Модераторами дискуссии выступили Александр Эрлих, главный редактор Zelenograd.ru, и Елена Панасенко, журналист Zelenograd.ru.
Антон Севастьянов
руководитель зеленоградского магазина настольных игр «Мосигра»
Когда-то мой школьный друг, Егор, лепил великолепные фигурки из пластилина — у него это получалось действительно здорово и приносило определённую славу. Потом он пошел учиться в архитектурный институт на скульптора, и я завидовал ему белой завистью: у него было увлечение, следуя которому, он решил получить профессию. Так у него и вышло — конечно, он не очень известный скульптор, но он занимается тем, что действительно умеет, знает и любит.
Франшиза для старта с нуля — это оптимальный вариант
Сам я учился на экономиста в МАДИ, как меня туда занесло — до сих пор не понимаю. Потом работал в офисе, и это меня очень сильно удручало: я постоянно думал о том, что бы мне найти такое, чтобы и зарабатывать, и каждую минуту радоваться своей работе. Поиски затянулись лет на пять лет после института… И вот мы с моей девушкой, а сейчас супругой, увлеклись настольными играми: начали играть, ездили в магазин «Мосигра» на метро Белорусская. Поначалу мы не думали, что из этого можно извлекать какую-то прибыль — и вдруг получили предложение от «Мосигры» открыть франшизу и зарабатывать на этом деньги.
Франшиза именно для старта с нуля — это одна из классных идей, оптимальный вариант. Когда у тебя нет никакого опыта, поднять своё дело порой очень тяжело, почти нереально. Когда мы входили на этот рынок, мы, естественно, не знали его изнутри — знали только игры, в которые играли, но ничего не понимали в основных вещах, и франшиза дала нам возможность не заниматься, например, разработкой интернет-сайта или поиском поставщиков. С нами постоянно работал менеджер «Мосигры», который помогал нам. Ребята в центральной «Мосигре», в Москве, очень отзывчивые, позитивные, с ними одно удовольствие работать.
Открытие магазина в Зеленограде было очень тяжелым, пришлось пройти тридцать три круга ада: налоговая инспекция, подписание соглашения с «Мосигрой», с арендатором. Начальные инвестиции вместе с закупкой товара составили полмиллиона рублей — этого было достаточно для открытия магазина в 11 кв.метров, часть средств потратили на оборудование, стеллажи, кассу и полиграфию. Львиная доля пошла именно на товар, чтобы забить полки играми в нужном количестве. Открылись мы под Новый год и большую часть своих инвестиций вернули сразу.
Сейчас нашему магазину два года, он успешно работает, и не только благодаря продаже игр, но и из-за игротек, которые мы устраиваем — приносим куда-то игры, люди могу поиграть и получить удовольствие. Я считаю, моя жизнь вышла на новый виток, я действительно получаю удовольствие от работы. Тем, кто этого еще не испытывает, настоятельно рекомендую подумать, покопаться в себе и найти какие-то ответы.
Антон Трифанов
менеджер Per Vultus Glass
Наша команда работает по двум направлениям: школа оригинального жанра, где мы учим всех желающих контактному и классическому жонглированию, и показ шоу-программ — файр-шоу, шоу молний, иллюзионных шоу. Среди нас есть артисты, мастера своего дела, они же преподают в наших школах; вторая часть команды — менеджеры, я и еще несколько человек, которые взяли на себя весь процесс организации. Проекту уже два года, есть филиалы в КЦ «Зеленоград», в зеленоградской школе 1692 и в Солнечногорске, в Учебно-творческом центре «Светоч».
На любом фестивале наши ребята входят в толпу и начинают жонглировать — сразу собирается куча народа
Мы начинали как группа единомышленников, которые занимались контактным жонглированием и огненными шоу. Потом мы решили попробовать зарабатывать этим деньги: составили подробный бизнес-план по выводу нашего проекта на рынок Зеленограда и Москвы. Пришлось преодолеть много трудностей — прежде всего, не все люди знают, что такое оригинальный жанр, пугает боязнь нового. Серьезной проблемой была нехватка бюджета на начальном этапе, все средства мы брали из собственного кармана, спонсоров не было. Столкнулись и с государственной бюрократией, по многим вопросам приходилось очень долго ждать ответа или даже вовсе его не получать. Свои нюансы внесла и коррупция: куда бы мы ни подавали заявки на госсубсидии, везде уже либо было все поделено, либо предлагали дать откат — даже так.
