4
Синкопы в ДК: 20 июня в Зеленоград приедут европейские джазмены 17.06.2015 ZELENOGRAD.RU
«МузЭнергоТур» — фестиваль-гастролёр и фестиваль-импровизатор: несколько солистов и ансамблей, представляющих разные страны и разные направления импровизационной музыки, садятся в автобус и едут через всю страну, играя всё более трансформирующуюся программу. Это «неформат», новое слово в концертной жизни. Накануне приезда фестиваля в Зеленоград корреспондент Zelenograd.ru побеседовала с продюсером «МузЭнергоТура» Юрием Льноградским.

Юрий Льноградский (фото: jazzparking.ru)

— Юрий, какую музыку мы услышим 20 июня, какие музыканты приедут?

— То, что будет 20 июня в Зеленограде, — это скорее джаз-роковый фестиваль. Правильнее позиционировать его как джазовый в современных европейских терминах, где не так много джазовой традиции, если можно вообще можно говорить о том, что она есть. Это множество разной, современной, адекватной, не вызывающей, а, скажем так, вперед смотрящей импровизационной музыки всех сортов. Будет и современный джаз в прямом смысле слова, полностью в джазовой идиоме, но при этом далекий от каких-то стандартов.

Приедут молодые ребята-датчане Bangin' Blows Nice Jazz Quartet — обладатели национальной джазовой премии, самые многообещающие артисты в 2014 году. Мы везем такую молодую, свежую кровь, которая глобального имени еще не имеет, но засветилась уже очень здорово. Будет замечательный швейцарский состав с большим опытом Science Fiction Theatre. Любопытно, что на бас-гитаре там играет нынешний гражданин Эстонии, а в прошлом Эстонской ССР Илья Комаров, человек из культовой группы «Не ждали», которая в 80-х годах взорвала всю рок-сцену. Они делают джаз-роковую программу, хотя в ней есть и элементы серфа и «музыки к фильмам» по большому счету. Они делают своего рода альтернативную озвучку к старым голливудским блокбастерам — и это не юмор, а переосмысление.


Bangin' Blows Nice Jazz Quartet

Будет совершенно потрясающий музыкант, один из лучших в мире джазовых тубистов Даниэль Херскедал. Он играет на нескольких видах тубы, по-разному звучащих.

«МузЭнергоБенд» — это оркестр, про который мы ничего не понимаем. Мы собираем его на базе четырех ключевых солистов, которые едут с нами весь тур от начала до конца и не знакомы друг с другом до момента приглашения в тур. Швейцарский кларнетист Симон Вирш, пришедший из традиционного джаза, испанский гитарист-авангардист Анхель Онталва, французский саксофонист Эрик Пайе, который абсолютно универсален, играет все, от электроники до традиционного джаза. И наш художественный руководитель — француз Ален Блесин. Это единственный человек, который проехал все предыдущие туры от начала до конца. Кроме меня, это единственная такая фигура во всей истории «МузЭнергоТура».


Mad Kluster — Sweet Ocean (Alain Blesing)

Предполагается, что они просто будут «выдергивать» к себе тех, кого они увидят именно в этом туре, пытаться найти какой-то новый творческий диалог и представлять каждый день принципиально новую программу. Она может быть и импровизационной, и посвящена музыке одного из этих участников, и даже каким-то композиторским переработкам. В прошлом году они играли, например, Бартока, академического композитора. В этом изюминка и заключается: мы представляем идею импровизации как таковой — приехали неизвестно кто и сыграли неизвестно что, но при этом мы на 100% уверены, что по качественному уровню это будет достойно лучших филармонических залов.

Svin — датчане, авангардный квартет, где люди по сути следуют скорее рок-импровизации, чем джаз-импровизации. Хотя все они вышли из джазовой среды, играют много современного джаза, имеют прекрасное образование и вообще, как импровизаторы стоят очень высоко. Рок — это, скорее, в плане энергетики, чем в плане стилистики; естественно, все это импровизирующие джазовые люди.


SVIN — Maharaja

— Как вы, по опыту работы с фестивалем, оцениваете интерес к джазу российской публики в целом? Отличается ли этот интерес в разных городах?

— Разница между городами, думаю, есть, но она обусловлена скорее не тем, что одни города условно индустриальные, а вторые условно интеллектуальные. А с тем, что есть некая история присутствия или отсутствия джаза в этих самых городах. Я достаточно много ездил и с «МузЭнергоТуром», и вне его, потому что веду некоторые джазовые фестивали. Существует множество стереотипов — это не массовая музыка, эта музыка должна быть традиционной, не имеет смысла заниматься авангардом в филармонических залах или наоборот — приносить традиционный мейнстрим в рок-клубы, и так далее. Это действительно стереотипы, и Россия продолжает крепко удивлять господ иностранцев. Анхель Онтальва говорит, что очень много серьезной музыки, которую они здесь показывают, там у них, в якобы просвещенной Европе, слушается с удовольствием аудиторией из 20-30 взрослых мужчин — и всё. Это правда, я это смогу подтвердить, как человек, бывавший за рубежом. Здесь они ту же самую музыку играют перед сотнями людей разных возрастов, в смешанной аудитории, где, как они сами говорят, много прекрасных женщин и девушек. И они как бы не понимают — за что им досталось такое счастье, в этой, казалось бы, «богом забытой» России.


