2
Горячий вопрос: «Хлеба и зрелищ» — чего хочет зеленоградский зритель? 30.03.2015 ZELENOGRAD.RU
Культурные вкусы и предпочтения зеленоградской публики стали темой очередной дискуссионной площадки «Горячий вопрос» Zelenograd.ru и Культурного центра «Зеленоград». Мы поговорили о репертуаре городских центров досуга, об их непростом выборе: на что придёт Зеленоград, что его заинтересует, какой досуг ему нужен? И о том, как сами зеленоградцы выбирают между Зеленоградом и Москвой, решая, где провести праздники или выходные.

Участники встречи: Инна Варфоломеева, директор «Ведогонь-театра», Татьяна Визбул, директор Зеленоградского краеведческого музея и Ксения Карпова, начальник отдела клубных формирований и проектной деятельности КЦ «Зеленоград». Модераторы дискуссии — Юлия Кравченко и Елена Панасенко, журналисты Zelenograd.ru.

Инна Варфоломеева, директор «Ведогонь-театра»

— Наш театр является профессиональным драматическим театром, он единственный в Зеленограде представляет таким образом театральное искусство. Кроме того, это репертуарный театр, у нас есть постоянно показываемый репертуар, который осмысленно создает художественный руководитель и художественная часть театра, его основа — русский драматургический репертуар. Много пьес и постановок по пьесам А.Н. Островского, представлена драматургия Горького, Чехова. Есть и драматургия иностранных авторов, современных, детские спектакли. Мы постарались в своем репертуаре учесть интересы самых зрителей разных возрастов и разных предпочтений. Ряд спектаклей рассчитан в первую очередь на молодежь: это «Norway.Today» (история одной любви) и «Гуд бай, супермен!», прекрасная постановка, в которой наши пять взрослых актеров играют 10-11-летних детей.

Недавно правительство Москвы передало нам в оперативное управление всё здание кинотеатра «Эра», и мы уже осваиваем это пространство. Вы знаете, что это кинотеатр относительно старой постройки, 70-х годов, и до проведения большой реконструкции мы вынуждены как-то приспосабливать эти помещения. Сейчас там уже проходят события современных форматов: поэтические вечера, «Ночь искусства», где в течение вечера мы представляем самые разнообразные искусства — и кино, и музыку, и поэзию. День всех влюбленных мы тоже проводили на этой новой территории, как открытое творческое пространство. Таким образом мы предлагаем зрителям совершенно новые формы общения с театром. У нас разработана концепция создания многофункционального театрально-культурного центра на базе репертуарного драматического театра — на всей большой территории бывшего кинотеатра «Эра», это более 5000 квадратных метров. Там будет представлено не только театральное искусство, но и другие жанры. Сейчас мы только пробуем это делать.

Татьяна Визбул, директор Зеленоградского государственного историко-краеведческого музея

— Наш музей одно из старейших учреждений города, он основан в марте 1969 года. Музей — консервативное учреждение, мы консерваторы, на том и стоим: сохраняем историю земли зеленоградской, историю различных периодов существования города. Ведь Зеленоград появился в 1958 году не на пустом месте — здесь жили люди в деревнях, в селах, они рождались, крестились, умирали, и та культура, которая была здесь когда-то, конечно, передается нашему городу. Нематериальная, в чувствах и ощущениях, и материальная, о ней рассказывают музейные предметы, которые хранятся у нас.

Мы рады всем, кто к нам приходит, начиная от детишек 2-3 лет, которые идут с мамой за ручку, еще в колясках — старшие дети рассматривают экспонаты, а младшие смотрят на них. Это наше будущее, которое еще придет в музей. Для детей 3-4 лет, для детских садов, с которыми мы начали работать, проходят тематические занятия по музейной педагогике. Конечно, приходят и школьники, и люди старшего поколения. Кого бы мы хотели видеть — это молодежь, которая к нам заглядывает крайне редко. И мы придумываем многое, чтобы её привлечь.

У нас есть проект «Ночь в музее», ставший ежегодным — в прошлом году в его рамках прошла велоэкскурсия. Нашлась девушка, которая смогла увлечься этим сама и увлечь других, она разработала маршрут, и вечером был дан старт велоэкскурсии от Дворца культуры. Мы приготовили несколько футболок, бейсболок, атрибутику с символикой музея — думали, будет человек 50, не больше. А пришло больше 200 человек!

А еще, чтобы привлечь внимание к музею, помимо основной экспозиции у нас есть ежемесячные выставки, более 25 выставок в год. Молодежь приглашаем — вы любите фотографировать? Фотографируйте и будете участниками Фотобиеннале! Для людей старшего поколения — бисероплетение, вышивание, какие-то прикладные искусства.

