— Компания реализует эксперимент по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО) и крупногабаритным мусором (КГМ) в Юго-Восточном округе Москвы. Аналогичная схема будет применяться и в Зеленограде? Есть ли нюансы и своя специфика работы вашей компании в Зеленоградском округе?
— Необходимо начать с краткого пояснения: суть проводимого правительством Москвы эксперимента в сфере обращения с отходами (ТБО и КГМ), образующимися в многоквартирных домах (МКД), состоит в переносе затрат по созданию мусороперерабатывающих комплексов и экологически безопасных полигонов с городского бюджета на частные компании. В декабре 2014 года ООО «МСК-НТ» и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства заключили контракт, условия которого предполагают формирование инфраструктуры, целиком и полностью основанной на современных технологиях обращения с отходами, использовании современной техники и оборудования, полном обновлении контейнерного парка и парка мусоровывозящей техники. Долгое время на рынке услуг по вывозу отходов и в ЮВАО, и в других московских округах царили хаос и неразбериха: множество небольших компаний-перевозчиков, не имеющих долгосрочных контрактов с управляющими компаниями и муниципалитетами. В такой ситуации решить задачу в масштабе города весьма сложно, так как у поставщиков услуг нет ни желания, ни возможности вкладывать серьезные средства и силы в развитие, обновление парка техники и оборудования. Поэтому было принято решение доверить обращение с отходами крупным игрокам рынка.
Схема работы простая: управляющие компании ЗелАО (ГБУ «Жилищник», ТСЖ и ЖСК), получающие субсидии от города, заключили с государственным заказчиком (ГКУ «Мосэкопром») соглашения об участии в эксперименте. Данные соглашения имеют адресные перечни, в которых четко прописана численность жителей многоквартирных домов (официально подтвержденная ГКУ «Инженерная служба» районов). На основании этих данных и норм накопления отходов произведен расчет количества образующегося мусора (ТБО и КГМ), контейнерного и бункерного парка. Компания «МСК-НТ», заключившая со своей стороны контракт с госзаказчиком, взяла на себя обязательства по вывозу и размещению этого мусора. Данная схема работы аналогична той, что успешно применяется в ЮВАО. Для города такой подход очень выгоден: во-первых, это позволяет контролировать потоки отходов на городском уровне, во-вторых, унифицировать требования к используемой спецтехнике и качеству выполняемых работ, что в итоге помогает улучшить экологию мегаполиса и санитарно-эпидемиологическую ситуацию Московского региона.
Специфика работы, безусловно, имеется (и ниже мы ещё остановимся на этом), однако она не настолько критична, чтобы в конечном итоге привести к возникновению каких-либо неразрешимых вопросов. Компания «МСК-НТ» приступила к исполнению контракта 1 января 2015 года настолько оперативно и чётко, насколько это было возможно. Благо, за плечами уже имеется опыт ЮВАО. И ни один житель Зеленограда не заметил каких-то перемен к худшему, сбоев в вывозе мусора, иных вопросах обеспечения процесса по обращению с отходами. А ведь условиями контракта предусмотрен жесткий контроль со стороны государственного заказчика за исполнением взятых исполнителем на себя обязательств, в том числе и на основании жалоб от населения.
Не спорю, бывают разные технические вопросы, дорожные обстоятельства, форс-мажор, однако мы имеем серьезные основания утверждать, что жители получат услуги надлежащего качества и в полном объеме.
— Чем новая система сбора, вывоза и утилизации мусора отличается от существовавшей раньше?
Внедряемая модель обращения с отходами позволяет:
- Реализовать единую политику по охране окружающей среды и здоровья населения от негативного воздействия отходов;
Обеспечить снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду путем обязательного использования систем телеметрии, ГЛОНАСС, средств видеоконтроля на спецтранспорте и объектах обезвреживания и размещения;
Обеспечить сортировку и переработку отходов, увеличить сбор вторичных материальных ресурсов и уменьшить долю отходов, подлежащих захоронению.