Вокруг нас уже сложилось сообщество учеников и поклонников. В группе Per Vultus Glass Вконтакте около 1300 участников, там собираются все, кто увлекается оригинальным жанром, кому интересны наши шоу, фотографии и видеоролики. У оригинального жанра очень много фанатов. На любом фестивале наши ребята могут просто войти в толпу и начать жонглировать — сразу соберется куча народа, все будут смотреть, интересоваться.
Дмитрий Гурьянов
организатор и идеолог зеленоградских музыкальных фестивалей «Щепка», «Этнофест» (2011-2012 гг.)
Я программист-фрилансер, мы с друзьями всегда любили ходить в лес с гитарами. И однажды нам пришла в голову идея: «А давайте принесем пару колонок, поставим и послушаем, как это будет!» Получилось хорошо. На следующий год вместо 30 человек было 100, потом 200, в позапрошлом году больше 1000 человек посетило наш фестиваль, который стал одним из многочисленных подмосковных фестивалей.
Я считал аморальным брать деньги со своих друзей
Моя история не такая happy, как у других. Это не стало делом моей жизни, но очень сильно помогло мне отделить хобби от работы и сделать много полезных выводов для себя. Когда фестиваль начинался, мы жили этой идеей, нам нравилось его готовить, звать музыкантов, что-то организовывать, строить и приглашать людей. Но со временем это обросло большим количеством рутинной работы, и как-то неожиданно для себя я понял, что… если в 2006 году я получал удовольствие — играет живая музыка, люди радуются, улыбаются, — то в 2010—2011 году меня просто не было на опен-эйре как участника. В голове решался миллион задач сразу, это был большой фестиваль, и он стал реально тяжелой работой. У него сложилась своя публика; теперь стоит дать объявление, и приходит несколько сотен человек.
Вторая важная вещь, которую я понял — очень важно делиться с кем-то своим хобби. Не нужно держать свою идею при себе, никого не пускать в это пространство! Когда соорганизаторами фестиваля становятся другие люди (например, Дмитрий Шер), он получается гораздо лучше. Да, есть люди, с которыми трудно ладить. Когда мы делали его втроем — лебедь, рак и щука отдыхали по сравнению с нами! Мы постоянно ссорились, казалось, мне со всеми остальными людьми в этом мире легче находить общий язык, чем с кем-то из этих двоих. Но каждый переступал себя, никто всерьез не обижался, потому что делали одно дело.
Почему наш фестиваль не стал бизнесом и источником прибыли? Думаю, я просто на это не заточен. Есть люди, которые это отлично умеют, и на фестивале зарабатывать вполне реально. Но я бы не смог… У меня долгое время сидели в голове моральные установки вроде «плохо брать деньги со своих друзей», и музыкантам мы никогда не платили — «за деньги вы в других местах поиграете, а к нам приходите так!». Вопрос денег должен быть для человека расслабленным внутри, он должен понимать, что спокойно он может с ними оперировать…
Со временем и отношение к увлечению меняется. Мне по-прежнему нравится петь с друзьями песни под гитару, но я уже знаю гораздо больше о том, как сделать из этого фестиваль — и прежде чем влезать в большое мероприятие, подумаю: «Ну нафиг, столько всего делать…». Это многогранный жизненный опыт. После наших больших опен-эйров я понял, что для меня это чересчур, я заколебался геройствовать столько лет. Это часто в минус по финансам и всегда требует огромного количества сил, и физических, и моральных. Поэтому я решил: о’кей, будет правильнее, если я возьму только часть работы и буду чувствовать себя комфортно. Что я и делаю сейчас на наших фестах, а еще езжу помогать на другие фесты, тоже бесплатно.
