Участниками заседания было отмечено, что во времена перестройки бизнес зачастую начинался с компании друзей, а персонал набирался из числа знакомых и родственников, так как в нашей стране связи всегда были ключом к успеху любого предприятия, в том числе и коммерческого. Но, по мере роста компаний и развития рынка, родственных связей стало недостаточно, и возникла потребность в регулярном рекрутинге людей "со стороны". Сегодня в серьезные компании можно прийти "с улицы", предъявив нужные профессиональные качества и опыт, а фактор знакомства и близости взглядов уже не преобладает над фактором профессионализма. Однако, зачастую при желании сменить работу, люди начинают с обзвона знакомых, рассчитывая, что "свои люди" помогут.
Статистика: отечественный бизнес исповедует принцип русской общины. Примерно у 85% россиян именно на службе вспыхивают личностные конфликты и возникают служебные романы.
Мнение эксперта: заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ Юрий Стрелков полагает, что дружеские отношения между руководителем и подчиненными способны принести общему делу немало пользы. "Люди, находящиеся в близких отношениях, легче и быстрее понимают друг друга. Им проще обсуждать проблемы и находить пути выхода из кризисных ситуаций", — считает эксперт.
Участники встречи приводили яркие примеры личных отношений на работе: возникновение родственного альянса, ситуация "любовь вместо работы" (роман между руководителем – мужчиной и женщиной – подчиненной), "отцы и дети" в одной компании (отношения отца - владельца бизнеса и сына, подчинённого ему по должности), дружеские отношения среди долго работающих сотрудников. Все выступающие отметили, что проблема заключается не в самих неформальных отношениях, а в возможности манипуляций на их основе и опасности использования этих отношений в личных целях — против коммерческих интересов предприятия или интересов другого сотрудника.
Статистика: по результатам опроса журнала "Ведомости" 81% кадровиков считает, что служебные романы опасны для компаний, т.к. они служат дополнительным источником конфликтов. А 74% опрошенных уверены, что сотрудники должны нести юридическую ответственность за романтические увлечения в пределах офиса.
Участники заседания разобрали несколько актуальных проблемных ситуаций из своей практики, связанных с личными отношениями на работе. Те члены клуба, которые заявили эти ситуации, получили, таким образом, реальную помощь от HR-сообщества. В ходе групповой работы были выявлены истинные причины возникновения каждой из заявленных ситуаций и выработаны пошаговые рекомендации по эффективному выходу из них. Основные выводы и рекомендации, которые были выработаны участниками встречи:
- все проблемные ситуации, связанные с "расформализацией" отношений на работе, нуждаются в диагностике и выяснении истинных, а не только находящихся на поверхности причин их возникновения;
- руководителю или специалисту по управлению персоналом нужно определиться со своей собственной позицией по отношению к неформальным связям на работе. И лучше, если эта позиция станет проактивной, т.е. будет заключаться не в следовании за складывающейся ситуацией, а в активном управлении ею;
- следует проводить четкую грань между деловыми и личными отношениями, чтобы они не стали помехой работе из-за не простроенных границ;
- для нейтрализации возможных манипуляций со стороны любителей смешения личного и делового, необходимо использовать открытые коммуникации - информирование о своём отношении к происходящему, обратную связь о своих действиях в связи с этим и т.п.;
- если в компании и работают вместе родственники, то они должны быть разведены по разным уровням или направлениям работы, а не концентрироваться, например, в управлении компанией или на одном участке работы;
- любая форма отношений хороша, если она управляема, т.е. приводит к получению желаемого результата. А результат - это не только экономические показатели компании, но и создание её "добавочной стоимости", в том числе - за счет развития неформальных, человеческих отношений в команде. Поэтому родственные и любые иные отношения людей в компании можно рассматривать и как часть её корпоративной культуры, которая обеспечивает достижение поставленных целей;
- когда бизнес испытывает серьёзные трудности (реструктуризация, кризис, переход на новый этап развития), фактор личных отношений может солидаризировать команду вокруг деловых задач и стать решающим для выживания и будущего успеха компании.
Следующая 15-я встреча Зеленоградского клуба специалистов по управлению персоналом "HR-МАСТЕР" состоится 26 марта 2008 года. Руководители и специалисты по управлению персоналом, которые хотели бы присоединиться к работе клуба, могут заявить об этом по телефону (495)644-9353 или по e-mail: hr-master@mail.ru. Организаторы встречи – Центр системного консалтинга "Формула Управления" и Зеленоградский филиал Московского дома общественных организаций при информационной поддержке портала Zelenograd.ru.
Руководители, у которых есть вакансии менеджеров по персоналу (кадрам) могут представить свою компанию на очередной встрече клуба. Таким образом, они получат возможность заявить о своей вакансии перед профессиональным сообществом менеджеров по управлению персоналом.