В рамках проводимого эксперимента услуги по вывозу, размещению и обезвреживанию ТБО и КГМ, образующимся в многоквартирных домах ЗелАО, возложены на одного исполнителя по единому установленному городом тарифу, включающему в себя весь спектр затрат по обращению с отходами: вывоз, переработка, размещение отходов.
В течение пяти лет ООО «МСК-НТ» планирует осуществить инвестиции по следующим направлениям:
- Полное обновление автотранспорта, бункеров и контейнеров;
- Строительство станции для сортировки и перегрузки отходов суммарной мощностью не менее 77 тысяч тонн в год;
- Строительство мусороперерабатывающего комплекса и нового полигона суммарной вместимостью не менее 61 тыс. тонн в год.
Как вы понимаете, новая система обращения с отходами предполагает некую унификацию процесса и повышение качества оказываемых услуг. И это в полной мере апробировано нами на территории ЮВАО. Мы заключили контракты на поставку современной мусоровывозящей техники с ведущими европейскими и азиатскими производителями. Первые автомобили (соответствующие экологическим параметрам не ниже Евро-4) в количестве 35 штук уже работают на улицах ЮВАО, а до конца года мы планируем укомплектовать автомобильный парк полностью.
В целях обеспечения учета операций по обращению с отходами, в том числе с использованием данных телеметрии, в электронную систему АСУ диспетчерских (ОДС) будет внесена информация по всем адресам и характеристикам контейнерных площадок для сбора ТБО и данные по всей идентифицированной системой ГЛОНАСС мусоровывозящей технике, в том числе её местоположение в режиме онлайн, время стоянки на площадке, время в пути, расход топлива. То есть, процесс вывоза становится абсолютно прозрачен.
При выборе поставщика мусоровывозящей техники мы тщательно проанализировали имеющиеся на рынке предложения, ведь практически у каждого поставщика была возможность предоставить компании автомобили для тестирования. По результатам тестирования наиболее эффективными и универсальными машинами были признаны мусоровозы Scania, Volvo и Hino — современные, маневренные, безопасные для жителей и комфортные для экипажей.
В Зеленограде в 2015 году мы планируем внедрение более 10 единиц современной мусоровывозящей техники. В настоящий момент вывоз осуществляется с помощью субподрядных транспортных организаций, которые технически в полном объеме соответствуют условиям исполнения государственного контракта. Но это временно, как вы понимаете. В конечном итоге, весь мусор мы должны вывозить собственными силами.
Кстати, привлечение субподрядчиков — это один из специфических вопросов. Дело в том, что в Зеленограде исторически сложилась следующая ситуация: контейнеры для сбора ТБО не оснащены колёсами и размещены на площадках, отличающихся от площадок того же ЮВАО. Такие контейнеры и площадки обслуживаются мусоровозами с боковым гидроманипулятором, а не машинами с задней загрузкой, к которым обычно подкатываются контейнеры с колёсами. Замена поврежденных, морально и физически устаревших контейнеров на современные пластиковые колесные, объемом 0,8 м3 — это вопрос времени. Для крупногабаритного мусора мы закупаем и вводим в эксплуатацию металлические бункеры вместимостью 8 м. В 2015 году мы планируем полностью обновить весь существующий контейнерный и бункерный парк Зеленограда и привести его в соответствие с нормативным количеством жителей.
Хочу также отметить, что одними жителями многоквартирных домов деятельность «МСК-НТ» не ограничится. Наша задача в расширении обслуживаемой нами клиентской базы за счет вывоза отходов от коммерческих организаций (офисные и производственные помещения, магазины, рынки, торгово-развлекательные центры, учреждения разных форм собственности), расположенных на территории ЗелАО. Не секрет, что предприниматели склонны к экономии, в результате которой переполненными оказываются контейнеры на площадках многоквартирных домов, участвующих в эксперименте, расположенных в непосредственной близости от коммерческих организаций. Мы должны прекратить этот мусорный хаос, поскольку только таким образом можно обеспечить чистоту и порядок на вверенной нам городом территории.
