Контролировать потребление наркотиков продолжат ежегодно и бесплатно, в рамках программы госгарантий — при помощи профилактических медосмотров в школах, колледжах и вузах. Минздрав утвердил новый порядок проверки: она будут проходить в медучреждениях, а результаты запишут в медицинскую карту, на что с возмущением отреагировали правозащитники и активисты общественных родительских организаций — они сомневаются в конфиденциальности проверки.
«Результаты осмотра и обследования всех учащихся мы и раньше фиксировали в картах, но это наши собственные медицинские карты наркодиспансера, а не обычные медкарты поликлиник — туда информация об обследовании вообще не попадает, поликлиники не участвуют в этой работе», — пояснил Zelenograd.ru Сергей Квасов, заведующим филиалом №10 Московского научно-практического центра наркологии (бывший зеленоградский наркодиспансер).
Минздрав предупреждает
Тестирование останется добровольным для школьников с 13 лет (до 15 лет — с согласия родителей) и включит осмотр психиатра-нарколога, экспресс-анализ мочи и лабораторный анализ, если это потребуется. Согласно новому «порядку» Минздрава, предварительно каждое образовательное учреждение должно организовать социально-психологическое анкетирование, по результатам которого администрация совместно с медиками составит поименные списки тех, кого направят на медосмотр.
В разных источниках упоминают «анонимное анкетирование», однако, в самом «Порядке» об этом ничего не говорится — на практике же на осмотр идут все, кто согласился на проверку. Родителей и учащихся должны проинформировать о целях и порядке обследования на собрании. Осмотр осуществляет медучреждение с соответствующей лицензией, включающей услуги по «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике» — в Зеленограде этим занимается наркодиспансер №10.
Осмотр, регламентированный документом Минздрава, состоит из четырех этапов:
- 1 этап — беседа и сбор анамнеза, осмотр кожных покровов, лимфоузлов, слизистых оболочек, суставов, поверхностных кровяных сосудов, измерение давления, частоты дыхания и пульса.
- 2 этап — предварительный тест по анализу мочи на следы наркотических и психотропных средств (методами иммуноферментного или иммунохимического анализа, исключающими визуальную оценку результата). Если результат отрицательный — на этом медосмотр заканчивается.
- 3 этап — при положительном результате — подтверждающее лабораторное исследование пробы мочи в химико-токсикологической лаборатории (методом хроматомасс-спектрометрии) в срок до 30 дней.
- 4 этап — разъяснение учащимся старше 15 лет или родителям результатов медосмотра, занесение их в медицинскую карту. После этого учащегося направят в специализированную медицинскую организацию, оказывающую наркологическую помощь «в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и образования».
Персонифицированная информация учащегося, прошедшего медосмотр — о его информированном добровольном согласии или отказе, результатах предварительных тестов и подтверждающих исследований, прочие медицинские документы — не подлежит разглашению или передаче третьим лицам, гласит «Порядок».
2014 год: в Зеленограде никого не нашли
Федеральный закон, регламентирующий раннее выявление потребителей наркотиков, вступил в силу с декабря 2013 года, но в Москве и до этого действовал столичный нормативный документ, в котором был предусмотрен профилактический осмотр школьников. В Зеленограде, как и в других округах Москвы, пробное тестирование провели еще в 2013/2014 учебном году. Активная работа началась с осени 2014 года: добровольное анкетирование и предварительный тест по анализу мочи (его собирали прямо в школе), чтобы выявить группу риска; затем школьники этой группы сдавали повторный лабораторный анализ, чтобы проверить результаты.
«Ни одного случая употребления наркотиков мы не выявили: по предварительным тестам было несколько человек, которые по назначению врачей принимали определенные лекарственные препараты, повлиявшие на результат теста, но на повторном лабораторном обследовании всё это прояснилось, — сообщил Квасов. — Сначала образовательные учреждения проводили со своими учениками и студентами мотивирующие и профилактические беседы о вреде наркотиков, затем к этому подключались наши психологи, которые общались со школьниками и родителями. Сами осмотры мы можем проводить как на базе наркодиспансера, так и в школьном медкабинете, если там есть условия — в прошлом году мы преимущественно выезжали в школы».
В недавнем интервью Zelenograd.ru он описывал процедуру осмотра: предварительный диагностический тест проводится при помощи специальных контейнеров, которые сразу показывают — употреблял учащийся наркотики или нет, рассказывал в недавнем. Тест обнаруживает достаточно широкий спектр веществ (от лекарственных препаратов и до опиатов, героина, психостимуляторов, марихуаны), причем употребленных даже достаточно давно — до 2-3 недель назад. Результаты теста анализируют, чтобы исключить лекарства, для чего приходится собирать анамнез. Если тест положительный, повторную пробу отправляют из Зеленограда в биохимическую лабораторию больницы №17, где идёт более тщательный анализ. Он подтверждает наличие или отсутствие следов наркотика.
Родители vs медики: конфиденциальное тестирование или клеймо на всю жизнь?
По статистике 2013 года в Москве отказ от тестирования на наркотики подписали 30% учащихся. И они, и родители относятся к проверке с подозрением, а добровольность её на практике подчас оборачивается особым вниманием к отказникам. Образовательные учреждения не могут направить ребёнка в наркодиспансер или повлиять на родителей, но они могут передать информацию в комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы она этим занялась.
