводом. Сначала город должен был сделать это за свой счет. В 2010 году, когда ситуация поменялась, стало понятно, что город этого делать не будет, а инвестор должен сам — за свои или привлеченные средства — провести эти работы. По большому счету, если Государственная Дума не примет закон о переносе срока закрытия рынков и некапитальных объектов, то к концу года он закроется. Там останутся два-три объекта, в том числе, мясной павильон. Капитальные строения останутся, все остальное должны будут снести.
Из 53 рынков в Москве около 30 будут вынуждены закрыться — об этом говорится в федеральном законе №172. Есть две позиции разных ведомств. С одной стороны, идёт речь о сокращении нецивилизованной торговли — то есть рынков. Рыночный формат в любом случае не отслеживается: ни объемы, ни товарооборот, ни приблизительные цены, ни налоги, которые они платят. С другой стороны, новые федеральные стандарты по конкуренции говорят о том, что субъекты, наоборот, должны нарастить объем рыночной торговли до 20%. В Москве сейчас этот показатель составляет около 18%, а три года назад — 21%.
А.Э. — Другой формат торговли — вендинговые автоматы. В Зеленограде от этого проекта отказались. Если не автоматы, то что, на ваш взгляд, может быть востребовано в округе? Может быть, магазинчики в подземных переходах, как сейчас открыли в центре Москвы?
— Зеленоград — это другой формат. Здесь все у всех на виду, и, конечно, есть не слишком обеспеченные районы — тот же 20-й. Или 16-й — «Мосхлеб» там одиноко стоит, выручают павильоны.
По большому счету, вендинг действительно может быть востребован там, где имеется большой пассажиропоток. С другой стороны, это малозатратная торговля: не надо ни отапливать помещение, ни держать там продавца. Стоит объект, сам продает, только успевай подвозить товар.
Честно говоря, я не в большом восторге от того, что предложили коллеги в этих аппаратах «Все сам» — такие большие черные гробы. Но зачастую они решают проблемы. Сейчас сокращается количество торговых точек; исчезли, например, табачные киоски, кто-то ещё уйдёт. В автоматах можно купить ту же бутылку воды, жвачку или памперсы — да всё, что угодно. Аппарат разрабатывали очень долго, и он получился неплохим. По мелкоштучности, разноформатности продаваемых объектов он уникален. Им сейчас даже заинтересовались итальянцы и англичане, потому что такой полноценно работающий автомат еще никто не сделал, — а у нас сделали.
Сейчас мы смотрим в рамках эксперимента, насколько он востребован. Это принципиальный подход — сначала протестировать. А не как раньше, когда обычно была «лужковщина»: поставим везде 500 штук и будет хорошо. Мы сейчас очень осторожно смотрим на эту ситуацию: поставили, попробовали, два-три месяца поработало, спросили, нравится или нет. Не понравилось — значит, это не нужно.
Тот же подход к автолавкам. Мнение двоякое: предпринимателям в целом нравится, все-таки оборот идет. Там продаются колбаса, рыба, овощи. Но такая автолавка хороша в квартале или микрорайоне, «обрезанном» магистралями; хороша там, где нет магазинов. Но одной колбасы недостаточно, люди все равно поедут в большой магазин, даже если он находится через три улицы.
То есть, люди все равно приспосабливаются — это та же история, что и с санкциями. «Нечего будет есть!» Еда-то есть; другой вопрос, что наша потребительская корзина меняется. Сыр будем покупать не швейцарский, ту же самую «Гауду», а возьмем какой-нибудь отечественный.
А.Э. — Актуальный вопрос для Зеленограда — близость Московской области. В Зеленограде с алкоголем по ночам всё строго, а через дорогу в Андреевке можно купить его в любое время. Департамент взаимодействует с областью, проводится ли работа по унификации требований к работе правоохранительных органов?
— Взаимодействие, конечно же, есть. Другой вопрос, что область больше рассчитывает на местную власть. Вот в Андреевке прошли выборы, и это задача как раз районной администрации. Мы очень плотно взаимодействуем с министром потребительского рынка и услуг Московской области Владимиром Посаженниковым — по похоронной отрасли, рынкам, алкогольной продукции, — но у него огромная территория. Москва компактна. В Москве работает опергруппа из десяти человек, которая каждый день вытаскивает от тысячи до трех тысяч бутылок. Это нелегальная продажа: либо без документов, либо без лицензий, либо без акцизных марок.
Александр Эрлих, Юлия Кравченко
В дурном сне никто не мог предположить, что СССР, страна социализма, станет строить "олигархический капитализм", где "хозяин предприятия" вообще может жить в другой стране, и владеть .."угольной шахтой" или магазином..
И все предприятия СССР сегодня бы сохранились..
С 1993 года после растрела Парламента все покатилось под откос..3 муд%ка нашли друг-друга - Ельцин, Хасбулатов и Руцкой.
Так вот теперь на 5 район на Мжк и прилегающие районы один нормальный и доступный обычным гражданам магазин - это АТАК в 3 районе, все!!
Жители жаловаться не будут на азбуку вкуса, они от цен дар речи потеряли)))
Рынок сам себя отрегулирует? Ситуация в Зеленограде намного лучше, чем в Москве? Чушь собачья! Да нет нормальных супермаркетов вообще. Как санкции ввели, жалким зрелищем стало смотреть на обнищавшие полки. Хоть их и стараются завалить 2-3 видами русско-белорусской продукции.
Наверное, сам далёк от Зеленограда, в принципе.
фото еще приличное взял из инета , но есть и оригинал
О как! Лужковщина, оказывается, плохая была. Да и слово-то какое - лужковщина-а-а! Эхом отдает "поножовщина" или еще что-то в этом роде.
Вот сейчас собянинщина - что очень хорошо?
При Лужкове для людей было очень много сделано: пособия и льготы москвичам разных категорий, вплоть до льготной оплаты детского сада; детские и спортплощадки, ЦСО открывались, бассейны строились, да МКАД наконец. А нынче? За 4 года правления я помню:
1) снос павильонов помню и замену их на серое убожество, которое абсолютно не востребовано, да плитку скользкую на остановках. А сколько крика в местных газетках было: цивилизованная торговля! все в одном стиле! Всё круто! А на деле??? Зато палатки Дмитрогорские почти все как одну под нож пустили, вот чем они мешали? Что в них нецивильного?
2) отмену московских льгот (например, за детский сад);
3) развал медицины;
4) уничтожение детских садов. Да-да, именно уничтожение как класс.
Стыдно Алексею Алексеевичу имя благодетеля в суе упоминать, да еще и так нелестно.