Крупногабаритный мусор от населения, участвующего в эксперименте по обращению с отходами, вывозится с площадок ДЕЗов и ГБУ «Жилищник» на основании поданных в диспетчерскую службу «МСК-НТ» заявок и в пределах нормы накопления. Организации и частные лица, осуществляющие ремонтные работы, в результате которых образуются строительные или крупногабаритные отходы, обязаны заказывать у вывозящей компании отдельный контейнер для сбора КГМ. В реальности же чаще всего происходит следующее: ночью отходы сбрасываются в уже установленный бункер или на контейнерную площадку для сбора мусора от населения. Вывозящие ТБО машины не предназначены для забора КГМ. Техника рассчитана на выполнение конкретных задач. Разумеется, мы можем составить акт о нарушении. Но это не освобождает нас от ответственности по обеспечению бесперебойного вывоза мусора.
Строительные отходы, образуемые арендаторами нежилых помещений при проведении очередного ремонта, точно так же попадают на контейнерные площадки для ТБО. Злоупотребляют этим и организации, которые занимаются ремонтом дорог или, например, озеленением. Это недопустимо.
— Условия контракта предполагают постепенный ввод в Зеленограде раздельного сбора мусора от жителей с использованием стационарных, полумобильных и мобильных приемных пунктов; отдельно собирается макулатура, стеклянная, алюминиевая и ПЭТФ-тара. Есть ли конкретные адреса, где планируется поставить контейнеры для раздельного сбора? Предполагается определенное количество таких точек сбора на район (микрорайон) или, в перспективе, возле каждого дома?
— Раздельный сбор отходов является одним из приоритетных направлений работы «МСК-НТ». Развитие этого направления — верный путь к сохранению экологии московского региона, снижению уровня выбросов вредных веществ в атмосферу и грунтовые воды от свалок и устаревших полигонов ТБО. Раздельный сбор направлен на повышение процента вторичного использования отходов.
Наша компания, испробовав различные варианты, остановилась пока на использовании мобильных пунктов приема отходов. На этих пунктах сбор отходов должен производиться ежедневно на основании согласованного с префектурой округа и районными управами графика. Каждый житель Зеленограда, неравнодушный к проблемам экологии, может принять участие в данном мероприятии. Тем более, что это не сложно. Достаточно самостоятельно сортировать металлические, стеклянные, бумажные, пластиковые отходы и химические элементы питания (батарейки). Жители ЮВАО уже сдают отсортированное сырье в специализированный автотранспорт, работающий по установленному графику.
Планируется осуществление раздельного сбора отходов и на основе пунктов приема, установленных стационарно. Но тут основной вопрос к жителям: готовы ли они к этому цивилизованному процессу? Ведь ни для кого не секрет, что до сих пор наши граждане склонны бросать в контейнеры ТБО и бункеры КГМ всё подряд, не утруждая себя сортировкой содержимого своего «пакетика».
Планируем разместить шесть таких пунктов. В 2015 году по условиям госконтракта необходимо обеспечить сортировку отходов с выделением вторичного сырья от общего объема образуемых отходов в объеме 10%. И это реальная задача.
Вообще, для организации раздельного сбора мусора нужно не только убедить жителей разделять отходы, но и полностью преобразовать логистику и технологию обработки отходов. С внедрением раздельного сбора процесс управления отходами потребует дополнительных затрат, поскольку возрастет потребность в машинах и контейнерах. Да, мы рассчитываем на положительный экономический эффект. В результате внедрения раздельного сбора уменьшится объем отходов, подлежащих захоронению. При этом достигается двойной эффект: во-первых, меньше отходов вывозится от сортировочных станций на полигоны, во-вторых, происходит снижение затрат на захоронение отходов. А это уже большой плюс.
— Как мотивировать жителей сортировать свой бытовой мусор? Условно говоря, для этого придется поставить на кухне три мусорных ведра для трех типов отходов, чтобы затем вынести три пакета к трем контейнерам. На практике, увы, многие не считают нужным донести свой мусор даже до мусоропровода.
— Вы знаете, нет универсального решения. До тех пор, пока жители не станут осознанно подходить к вопросу сортировки и раздельного сбора отходов, ситуация не улучшится. Наша совместная с управами районов задача состоит в том, чтобы плавно и корректно подвести жителей к этой осознанности.
Необходимо разъяснять людям важность раздельного сбора отходов с самого раннего возраста. Перенимать передовой опыт других стран. В Японии, к примеру, людей с детского садика приучают к тому, что отходы потребления необходимо мыть, сортировать и сдавать согласно установленному властями порядку. А порядок сдачи отходов и вывоза мусора в Стране Восходящего Солнца железобетонный, поверьте. Дело чести всей нации, как бы высокопарно эти слова ни звучали. Разумеется, факт 80% переработки вторсырья в Японии обусловлен спецификой относительно небольшой территории этой страны, ведь плодить полигоны для захоронения отходов там просто негде. Но не только этим. И нам в России не стоит надеяться на бесконечные русские просторы. Иначе мы рискуем быть погребенными под горами отходов, на которых будут копошиться «благодарные» потомки.
Немаловажным этапом разъяснительной работы является взаимодействие с администрацией районов и управляющими компаниями, поскольку именно они непосредственно работают с жителями.
Хотелось бы, чтобы и сами управляющие компании взяли на себя часть разъяснительной работы, чтобы жители подстраивались под определенный график вывоза ТБО: например, в один день вывозится стекло, в другой — органические отходы (при сортировке хотя бы в два контейнера). Рано или поздно мы все равно к этому придем. Точно так же придем и к необходимости сотрудничества вывозящей компанией с сотрудниками организаций, которые собирают эти отходы, подготавливают их к вывозу: дворниками, мастерами участков, отделами благоустройства ГБУ «Жилищник».
Предстоит проделать долгую, кропотливую и тяжелую работу. Но иного выхода из сложившейся ситуации нет. Этот путь нам — вывозящей организации, управляющим компаниям, населению — предстоит пройти вместе.
— По контракту, компания строит к концу 2019 года в Зеленограде объект по сортировке отходов и объект по размещению и (или) обезвреживанию отходов. Это мусоросжигательный завод?
— Это мусороперерабатывающий комплекс (МПК) и современный полигон для захоронения ТБО, на котором будут размещаться так называемые «хвосты», то есть отходы, которые не подлежат переработке и вторичному использованию. Не стану утомлять вас технической стороной вопроса, но и МПК, и полигон будут соответствовать всем природоохранным требованиям Российской Федерации.
А вот переработкой давно занимаемся - все время проблемы вывезти все это, скорей бы поставили разные баки во дворах.
Олег БондаренкоИ еще машинки, приезжающие, когда им удобно?
Не надо быть Вангой, чтобы предсказать результат.
Для нашего жителя зачастую подвиг дойти до контейнера на углу дома по пути в магазин. Да что там: открыть люк мусоропровода не всегда удается.
Я бы ходил на стационарный пункт на углу дома с бумагой, стеклом. Ну еще строительное, крупное отношу на большой контейнер. Остальное - мусоропровод.
Это про 20-й район! к. 2034 и все прилегающие
Вот я как гражданин готов раздельно собирать мусор. Батарейки и бумагу отдельно откладываю. Проблема с приёмом - пока только "Бережливость" для бумаги, "Икея" для батереек, а до них еще добраться надо. Из статьи так и не понял что будем иметь в Зеленограде :(
Кстати, что говорит зарубежный опыт? Читал такое мнение последних лет, что отвезти и затем отсортировать дешевле, чем раздельно собирать и развозить отсортированное. Цена на отдельные контейнеры и раздельную логистику повышает себестоимость процесса. Что кажете? или эта статья просто для пиара?
А между тем,