Аngel Ontalva & Sine Seawave

Поэтому на самом деле всё у нас хорошо. Главное, что мы стараемся сделать, — это сломать этот стереотип, просто показывая альтернативу, совершенно не обращая внимания на то, что есть какие-то традиционные представления о том, что можно, а что нельзя. Аудитория может быть разной, прием может быть разный, главное не стесняться выходить с той программой, которая у тебя есть сейчас, не пытаться что-то там заигрывать. «МузЭнергоТур» мы играли на Дне города в Новокузнецке, на Дне металлурга — вот, собственно, пример того, как можно рисковать. И это было хорошо.

— Вас пригласили выступить на Дне города после того, как вы побывали в Новокузнецке с фестивалем?

— Нет, это был наш первый приезд в город. Другой вопрос, что Новокузнецк — это совершенно уникальный город, где существует, ни много ни мало, губернаторский джаз-клуб, основанный еще в начале 90-х. Там люди как раз не побоялись показать, что в индустриальном центре, который воспринимается как что-то тяжелое и мрачное, может существовать джазовая музыка, и на нее люди охотно ходят. Когда только возникла идея наших выступлений на Дне города, многие администрации в ужасе отказались: «Ну вы что, какой джаз, это вообще не обсуждается, пусть к нам приезжает группа «Стрелки». В Новокузнецке восприняли абсолютно органично. Перед сценой стояло около 5 тысяч человек, и всем было очень хорошо.


Даниэль Херскедал (туба)

— Два года назад в интервью «Новой газете» вы сказали, что публика должна идти не на имена, а на бренд, знак качества, которым и должен стать фестиваль «МузЭнергоТур». Это произошло, фестиваль стал брендом и знаком качества?

— Однозначно да, потому что мы за нашу историю открыли несколько очень ярких артистов в России, которые приезжали, не будучи никому известными, а сейчас начинают не только в России собирать аншлаги в тысячных филармонических залах, но и получать международное признание. Это происходит раз за разом: коллективы становятся лучшими джазовыми коллективами своих стран, получают международные премии.

В этом году, например, мы везем совсем молодую девчонку Марену Витчер, правда, уже в сибирскую часть тура. Никто не понимал, зачем мы это делаем. Через несколько недель после нашего приглашения она получила в берлинской консерватории композиторскую премию — первой из женщин из околоджазовой области за историю этой премии. Эта премия в свое время досталась, ни много ни мало, Оливье Мессиану — то есть понятен калибр.

Вот это главное, что мы делаем — не стесняемся вытаскивать молодежь, в которой мы видим какую-то искру. В этом, собственно, идея «МузЭнергоТура» всегда и заключалась. Плюс, это люди, которые совершенно по-другому видят концертную экономику, которые не стараются заполнять непременно Кремлевский дворец и получать за это пять миллионов долларов. Поэтому становится возможным везти нашу программу в самые неожиданные места. Зеленоград на их фоне — практически столица. Но можно привозить фестиваль и в сёла с населением 5000 человек. В результате мы добываемся некоего «биоразнообразия» в культурной жизни страны в целом.


Симон Вирш (кларнет)

— Что означает «Зеленоград — столица»? Вы здесь бывали или предполагаете, что будет благодарная публика?

— Не так давно я был инициатором приезда в Зеленоград оркестра имени Олега Лундстрема; концерт прошел в середине апреля. Это был наш первый опыт сотрудничества с Культурным центром. Я могу совершенно без всякой лести сказать, что впечатлен тамошним руководством. Мне приходится много общаться с самыми разными госслужащими, с не госслужащими, с независимыми организаторами и так далее. То, как ведет себя Михаил Сергеевич Латков в отношении нашего проекта, — это прекрасный пример человека на своем месте. Он действительно болеет за происходящее, ему интересно, чтобы это была не просто какая-то выжималка для зарабатывания денег.

Я не могу сказать, что знаю Зеленоград хорошо. Просто я понимаю, что его небольшая удаленность от Москвы одновременно является плюсом с социальной точки зрения и минусом в культурном плане. Всегда проще не делать какие-то спорные вещи, рассчитывая, что зеленоградцы могут доехать до Москвы, в какие-нибудь узкоспециализированные клубы, на странные концерты. Это искусственное выхолащивание, в общем, происходит везде и наверняка есть и у вас. Вот поэтому делать такого рода концерты именно на месте, именно в больших залах — это очень важно для дальней перспективы. Очень важно, чтобы приходили какие-то местные мальчики и девочки, которые все-таки в Москву предпочитают не мотаться, бабушки и дедушки, которым уже просто неловко туда мотаться. И чтобы они за свои деньги получали не «гарантированное сверхудовольствие», а некое новое знание, которое этих денег однозначно стоит.