Совсем недавно в процессе реорганизации к нам присоединился выставочный зал «Зеленоград» в 14-м микрорайоне, где проходят выставки московских, региональных художников, чтобы познакомить с их творчеством зеленоградцев. Чтобы наши жители не ездили в Москву, а наоборот — выставки приезжали к нам.

Ксения Карпова, начальник отдела клубных формирований и проектной деятельности КЦ «Зеленоград»

— Очень приятно, что сегодня собрались вместе люди, которые делают одно дело, чаще бы нам так встречаться. И объединять усилия, вместе делать некоторые проекты московского уровня — именно их нам не хватает, судя по социологическому исследованию, которое мы заказывали у московских коллег.

За последние полтора года очень многое изменилось, произошла модернизация, в том числе, и нашей репертуарной политики. Мы в КЦ «Зеленоград» предлагаем что-то всем, кто сюда может чисто гипотетически прийти. А это и те, кто любит Надежду Кадышеву, Роксану Бабаян, и те, кто любит «Пикник» — совершенно разная публика. Поэтому порой полярность артистов, которые у нас выступают, многих удивляет. Мы долго думали с нашим экспертным советом: не стоит ли нам выбрать один мейнстрим и подбирать артистов в соответствии с ним? Но решили, что это невозможно.

Мы наметили сейчас свой путь, связанный с молодежным течением, и чувствуем, что попали в колею. Мы используем совершенно разные форматы: приглашаем театры из Москвы, которые работают в формате «Первого театра», проводим концерты, которые помимо классического восприятия могут слушать дети, ползая среди подушек. Приглашаем группы различных направлений, от джаза до рока или рэпа, и они здесь находят для себя новую площадку, которая для них открыта.

Такой же площадкой сейчас становится «Эра», и мы надеемся, что все культурные учреждения отроют свои двери как можно шире. По результатам социологического исследования, в Зеленограде очень активны неформальные и формальные городские сообщества. Мы в КЦ «Зеленоград» за год собрали их очень много на своих площадках, но всё еще работает стереотип, что в государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы ЦКД «Зеленоград» вряд ли пойдет молодой классный хипстер, играющий на виниловых пластинках необыкновенную музыку. Чтобы он появился, нужно «заводить» среди своих сотрудников тех, кто может заговорить на его языке и привести его сюда, чтобы он чувствовал себя, как дома. Этого мы добиваемся, и у нас получается.

Отсюда кардинально меняется и репертуарная политика. Появляются, например, концерты африканских барабанов «Sun Drums» — вы не представляете, как это здорово, когда зимний дворик заполнен людьми разных возрастов, и они вместе отстукивают ритм. Это не вокал, не спектакль, не инструментальное исполнение на саксофоне или скрипке, а барабаны. В итоге все танцевали под восемь африканских барабанов, исполняли какие-то вокальные импровизации и остались очень довольны тем, что это нечто другое, вкусное и другое, но здесь, в родном ДК.

— Три культурных учреждения и все со своей спецификой. Вопрос к «Ведогонь-театру»: основа вашей работы это репертуарные спектакли, русский драматический театр. А как вы оцениваете консервативность зеленоградской публики? На что лучше ходят: на классику, современную драматургию или, может быть, на детские спектакли?

— Инна Варфоломеева: Детские спектакли всегда пользуются популярностью, чему мы очень рады. Есть безусловные хиты, например, спектакль «Рикки-Тикки-Тави» идет много лет и на него бывает трудно попасть до сих пор. Есть классические спектакли, есть современные, и мы внимательно относимся к тому, насколько они интересны зрителям и как продаются. С одной стороны, «Ведогонь-театр» существует на большую долю средств, которые нам выделяет государство как репертуарному театру. Но нас все больше ориентируют на то, чтобы мы зарабатывали определенную часть денег и содержали себя сами. Это такой коммерческий подход к искусству, но, тем не менее — судя по кассе, могу сказать, что всегда хорошо продаются названия-бренды. Например, «Женитьба Бальзаминова», всем известное произведение Островского — его как ни поставь, публика будет. Само название «себя продает» и очень много значит, чтобы зритель захотел прийти, вложить свое время и средства.

