Во времена далекого социализма в возрасте 22-х лет Игорь Бутман уже играл в оркестре Олега Лундстрема и других известных коллективах и был "лучшим тенор-саксофонистом СССР" по признанию советской музыкальной критики. Примерно тогда же, кстати, он впервые приезжал в Зеленоград. К тому времени относятся и "хулиганские" записи Бутмана вместе с "Аквариумом", Сергеем Курехиным, "Кино" - и интерес к таким пограничным совместным проектам с совершенно разными видами искусства остался у Бутмана на всю жизнь.
В 26 лет, в 1987 году, Игорь Бутман покинул Россию и уехал в США, чтобы обрести там опыт и профессионализм, учиться у лучших западных мастеров джаза и завоевать успех у искушенной западной публики. А вернувшись на родину в начале 90-х, он взял в свои руки организацию в России выступлений самых ярких западных звезд джаза, джаз-фестивалей и концертов. "Просто потому что больше некому было" - говорит Игорь. В это же время у него родился сын.
Игорь Бутман выступал в Грановитой Палате Кремля перед президентами США и России - Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным. Он создал собственный и первый столичный джаз-клуб "Le Club", а помимо классически-джазовых выступлений реализовал за 15 лет в России массу прочих ярких идей – среди них запись в саундтреках к фильмам (например, к фильму Александра Абдулова "Бременские музыканты"), выступления с музыкантами классики (с альтистом Юрием Башметом и его оркестром "Солисты Москвы" в "Вокализе" Рахманинова), ТВ-программа "Джазофрения" на канале "Культура", театральные постановки ("Пьеса для Голоса и Саксофона "Иосиф Бродский" Михаила Козакова) и многое другое. Последним музыкальным проектом Игоря Бутмана стал диск "Веселые истории", записанный с блестящей сборной выдающихся западных джазовых музыкантов, которые импровизируют на темы... песенок из советских мультфильмов и детского кино!
В интервью Zelenograd.ru Игорь Бутман ответил на вопросы о предстоящем выступлении в Зеленограде:
- В Зеленоград мы предем с Биг-бэндом, все 18 человек музыкантов, и сделаем наш обычный концерт в два отделения примерно по часу. Но мы так дорожим удовольствием играть для хорошей публики, что обычно играем дольше. Если нас хорошо принимают, нас трудно остановить.
- Вы приезжаете в клуб МИЭТа, наверняка на концерте будут студенты, сотрудники института…Ваша жена заканчивала МАИ, в Вашей жизни имела место тема "физиков-лириков"?
- Многие музыканты старшего поколения – Алексей Козлов, например, или Георгий Гаранян - заканчивали технические институты, были связаны с математикой или физикой по образованию. Мне кажется, это очень закономерно – когда способные, талантливые люди в точных науках увлекаются музыкой. Обычно это очень серьезные люди, "системные".
- Интересно, есть какие-то общие черты стиля или, например, импровизации у таких людей?
- Если у человека музыкальный талант – ему ничто не помешает, а когда вдобавок большой кругозор и эрудиция - это может только помочь.
- Компьютеры, Интернет - какое место в Вашей жизни все это занимает?
- Я пользуюсь больше всего интернетом для общения, для переговоров и связи с друзьями и партнерами, слежу за тем, что происходит на моем сайте.
- Алексей Козлов - его концерт был в зеленограде осенью 2007 года - очень внимательно и строго относится к тому, как публика воспринимает его музыку, как себя ведет, например, он не приемлет танцы под джаз. А как Вы?
- Я скажу так: есть разный джаз, разные стили. Думаю, и Алексей Козлов был бы этому рад, играя танцевальную программу… То есть если мы играем танцы, какие-то свинг-вещи, я хочу, чтобы люди танцевали. Я не буду возмущаться )
- Будут ли на концерте композиции с нового диска "Веселые истории"?
- Мы их включим обязательно. У нас есть несколько аранжировок для Биг-бэнда и для квартета.
- Имеет ли диск "Веселые истории" успех в России, на западе? Почему Вы рассматриваете этот диск прежде всего для западной аудитории и даже записали его не с Вашим Биг-бэндом, а с западными музыкантами?
- В России за 1 месяц уже продано 10700 экземпляров диска. Но, конечно, наша основная задача, чтобы этот диск увидел свет и продвигался на западном рынке. Там он вышел только после Нового года, основные продажи там сейчас только начинаются. Он сделан для всех. Я решил записать российскую музыку, а чтобы придать более серьезное значение этому диску на западе, сделал его с моими любимыми западными музыкантами, моими кумирами – пианистом Чиком Кориа, контрабасистом Джоном Патитуччи, вибрафонистом Стифоном Харрисом и другими. Это те музыканты, которыми я восхищаюсь, и на эту идею я нашел финансирование. Это интересная идея – русскую музыку транслировать на весь мир.
- В одном из давнишних интервью Вы сказали, что не важно - много зрителей или мало, Вы будете с удовольствием для них играть… Это по-прежнему не важно?
- 100 человек на концерте плохо для большого зала, и много для клуба – все относительно. Бывает, что какие-то концерты мне кажутся неудачными даже не из-за публики, когда не получилось то, что задумывалось, например, в зале акустика плохая. И тебе кричат стоя "Браво! Бис!", а ты не доволен. Иногда бывает не совсем реальная оценка, и когда потом слушаешь запись концерта, это обнаруживается: концерт был не очень приятным по ощущениям, а в записи он тебе потом нравится, или наоборот, на концерте все было замечательно, а на самом деле в записи не очень качественно. Наверно, есть еще аура, атмосфера концерта, когда он кажется успешным.
Zelenograd.ru пожелал Игорю Бутману любящих и отзывчивых зрителей, и хорошего концерта в Зеленограде. Концерт состоится 8 февраля в Клубе МИЭТ в 18:00. Полный текст интервью с Игорем Бутманом читайте после 8 февраля, вместе с концертным фоторепортажем.