Наталья Герасина
администратор клуба лучников Master Archery
У нас с мужем свой небольшой лучный клуб, он там тренер, я администратор. Я занимаюсь всей деятельностью клуба помимо тренировок и технических вопросов, которые касаются оборудования, его закупки и так далее — составляю расписание, занимаюсь рекламой, общаюсь с учениками, родителями, администрирую нашу страницу в интернете, обрабатываю фотографии со спортивных мероприятий. Вся организаторская работа — это моя стезя.
Повышаются доходы — повышаются и расходы, а в сумме ничего не меняется
А началось с того, что мы поженились, и я пришла в клуб как жена его основателя. В тот момент у мужа всё было в упадке после неудачного сотрудничества с одним его приятелем, и он мне сказал вскользь: «У меня есть страница Вконтакте…» Я говорю «Давай, сейчас сделаем!». Это было год с небольшим назад, сейчас мы уже имеем определенную известность в Зеленограде.
Что касается доходов, то, как говорится, это не те суммы, с которых надо платить налоги. Живем мы прекрасно — ведь для душевного спокойствия, чтобы жизнь была в радость, достаточно заниматься тем, что ты любишь. Можно это как-то развивать, но, если кто-то читал Роберта Кийосаки: если повышаются доходы, повышаются и расходы, а в сумме ничего не меняется. Надо как-то с умом подходить к развитию своего дела. Честно скажу: мы только начали, зарабатываем около 20 тысяч в месяц.
Ксения Карпова
начальник отдела клубных формирований и проектной деятельности Культурного центра «Зеленоград», дипломированный психолог, ведущий тренинговых программ
Когда-то в 2006 году мы с моим сокурсником создали event-агентство, в котором организовывали праздники и делаем это до сих пор в Зеленограде — именно это увлечение изначально приносило нам хороший доход, Праздники нужны всегда, они не теряют актуальности. Благодаря этому хобби мы оказались в КЦ «Зеленоград» — город увидел нас, наши проекты, которые связаны не только с детской анимацией или корпоративами, это и социально полезные проекты, которыми мы сейчас здесь и занимаемся как проектный отдел Культурного центра. Так наше хобби перешло в государственную структуру.
Есть тенденция к государственной поддержке самых активных и инициативных проектов.
В этом есть плюсы и минусы, потому что работа здесь занимает очень много времени, и, естественно, бюджетная зарплата не сравнится с гонорарами за менеджерские услуги в event-агентстве. Положительные стороны — это потрясающая возможность заселить пространство Культурного центра интересными проектами; образно выражаясь, сломать бетонные стены между городом и людьми. Мы стали приглашать сюда разные городские сообщества, в том числе неформальные; почти все сегодняшние гости — наши друзья: школа оригинального жанра Per Vultus Glass живет здесь, «Мосигра» каждый месяц проводит у нас игротеки.
Сейчас есть тенденция к государственной поддержке самых активных и инициативных проектов. Придя в Культурный центр, мы начали участвовать в конкурсах на гранты и за год выиграли два из них (город разыгрывает гранты на 500 тысяч и на 1 миллион рублей). Один из этих грантов — на совместный проект «КУБ» («Культура, управление, базис») с зеленоградским клубным кинотеатром «Кинематограф». Это партнер КЦ «Зеленоград» в части арт-хаусных кинопоказов, которые мы каждый месяц будем организовывать для молодежи. Это хороший пример для всех, кто здесь сидит, как можно взаимодействовать с госструктурами. Конечно, трудностей было много, когда мы проходили все инстанции и заключали договора, ломали голову, пытаясь постичь науку взаимодействия с государством. Но я надеюсь, что у нас все получится, и проект «Куб» заработает, и «Кинематограф» получит грант — для них это тоже способ заработать на своём хобби, которое для кинотеатра уже давно обеспечивает прибыль.
Такие гранты разыгрываются два раза в год. Нужно следить за фондами поддержки инициатив, их очень много — просто нужно попасть в струю, знать, где найти нужную информацию и написав проект, заработать деньги. Мы в КЦ «Зеленоград» открыты и очень ждем людей с новыми инициативами. Я прямо здесь уже вижу один большой готовый проект, который можно было бы подать на субсидирование. И второй момент: у нас дважды в год будет проходить конкурс творческих инициатив — любой житель города может написать проект, мы его рассмотрим, оценим смету и, насколько возможно, поддержим.
