В этом году планам по строительству в Москве автодрома для проведения гонок "Формула-1" исполнилось 20 лет. В 1987 году трассу хотели проложить на территории Тушинского аэродрома и потратить на это сумасшедшие по тем временам деньги — $80 млн. Впоследствии предполагаемое месторасположение автодрома несколько раз менялось. Последнее решение - молжаниновская деревня Черкизово, принятое в 2003 году. Тогда же было выпущено постановление об изъятии земельного участка площадью 227,6 га у бывшего совхоза "Путь к коммунизму" и передаче его в долгосрочную аренду ООО "РусИталИнвест", которое, как планировалось, станет инвестором строительства гоночной трассы и сопутствующей инфраструктуры.
К 2004 году компания должна была закончить разработку проектной документации, а также начать расселение деревни Черкизово и вывод других правообладателей. Однако, вникнув в детали проекта, "РусИталИнвест" начал терять к нему интерес. На подготовительном этапе, помимо обременений по переселению жителей и юрлиц, от компании требовалось перенести действующий газопровод, построить ГТУ ТЭЦ и холодильную установку, а также обеспечить подвод всех коммуникаций.
"РусИталИнвест" был заинтересован в качестве компенсации оформить освобождающиеся земли в свою собственность, однако такого механизма в городе на сегодняшний день не существует", — заявил представитель управы Молжанинова. По его словам, компания не занималась освоением участка и готова выйти из проекта, как только горадминистрация найдет для "Формулы-1" нового инвестора. "В конкурсной документации будет записано, что победитель торгов должен компенсировать "РусИталИнвесту" понесенные ранее затраты", — говорит собеседник.
Информацию подтверждают и в ГУП "Управление перспективных застроек": деревня Черкизово входит в перечень 6 деревень, намеченных к сносу на территории Молжаниновского района, однако переселение жителей, которым предполагается предоставить жилье в многоэтажных домах вдоль Ленинградского шоссе или участки в сохраняемых деревнях Новоподрезково и Мелькисарово, пока не начиналось. "Очевидно, этим займется новый инвестор строительства трассы "Формулы-1", — заявили в ГУПе.
По словам И. Орджоникидзе, инвестиционные торги планировалось провести весной 2007 года. "Однако мы столкнулись с тем, что существует компания, у которой имеются определенные права на часть земельного участка, отведенного под строительство автодрома", — говорит заместитель мэра. Угодья бывшего совхоза "Путь к коммунизму" начиная с 2004 года находятся в разработке рейдеров. В настоящее время на право распоряжаться земельным участком общей площадью почти 4 тыс га одновременно претендуют сразу несколько коммерческих структур, в том числе ООО "Альтерна", являющееся собственником паев членов совхоза, и ЗАО КСХП "Химки".
"Пока суд не разберется в сложившейся ситуации, мы не можем проводить конкурс", — сетует Орджоникидзе. По его оценке, общий объем инвестиций в автодром и сопутствующую ему инфраструктуру составит не менее $1 млрд. "Строительство трассы при этом не окупается вообще", — говорит чиновник, подчеркивая, что "Формула-1" — это имиджинговый проект, за который возьмется далеко не каждый инвестор.
В свою очередь, эксклюзивный архитектор трасс "Формулы-1" Г. Тильке на днях заявил журналистам, что проекты строительства автодромов в России, Мексике и Индии заморожены. "Никаких конкретных планов проведения гонок серии Гран-при в этих странах в данный момент не существует", — отметил он.
Однако, Москва от претензий на "Формулу-1" пока отказываться не намерена. В столичном Тендерном комитете газете сообщили, что, согласно обновленному графику, торги на строительство автодрома в Молжанинове намечается провести в сентябре-ноябре 2007 года.