В дискуссии приняли участие Анастасия Ермошина, мама девятиклассника с опытом семейного образования и представители системы образования, Елена Корнеева, ведущий специалист Зеленоградского управления образования (реорганизовано в мае 2015), Елена Орланская, директора школы 2045 (до июня 2015) и Марина Григорьева, психолог школы 1150. Модераторы дискуссии — Александр Эрлих, главный редактор Zelenograd.ru, и журналист Елена Панасенко.
Анастасия Ермошина, мама девятиклассника с опытом семейного образования.
На первый год мы заключили со школой договор, в котором значилось, что если у нас будут неудовлетворительные оценки хоть по одному предмету, нас сразу переводят на обычное образование. Но мы всё замечательно сдали. В первой сессии была одна тройка, но скорее на нервной почве. Мы приходили сдавать, сын сидел лицом к лицу с учителем, я сидела за следующей партой. И все учителя ему говорили: «Андрюшечка, ну соберись, подожди, не отвечай». Для него было непривычно так беседовать с учителями, и он лепил ошибки по всем предметам. Достаточно тяжело было понять, что у нас теперь отношения с учителями почти личные. А сейчас всё идёт по накатанной уже третий год. В этом году мы сдаем ГИА, надеюсь, сдадим успешно.
Я не пропагандирую семейное образование. Когда мы только перешли на него, я всем вокруг рассказывала, как это здорово, «Если вы не знаете, я сейчас расскажу — вам понравится!». А потом решила, что если кому-то очень нужно, я могу поделиться своим опытом, но в каждой семье всё равно решают и организуют всё по-своему, у всех родителей и детей разная степень ответственности. Я вот достаточно безответственная мама, мне все говорят: «Тебе хорошо, у тебя сын сам занимается, такой ответственный, собранный мальчик». Я отвечаю: «Ну, да, он таким родился, всегда один занимался, мы ему не помогали». Но в принципе, мне кажется, семейное образование возможно для любого ребёнка, мамы или папы, было бы желание.
— Ваш ребенок действительно занимается сам или у вас есть репетиторы?
— Сейчас есть. У нас с самого начала был репетитор по языкам, но ведь многие школьники тоже дополнительно занимаются иностранными языками. В прошлом году у нас тяжело пошла химия, мне она вообще не очень даётся, а сын в ней сам как-то не разобрался. Мы взяли репетитора, и сейчас он в восторге: «Какой у вас умный ребенок, мой лучший ученик!» и «Мы с ним сдадим ГИА по химии!». И еще в этом году мы взяли подготовку к ГИА по русскому языку, на всякий случай — это и для школьников не редкость. А по остальным предметам сейчас очень много онлайн-курсов. Мы плотно сидим на interneturok.ru, там есть почти вся школьная программа по всем классам: и теория, и задачи. Нам этого хватает. Если есть какие-то дополнительные интересы — сейчас в сети можно найти все, что угодно.
— Как семейное образование выглядит в ежедневном быту — приходится ли заставлять учиться и контролировать процесс? Ведь тогда у родителя двойная нагрузка: помимо своих дел он еще выполняет работу учителя…
— Тут ситуация двоякая. Конечно, очень выгодно сдать ребенка куда-то, где его всему научат и возьмут на себя ответственность. Мне часто говорят: «Ты что, взяла образование ребенка под свою ответственность?» Ну, конечно, это же нужно нам, а не кому-то другому. В этом году, когда мы остались на семейном обучении, завуч сказала: «Но вы же будете сдавать ГИА? Мы не несём ответственности за ваши оценки, не мы обучали вашего сына!». Я спросила: «А если мы будем в школе, вы берете на себя ответственность? Какую?» — «Моральную» — «А в чем она выражается?» — «Ну, вот в прошлом году в каких-то школах в Москве неудачно сдали ГИА, и директора уволили…». Ну, мне это не очень поможет… Я думаю, на среднестатистическом уровне мой ребенок сдаст экзамены достаточно спокойно, нас они не очень пугают. Он вообще считает, что очень талантливый и всё сдаст сам.
На самом деле, изначально все дети любознательны. Пока они маленькие, они с удовольствием учатся — мы, например, играли в школу, в кубики Зайцева, собирали буквы. Но по прошествии нескольких школьных лет многие говорят: «Всё, больше не хочу в школу. Играть больше не буду и ничего учить не буду». А при семейной форме обучения весь процесс образования идёт легче, ребенок всё изучает для себя. У меня младшая учит что-то, потому что завтра надо сдавать, сидит до десяти вечера, да еще «Ты меня утром разбуди пораньше, я английский повторю». А старший учится с совершенно другим настроением.
— Сыну не хочется обратно в школу?
— Нет, мы каждый год спрашиваем его: «Может быть, в этом году вернемся в школу?» — «Ну, может быть». Потом он сходит туда что-нибудь сдать: «Ой, там такой ужас. Столько народа, все орут! Какие-то учителя непонятные. Нет, я туда не хочу».