Бывает, что спектакль очень хороший, содержательный, но с трудным названием. Например, спектакль «Гуд бай, супермен» — у него интересная судьба: драматургия вообще не русская, автор словенский, и когда мы переводили эту пьесу, серьезно думали над названием. В оригинале он назывался «Пять мальчишек. сло», потому что это Словения. Для русского спектакля режиссер-постановщик предложил название «Дядя, все кончено», но эта фраза имеет смысловое значение в Словении, а наш зритель её не поймет, и мы попросили его придумать что-то другое. Спектакль посвящен словенским событиям: пятерка детей играют в войнушку на фоне реальных военных событий. Тогда еще не начинались события на Украине, и мы не знали, что это вот так отзовется.

Другой пример — одноактный спектакль «Norway.Today», тоже хорошая постановка. Название оригинальное, это пьеса Игоря Бауэршимы о двух подростках, спектакль рассчитан на молодежную аудиторию. И мы вынуждены давать подназвание — «Маленькая история любви», чтобы хоть как-то расшифровать название для нашего зрителя.

Плюс, конечно же, есть «сарафанное радио», одни зрители приводят других после просмотра. Плюс влияние некой «элитности», признания спектакля. Например, наш спектакль «Васса» получил в 2013 году высшую театральную награду — «Золотую маску», как лучший спектакль малой формы. Это спектакль по первому варианту пьесы М. Горького «Васса Железнова», он очень непростой, где-то даже в авангардном стиле, хотя это классика. Поначалу его особенно трудно было предлагать зрителю. Все помнят второй вариант пьесы, который, в основном, и ставился в театрах, а к первому зрители сначала относились с опаской и недоверием. Однако со временем те, кто посмотрел спектакль, приводили следующих зрителей… Спектакль сложный, довольно длинный, но, безусловно, его стоит увидеть. Кстати, недавно к нам в Зеленоград приезжали коллеги из разных театров — они посмотрели «Вассу» и сказали, что «Золотая маска» реабилитировалась в их глазах, если её дают таким спектаклям.

— Всё это важные моменты для привлечения зрителей. А на что опирается ДК(КЦ) «Зеленоград» — на имена артистов, на другие факторы, сезонность, праздники, каникулы?

— Ксения Карпова: Все это является критериями. Мы, конечно, привязываемся к календарно значимым датам, для нас и любой выходной — в некотором роде праздник, мы стараемся открыть наши городские гостиные, приглашаем на какие-то мероприятия. В смысле аудитории ориентируемся на детско-родительское сообщество, на сообщество молодежи и возраст 21-35 лет, хотя внутри него могут быть разные потребности.

Что касается репертуара — спектаклей, концертов — вы его видите. Есть, на мой взгляд, определенные вкусовые предпочтения менеджеров Культурного центра «Зеленоград», у которых уже наработаны какие-то взаимоотношения с поставщиками. Это первый важный момент. Второй момент связан с популярностью «звезды» или спектакля, которорые КЦ привозит для определенной аудитории.

Сейчас мы очень стараемся привнести в репертуар что-то новое для Зеленограда — поселить это на нашу сцену театрального зала либо в «зимний дворик». Недавно мы провели, например, российско-итальянский кинофестиваль, такого раньше не было. И мы очень ратуем за то, чтобы эти новые формы приживались, это важно.

— Инна Варфоломеева: А еще зрители идут на артиста, который непосредственно взаимодействует с ними со сцены. Покупая билет на спектакль в кассе, люди часто спрашивают — кто играет. Зрители, которые хорошо знают наш актерский состав, уже ориентируются на определенных исполнителей. И социологические исследования в театральной среде говорят о том, что именно на артистов на 85% реагирует зритель, и меньше — на бренд режиссера, драматурга, композитора, сценографа и т. д. Ну и, конечно, бренд самих театров имеет значение, в Москве есть ряд таких театров. У нас собственный бренд, мы единственный театр в Зеленограде, и нам здесь не с кем конкурировать.

— Спектакли, которые привозит ДК(КЦ) «Зеленоград» вы не считаете конкурентами? Как вы делите зеленоградских театралов, если, допустим, показываете спектакли в один и тот же вечер с ДК?

— И.В.: Думаю, у каждого спектакля есть свой зритель. У нас есть свои постоянные зрители, которые ходят на все спектакли не по одному разу, мы их буквально знаем в лицо. Не скажу, что есть конкуренция с КЦ «Зеленоград» — они выполняют свою миссию, и очень хорошо, что к нам приезжают другие театры и на этой площадке показывают свои спектакли.

— К вопросу об артистах и именах — на кого у вас публика лучше всего ходит? В КЦ часто выступает, например, Сергей Пенкин. Есть артисты, которых любят и зал всегда заполняется?

— К.К.: Их много. От себя могу назвать: «Браво», Валерий Сюткин, «Пикник», «Аквариум», БГ, «БИ-2» — на них зал полон. На Сергея Пенкина тоже будет аншлаг, и на Сергея Лазарева, и еще на ряд звезд.