Для медиков тестирование сложно тем, что сопровождается массой вопросов и сомнений как юридического, так и психологического свойства: его нельзя проводить без разъяснительных бесед, без добровольного согласия и без гарантии конфиденциальности — все эти пункты важно соблюдать и врачам, и администрации образовательных учреждений, считает Квасов.
«Многие директора интересуются результатами обследования, но мы не можем сообщать имена, только общее количество — например, мы обнаружили столько-то случаев, проводите теперь вашу профилактическую работу, а мы ведём свою напрямую с этими ребятами. Школьники очень ранимые, результаты тестов нужно обязательно перепроверять, мы этим и занимаемся — они ни в коем случае не должны разглашаться», — говорит он.
Уведомлять о результатах тестирования наркополицию или ФКСН наркодиспансер тоже не обязан — более того, врачи несут ответственность за распространение этих сведений, передавать которые можно только по запросам суда, Следственного комитета и прокуратуры.
Эксперты vs депутаты: тестирование неэффективно или должно стать обязательным?
Главный специалист-нарколог РФ и столичного департамента здравоохранения, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн в декабре 2014 года подвёл итоги реализации в Москве программы по наркотестированию учащихся: его прошли 9,1 тысячи человек из 59 образовательных организаций, выявлено, что более 300 человек (3,2%) употребляют наркотики. Это обошлось столице более чем в 3,6 миллионов рублей — один мультитест стоит около 400 руб.
По статистике, которую проводит «Российская газета» с наркотиками сегодня знаком как минимум каждый десятый ученик, в колледжах и техникумах ситуация еще острее, а в вузах наркотики хотя бы один раз употребляли до 30% студентов.
Депутаты Мосгордумы еще в 2013 году предлагали сделать тестирование школьников на употребление наркотиков обязательным, эту инициативу поддерживал и сам Брюн. Пока она не получила продолжения, но программа добровольного тестирования расширяется — в 2014—2015 учебном году проверку пройдут около 33,3 тысяч учащихся 10 классов школ и первых курсов техникумов и колледжей.
Исследование, проведённое «Левада-центром» в 2014 году показало: большинство (67%) положительно приняли бы обязательное тестирование учащихся на наркотики, 23% безразличны к подобным мерам профилактики, 7% высказались против.
Презентуя результаты 2014 года, Брюн отметил, что до 70% тестов давали ложноположительный результат, который потом приходилось перепроверять. Кроме того, он признал, что тесты не выявляют «спайсы» и подобные вещества, популярные у молодежи.
Специалисты считают массовое тестирование школьников высокозатратным, но малоэффективным делом: «Нигде в мире нет поголовного государственного тестирования», — приводит «Коммерсант» мнение эксперта ВОЗ, профессора Казанского медуниверситета Владимира Менделевича. По его словам, в Татарстане тестирование проходит уже шесть лет, но результаты показывают количество потребителей наркотиков, которое в 310 раз меньше реального. «Если мы и выявим следы психоактивных веществ, это ни о чем не говорит. Даже если человек один или несколько раз что-то попробовал, это совершенно не означает, что он зависим и нуждается в помощи. В итоге тестирование не дает объективную картину распространения наркомании среди учащихся, а его результаты несостоятельны с медицинской точки зрения», — считает профессор.
Зеленоград: «Пусть дети и родители задумаются»
«Эффективность этого тестирования в том, что оно настораживает и дисциплинирует школьников, даёт им возможностью задуматься — ведь анализ обнаружит употребление наркотиков спустя две-три недели, и они об этом знают, — такие доводы приводит Сергей Квасов. — Другое дело, конечно, часть школьников может и не пойти на обследование. Они даже не отказываются, они просто не приходят на наши встречи и осмотры, не подписывают согласие, и мы не можем их тестировать. По прошлому году таких было около 20%. Но это только первый этап, возможно, в будущем тестирование сделают обязательным…"
По оценке зеленоградского нарколога, ситуация в городе остаётся напряженной в среде школьников и молодежи: широкое хождение имеют спайсы, с распространением которых только недавно начали бороться правоохранительные органы; одно время был очень популярен насвай, еще один вид психостимуляторов. Ситуация со спайсами в последнее время немного стабилизировалась, хотя юридически с ними бороться всё еще очень сложно - новые формулы «смесей» возникают быстрее, чем их успевают вносить в список запрещенных, однако, раньше спайсы и вовсе продавались повсюду практически открыто. Актуально для Зеленограда и курение марихуаны. «Родители школьников и сами обращаются к нам по поводу употребления детьми наркотиков — приходят к подростковому наркологу, приводят на приём детей, школьники приходят и по собственному желанию», — отметил Квасов.
В зеленоградском районном суде большинство уголовных дел, рассмотренных 2014 году, связано с наркотиками; задерживали время от времени и продавцов или потребителей спайсов. Ситуация в Солнечногорском районе и ближайших к Зеленограду населённых пунктах — в Андреевке и Менделеево — еще хуже: представители районного ОМВД недавно заявили, что эти поселения «загибаются» от наркотиков.
«Действительно, там тяжелая картина с наркотиками, как и вообще по Московской области, — подтверждает Квасов. — Думаю, родителей это всё должно насторожить, и к тестированию им нужно отнестись более внимательно и позитивно. Уже сейчас некоторые родители его вполне приветствуют, надеются, что это снизит риск знакомства детей с наркотиками в школе или в колледже — ведь это на самом деле происходит».