У меня с годами возник вопрос: для чего нужно идти в школу? Чтобы получить там образование? Его можно получить в другой форме. Чтобы ребенок социализировался? Школа для этого достаточно спорное место. Чтобы сдать экзамены? Многие занимаются с репетиторами. Если вы хотите, чтобы вашего ребенка кто-то чему-то научил и отвечал за результат — это ваш выбор. Меня не пугает, что образование моего ребенка на моей совести, потому что я знаю всё, что он знает. Многое зависит от характеров мамы и ребенка, есть дети, которые всё по полочкам раскладывают — мы оба не такие. Мы иногда неделю ничего не делаем, а потом за две недели собираемся и делаем. Ничего, нормально, всё сдаём в итоге, и сын еще мне рассказывает, что он выучил новое. Девятый класс — это довольно сложный возраст, и при этом мой сын с удовольствием может мне что-то рассказать и меня просветить.
— А что послужило триггером для принятия решения перейти на семейное образование? Ведь по качеству и содержанию образования у вас, получается, всё то же самое, что и в школе.
— Да, но у нас гораздо меньше трудозатрат с тем же результатом. Сначала мы год плотно занимались языками, нам просто выгоднее было тратить меньше времени на школьное образование, и всю школьную программу мы сдавали достаточно легко. Причем и ребенок, и я сама нервничали, пока у нас налаживались какие-то связи с учителями. Многие из них спрашивали: «Он, наверное, у вас болеет? Мы его не будем дергать». — «У меня совершенно здоровый ребенок». — «И физкультуру может сдавать? Ну, ладно». С годами учителя привыкли к нашей форме обучения.
У нас в школе, по-моему, двое детей на семейной форме. Семейное образование не очень распространено, учителя с ним не сталкивались, отношение достаточно осторожное. Но при этом мой сын в последнее время сдаёт все сам, сам узнаёт, что сдавать — какие параграфы по учебнику
Постепенно мы поняли, что учителя тоже совершенно адекватные люди, когда с ними близко общаешься. Они идут на уступки, бывает, что-то неправильно ответил — «Давай ты эту тему потом пересдашь». Практически нет учителей, которые встают в позу: «Всё, двойка, пересдавайте или переходите на обычное образование». За три года у нас был один спорный случай с учительницей по литературе. Сын написал достаточно сильное сочинение в седьмом классе, по нормам он не должен был его так писать, учительница посмотрела: «Всё хорошо, четыре». — «Почему четыре?» — «Но вы же не можете без меня выучить литературу!»
Вообще по поводу оценок я как-то сначала напрягалась, а теперь понимаю — ну четыре и четыре. Я же знаю, как сын знает, например, химию, знаю, что он лучший у своего достаточно сильного репетитора, и если нам ставят четыре — ну и что. В 9 классе эта оценка ни на что не влияет, даже за ГИА, это на ЕГЭ важны баллы.
У меня до сих пор все ждут, что мы вот уже в этом-то году пойдем нормально в школу! Что касается занятий дома, мне кажется, идеальный вариант, когда рядом еще какой-то ребенок того же возраста, плюс-минус год-два-три — они в компании замечательно занимаются. Старшие объясняют младшим, младшие тянутся за старшими, пытаются делать всё самостоятельно. Вы объяснили одному, а дальше уже он объясняет другим.
Елена Корнеева, ведущий специалист Зеленоградского управления образования
Хочу уточнить, что по закону родители выбирают обучение в образовательной организации, вне образовательной организации, либо могут использовать разные сочетания форм обучения. Взаимоотношения между руководителем образовательной организации и семьей, законными представителями детей закрепляются договором, где прописываются сроки промежуточной аттестации для конкретного ребенка.
— Для перехода на семейное образование родителям нужно только подать заявление? При этом аттестация оговаривается со школой, обязательны только ГИА — ОГЭ после 9 класса и ЕГЭ после 11 класса?
Можно пропустить один класс, два класса, три класса, по разным причинам. В нашей школе дети на семейном обучении есть каждый год, в этом году таких детей было семь. Есть дети, которые уезжают с родителями за границу, где нет возможности обучения в русской школе; они переходят на семейное обучение, и если они отсутствуют два-три года, мы можем потом их аттестовать за весь этот период. Ситуации могут быть разные: например, один ребенок захотел в этом году закончить 8 и 9 класс. Мы договорились с родителями, что в мае аттестуем его за 8-9 класс, и если допустим его к экзамену, то он выйдет на ГИА.
Все сроки проведения промежуточной аттестации обговариваются в договоре с родителями, но вы должны понимать, что за школой остается право в какой-то мере диктовать эти сроки. Пока у нас конфликтных ситуаций не было, мы договариваемся, мы ведь тоже действуем в интересах семьи.
— Форма сдачи итоговых экзаменов сейчас в школе специфическая — ГИА, ЕГЭ. Можно ли таким детям воспользоваться услугами школы именно для подготовки к ЕГЭ, посещать пробные экзамены или консультации?
— Прежде всего, в интернете есть демо-версия ЕГЭ, можно и даже нужно дома тренироваться. Это обязательно делают и те дети, которые учатся в школе, потому что если ребенок не научился работать с этими тестами, он может не справиться с экзаменом не потому, что не знает содержания предмета, а потому что не владеет технологией.
Я не могу говорить за все школы, но мы не отказываем своим детям на семейном обучении, если они хотят прийти на пробный экзамен или на какие-то дополнительные занятия. Есть расписание этих занятий в школе, на сайтах всех школ выложена программа по всем предметам, и в интернете сейчас много уроков — это полезно и для тех детей, которые часто болеют. В принципе, если семья достаточно образованная, то она с семейным обучением справится.
Ермошина А.: У нас, например, было пробное ГИА по математике — нам позвонила завуч, и мы с удовольствием поучаствовали, чтобы посмотреть, как это вообще происходит. Мы сами заинтересованы в этом.
— Насколько привлекательно для школ принимать детей с семейной формой обучения? Родители говорят, что школы не всегда хотят и готовы идти навстречу тем, кто выбрал эту форму. Может быть, после введения нового закона «Об образовании» никто не понимает, как надо действовать, нет нужных нормативных актов…
Орланская Е.В.: Семейное образование было всегда, как и желающие учиться в семье. Просто сейчас, по новому закону «Об образовании» семейное образование — это образование вне организации и несколько другие условия. В частности, раньше родителям платили за то, что они осуществляли образование в семье, а сейчас — нет. Но если родители приняли решение, что ребенок будет учиться дома — это их право, мы можем только по заявлению родителей принимать такие решения. Родители могут подать такое заявление в любую школу, и школа не вправе им отказать. Наверное, имеет смысл остаться в своей школе, если там нет конфликтов — учителя уже знают ребенка, ему гораздо комфортнее будет сдавать промежуточную аттестацию. Если ребенок поступает в первый класс, то запись в школу идёт через общую электронную систему.
— Есть ли в Зеленограде школы, которые больше поддерживают семейное образование, имеют такой опыт? Раньше, например, были определённые школы, которые поддерживали экстернат…
— Я не знаю таких школ. Школе ни хорошо, ни плохо от перехода детей на семейное образование. И школа не имеет права отказать родителю, если он выбрал такую форму обучения. Если у родителей есть желание, то почему нет?
Что касается экстерната — сейчас нет такой формы. Можно предъявить результат в виде экстерната, когда дети сдают промежуточную аттестацию, а форма обучения — вне организации. Если ребенок учится в школе, форма обучения может быть очной, очно-заочной или заочной. Если ребенок учится вне образовательной организации, то в 1-9 классе это семейное обучение, в 10-11 классе — самообразование, при этом семья может установить сроки прохождения программы, и не всегда эти сроки могут совпадать со сроками прохождения программы в школе. Это может быть ускоренное обучение, или семья, наоборот, может растянуть его во времени.
Когда родители решают, что ребёнок будет учиться по семейной форме, им надо очень хорошо взвесить свои возможности, возможности семьи. Очень важно, какое базовое образование у родителей. Прекрасно, если мама образованная и может готовить своего ребенка до 9 класса, а то и до 10-11. Но у нас были ситуации, когда дети в первом классе начинали учиться в семье, но уже с середины года родители от этого отказались — поняли, что сами, без репетиторов, не справятся. И учителям потом еще приходилось индивидуально заниматься с этими детьми, потому что за полгода многое было упущено. Но была и другая семья, где мальчик учился дома с 1 по 7 класс, а потом поступил в лицей и стал призером и победителем зеленоградских олимпиад. Разных случаев много.
Есть у семьи материальные возможности нанять репетиторов по всем предметам — замечательно. Могут мама или папа, бабушки и дедушки заниматься отдельными предметами — отлично. В начальной школе всё гораздо легче, даже в 5-6 классе почти каждая семья может много чего дать ребенку. А вот когда предметы начинаются уже на другом уровне — география, биология, физика, химия, литература, иностранный язык — не каждая семья может с этим справиться. Нужно понимать и то, что ребенку, который очень долго занимается дома, будет непросто попасть в коллектив. Надо смотреть на характер ребенка — умеет он общаться с ребятами? Очень многое надо взвесить.
— Многие родители, у которых дети на семейном образовании, отвечают на этот вопрос так: «У моего ребёнка всё прекрасно с общением, он ведь занимается еще и в секциях, кружках — спорт, театр, музыка, языки…»
— Замечательно, тогда у ребенка есть возможность… Причем нужно знать: если ребенок перешел на семейное обучение, то он может ходить на дополнительное образование в школе, и в кружки записаться точно так же, как и дети, которые занимаются в классах.
— К вопросу социализации: насколько это действительно проблема для детей — учиться вне коллектива? А может быть, как раз школьная среда представляет угрозу для некоторых детей?