Эрик Пайе (саксофон)

— Есть ли какие-то проблемы с приездом заграничных музыкантов в связи с сегодняшней политической обстановкой?

— В данный момент нет. Более того — поддержка, которую мы получаем по иностранцам, она и в последние годы и в этом году на несколько порядков отличается от той поддержки, которую мы пытаемся получать по россиянам. Ключевое слово «пытаемся». Российские спонсоры, которые помогали в прошлом году, в этом году не в состоянии что-то еще вкладывать в фестиваль. А с точки зрения культурных взаимоотношений между странами — все совершенно прекрасно и удивительно с той и другой стороны. Например, мы получаем поддержку Минкульта в части визовых приглашений для иностранцев. Мы получаем очень серьезные и интересные гранты и предложения от иностранных культурных фондов. Здесь я никакой напряженности не вижу.

Я думаю, что Россия заинтересована разделять политику и искусство и оставаться нормальной и цивилизованной. Уж тем более тамошним людям сам бог велел так делать, потому что они пропагандируют десятилетиями и веками, что надо отделять мух от котлет. Вот мы их и отделяем.


Science Fiction Theater (Швейцария)

— Вы упомянули спонсоров. Фестиваль изначально заявлялся, как независимый, но понятно, что проданными билетами он окупиться не может.

— Не может, тут вы правы совершенно. Мы действительно отказываемся от любых потенциальных вариантов спонсирования, которые могут повлиять на артистическую политику. Это ключевой момент, потому что я это неоднократно проходил: есть какие-то придворные коллективы у государственных структур, есть какие-то, условно, хорошо поющие дочери депутатов и бизнесменов, и так далее. Это разрушает ту качественную модель, о которой мы говорим, это неприемлемо. Несколько таких вариантов мы отвергли ещё на ранних стадиях, и с тех пор просто не начинаем такие разговоры.

Но мы активно сотрудничаем с рядом фондов посольств и прочих институций, у которых есть прозрачные стратегические программы, где совершенно понятно, что выбор проекта осуществляется организатором, а спонсор принимает непосредственное решение — поддержать этот проект или нет. Они не могут за свои деньги посоветовать нам, кого пригласить. Строго наоборот: вот ваш проект, вы хотите артиста Иванова, теперь мы подумаем — есть ли у нас на это средства. Это нам позволяет вполне осмысленно жить в артистическом плане.

Естественно, по России мы пытаемся привлекать самые разные способы помощи, не только финансовые, но и волонтерские, бартерные и даже просто информационные. Но это фактически 80 концертов на территории от Москвы до Владивостока, а человеческий и временной ресурс конечен; в какой-то момент мы начинаем просто переставать этим заниматься и уже плывем по течению. Вот сейчас мы к этому очень близки, я боюсь, что на этой стадии добавление каких-то новых идей просто затормозит уже имеющиеся процессы, ничего по сути не решив. И если кто-то в Зеленограде готов рассказывать про нас, распространять флаеры и так далее — мы будем только счастливы.

— Как убедить чиновников приглашать на те же городские праздники настоящих музыкантов, а не бесконечное попсовое убожество?

— Я не знаю, как пробить эту стену, честно говоря. Я абсолютно уверен, что за этим будущее, потому что все равно когда-нибудь закончится бесконечная нефтяная история и бесконечное вложение денег в «звезд», которые сами должны деньги в государство вкладывать, при их-то заработках. Но это отдельный большой разговор.

Юлия Кравченко

Джазовый фестиваль «МузЭнергоТур»

ДК «Зеленоград», 20 июня, начало в 18:00

Билеты: 500-1300 рублей (купить)

Продолжительность: 2 часа

Возрастное ограничение: 12+

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
Евгений Сет
17 июня 2015
Какие Европейские джазмены приедут? У нас САНКЦИИ!
Катя Н
18 июня 2015
По-моему это круто!
Dakota Dakota
20 июня 2015
Потрясающий концерт. Спасибо организаторам!
Катя Н
23 июня 2015
Я не поленилась послушать их на концерте - и в диком восторге от Bangin' Bülows Nice Jazz Quartet (BBNJQ) и тубиста Дениеля Херскедаля Daniel Herskedal - он кстати в вс на Усадьбе-джаз выступал.
Швейцарцы тоже понравились)
Вообще на джазовом концерте всех слушать не обяхзательно -можно заходить-выходить.
Концерт офигенный, с удовольствием пойду на этих ребят еще и на этот фест - так как он открывает свежие и интересные коллективы! Просто джаз и сложная музыка вообще не для всех)
https://www.youtube.com/playlist?list=PLZIyt6FjUinkBvNNcrCcnZGsTJ2h2c9a2
записи с концерта
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран