Студия игры на гитаре Zen-Guitar: сыграй первую песню за 60 минут 09.06.2015 ZELENOGRAD.RU
Об ускоренной методике обучения игры на гитаре Zelenograd.ru рассказали создатели зеленоградской студии, музыканты Григорий Цветков и Александр Иванченко

— В чем заключается ваш метод обучения игры на гитаре, чем он отличается от существующих?

Г. Ц.— Мы объясняем сложные вещи простым языком. В принципе, у нас за два месяца обучения дается программа уровня музыкального колледжа. Но она дается легко: мы не загружаем людей различными музыкальными терминами и теорией.

— Уровень музыкального колледжа предполагает, как минимум, знание нот, а к вам, предположу, приходят люди «с нуля».

Г. Ц. — Мы не учим нотам. Гитара — это такой инструмент с определенной систематизированной системой игры, там все однообразно. Мы учим несколько позиций. На первом же занятии мы уже даем барре, чтобы к середине курса люди спокойно зажимали этот аккорд. Чтобы не возникало проблем именно с моторикой.

А.И. — В начале программы дается техника игры. Если человек не знает названий аккордов, он все равно эти аккорды начинает играть. И в дальнейшем, когда пойдет теория, он уже будет понимать, что именно он играет. Более того, есть множество случаев, когда музыканты не знают нотной грамоты. Я играю по нотам, но, нужно признать, что они не всем нужны, и в целом можно достаточно хорошо играть и без нот.

— Что может сыграть человек через два месяца, «на выходе»?

Г. Ц. —  Простое соло на гитаре, аккорды перебором, плюс, человек научится подбирать. То есть, сможет воспроизвести услышанную песню на гитаре.

— На первом занятии вы учите играть песню — сколько времени для этого требуется?

А. И. — 60 минут. Это пробное бесплатное занятие, мы учим играть аккорды к песне «Пачка сигарет» группы «Кино». Мы специально выбрали именно эту песню — там простые и удобные аккорды.

Г. Ц. — И люди через час уже играют более-менее нормально.

А.И. — Уверенной игры, конечно, за 60 минут не будет. Но здесь уже зависит от того, сколько человек занимается. В целом у кого-то пальцы изначально пожестче, а у кого-то мягкие пальцы, они болят, он не может много заниматься. По нашему опыту, за 60 минут люди выучивают и играют аккорды, каждый в своем темпе. Кто-то более уверенно, кто-то менее — но все играют.

— Ваша методика — что-то принципиально новое или обобщенный опыт обучения игры на гитаре?

Г. Ц.— Я часто сравниваю музыку со спортом. Спортсмен немного не потренировался — потерял форму; музыкант немного не поиграл — то же самое. Как и в спорте, в музыке большую роль играет тренер". С одной и той же командой, с одними и теми же игроками один тренер добивается двух чемпионств подряд; и с той же командой другой тренер не добивается абсолютно ничего.

Что мы сделали? Взяли общую систему обучения игры на любом музыкальном инструменте, взяли из неё то, что наиболее эффективно, с лучшей отдачей, — и объединили в ускоренный курс.

— Практикуете ли ансамблевую игру?

Г. Ц. — Да, это наша перспектива. Мы хотим, чтобы наши ученики играли ансамблем. Хотя бы ту же «Пачку сигарет» — уже через два месяца один играет соло, другой аккорды, потом вместе поют, меняются и так далее.

— Люди чаще всего хотят не просто играть на гитаре, а петь и аккомпанировать себе. Но бывает, что слух совсем неразвит. Как вы с ними занимаетесь?

Г. Ц. — Нет людей, у которых нет слуха, его можно развить у каждого. Зачастую люди просто не верят в себя, думают, что им медведь на ухо наступил. А на самом деле, если правильно позаниматься, все начинают слышать.

А.И.— И тут самое интересное. Когда человек начинает пытаться петь под гитару, делает первые шаги, ему очень сильно мешают комплексы, скованность. Даже если ты начнешь неправильно, но громко петь, всё равно начинаешь слышать, что ошибаешься. И в какой-то момент у тебя получится спеть чисто. Многие люди боятся звука, поют шепотом.

— То есть, человека надо психологически разжать.

А.И. — Да. И здесь помогают как раз занятия в группах. Люди, как правило, тянутся друг за другом, всегда есть кто-то более закомплексованный, кто-то менее. Если наладить атмосферу в группе, внутри коллектива, все будет спокойно, дружелюбно, без лишнего напряжения, — всем будет весело, у всех будет получаться. Петь — это всегда небольшой стресс, а после стресса всегда немного смешно.

— Что чаще всего хотят научиться играть ваши ученики?