— Недавно у вас отменился концерт Сергея Зверева — не знаете, почему?

— К.К.: Мы очень рады, что он отменился. Но порой горящие глаза поставщика и желание самого артиста транслировать свое творчество в массы убеждает наше руководство, что возможно найдутся любители. Любители не нашлись, было продано 50 билетов, думаю, что ни для кого это не секрет. Не очень любят у нас Зверева и ему подобных.

— Вопрос к музею: Вы сказали, что думаете о привлечении молодежи — понятно, что у музея есть определенные проблемы, это не шикарное здание КЦ «Зеленоград». Давно решается вопрос с помещением, особо развернуться негде. Что еще можно придумать кроме велоэкскурсии?

— Татьяна Визбул: Действительно, место наше непривлекательное, об этом говорить не будем. Один из проектов, который мы начали в 2013 году — это выездные выставки. В декабре 2013 года на площади в Крюково стояли наши выставочные комплексы, проходил концерт, было холодно, но артисты пели, и все, кто спешил на станцию, останавливались и смотрели. В течение трех часов мы это выдержали. И поняли, что нам надо идти в город. Надо приучать горожан, молодежь к тому, чтобы познавать историю земли, становиться духовнее, интереснее.

Следующий наш выход в город был на территории парка Победы, ко Дню города в сентябре. Потом мы хотели осваивать площадку в парке за ДК, мы её назвали «Музейный треугольник» — это место в перспективе было определено для будущего здания музея в центре города. Провели выставку в фойе ДК во время фестиваля «Отражение». Тогда пришли студенты дизайнерского факультета МИЭТ, и мы им дали задачу спроектировать будущее здание музея, найти, каким должен быть этот музей и в какой точке города.

— Вопрос к зрителям — а как вы выбираете, сходить куда-то в Зеленограде или поехать в Москву?

— Зритель: По цене, например. Хотя в Зеленограде уже цены почти московские, единственное, пенсионеры ходят в ДК на льготные спектакли. Меня зовут Александр Козлов, я 10 лет работал музыкальным редактором на «Зеленоградском радио» и был практически на всех концертах, которые проходили в ДК. По сравнению с тем временем сейчас в ДК практически нет музыкальных фестивалей, рок-фестивалей. А народ бы пошел на них, неважно, рок это будет или нет. Второе — почти нет зарубежных исполнителей. Кроме того, можно привезти исполнителей тяжелого рока, они тоже не представлены абсолютно.

— К.К.: Группа «Ottawan» приезжает в апреле, приходите! Что касается фестивалей — у нас в августе, например, прошел фестиваль «Рок-суббота», и на этот год он запланирован, мы вас ждем. А еще каждую субботу, когда откроется наша летняя веранда, будем приглашать на концерты — как правило, это рок-концерты.

— Поддержу Александра Козлова, меня рок-фестивали интересуют в меньшей степени, а на джазовый я бы с удовольствием сходила, но их нет в Зеленограде. Будут?

— К.К.: В июне. Мы сейчас работаем над тем, чтобы пригласить несколько хедлайнеров, известных музыкантов. Но я точно знаю, что Зеленоград придет, даже если мы просто объявим джазовый фестиваль. В этом есть большая потребность, и вы не первый человек, который об этом говорит. Джаз, рок, фолк — это наше.

— И.В.: По поводу московских цен не соглашусь с вами. Я буквально в феврале общалась со многими руководителями театров — стоимость билета в Москве от 1700 и до 15 тысяч рублей. Причем они сказали: «Чем отдавать эти деньги спекулянтам, которые берут за билеты в 5-7 тысяч рублей по 15-20 тысяч — лучше мы будем сами продавать за эти деньги, раз есть спрос». Теперь в некоторых театрах, конечно, не весь зал, а в партер, первые ряды — вот такие цены. А мы свои цены практически не поднимаем, это в среднем 500-600-700 рублей, если спектакль давно идет, на премьеры 1000 рублей.

Хочу отметить другое. Я как-то разговаривала с одной своей знакомой из Зеленограда, которую встретила в Москве — оказалось, они направляются в театр. Я спросила, были ли они в нашем театре, и знаете, что она мне сказала? «Идти в театр в Зеленограде — как-то по-домашнему…» То есть, речь не о художественной составляющей, а о чем-то другом. У нас действительно театр очень камерный, своя хорошая домашняя атмосфера, но — «Сходил и вернулся домой, а тут выезд в свет!» Театр, кафе, ресторан — это целая идея, как провести вечер. Вот с чем приходится иметь дело, какую идею вечера предложить нашим зрителям? И это не только мои выводы, это выводы исследователей — зачастую в театр идут не только и не столько за эстетическим наслаждением. По результатам недавнего исследования Департамента культуры, театры конкурируют с кинотеатрами и ресторанами за посетителей.

