— Наталья Владимировна, какие услуги предлагает центр «Детки.RU», для кого они предназначены?
Н.М. — Наша цель — оказание своевременной и качественной логопедической помощи. Центр предлагает компьютерную диагностику определения уровня речевого развития, основанную на программе формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, под редакцией Ольги Александровны Безруковой.
Программа предназначена для работы с детьми с недоразвитием речи, причиной которого может быть как речевая патология различного генеза — органического или функционального, — так и неблагоприятная социальная среда, речевая депривация ребенка или дефектное речевое окружение.
Компьютерная диагностика предусматривает определение уровня речевого развития соответственно возрастным группам: от 3 до 4 лет, от 4 до 5, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет. Весь педагогический опыт показывает — чем раньше проводится диагностика речевого развития, выявление недостатков в речевом развитии, тем успешнее будет коррекционная работа по их устранению в дошкольном возрасте.
— Насколько актуальна эта проблема для маленьких детей?
— Очень актуальна, поскольку речевое развитие детей сейчас страдает по ряду причин, в том числе, как ни парадоксально, из-за поголовной компьютеризации. Речевая зона — это очень тонкая организация, которая реагирует на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
— Анна Евгеньевна, вы упомянули программу Ольги Александровны Безруковой — на чем основана эта методика?
А.Е. — Программа предусматривает совокупную оценку результатов речевого обследования ребенка по его лексикону, то есть активному словарному запасу. Активный словарь — это слова, которыми ребенок пользуется в речи. Пассивный словарь — это когда ребенок знает название предметов, но не употребляет их в активной речи. Условно говоря, пальчиком показывает, но сказать, что это, не может — не может произнести, нет речевого оформления. Причины могут быть как физиологические, так и патологические (результат каких-то нарушений в перинатальном или постнатальном периоде). Опасный момент — это органическое поражение зон головного мозга, которое замедляет речевое развитие ребенка.
Мы работаем по программе, на основе которой создана компьютерная диагностика, утвержденной Департаментом города Москвы в 2010 году. Это новая диагностика, которая объемно описывает все речевое состояние ребенка, начиная от трех лет.
— Методики, по которым работали логопеды, скажем, 30 лет назад, сейчас актуальны?
— Вполне. Это основа, фундамент, на котором базируются современные методики.
— Как сказываются нарушения речевого развития в раннем возрасте у младших школьников?
— В школьном возрасте эти недостатки выливаются в специфические ошибки на письме, дети делают странные ошибки. Многие родители думают, что это из-за невнимательности — просто ребенок отвлекся и написал вместо, предположим, буквы «а» — «о», вместо «д» — «б». Нет — это не «просто», это сигнал, что ребенка необходимо проконсультировать у логопеда.
Очень часто к нам обращаются родители детей, которые не могут овладеть письмом и чтением в полном объеме. То есть, ребенок читает, но не понимает, что именно, и не может пересказать прочитанное своими словами.
— Наталья Владимировна, считается, что чем раньше ребенок стал читать, тем лучше он развивается интеллектуально.
Н.В. — Это не совсем так. Большая ошибка всех родителей — стараться побыстрее научить ребенка читать. Научить можно, но если спросить: «Расскажи, о чем ты сейчас прочитал?» — ребенок может ни слова не ответить, потому что он не понял, что прочитал. И сам факт чтения не означает, что ребенок будет в дальнейшем писать грамотно. Письмо зависит от того, как ребенок читает, как понимает прочитанное.
— И всё-таки — в каком возрасте надо уметь читать?
— К школьному возрасту, 6-7 годам. Именно к этому возрасту у ребенка созревает кора головного мозга и он готов к обучению в полном объеме.
— Сейчас тенденция учить детей и английскому языку с 4-5 лет.
— Я только приветствую обучение английскому. Дети же не читают в этом возрасте на английском, они учат в игровой форме слова, просто учатся говорить. Однако с некоторыми дефектами звукопроизношения (межзубные свистящие, увулярное «р») обучение иностранному языку не рекомендуется до полного устранения недостатка в звукопроизношении. Если говорить об иностранных языках в целом, бывают проблемы в двуязычных семьях — в семье говорят на своем родном языке, а ребенок идет учиться в русскую школу. На медико-педагогических комиссиях мы советуем таким родителям разговаривать с ребенком в семье на русском языке, чтобы он привык слышать русскую речь, иначе ему будет очень трудно в русскоязычной школе. А свой родной язык он не забудет — подрастет, все уложится в голове «по полочкам».
— Анна Евгеньевна, обычно родители бьют тревогу, когда маленький ребенок долго не говорит в принципе или, заговорив, долго не может выговорить какие-то согласные. Когда надо обращаться к логопеду?
А.Е. — Жестких норм в ваших примерах нет. Бывает, ребенок до трех лет не разговаривает, а потом происходит толчок — и он начинает говорить целыми фразами. В норме, конечно, к трем годам ребенок должен произносить практически все звуки русского языка, включая свистящие и шипящие. Исключение делается для звука «р» — это вибрант, трудный звук, он может появиться чуть позже.
Большая ошибка родителей — ожидание определенного возраста, чтобы повести ребенка к логопеду. Есть такие диагнозы, которые предусматривают занятия с логопедом с трех лет. Если нужна диагностика, мы представим полную картину речевого развития ребенка — и по лексике, и по грамматике, и по фонетике.
— Проводятся ли в центре, кроме диагностики, и практические занятия?
— Обязательно. И эта работа напрямую зависит от того, насколько грамотно продиагностирован ребенок. Мы учитываем все стороны речевого развития. И нашим коллегам-логопедам мы рекомендуем, на что надо обратить внимание, чтобы ребенок нормально развивался, мог грамотно выразить свои мысли.
— Связано ли устное развитие речи с письменной грамотностью?
— Конечно.
— Знаю взрослых людей с хорошо организованной и даже блестящей речью, но при этом патологически безграмотно пишущих. Это какой-то феномен?
— Вы знаете, есть такое понятие — врожденная безграмотность. Теоретически грамматику, правила русского языка люди знают, но не умеют их применять на письме. Многие дети тоже знают правила, но просто не понимают, как их применить, не умеют. Такое нарушение называется дизорфография. Раньше мы работали над дисграфией, дислексией, а сейчас третье направление в логопедии — дизорфография.
— С какими проблемами у школьников вы сталкиваетесь?
— С дисграфией. Пропуск букв, слогов, предлогов, замена и перестановка букв. Ребенок не дописывает какую-то палочку в букве, например, вместо «ш» пишет «и» — это тоже элемент дисграфии. Это искажение слов — например, выкидывает слог или дописывает лишний, дописывает лишнюю букву или переставляет слоги. Чтение по догадке: ребенок прочитал первое слово, и дальше досказал своими словами предложение, не прочитав его до конца. Нанизывание букв: пишет одну на другую, не соблюдает строку — элементы букв вылезают вниз или вверх строки. Неумение ориентироваться на листе бумаги — это уже сложный случай дисграфии, который требует особого внимания.
Учитывая перечисленные нарушения письма и чтения, мы работаем по следующим направлениям. Это развитие фонематического слуха, аналитико-синтетический метод; различение букв, сходных по начертанию; употребление предлогов, союзов, рода и числа — грамматическое оформление предложения.
Мы работаем индивидуально с каждым ребенком, учитывая его нарушения и психофизические возможности. И в каких-то случаях видим, к какому специалисту дополнительно нужно направить ребенка, чтобы обучение было успешным. Одна логопедия не поможет, если у ребенка есть какое-то органическое нарушение, а в комплексе с рекомендациями специалистов будет виден результат.
— Наталья Владимировна, до какого возраста можно обращаться к вам?
Н.В. — Дети могут к нам обратиться до 15 лет с любыми трудностями в обучении, с нарушениями речи.
— Как проходят консультации в центре?
— Перед тем, как диагностировать ребенка, мы проводим беседу с родителями об анамнезе рождения ребенка. Это обязательное условие, потому что родители, случается, что-то скрывают, и это препятствует составлению программы индивидуального коррекционного маршрута обучения ребенка. Желательно, чтобы присутствовала мама — она больше знает о своей беременности, родах, о проблемах своего ребенка в раннем младенчестве.
— Могут ли родители присутствовать на занятиях?
— По желанию. Вообще, без родителей дети занимаются лучше. Но если кто-то из родителей хочет поприсутствовать на занятии, пожалуйста. Мы в обязательном порядке даем домашние задания, их выполнение необходимо. Не надо думать, что логопед — волшебник, который поколдует, и проблемы ребенка сразу решатся. Это как у врача: вы заболели, пришли, проконсультировались, вам назначили лечение. От того, как вы будете лечиться, зависит выздоровление. То же самое у логопеда. Логопед помогает, а родитель учится вместе с ребенком.
Родителям предлагаем посмотреть артикуляционную гимнастику, потому что от правильности её выполнения будет зависеть успех нашей работы. И если родители что-то не понимают или не умеют, мы обязательно показываем и учим сначала родителей, а потом уже они занимаются с ребенком дома.
— Анна Евгеньевна, в вашей методике есть термин «закрепившийся дефект» — поясните, что он означает?
А.Е. — Когда ребенок начинает разговаривать, родители умиляются этим межзубным свистящим, неправильным шипящим звукам, пропускам звуков, замене одних звуков другими — и ребенок считает, что это правильно, и начинает так говорить. Соответственно, дефект у него закрепляется.
- То, что в просторечии называется сюсюканье?
— Да, сюсюканье или горловое «р», например. Иногда родители спохватятся, что ребенок говорит неправильно, — а он уже в третьем классе. Переучить, конечно, можно, просто с возрастом это всё более длительный, кропотливый процесс.
— Работаете ли вы с заиканием?
— Нет. Мы даем консультацию, куда обратиться, потому что индивидуальная работа с детишками, страдающими логоневрозами (заиканием), не приветствуется. Такие детки должны заниматься по группам, в специально оборудованных центрах.
— По вашему опыту, увеличивается число детей с проблемами устной речи?
— Да. К сожалению, русский язык претерпел большие изменения, в речи появились слова — неологизмы, взятые из иностранных языков, слова — «сорняки», слова — «паразиты», которые засоряют нашу речь. Поэтому наряду с развитием речи мы работаем и над культурой речи.
Речь — это важнейшая психическая функция, но не всегда она появляется у ребенка вовремя и соответствует возрастной норме. В сегодняшнем мегаполисе каждый третий ребенок до трех с половиной лет не говорит или говорит отдельные слова, на профессиональном языке это звучит как «речевая задержка», а после в карте появляется заключение невролога и логопеда — общее недоразвитие речи (ОНР), и ребенок, который заговорил позже своих сверстников, имеет больше предпосылок к неусвоению родного языка. Далее возникнут трудности в школе, именно поэтому специалисты диагностического центра «Детки.RU» будут рады своевременно и качественно помочь детям, компенсировать речевое недоразвитие. У нас работают логопеды высшей категории, ведущие специалисты города Москвы.
В связи с рядом изменений в структуре образования города Москвы качественные услуги квалифицированными специалистами в государственных структурах сейчас не оказываются, поэтому давайте позаботимся о будущем своих детей своевременно.
Зеленоград, корпус 340
8(499)736-01-74, 8(903)722-05-36
Время работы: с 9:00 до 19:00