Г. Ц. — Просто что-то сыграть в кругу друзей.

А. — Предпочтения зависят от возраста. Люди нашего возраста в основном играют Гребенщикова, «ДДТ», «Кино», «Гражданскую оборону» и так далее — русский рок. Иногда иностранный. Более молодые — «Ключи», «Нервы» «Луна», «Animal ДжаZ», русский рэп, о котором я не имею никакого понятия. Впрочем, вспомнил — Noize MC.

— После двухмесячного курса можно продолжать у вас учиться?

Г. Ц.— В перспективе у нас обязательно будут какие-то дополнительные занятия.

А.И.— Почему именно два месяца: пока у нас были только индивидуальные ученики, групповых занятий не было. Нам хочется, чтобы люди через два месяца показывали определенный результат, поток за потоком. Чтобы в какой-то момент мы могли сказать: «Да, это стабильный результат».

Мы не говорим, что через два месяца они будут играть, как Зинчук или Стив Вай. В музыке всегда нужно совершенствоваться. Я, например, у Гриши учусь сам до сих пор.

Григорий Цветков, педагогический стаж 6 лет

Лауреат всероссийского конкурса,
2х кратный стипендиат фонда Новые Имена
2х кратный стипендиат министерства культуры РФ

— Григорий, вы с пяти лет играете на балалайке, сейчас учитесь в Российской академии музыки имени Гнесиных. Этот инструмент вы сами выбрали в детстве или настоял отец — он, как известно, гитарист, заслуженный работник культуры?

Г. Ц.— Это был выбор родителей. Но я ничуть не жалею, потому что балалайка мне позволила очень хорошо научиться играть на гитаре.

— Вы лауреат Всероссийского конкурса, двукратный стипендиат фонда «Новые имена», двукратный стипендиат Министерства культуры РФ — всё перечислено?

Г. Ц. —  Ещё стипендиат фонда Владимира Спивакова. Еще я много поездил по миру с сольными концертами. Четыре раза был в Японии, в США, в Канаде.

— Как там воспринимают балалайку?

Г. Ц.— Замечательно. Есть такой известный балалаечник Алексей Архиповский, мне довелось выступать с ним дуэтом. Он оказал на меня очень большое влияние, я в какой-то момент начал играть не совсем в стандартной манере.

— У нас к балалайке часто относятся как к исключительно народному инструменту с ограниченным репертуаром.

Г. Ц. — Потенциал у инструмента просто огромнейший, а репертуар можно исполнить любой. Сейчас я ещё использую разные гитарные эффекты и подзвучки, импровизирую.

— Когда вы начали играть на гитаре, как быстро научились?

Г. Ц. —  Первый раз взял в руки гитару в 10 лет, До этого момента пять лет играл на балалайке, поэтому мне было значительно проще осваивать другой инструмент. Учился сам, без преподавателей, видеоуроков и самоучителей.

Ноты на гитаре я выучил в 17 лет, просто чтобы их знать, чтобы обучать других.

Иванченко Александр, педагогический стаж 5 лет

концертирующий музыкант

— Как сложилось ваше сотрудничество с Александром?

А.И.- Я занимался в музыкальной школе по классу домры. Доучился до 4 класса, а потом — я был мелкий и глупый — поругался с учительницей по сольфеджио и перестал заниматься. Где-то классе в 8-м я попросил у родителей деньги на гитару, купил её, начал заниматься самостоятельно — очень хотелось. В какой-то момент мне посоветовали пойти заниматься к Цветкову старшему, я записался на частные занятия и прозанимался у него лет семь. После этого мы на какое-то время разошлись, потому что — работа, диплом, еще что-то. А потом совершенно случайно нашли друг друга, когда искали музыкальный коллектив, где можно поиграть. Играли в группе «Осколки мысли», записали две песни в хорошем качестве, несколько раз выступали в Зеленограде — в ДК и «Дебаркадере». Но какого-то большого резонанса это не вызвало, потому что было совсем немного песен. Потом Гриша ушёл в армию.

— Люди какого возраста могут прийти к вам на занятия?

Г. Ц. — Пока это только взрослые. Думаем о наборе детских групп. Детей обучать, конечно, сложнее, поскольку они больше отвлекаются.

А.И. — И еще один важный момент: взрослые люди приходят сознательно, они отдают свои деньги и понимают, что хотят получить.

Как мы планируем организовывать группы? Понятно, что если не заниматься дома, ничего не получится. Если просто ходить два раза в неделю на занятия, чему-то, конечно, научишься, но это будет очень низкий уровень. Мы хотим добиться того, чтобы люди занимались дома. Аксиома: нужно играть каждый день хотя бы пять минут. А по-хорошему — час, полтора.