В мае у нас прошёл первый такой конкурс, для нас не самый легкий, но некоторые его проекты уже запустились и работают как клубные формирования при Культурном центре. Так к нам пришли молодые люди, которые танцуют хип-хоп, один из них сказал: «Я педагог начальных классов по образованию, имею право заниматься с детьми, могу я написать проект хип-хоп академии?». Он написал проект, и сейчас академия действует. Я считаю, что подобные вещи можно делать в течение года хоть каждый день. Так к нам пришла и школа оригинального жанра Per Vultus Glass, которая теперь работает в стенах культурного центра, а мы все знаем, сколько стоит аренда помещения. Поддержка государства очень очевидна сейчас, и это очень хороший старт для таких проектов.
У нас есть экспертный совет, куда мы отправляем все программы, они их вычитывают, возвращают нам с поправками. Всё это достаточно сложно — это та самая бетонная стена, которую мы ломаем и будем ломать, но пока уйти от этого мы не можем. Как отбираются проекты? Трудно сказать, для каждого округа своя история, Зеленоград вообще особенный. Скоро мы получим результаты исследования, которое проводилось для нашего округа, и с удовольствием с вами поделимся — что же ждут зеленоградцы от учреждений культуры и что мы хотим предложить городу нового. В том числе при помощи компиляции идей всех наших активных инициативных городских сообществ.
Зрители и журналисты Zelenograd.ru задали участникам дискуссии свои вопросы.
— Хобби это здорово, но вы ставили цель, когда начинали своё дело — сколько вы хотите на нём зарабатывать?
Антон Севастьянов («Мосигра Зеленоград») - Мы всегда исходим из этого при расчете инвестиций, неважно, это инвестиции в рекламу или в расширение магазина. Всегда есть точка окупаемости, у нас есть средняя статистика по «Мосигре» — в среднем в нашем магазине один человек тратит на игры 1100 рублей. И вот мы выводим количество покупателей в день и примерно прикидываем, может ли наше место, наш город потянуть это. Если может — значит, мы выходим в ноль, а всё, что выше — наше. Бывали месяцы, когда мы уходили в минус, потому что спрос на наш товар довольно-таки сезонный. Бывали месяцы с большим плюсом. Но в среднем результат примерно равняется зарплате менеджера в Москве, 60-70 тысяч рублей в месяц. Если правильно располагать своими финансами, то на такие цифры можно рассчитывать. Сейчас у нас как раз планируется расширение магазина, посмотрим, что получится. Может быть, на следующей дискуссии я буду называть совершенно другие цифры.
— Фестивали, вероятно, труднее всего поддаются прогнозированию по прибыльности. Делались ли на них когда-нибудь такие прикидки?
Дмитрий Гурьянов - Фестивали поддается прогнозированию. И люди, которые делают какую-то часть фестиваля, например, кафе, как правило, планируют достаточно точные цифры. Но в целом всё сильно зависит от всяких форс-мажорных факторов типа погоды: запланировали фестиваль за месяц, а в нужные дни пошёл дождь и было в два раза меньше людей. Погода это непрогнозируемый фактор. Поскольку наш опен-эйр некоммерческое мероприятие, мы себе никогда не ставили план по заработку, где насколько отобьем и насколько заработаем. Только примерно представляли: где-то вроде должны были выйти при таком количестве народа. Но это, скорее, минус, мы — не пример. Наверное, коммерчески еще не доросли до того, чтобы мыслить в ту сторону. А когда я дорос, мне это уже перестало быть интересным, я передал финансовую часть другому человеку.
Наталья Герасина - Ставлю ли я целью заработать какую-то определенную сумму? И на этнофестивалях, и на нашем лучном клубе цель была совсем иная. Моя философия такова: в первую очередь надо любить свое дело, а не деньги.
— Залог успеха для ваших проектов — когда к вам приходят люди. С вашей точки зрения, зачем они к вам приходят, что ими движет, какую потребность они удовлетворяют? Самый простой мотив это любопытство, он сильный, но, увы, недолговечный: человек пришел, увидел и ушел. Но к вам приходят те, кто у вас задерживается. Почему?
Наталья Герасина - Когда ты занимаешься любимым делом с полной отдачей и стремишься достичь максимального уровня на своем месте, люди это чувствуют. И когда ты с ними честно работаешь, когда они чувствуют заботу о себе, а не отношение, что их используют как кошелек — они с удовольствием и готовностью вознаграждают честный труд. Я это говорю с абсолютной уверенностью, потому что по такому принципу работает наш клуб, и он держится и ширится. Конечно, он еще довольно молодой, но, тем не менее, это работает. Общий вопрос встречи — как заработать на хобби? Мое мнение: вот так. Если ставить себе цель только заработать денег — ну… Да, это рабочая схема, кто-то принимает ее для себя, кто-то нет. Лично я не принимаю.
Дополню Диму, как организатор зеленоградских фестивалей «Этнофест»: у нас на фестивалях была цель сделать душевное качественное мероприятие для людей, чтобы они пришли, порадовались, послушали хорошую качественную музыку, посмотрели на настоящие шедевры ручной работы, а не на китайский ширпотреб, который был на всех этих московских «Вареньях». Я участвовала в них, мне было стыдно, это был такой фарс! А наше стремление сделать качественное мероприятие в нынешних реалиях практически несовместимо с заработком. Если мы в своем маленьком личном клубе можем еще как-то заработать себе на жизнь таким образом, то на фестивалях это невозможно: площадь, сценическое оборудование, прочие затраты, участников надо кормить…
Вы знаете, ко мне в этом году пришли ребята, танцоры, они были так удивлены — «Это первый фестиваль, на котором к нам с таким вниманием отнеслись!». С ними не только согласовывали программу и извинялись, если их придется подвинуть, но еще и покормили. Они все меня благодарили, несмотря на то, что как раз с погодой нам не повезло, нас заливал дождь, иногда с градом, у кого-то промок товар. И я, конечно, очень переживала как организатор, но, тем не менее, люди были мне благодарны, видя заботу о себе. И это единственный критерий успеха, по-моему, когда ты занимаешься хобби.
Почему люди остаются? Вот потому и остаются! Они приходят по разным причинам, например, в наш клуб: у кого-то любопытство, кто-то хочет расширить кругозор, узнать для себя что-то новое. Кто-то приходит, насмотревшись кино: «Ой, я тоже так хочу, как в этом фильме!», или в книжке, такие романтические мотивы. Но остаются они как раз по одной причине: они видят душевное отношение. Да, мы могли бы сухо рассуждать: вот пришли люди, мы их потренировали, они нам заплатили и разошлись. Но мы так не работаем. Я думаю… зачем-то к нам эти люди приходят, так или иначе нас сводит судьба. Мы присматриваемся к каждому человеку, а не просто даем какие-то навыки — мы стараемся как-то улучшить их жизнь. Например, приходит к нам девочка, у нее проблемы в семье, и я это вижу. Мы как-то начинаем с ней сближаться, разговаривать о жизни, делиться чем-то… Казалось бы, можно просто заработать, но я так не живу, мне это не подходит. Это было бы просто неполноценно.
— Раньше охотники не говорили «мы идём охотиться на оленя» — они говорили «мы пойдем гулять», чтобы не спугнуть удачу. Надо ли так же относиться к деньгам при зарабатывании на хобби? Как считают все остальные? Особенно интересно мнение «Мосигры», ведь это чистый бизнес, магазин…
Антон Трифанов - Почему люди остаются, не уходят? По поводу нашей школы оригинального жанра могу сказать так: люди видят наше шоу, как наш Константин Холодный умеет вращать пои — и они хотят научиться этому сами, то есть это жажда знаний. И, конечно, поддержу, что общение играет действительно очень важную роль. Если бы наши преподаватели относились к ученикам просто как к клиентам, которые приносят деньги взамен на знания, это было бы неправильно. Конечно, общение, поддержка — это все у нас есть.
Дмитрий Гурьянов - У меня два основных потока общения на фестивалях: с организаторами-волонтерами и с публикой. Важнее общение с волонтерами — это люди, которые приходят к нам по очень разным причинам, иногда чуть ли не диаметрально противоположным: одни хотят получить удовольствие, а другие подарить его. И апогеем волонтерской работы бывают такие штуки: идет тусовка, все такие расслабленные, вот море, вот фестиваль большой, Северодвинск, все красиво… И в очередной раз, уже двадцатый за день: «Ребят, надо принести воды!» — 200 литров на себе, колоночка в 3 километрах, генератор 50 килограмм. И все такие «Yes!», встали и пошли. Знаете, там просто переворачивается мир.
Когда ты долго делаешь что-то бесплатно, в свое удовольствие, то начинаешь получать глубокий кайф от иррациональных вещей. Это правда, мы были счастливы от того, что мы так можем, а другие не могут. Вот эти вещи, которые люди в себе открывают — они такие простые, человеческие, в общем-то, и это сильно держит людей друг с другом, очень сильно, без денег. А вот с публикой всё сложнее…
Антон Севастьянов - Теперь с точки зрения торгашей :) Ну что поделать, мы такие. Вашу позицию, Наталья, я понимаю и разделяю ее даже на 100 и 200%. И всё равно мы вынуждены зарабатывать деньги, иначе как тогда держать магазин, платить арендодателю, платить за рекламу
Как мы относимся к нашим клиентам? Я сам лично из своего магазина выводил за руку людей, которым мы ничего не смогли подобрать. Лучше я ничего не продам человеку и скажу ему, где это поискать, чем заработаю на нем сейчас — 500, 1000 рублей — но он придет домой, откроет коробку с игрой, которая ему не понравится, и больше он никогда не зайдёт ни в один магазин настольных игр. Мы стараемся максимально понять потребности человека и удовлетворить их, если это получится, он вернется потом еще и еще. Порой я вообще думаю, что мы наркотиками торгуем, так часто к нам люди возвращаются; за два года мы создали очень большую клиентскую базу. Сейчас, в преддверии Нового года, я, если честно, не знаю, что будет — надеемся, что всего будет очень-очень много.
Вот так с точки зрения торговли, да, это немножко другое, здесь важен именно финансовый результат. И с Дмитрием я тоже согласен в плане хобби, тоже за собой это заметил. Если раньше для меня настольные игры были именно увлечением, то сейчас я не могу вспомнить, когда в последний раз играл в настольную игру. Когда занимался бухгалтерией — помню, когда делал макеты — помню, когда считал деньги — помню, когда работал в магазине, продавал игры — помню, а когда сам играл — не помню. У нас для знакомства с новыми играми есть специальный сотрудник :)
— Как я понял, для вас всех деньги — не цель, а некий инструмент, для некоторых показатель эффективности работы, нужно этим заниматься или нет. А насколько ваш бизнес-хобби или хобби-бизнес нужно и можно масштабировать? Есть ли такое желание?
Ксения Карпова - Расширяться очень хочется только потому, что хочется всех согреть. Мы тоже безумные фанатики, понимаем кайф от иррациональных вещей и очень это любим. Как раз придя в центр, мы, может быть, потеряли в деньгах, потому что тратим много времени на государственную структуру и не получаем прибыли от продажи праздников. Но продажа праздников грела нам душу меньше, мы пришли сюда делать доброе, светлое, полезное, интересное, в том числе и для нас самих. Нам в этом городе не хватало хорошего, качественного, интересного досуга.
Что касается масштабирования, у нас уже есть идея открыть фирму-спутник Культурного центра «Зеленоград», который будет заниматься объединением всех сообществ города и продвижением, может быть, какого-то общего продукта. Может быть, каких-то частных инициатив в город; может быть, он будет полезным для городских структур и властей, чтобы на городских праздниках нас со сцены веселили не страшные женщины в обтягивающих колготках, а команда контактных жонглеров со световым шоу, например — то, что мы, жители этого города, хотим видеть.
Мы хотим пригласить к сотрудничеству лидеров городских сообществ, которых в Зеленограде очень много — мы насчитали 21 городское неформальное сообщество, а уж сколько юридически оформленных команд! Очень хочется их объединить и делать продукт, который отражает суть Зеленограда. Потому что этот город не ест «женщин в латексе» — он любит этнофестивали.
Авторы фото — Михаил Барцев (КЦ «Зеленоград»), Иван Тимофеев (Zelenograd.ru)