— Хочу обратиться к музею — уж вы точно не конкурируете с Москвой по ценам, поскольку они у вас очень низкие. Но московские музеи делают сейчас много нового и интересного. А у вас, я знаю, проходили семинары и мастер-классы клуба реконструкции «Алатырь» — это ведь очень привлекательно для детей и молодежи?

— Татьяна Визбул: Да, и для Зеленограда это уникальное явление, что делают у нас ребята из «Алатыря» -неформального объединения, это реконструкция раннего средневековья IX—XI вв.ека. Молодые люди, девушки воспроизвели великолепную одежду, ткацкие станы по образцам раннего средневековья и на базе нашего музея уже два раза проводили мастер-классы — по вязанию одной спицей, по ткачеству на дощечках. Были и лекции, и битвы в доспехах на улице перед музеем, а в каникулы им пришлось даже в рекреационном зале музея под аплодисменты для детей показывать имитацию этого боя. Эти ребята просто украшение для нашего города! Как они интересно рассказывают о себе! На фестивале «Лучший город Земли» в парке Победы в шатрах они тоже проводили мастер-классы, читали лекции. Малая аудитория их видит, и это всегда очень обидно.

— У вас в закромах наверняка есть очень интересные экспонаты. Я помню, была выставка к очередному юбилею Зеленограда и на ней были экспонаты 50-60-х годов — например, автобусные компостеры, кассы, куда опускали монетки и вытягивали билет.

— Т.В.: Это был великолепный проект, который придумала газета «41». Помните, они в течение года рассказывали о людях, внесших свой вклад в жизнь города? И в конце спрашивали: «Что вы хотели бы подарить музею?» Кто-то свою докторскую диссертацию, судья — свою мантию и т. д., тогда музею подарили очень интересные экспонаты. Для нас предпочтительнее 50-е годы, время становления Зеленограда, когда будущие зеленоградцы собирались вокруг строительства великолепного будущего города. Все эти экспонаты у нас хранятся, это 40 тысяч единиц хранения, но в залах они появляются только тогда, когда мы делаем тематические фондовые выставки.

— Вот у Политехнического музея есть специальные экскурсии по фондам, когда специалисты показывают разные подборки экспонатов прямо в месте их хранения…

— Т.В.: Это называется открытое хранение, и многие музеи, которые имеют остаточное количество места, так делают. Первым был Исторический музей на Красной площади, они демонстрировали в разных отделах посуду в старых древних шкафах, ткани на манекенах и прочее, что не поступало в постоянную экспозицию — те самые закрома, которые могут через несколько лет попасть на выставку. Политехнический музей смог себе это позволить, когда они переехали на территорию ВДНХ, раньше они были тоже стеснены рамками помещений.

— Александр Козлов: В свое время я предлагал свою коллекцию магнитофонов, выпускавшихся заводом «Элион» — музей не взял их. Но я не про это. Я в том году путешествовал и посетил множество музеев «Золотого кольца», до Астрахани доехал. Во всех музеях есть определенные интерактивные программы, какие-то игры — настольные и прочие, они так привлекают людей. Почему бы вашему музею не сделать какие-то чаепития, интерактивные игры, интерактивные экспонаты?

— Т.В.: Наш музей в начале 90-х годов один из первых занимался по программе «Музейная педагогика». Лично я разработала несколько занятий, например, «В гостях у барыни», где я одевалась в парик, сажала детей: «Так, а тебя, молодой человек, я на конюшню сошлю»… «В гостях у крестьянки Акулины» — я встречала ребят в каком-то несуразном платье, потом раскладывала музейные предметы, дети садились, закрывали глаза, и в это время я переодевала повойник, ребята открывают глаза — а я уже крестьянка Акулина.

— У вас прямо театр одного актера…

— Т.В.: Да, именно так. Кстати, мы с театром «Ведогонь» давнишние партнеры, на одной нашей военно-исторической экспозиции они показывали спектакль по пьесе Кондратьева «Привет с фронта». Это было просто потрясающе! Спектакль шёл прямо на фоне экспозиции, где стояли подлинные предметы, одежда командиров, комиссаров. Такие спектакли мы делали в течение какого-то времени. Был и другой проект, когда молодые «ведогоньцы» показывали композицию по поэтическим произведениям наших авторов.

Мы готовы к партнерству со всеми. Дружим с библиотеками, с музыкальной школой им.Мусоргского — мы проводили там выездные выставки, а в библиотеке была лекция и концертная программа «Песни военных лет». В школе им. Мусоргского мы поняли, как это важно — наши выставки. Мы наблюдали такую картину, когда подходили ребята из музыкальной школы, а это ведь особые дети: «Слушай, посмотрим, военные!» — «А что, у нас здесь война была?» И нам стало очень страшно от того, что существует музей, написано много книг, в названиях улиц Зеленограда — имена героев, а дети задают вопросы: «А что, здесь была война?» А как же памятники, которые окружают наш город? Зеленоград, по земле которого прошла передовая линия фронта! И об этом наши дети не знают. А где же та пытливость, познание истории земли, на которой мы живем? Это просто духовная культура каждого человека.

— И.В.: У нас есть спектакль «Счастье моё», где главные роли играют молодые актеры. Историческая эпоха, в которой происходит действие — 1947 год, сталинские репрессии, и актёры сами говорили, что очень плохо её себе представляют. Мы специально приглашаем на этот спектакль молодежь и после него проводим обсуждения, встречи с актерами, с творческой группой. Если спрашивать «Неужели вам безразлично, что было сталинское время, репрессии, что пережил наш народ?» — молодежь говорит «Да мы не знаем ничего этого» и даже не включается эмоционально. Но они включаются на историю отношений, рассказанную в историческом аспекте, это они понимают и только тогда начинают включаться в эпоху. Почему же она его прогнала, почему он от нее отказался? Да потому, что история того времени такова, нельзя было поступить иначе. Вот таким причудливым, казалось бы, но возможно единственным способом мы сейчас можем донести историю до молодежи.

— Т.В.: Вы знаете, мы придумали и воплотили детский проект «Нарисуй картину сам»: стоит экран, на котором шесть живописных работ: «Бой за станцию Крюково», «Стоянка льяловской культуры», «Вид Зеленограда» и прочее. И на них некоторые детали убраны в сторону. Приходят маленькие ребята и сами, пальчиками, передвигают эти детали на нужные места, взрослым это удается хуже, чем детям. То есть, мы думаем о таких интерактивных вещах — например, вы вошли с избу, крестьянский быт, коровка говорит «му-у-у», петушок «ку-ка-ре-ку», или паровоз до станции Крюково «чух-чух». Мы понимаем, что это надо, но средств не хватает, чтобы это сделать.

— Скажите, а у «Ведогонь-театра» есть представление о зеленоградцах как о какой-то специфической публике? Когда вы выбираете, что ставить, темы, названия новых спектаклей — вы ориентируетесь на специальные запросы зеленоградцев?

— И.В.: Мы не считаем, что в Москве публика одна, а у нас какая-то другая, и надо рассчитывать на какую-то провинциальность — ничего подобного. Репертуар формируется исходя из художественной концепции театра, это правильно для репертуарного театра. А поскольку Зеленоград город интеллигентный, город просвещенных людей, нам не приходится опускать планку. В Москве есть театры со сложной для восприятия художественной концепцией… Например, на Тверской недавно открылся бывший театр Станиславского — теперь это «Электротеатр «Станиславский». Премьерой была древнегреческая трагедия, специально был приглашен греческий режиссер Терзопулос для ее постановки. И для того, чтобы их спектакли были как-то приняты публикой, они организуют некое обучение, просвещение… А мы выбираем классический драматургический материал, достаточно доступный, но не опускаем планку.

— По поводу публики: когда у вас в репертуаре появился спектакль по Эйкборну «Убийственный и неповторимый» с его юмором несколько другого рода, не совсем прямолинейным, когда все знают, где смеяться — я была в зале. И видела, как люди не могли люди понять, смешно это или грустно на самом деле, и были разочарованы.

— И.В.: Это английский юмор, сейчас этот спектакль идёт уже давно идет и, что удивительно, на него хорошо продаются билеты. Публика приходит на него даже не по одному разу, он у нас в репертуаре. Это опять же наша репертуарная политика — спектакли разного плана, разного уровня. Есть и высокая классика, и что-то сложное, и что-то попроще, и так называемые «спектакли-паровозы», которые тащат за собой все остальное в смысле зрительского интереса.