Г. Ц.— В любом деле, будь то занятия на инструменте, дипломная работа или любая другая, самое главное — это сесть за неё, начать.

А.И. —  Сейчас появились интересные методики. Мы живем в потрясающее время: социальные сети на самом деле очень многое изменили. Мы объединяем учащихся в закрытые группы — только они и преподаватель — и просим их каждый вечер писать в обсуждении отчеты: «Сегодня я позанимался столько-то». И впечатления: болят пальцы, что-то получилось, что-то не получилось. По желанию — аудио- или видеозапись.

По себе знаю, что такие отчеты работают, я в этом уверен. Когда под конец дня собираешься с мыслями, анализируешь, что сделал, — появляется некий уровень осознанности, который на начальных этапах особенно важен.

Вот сейчас Гриша или я можем сесть, потренькать на гитаре, не напрягаясь, и получится что-то более-менее красивое. Но чтобы поднять качественно свой уровень, нужно вкладывать мысль, усилие воли, следить за тем, что делает твоя рука. Для начинающих это очень важно.

Мы будет ещё в процессе обучения на определенных этапах, и особенно в конце, делать видеозапись и выкладывать её в группу. Тогда будет понятно, сколько и как занимался человек, и каков результат. Будет и некий соревновательный эффект, чтобы люди могли сравнивать себя с другими и подтягиваться к уровню.

— Учите ли настраивать гитару?

Г. — Со временем. Сначала нужно слух у человека подтянуть, чтобы он более-менее слышал, различал звуки. А дальше уже, конечно, учим настройке.

— Сколько длится одно занятие, в какое время они проходят?

Г. — Два раза в неделю, вечером, по часу. Можно заниматься и в выходные.

А. — Если кто-то хочет заниматься днем, есть и такая возможность.

— Есть ли какие-то требования к инструментам, с которыми приходят ученики?

А. — Никаких требований, кроме наличия гитары как таковой. Мы можем и предоставить инструмент сами. Дома гитара должна быть, чтобы заниматься, но если человек, например, едет с работы, он может воспользоваться нашим инструментом.

— Это должна быть акустика?

Г. — Акустика или классика, кому что больше нравится. Мы вот до сих пор спорим. Я считаю, что лучше акустика, а Саша считает, что классика.

А. — Я считаю, на акустике пальцы у начинающих сильно травмируются, если чересчур усердно подойти к вопросу. А на классике нейлоновые струны, играть намного легче.

Г. — Я могу парировать, что на классике гриф очень широкий, начинающим неудобно.

А. — Зато появляется растяжка.

Г. — А на классике пальцы укрепляются.

— Можно ли учиться играть на электрогитаре?

Г. — Да, конечно. Это индивидуальное обучение.

— Доступен ли по стоимости ваш курс обучения для среднего горожанина?

Г. — Занятие стоит 625 рублей, двухмесячный курс получается 10 тысяч рублей. Это вполне доступно, средняя цена, если сравнивать с московскими студиями.

— Пробное занятие бесплатное?

Г. — Да. Можно прийти просто попробовать.

В принципе, для Зеленограда стоимость обучения вполне нормальная, для Москвы это дешево. В Зеленограде есть отдельные очень дорогие преподаватели.

Мы не гонимся за какими-то большими ценами. Когда Генри Форд сделал свой первый автомобиль, он не планировал зарабатывать какие-то бешеные деньги или построить величайший автомобильный завод в истории. Главная его задача была — помогать людям, чтобы им было удобно перемещаться. Поэтому он начал делать свои машины и стал лучшим в этой области.

— Если начинающий хочет научиться снимать гитарные партии на слух, этому можно обучить за два месяца?

Г. — Мы учим сразу, без нот и прочего. Есть первая ступень, четвертая, пятая, они же тоника, субдоминанта, доминанта; параллельные ступени — третья, шестая, седьмая. Берется любая песня, которая нравится нашим учащимся, я им просто расписываю на листочке — что и как; они слушают и смотрят, слушают и запоминают. По такому принципу я уже научил двух людей снимать на слух.

А. — Я этот принцип на себе опробовал. Конечно, это не так просто, как может показаться. Это довольно серьезная работа, потому что даже само задание — внимательно слушать песню — уже нетривиальное. И лучше не на одной песне практиковаться, а на нескольких. Но в какой-то момент действительно начинаешь всё слышать.

— Я понимаю, что вы работаете с не сложным материалом.

Г. — Да. В принципе, вся современная музыка пишется на шести ступенях, вторая используется крайне редко.

vk.com/zenguitarstudio

Запись на пробный урок по телефонам

8 (499) 375-72-70

8 (903) 100-62-58

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама