Гранты Президента РФ, направленные на государственную поддержку молодых ученых, в 2015 году получили 400 молодых кандидатов и 60 докторов наук, среди них три представителя МИЭТа. Алексей Белов, профессор кафедры Материалов функциональной электроники, участвовал в конкурсе с проектом «Исследование структурных транспортных и оптических свойств гетероструктур графен — дисульфид молибдена».
«Все мои исследования связаны с технологиями функциональных материалов, — рассказал Zelenograd.ru Алексей Белов. — Результаты используются не только в области наноэлектроники, но и при создании микросистемной техники, датчиков, а также покрытий разного назначения, например, в строительстве, при обработке материалов в машиностроении, режущих инструментов. Подобной тематикой в стране занимается не так много исследовательских групп, помимо МИЭТа они есть в Санкт-Петербурге, в Таганроге».
Графен и дисульфид молибдена — «двумерные» материалы, слои которых можно формировать с толщиной до нескольких атомов и использовать в качестве замены кремния в транзисторах при создании наносхем нового поколения, используя эти материалы самостоятельно или в качестве «напарников». Это актуальное направление научных исследований, которые ведут группы ученых разных стран. Прикладное применение — эволюция архитектуры устройств флеш-памяти или, например, секвенирование ДНК.
Президентские гранты в МИЭТе получили также Максим Силибин, кандидат физмат наук, доцент кафедры Материалов функциональной электроники (проект «Разработка методов получения гибридных композитных наноматериалов на основе сегнетоэлектрических полимерных пленок и электроактивных наночастиц для акустических датчиков») и Александр Герасименко, кандидат технических наук, доцент кафедры Биомедицинских систем МИЭТ, который продолжает заниматься технологиями лазерной наносварки биологических тканей человеческого организма - для его научной группы это тоже не первый грант.
По данным Минобрнауки, конкурс грантов среди молодых кандидатов наук собрал в этом году меньше заявок, чем в раньше, но конкуренция осталась серьёзной, особенно в направлении «Технические и инженерные науки», в котором участвовали ученые из МИЭТа. Число заявок от молодых докторов, наоборот, немного выросло. Лидером по числу победителей предсказуемо оказался МГУ (40 лауреатов).
Гранты молодым учёным — увеличения сумм не предвидится
В конкурсе на право получения грантов участвуют молодые кандидаты (до 35 лет) и доктора наук (до 40 лет), которые могут представить на него работы, связанные с развитием тем своих диссертаций. Требования — научная новизна тематики исследований, говорящая о заметном вкладе ученых в развитие науки и техники и об их творческом даровании.
Двухлетние гранты направлены на покрытие расходов небольших научных групп под руководством молодых учёных, которые занимаются фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Размеры грантов — 600 тысяч рублей в год для кандидатов наук и один миллион рублей в год для докторов наук. Эти суммы включают оплату их труда и труда как минимум одного соисполнителя проекта, а для докторов наук — трёх соисполнителей, которыми могут быть также молодые ученые, аспиранты или студенты.
«Инфляция и кризис сделали свое черное дело: размеры президентских грантов не впечатляют так, как в 2009 году, когда они выросли аж вчетверо до вполне солидных по тем временам сумм. Впрочем, президентская поддержка дает молодежи не только дополнительные ресурсы для проведения исследований, укрепляя в желании продолжать работать на родине и по специальности. Для начинающих ученых престижно и важно само звание», — полагает газета «Поиск», которая пишет о результатах конкурса и о перспективах господдержки молодых ученых.
Увеличить выплаты победителям конкурса предложили члены Совета по грантам Президента РФ — однако, обсуждение показало, что рассчитывать на это можно разве что за счет уменьшения числа грантов. «Да, в США президентский грант для доктора наук — это миллион долларов на пять лет, и победителей всего сто, — признал Александр Ладный замдиректора Департамента науки и технологий Минобрнауки РФ, секретарь Совета. — Но мы-то такие объемы обеспечить все равно не сможем. Так стоит ли лишать сотни молодых ученых очень важных для них статуса и средств?».
Гранты для научных школ реформируют
Юрий Чаплыгин, ректор МИЭТ, по решению Совета возглавит рабочую группу, которая займётся подготовкой нового формата поддержки ведущих научных школ — это еще один президентский конкурс, который в этом году не проводился (он проходит только по четным годам). В 2013 году среди его победителей были научные школы МИЭТа.
«На заседании Совета в очередной раз был поднят больной вопрос о низком размере грантов для ведущих научных школ (ВНШ) — необходимость изменений назрела. — Сообщает „Поиск“. — В последнее время финансирование ВНШ составляло 200 миллионов рублей в год, которые делились между 400 победителями, получавшими примерно по 500 тысяч рублей. В 2015 году на ВНШ бюджет выделит 80 миллионов рублей, так что каждая школа получит на продолжающиеся проекты не более 200 тысяч».
Для большинства из научных школ это не трагедия, поскольку они получают средства из разных источников, однако они могут утратить интерес к конкурсу. Здесь как раз единственным выходом остаётся сократить число грантов, также предложено пересмотреть статьи расходов — и тратить гранты не на зарплаты членам коллектива, а на повышение уровня проводимых исследований, поездки на важные конференции, популяризацию научных школ как уникального явления российской исследовательской сферы.