Что касается «где смеяться» — сейчас настала очень интересная эпоха в театральном искусстве, как говорят профессионалы: есть искусство, а есть массовая культура. Как они отличаются? Настоящее искусство обращено к каждому человеку, сидящему в зале, который найдет какой-то свой отголосок на спектакль, действие, актера, и, уходя, будет об этом думать. А массовая культура обращена к массе людей и предполагает не индивидуальную, а массовую реакцию. Все смеются в одном и том же месте, иногда это смех даже специально включают, или вы видели, как иногда эстрадные певцы на сцене начинают хлопать? Они показывают, что надо делать публике. Это тоже имеет место сейчас, в современном ракурсе, и нельзя сказать, что искусство — это хорошо, а массовая культура — плохо. Но в театре мы стремимся обратиться к сердцу каждого зрителя.

— А как ДК, Культурный центр ориентируется на зеленоградцев — как вы себе их представляете? Москва другая? Но ведь Москва присылает к нам какие-то мероприятия, общие для всей столицы…

— К.К.: Есть сетевые мероприятия, которые приходят в Зеленоград. Например, у нас был мультимедийный фестиваль «Кроссконтакт», прогремевший в ЦДХ, в ДК ЗИЛ и на других топовых площадках Москвы. Он приехал к нам с великолепной рекламой, PR-поддержкой — и ушел в ноль. О чем это говорит? Всякие медийные инсталляции, виртуальные музеи, перфомансы, новомодные течения, направления, которые, казалось бы, нам сейчас навязывает наш Департамент культуры, чтобы мы воплотили это на наших территориях — не всегда успешны. Может быть, зеленоградцы и так пресыщены мультимедийными технологиями, робототехникой, для нас это обычная домашняя история. Будем пробовать другие сетевые проекты. Так, в апреле мы пригласим зеленоградцев на Фестиваль науки московского уровня, он пройдет 25 апреля совместно с проектом «Умная Москва».

По поводу специфики. Когда мы только начинали «рыхлить почву», смотреть, с какими аудиториями нам придется работать и как сделать тот самый культурный взрыв, которого от нас ждали и который сейчас проходит во всех культурно-досуговых учреждениях — о Зеленограде было расхожее мнение, что это город пенсионеров и детей. Действительно, для детей здесь представлен всевозможный пласт развлечений, в том числе и очень качественных. Я вижу среди зрителей Анастасию, книжный клуб-магазин «Читай Болтай» — думаю, это яркий пример того, на что нужно ориентироваться в детском досуге. Спасибо большое за то, что вы появились!

А нам нужно было развивать в ДК что-то для молодежи, подростков и людей постарше, как мы сами. Мы в Зеленограде не можем никуда пойти! Мы здесь работаем, живем, но: в «Ведогонь-театр» сходили, в музей сходили, а вот досуговый компонент в городе теряется — пара клубов, боулинг, бильярд и всё. Ограниченность культурного предложения — это выделял Департамент культуры, как нашу самую главную проблему. От наших учреждений ждали новых форматов, и они сейчас складываются, я считаю — очень удачно.

Важно еще привести сюда то самое работоспособное население, которое уже где-то зачерствело, ему тяжело встать с дивана в выходные — его нужно настолько заинтересовать и мотивировать, что это двойной пласт работы. Тут нам помогают лидеры зеленоградских сообществ. Допустим, приходит к нам «Мосигра» с игротеками — и участники этого сообщества, их друзья, все по цепочке поднимают друг друга с дивана. Очень важно узнать всех этих лидеров наших активных сообществ, и тогда они нам помогут поднять «культурную волну», на которой придут люди. А я точно знаю, что когда они придут, они очень многое найдут для себя. Хотя наверняка им казалось, что Дворец культуры такой большой, холодный, всё в мраморе, там стоит вахтер и говорит: «Сюда нельзя ходить». Этого больше нет, но люди об этом не знают! Важно через этих лидеров сообществ открыть им двери.

— И.В.: Совершенно согласна, нам надо работать с лидерами мнений, которые влияют на других, условно говоря, потребителей культурных услуг в городе. Если надо, переведут им, о чем это, расскажут, зачем туда ходить, и люди пойдут.

— Когда мы говорим о неформальных сообществах, речь все-таки о молодых людях лет до 35, семьях с детьми. Мне кажется, что в наборе, который культурные учреждения Зеленограда предлагают жителям, выпадают люди 30-40 лет. Они могут пойти в театр, и, наверное, ходят. Они могут пойти в ресторан поесть. Наверное, они иногда приходят на концерты… Но говорить о том, что у них какой-то большой выбор досуга… Может я ошибаюсь, и у вас есть какие-то планы для среднего возраста? Вы представляете, что их может заинтересовать?