Марина Григорьева, психолог школы 1150
Конечно, всякие бывают ситуации. Дети бывают агрессивными в силу подросткового возраста, и от этого никуда не уйдешь. Но если ваш ребенок, обучаясь в коллективе, один раз смог противостоять агрессии, он сможет это делать и обычной жизни — он получит бесценный опыт проживания конфликтной ситуации и действий в ней. Или даже просто высказывания своей точки зрения, иногда дети могут теряться в этой ситуации, если они никогда ее не проживали.
В школе идёт еще и активная профориентация, ребенок видит огромное поле профессий — конечно, дома родители тоже могут это дать, если подходят ответственно к таким вопросам. Но всё-таки спектр возможностей школы достаточно велик.
Сдача итоговой аттестации — это стресс для всех, но в школе проходят пробные экзамены, и детям на настоящих экзаменах уже проще: они уже заходили в этот кабинет с незнакомыми людьми, получали тестовые задания, выдержали всё это. Ребёнку, попавшему в эту ситуацию впервые, гораздо сложнее, хотя он и решал демо-версию дома. Поэтому детям на семейном обучении обязательно стоит пройти пробные экзамены в школе, вместе со всеми.
— А может быть, таким детям экзамены как раз не так уж страшны — они ведь периодически сдают промежуточную аттестацию, чего не делают остальные?
— Это разные формы, сдача экзамена в устной форме и в письменной, в виде теста. Перенести свои знания на бумагу для кого-то очень трудно. У кого-то в стрессе блокируется одно полушарие, а у кого-то другое.
— Вы считаете, что школа дает хороший опыт жизни в коллективе, ребенок там получает навык высказывать свое мнение? Мне кажется, что там как раз этот навык теряется, из школы выходит много людей, которых не научили высказывать свое мнение. Может быть, ответственные родители лучше научат ребенка социализироваться и отстаивать свою точку зрения, как вы думаете?
— Я совершенно не хочу защищать догму, что школа — это идеально и здорово, что это замечательная среда. Действительно, ответственные родители, у которых есть традиции, семейные ценности, которые показывают ребенку окружающий мир, посещают разные мероприятия — они могут предоставить ребенку широкий спектр возможностей. Но это большая ответственность и реальное вложение в детей. Скорее всего, родитель должен быть свободным от работы, потому что на него лягут и функции контроля и принуждения, которые, как бы там ни было, школа тоже выполняет.
Вопросы из зала: Дома лучше?
— У меня вопрос как раз про общение со сверстниками — к маме с опытом семейного образования, мы тоже сына собирались на него переводить. Вы проговаривали с ребенком эту тему? Как он пережил то, что фактически оторвался от коллектива?
Ермошина А.: Меня многие спрашивают, узнав о семейном образовании: «А как у тебя бедный ребенок дома один?» Но ведь школьный коллектив собирается вместе только в школе, где все дети одного возраста, где нужно учиться. Общение в этом коллективе достаточно спорно для меня. Сколько там дети общаются, с 8 утра и до 14-15 часов дня? На уроке достаточно мало общения, на перемене сбегали в туалет, поели, перешли в другой кабинет
Я, наоборот, за разновозрастные коллективы. Мой сын занимается спортом, к дочке приходят друзья, одноклассники и соседи, в том числе девочка-второклассница. Они все вместе делают уроки, друг у друга проверяют и с удовольствием общаются. Кроме того, мой сын — индивидуалист, у него есть один лучший друг из школы, ему так комфортно, он считает, что друг должен быть один. А у младшей — весь класс друзья плюс общение в художественной школе. Дети все разные, может быть, кому-то школы будет не хватать, но у нас с этим нет проблем.
— Как я понимаю, ваш сын с удовольствием перешел на семейное образование, его не пришлось убеждать? Мы говорим дочке: «Давай ты не будешь ходить в школу, на все эти предметы», а она не рада. Что бы вы посоветовали?
Ермошина А.: Сыну, конечно, понравилось семейное обучение, когда он понял, что можно не ходить каждый день в школу и спать по утрам. Я тогда начиталась, как умная мама, что дети в этом возрасте должны спать больше, а они все не досыпают и на первых двух уроках просыпаются … Может быть, стоит рассказывать дочке не о том, чего она не будет делать и почему в школе плохо, а о том, что поле для собственных занятий будет шире: «Мы с тобой будет вот это и это, может быть, мы не успеем ходить в школу». И, опять же: «Давай попробуем один триместр?». У меня младшая тоже так: с одной стороны, спать подольше очень приятно, а с другой стороны — «Как же я буду без друзей?». Я говорю: «Ты же гуляешь с друзьями после обеда, так же и будешь гулять». — «Ну, не знаю. А можно попробовать, а если что, вернуться обратно?» — «Можно».
— А почему вы не оставили дочку на семейном обучении с начальной школы?
Ермошина А.: Достаточно тяжело тянуть сразу двух детей. Сын у меня самостоятельный, не то, что ребенок в начальной школе. Я сейчас не работаю, но если бы и работала, мне кажется, я смогла бы совмещать работу с семейным обучением старшего ребенка. А младшая дочь приходит ко мне и говорит: «Мама, я не могу решить задачу, помоги мне» или «Давай ты мне подиктуешь, мы готовимся к диктанту». То есть, ходит она в школу или нет — я все равно с ней занимаюсь всеми предметами.
Как устроено СО?
— Насколько затратно семейное образование? Вы говорили о репетиторах…
Ермошина А.: Мне кажется, дома гораздо дешевле выучить ребенка, чем в школе, мы ведь не сдаем деньги. Понятно, что сейчас все сборы по желанию, никто не заставляет, деньги собирает родительский комитет — даже на кино и театры, на праздники. Но всегда есть какие-то дополнительные учебники… Сейчас у нас два репетитора: подготовка к ГИА по русскому языку (они там пишут сочинения) — 2000 рублей за полтора часа один раз в неделю, и химия — 1000 рублей раз в неделю. Но если у вас ребенок не в выпускном классе, нужны ли ему репетиторы? До 8 класса достаточно легко учиться дома вообще без посторонней помощи. Конечно, у всех, наверное, разный уровень собственного образования, но сейчас в интернете много курсов хорошего качества, где всё понятно объясняют.
— У нас ребенок учится в третьем классе, и на обучение уходит практически весь день — иногда в 10 часов мы ложимся спать. Сколько времени у вашего девятиклассника занимает учёба? И второй вопрос: сколько вы сами тратите времени для изучения нового материала в помощь ребенку?
Ермошина А.: Каждый день я не трачу на это время. Я контролирую, чтобы этот процесс шёл, мы уже третий год учимся дома — у нас всё отработано: с утра я даю сыну выспаться, часов до 9, или до 10, если это зима или простуда; потом сын гуляет с собакой, это его единственная личная обязанность. А потом он в хорошем настроении, выспавшийся и поевший, садится за уроки.
Сейчас у нас нет четкого расписания. Поначалу, когда он был младше, я пыталась планировать, какими уроками сколько занимаемся. А сейчас он знает, что у него много заданий по физике, и может просидеть два дня только с физикой, решая по 30 задач подряд. Потом вспомнит, что по обществознанию надо заполнить рабочую тетрадь, раз в месяц подойдет к ней. Какими-то предметами, которые больше нравятся или где нужно больше трудозатрат, занимается чаще, какими-то меньше. Мы смотрим какие-то научно-популярные фильмы, чтобы все лучше уложилось. Общая школьная программа идет своим чередом, он листает учебники, смотрит видео-уроки. В идеале должны быть конспекты, но что-то у нас они не очень работают.
В прошлом году, например, сын сдавал ОБЖ за год. Мы договариваемся с учителями, какие-то предметы сдаем раз в триместр, какие-то раз в полгода, какие-то раз за год. По ОБЖ учебник достаточно тонкий, там всё хорошо структурировано — сын всё это прочитал, законспектировал, пришел сдавать. Молодой учитель поспрашивал и говорит: «Давайте вы еще раз придете?» — «Что-то не так?» — «Нет, он все знает, но я же вам не могу за весь год поставить одну оценку! Он и так знает лучше, чем все в классе».
При этом, сдавая предмет индивидуально, невозможно у кого-то списать или понадеяться: «Может, не спросят?» Спрашивают по всем темам. Биологию, например, мы сдаем не меньше часа — спрашивают все подряд. Какие-то предметы мы сдаём в письменном виде, другие в устном, где-то тесты, где-то и то, и другое, и третье плюс контурные карты, могут быть и творческие работы. И чтобы сдать тему, её нужно знать. У нас нет такого, как в школе: музыку все прослушали и получили «пять». Мы приходим и честно сдаем.
Орланская Е.В.: Добавлю о промежуточной аттестации: чтобы не возникало каких-то неожиданностей, очень рекомендую родителям сразу проговорить, какие предметы и в какой форме сдавать. Что-то вы будете сдавать в виде тестов, литературу — в виде набора сочинений, допустим, по географии — тестирование плюс контурные карты. Можно, например, математику сдавать каждую четверть, если вам так удобнее. Обговорите с самого начала, какая форма промежуточной аттестации будет по каждому предмету. Тогда не будет ситуации, когда в школе скажут: «Вы один раз пришли, почему мы вам должны поставить пятерку?».
Как говорить со школой?
— А есть еще и разные программы в начальной школе, разные учебники по предметам — наверное, это тоже стоит обговаривать? Чтобы экзаменовали ребёнка по тем программам, по которым он учится дома.
Ермошина А.: Тут, знаете, тонкий момент. Когда я только начинала, я начиталась законов, постановлений и поняла, что мне все должны. Да, есть такие школы и директора, которые вас примут с распростертыми объятиями, но многое зависит не от конкретного родителя и директора, а от общечеловеческих отношений. Если сказать директору: «Вы мне должны, давайте-ка организуйте, потому что есть такие-то законы» — он не очень тебя поймёт и воспримет всё в штыки. И если ребенок остаётся в этой школе, всегда можно сделать так, что он ничего не сдаст. Я сама, как преподаватель, знаю — любого можно завалить при желании, тем более в школе, а не в институте, где учатся уже в общем-то взрослые люди. Не стоит изначально начинать с конфликта: «Вы мне должны…»
Недавно в Москве была конференция по альтернативному образованию, и я думала: вот, сейчас наберусь опыта, как все учатся в старших классах. Но там, наоборот, ко мне все подходили и задавали вопросы. Одна мама сказала: «Я знаю, что мне должны, пойду к директору и буду ему объяснять, как он должен мне все организовать». — «Ну, попробуйте. Это ваш выбор». Совершенно спокойно можно и с директором обговорить какие-то нюансы, и с конкретными предметниками можно договориться, как сдавать, по темам или какими-то блоками. Можно сдавать отдельные предметы за год, например, в середине года. Всё достаточно гибко, просто надо по-человечески разговаривать.
— А как вы объяснили директору школы ваше желание перейти на семейное образование?
Ермошина А.: Тем, что мы собираемся уезжать и нам некогда учиться в школе. А потом так по-накатанному и пошло — передумали уезжать, но остались на семейном образовании.
Орланская Е.В.: Переход на семейное образование — ваше право. Есть закон «Об образовании», и вы можете выбрать любую причину. Это ваше решение.
Ермошина А.: Еще про аттестацию: в первый год мы прописывали в договоре все предметы со сроками, с формой сдачи… В идеале я должна была бы увидеть и тесты, по которым ребенок будет аттестоваться. Естественно ни один из учителей никакие тесты мне не показывал, были просто какие-то сборники: «Мы пользуемся этими тестами, контрольными по математике»
Орланская Е.В.: Можно сдавать аттестацию по тестам Московского центра качества образования, в его архиве вы можете посмотреть все существующие задания. Центр проводит независимую оценку качества знаний, но аттестовать вас будут в школе — мы и школьные классы тестируем по тестам МЦКО. Поэтому вы можете сказать: «Мы хотим проходить аттестацию именно по этим тестам». Это тоже ваше право.
- А какую аттестацию вы считаете оптимальной для начальной школы? Каждую неделю, раз в полгода или в триместр, тест в конце года?
Орланская Е.В.: Все зависит от вашего ребенка. Если для него нужно разбивать аттестацию на триместры, четверти, месяцы — ради бога. Вы должны проговорить это со школой, в зависимости от возможностей ребенка и от причины, по которой вы вышли на семейное обучение.
Нужен ли договор?
— У меня вопрос к Елене Викторовне Орланской. Вы сказали, что школа заключает договор с родителями, которые переводят ребёнка на семейное образование — но наша школа почему-то этого не делает. Когда я только писала заявление о переводе ребёнка на семейное обучение, мне буквально с первого шага в учительскую сказали: «Договора не будет».
Орланская Е.В.: Мы со всеми родителями заключаем договор — о прохождении промежуточной аттестации, по каким учебникам они будут заниматься и по каким программам. Обговариваем это с родителями, ничего им не навязывая. Кто-то в течение одного месяца сдаёт все предметы, кому-то удобнее сдать в сентябре математику, в октябре географию
— Устно мы все обговорили, приходим и отчитываемся по триместрам, чтобы идти вровень со школой. Но никакого договора со мной школа не заключила, и заключать не планирует. Это был первый мой вопрос, но я не настаивала, я не умею ругаться с людьми. Мне сказали: «Пишите заявление и идите домой» — и я была так рада, что меня отпустили спокойно и без нервов, потому что начиталась всяких ужасов, поэтому и не стала ни на чем настаивать. Но если по закону договор должен быть, его нужно заключить?
Орланская Е.В.: Вы должны договориться со школой в письменной форме, чтобы знать, как готовить ребёнка к промежуточной аттестации. Хорошо, если свою устную договоренность будете помнить и вы, и школа. Я вот не всегда надеюсь на свою память. А если завтра в силу каких-то причин вместо меня будет работать другой человек, и он скажет: «А я не знаю, о чем вы договаривались»? Поэтому и школа, и родители заинтересованы в заключении письменного соглашения. Вам надо задать вопрос директору.
Корнеева Е.: Елена Викторовна совершенно верно сказала: должен быть распорядительный акт по образовательной организации, где все ваши договорные отношения должны быть закреплены письменно. Вернитесь с этими вопросами к руководителю образовательного комплекса.
Орланская Е.В.: Приказ мы издаем обязательно.
— Приказ в школе есть, а договора нет.
Орланская Е.В.: Распорядительным актом может быть приказ. Кроме того, в каждой школе должны быть локальные акты о формах обучения и о промежуточной аттестации. У нас локальный акт о промежуточной аттестации почти на 80 страницах — нас заставила сделать его одна «вредная» родительница, но я ей очень признательна, потому что сама хотела, чтобы в нём были все критерии по каждому предмету. Мы потратили очень много времени и сделали толстенный документ, в котором можно найти все критерии оценивания в каждом классе, по каждому предмету.
И в вашей школе такие критерии должны быть прописаны. Попробуйте зайти на сайт школы, посмотреть — в новом законе «Об образовании» есть перечень из более 80 локальных актов, которые должны там быть. Если акта о промежуточной аттестации нет, то попросите школу — не ссорьтесь, а попросите — чтобы вам показали этот акт. Для вас это важно, потому что ваши требования должны совпадать с официальными, когда вы занимаетесь с ребенком. Иначе вы поставите ребенку, допустим, «четверку» за пять ошибок в какой-то работе: «Ой, умница, ты так хорошо все сделал!». А ребенок придет в школу, и у него не примут эту аттестацию с пятью ошибками.
Ермошина А.: В этом году со мной тоже не стали заключать договор по всем предметам, но заключили договор на итоговую аттестацию за 9 класс. Не могу сказать, что мне это нравится. При этом мы со всеми учителями в хороших ровных отношениях, у нас нет таких проблем, чтобы обещанные тесты, например, на аттестации заменяли на что-то другое.
В предыдущие два года был договор с дополнительными вкладышами, в какой форме и что мы сдаем. В первый год договор был самый серьезный, потому что я тоже переживала, вдруг там будет что-то не то. А сейчас мне в начале года сказали, что договоры отменены, единственное, что надо сделать — уведомить органы местного самоуправления, то есть муниципалитет. Я туда пришла и в свободной форме написала заявление о том, что мы на семейном обучении и где мы планируем сдавать ГИА, чтобы там знали, что мой ребенок не на улице гуляет целыми днями, а учится под моей ответственностью.
«Ненужные» предметы и «Мёртвые души»
— Как быть тем родителям, которые выбрали семейную форму обучения и хотят избежать изучения каких-то предметов? Ведь смысл семейного обучения в том, чтобы самостоятельно формировать программу? Если не получается договориться с учителями, то можно сдавать общую так, на «троечки». Скажем, родители не хотят, чтобы ребёнок читал какие-то программные произведения художественной литературы?
Орланская Е.В.: Но вы должны их проходить, извините.
Ермошина А.: Если вы договариваетесь со школой сдавать аттестацию — у школы есть государственная программа, по которой вы всё сдаете, там же не будут делать программу лично для вас. ФГОСы, стандарты образования, никто не отменял. Вы же захотите в итоге за 9 класс получить обычный аттестат об основном образовании, правильно? Вы можете дополнительно делать все, что угодно, но школьный минимум вы, конечно, должны сдать.
Мой сын, например, прочитал «Мёртвые души» Гоголя и спорит с учителем, отстаивая своё собственное мнение: Чичиков делал всё правильно, пытаясь таким способом заработать денег. Мы с ним читаем, слушаем какие-то уроки, смотрим телевизионные постановки, и я ему всё время говорю: «Изучи, пожалуйста, стандартный подход к этому произведению, почитай какое-то готовое сочинение. Мало ли, как мы с тобой его обсуждаем, у нас всё свободно и открыто, и я не против, если ты так думаешь, но нам его надо сдавать». Просто у него еще возраст такой: «Я думаю так, а все остальные дураки». И не все литературные произведения однозначны, к некоторым можно по-разному относиться. Но мы тоже понимаем, что сдаем стандартную программу. Мы её должны знать, а всё остальное уже — по желанию.
— Уважаемый психолог упомянула функции контроля и принуждения, которые осуществляет школа. Мое глубокое убеждение в том, что ребёнку должно быть просто интересно учиться, ему должен быть интересен тот предмет, которому он учится, он должен знать, зачем ему это нужно. У человека изначально должна быть цель, ради которой он ходит в школу — кем он хочет быть и что ему для этого пригодится… И это понимание формируется благодаря обстановке в семье, мне так кажется.
Орланская Е.В.: Вы очень много хотите от ребенка, который учится в первом, втором классе…
Ермошина А.: Не все предметы ему приятны и интересны. Но вы не можете, например, не заниматься совсем литературой, если ребёнку это не интересно. Если в школе есть ФГОС, образовательный стандарт, есть набор предметов и тем, которые вы должны сдать. Да, есть предметы и темы, которые мы учим, просто потому что надо, сдаем их и никогда больше не открываем. А есть предметы, которые мы учим с удовольствием.
Семейное образование не заканчивается уроком, который вы просидели с ребенком, математикой или русским. Мы постоянно что-то делаем дополнительно, я незаметно подпихиваю сыну какие-то книжки почитать, смотрим фильмы, обсуждаем. То есть, это не только школьная программа. Я сама подписана на какие-то образовательные курсы, и прихожу к нему: «Ой, смотри, я по химии что нашла, но что-то не поняла, давай ты мне объяснишь?». Как-то нам случайно понадобились логарифмы, которые мы будем проходить только через два года — мы заодно выучили, что это такое. То есть, процесс учёбы достаточно гибкий, когда что-то интересно, и мы шагаем куда-то дальше. Но нам приходится учить и то, что сейчас нужно, и мы учим достаточно с удовольствием.
Есть ли альтернативы?
— Если у ребенка хорошие отношения с коллективом, можно ли посещать школу, например, неделю через неделю или раз в неделю?
Ермошина А.: Неделю через неделю, может быть, и можно. Я думаю, что это будет очно-заочная форма.
Орланская Е.В.: Тогда вы переходите не на семейное образование, а на другую форму образования. Семейная форма и самообразование — это обучение вне организации, когда семья берет на себя ответственность за обучение ребенка. Обычно дети учатся очно. Если вы хотите выбрать очно-заочную или заочную форму, то это обучение в образовательной организации. Причем вы можете, например, выбрать несколько предметов, которые вы будете изучать заочно — и такая практика в наших школах есть. Мы все перешли сейчас на пятидневку, есть возможность изучать часть предметов самостоятельно и предъявлять результаты. А другие предметы посещать в школе. Вряд ли какая-то школа будет вам чинить какие-то страшные препятствия.
— Можно немного подробнее о заочном обучении? Что оно из себя представляет?
Орланская Е.В.: Я на этот вопрос подробно не отвечу. При заочном обучении ребёнку начитывают, как в институте, какие-то лекции, потом дают задание, он какое-то время занимается самостоятельно, делает контрольные работы. И потом у него сессия, на которой он предъявляет результаты. Это чуть-чуть легче, чем семейное обучение — это обучение в образовательной организации.
— Есть такое неофициальное направление семейного образования, когда родители полностью отказываются от государственных программ и не стремятся получить даже аттестаты.
Ермошина А.: Можно, конечно, закусить удила и что-то доказывать. С другой стороны, школа, даже если вы учитесь дома, совершенно не представляет для вас опасности, она, как правило, очень лояльно к вам относится. Там всё отработано годами и нет ничего такого, что вам навязывается и что может испортить общий уровень образования вашего ребенка.
— Я знаю, что родители, выбравшие семейное образование, часто прикрепляют детей не к местным школам, а к дистанционным — они есть в Санкт-Петербурге, в Новосибирске. Дети обучаются там и получают аттестаты. Не будет ли организована такая школа в Зеленограде? Все-таки в Петербург и в Новосибирск далеко ездить за справками…
Орланская Е.В.: В Москве есть i-Школа, она работает уже много лет. Такие школы дают хорошие результаты и обучают, в том числе, детей, которые временно находятся за границей.
Александр Эрлих, Елена Панасенко
Какие, нафиг, друзья в школе? Там одни враги или не интересные индивидуумы. Настоящих друзей заводят в Институте или в каких-нибудь тур.клубах или прочих по интересам.
Если ребёнок ранимый, школа его только закомплексует, а пока он учится дома, как раз и почувствует ответственность, что это ему надо, и что надо благодарить родителей, что он может не ходить в эту тюрьму. А что до знаний, Действительно же, после школы многие, кому не плевать на ребёнка, занимаются до ночи с ними сами, так как сейчас в школе не учат толком ничему.
А глаза себе сейчас все портят, так как в школах все точно также сидят в телефонах и планшетах. Подруга была в шоке, когда сына в школу отдала, и пришла туда как-то на перемене -- стояла гробовая тишина, потому-что все сидели и пялились в свои девайсы! И это начальные классы! А что они там едят? Это же вообще! Постоянно вижу школьников, которые всё время грызут сухарики и чипсы! И никто не может проконтролировать, что они покупают себе, пока мама не видит.
И только дома - стерильность и благодать, чипсов взять неоткуда, в этом и прелесть.
Оно конечно, современные технологии позволяют вообще из дома не выходить - еду и продукты можно на дом заказывать, учиться дистанционно, общаться тоже, работу можно в сети найти, в футбол или картишки тоже можно с компом поиграть. Ни один враг не достанет, чо. Жизнь "человека в футляре".
Да и там одни педагоги собрались, с рассказами, а ведь обучать - на это тоже талант нужен, не каждый способен быть педагогом.
Да и мамы там, судя по распорядку дня, не работают, потому забавно читать про то, что такое обучение обходится дешевле.
Так-то всё индивидуально, это понятно, в принципе, такая форма и раньше была - ничего особо нового.
Отредактировано: 31-08-2015, 23:16
А вообще считаю, что всё индивидуально, кому-то школа на пользу, кому-то во вред, и фиг ты угадаешь, что правильнее для твоего ребёнка. Но замечательно, что есть выбор и хоть какое-то разнообразие.
Угадать действительно трудно, поэтому лучше чадо в первый класс отправить в школу. По результатам уже можно не гадать, а принимать вполне обоснованное решение: школа, индивидуальный учебный план в школе, семейное образование, экстернат или чередование различных форм.