— К.К.: Я приведу пример, но не совсем могу ответить именно об этом пласте, 35-45 лет. У нас есть в клубе «Силуэт», структурном подразделении КЦ «Зеленоград» в 14-м микрорайоне, есть объединение «Хэндмэйд» и проект «Вторая жизнь вещей». Люди именно этого возраста и работают над этим проектом в своей мастерской, которую им предоставляет клуб «Силуэт» — они объединились, им это интересно. Мало того, они там занимаются цветочным кроссингом, ездят по «Золотому кольцу». И на самом деле есть разные другие локальные интересные проекты для совершенно разных возрастов. Возможно, стоит проработать этот запрос получше, но нас сейчас нацеливали на работу с молодыми семьями, молодежью, людьми до 40 лет.

— Сейчас действительно таковы установки Департамента культуры — 40 лет это какой-то рубеж, а дальше уже хэндмэйд.

-К.К.: Приведу другой пример, моих любимцев — хор «Возрождение». Это молодежный хор, но входят в него люди от 20 до 50 лет. Это айтишники, медики, биологи, люди совершенно разных профессий. Они приходят, поют и являют миру классный продукт. Это не стационарный хор, который стоит по стойке «смирно» — они и танцуют, и поют песни известных авторов и т. д. Клубные формирования, которые представлены в культурном центре, разнообразны для этого возраста в том числе, и это не только «Старый патефон».

— И.В.: У нас в «Ведогонь-театре» было исследование зрителей: по возрасту это, конечно, люди в основном уже сложившиеся — 35+, 40+, в основном женщины, в меньшей степени молодежь. Но современная среда приводит к тому, что мы осваиваем новые технологии передачи информации для зрителей. В частности, сейчас — телевизионное пространство, потому что мы живем в медийную эпоху, в эпоху медианосителей, телевидения, в первую очередь. В марте у нас запланированы съемки двух спектаклей театра для цифрового телеканала «Театр», они будут превращены в телеверсии. Есть и на будущее планы, спектакли будут снимать и показывать разные телекомпании, еще несколько спектаклей будет сниматься по заказу правительства Москвы — если получится, их покажут московской публике в формате кино. Есть сейчас даже такое направление — театр в кино, еще один способ работы со зрителем… Это правильно с точки зрения новых форматов, но с другой стороны, искусство театра — это что-то живое, сиюминутное, когда ты присутствуешь в этой атмосфере. А когда смотришь с экрана, все-таки что-то теряется. Хотя наши спектакли будут снимать со зрителями, будет «дыхание зала».

— А.Козлов: Возможна еще трансляция спектаклей через вебкамеру напрямую, во время спектакля.

— Т.В.: Это как виртуальный музей.

— Если все спектакли будут снимать вебкакмерой, то ходить в театр вообще перестанут — предпочтут все смотреть за компьютером, через Интернет?

— И.В.: Да, есть зрители, которые смотрят так, и на них это рассчитано. Но есть те, кто придет все равно, потому что они приходят за эффектом присутствия здесь и сейчас.

— Спасибо всем сегодняшним зрителям и гостям. Меня зацепила мысль, что Москва для зеленоградцев ценна не только выбором досуга — это еще и «выход в свет», а Зеленоград, при всех своих достоинствах, это что-то домашнее. И вам приходится вытягивать еще и этот момент, которым Москва не озадачена…

— Т.В.: Вы знаете, для меня Малый театр как дом родной, я пересмотрела весь его репертуар. Да, туда можно выехать раз в месяц, но сколько сейчас это стоит, во-первых? С семьей, с детьми. Хорошо, считать деньги мы научились, а время? Когда я выхожу с хорошего спектакля, с прекрасного концерта во Дворце культуры или из театра «Ведогонь», у меня замечательное ощущение — «Боже мой, как хорошо, что я дома!» И пока я пешком дойду до дома, а это мне позволено, я не растеряю все те эмоции, весь тот накал своих переживаний, которые я ощутила после спектакля. Понимаете, это палка о двух концах, это другая сторона того, что очень важно: ощущение — мы дома. Или когда я приезжаю из Москвы, хотя я москвичка и никогда не думала здесь пустить корни, я выхожу на платформу и думаю: «Как хорошо, я дома!». И я не знаю, что лучше — выходить в свет или вот это ощущение, что я дома.

Фото — Михаил Барцев, ДК(КЦ) «Зеленоград»

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Светлана Морозова
1 апреля 2015
Не так давно в "Ведогонь-театре так же проходило несколько интересных фотовыставок. Жаль, что о них не упомянуто в тексте интервью. Хотелось бы, чтобы в ближайшее время было бы ещё нечто подобное. Спасибо.
"Чего хочет зеленоградский зритель?" (с)

А в Зеленограде какие-то особенные генетические модификации проходят тестирование?

Сплошные грезы. Где и чему учились эти женщины?



Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран